Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)'

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика преподавания / русский язык / исторический аспект / педагогические кадры / учебные программы / учебники / teaching methods / Russian language / historical aspect / teaching staff / curricula / textbooks

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Т.С. Абрамова, Е.П. Никифорова

Методика преподавания русского языка, как и любая наука, реагирует на все изменения, происходящие в системе образования, реалии жизни, сохраняя все то, что повышает качество обучения. В статье рассматривается история развития методики преподавания русского языка в Республике Саха (Якутия) с XIX по XXI века. Раскрыты особенности методики преподавания русского языка в разные исторические периоды, рассмотрены концептуальные документы и работы ученых-методистов, внесших значительный вклад в развитие методики преподавания русского языка в Республике Саха. Основное внимание уделяется становлению системы обучения русского языка в школах с родным нерусским языком обучения. Рассмотренные материалы позволяют сделать вывод, что в настоящее время необходимо возродить методику преподавания русского языка для школ с родным нерусским языком обучения с учетом исторического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Т.С. Абрамова, Е.П. Никифорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORICAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGY OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

The methodology of teaching the Russian language, like any science, reacts to all the changes taking place in the education system, the realities of life, while preserving everything that improves the quality of education. The article examines the history of the development of the methodology of teaching the Russian language in the Republic of Sakha (Yakutia) from XIX to XXI century. Russian language teaching methodology features in different historical periods are revealed, conceptual documents and works of methodologists who have made a significant contribution to the development of Russian language teaching methods in Yakutia are considered. The main attention is paid to the formation of the Russian language teaching system in schools with a native non-Russian language. The work reveals the specifics of the methodology of teaching Russian in Yakutia in different historical periods. The reviewed materials allow to conclude that it is currently necessary to revive the methodology of teaching Russian for schools with a native non-Russian language of instruction, taking into account historical experience.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)»

References

1. Usmanov S.R. Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij dlya realizacii lichnostno orientirovannoj modeli obucheniya v organizaciyah srednego professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2018.

2. Fal'kov V.N. Interv'yu «Ideal'nyj vuz 21 veka: 200 studentov- 200 uchebnyh programm». Available at: https://www.kp.ru/daily/27143/4236342

3. Kumarina G.F. Adaptivnoe obrazovanie: suschnost' i usloviya realizacii. Narodnoe obrazovanie. 2011; № 4 (1407): 30-36.

4. Abalyan Zh.A. Ispol'zovanie metoda rotacii stancij pri obuchenii anglijskomu yazyku v neyazykovyh vuzah. Prepodavatel' XXI vek. 2022; № 1-1: 105-116.

5. VZnaniya - otlichnaya rossijskaya programma interaktivnogo obucheniya - Didaktor. Available at: http://didaktor.ru/vznaniya-otlichnaya-rossijskaya-obrazovatelnaya-platforma-interaktivnogo-obucheniya/

6. Kuznecova M.E. Ispol'zovanie onlajn-platformy «VZnaniya» v prepodavanii anglijskogo yazyka v kolledzhe. Innovacionnye processy v sovremennom obrazovanii: praktiki, tehnologii, resheniya: sbornik trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: Informio, 2021: 36-43.

7. Stempleski S., Tomalin B. Cultural awareness. Oxford University Press, 1994.

8. Krasnova T.I. Innovacionnoe izuchenie yazykov: issledovanie immersivnyh virtual'nyh sred. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2023; № 3 (107): 119-123.

9. Ivan'ko A.F., Ivan'ko M.A., Romanchuk E.E. Virtual'naya real'nost' v obrazovanii. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2019; № 3-1: 20-25.

10. Lee E.A.L., Wong K.W. Learning with desktop virtual reality: Low spatial ability learners are more positively affected. Computers & Education. 2014; № 79: 49-58.

11. Kameneva E.A., Mel'nichuk M.V., Starodubceva E.A., Krasnova T.I., Savchenko N.V. Komparativnyj analiz 'effektivnosti ispol'zovaniya virtual'noj real'nosti i tradicionnogo videokontenta v obrazovatel'nom processe vysshego uchebnogo zavedeniya. Vestnik Finansovogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2023; № 13 (2): 62-71.

12. Agal'cova D.V., Val'kova Yu.E. Tehnologii iskusstvennogo intellekta dlya prepodavatelya vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 5-7.

13. Rets N.I., Pivneva S.V., Pasiukova O. et al. Effectiveness of foreign language teaching techniques: provision of feedback as a way to correct writing mistakes. Revista EntreLinguas. 2022; Vol. 8, № S1: 022022.

Статья поступила в редакцию 29.02.24

УДК 372.881.161.1

Abramova T.S., postgraduate, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: tuyara-abramova@mail.ru

Nikiforova E.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: monep@mail.ru

THE HISTORICAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGY OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA). The methodology of teaching the Russian language, like any science, reacts to all the changes taking place in the education system, the realities of life, while preserving everything that improves the quality of education. The article examines the history of the development of the methodology of teaching the Russian language in the Republic of Sakha (Yakutia) from XIX to XXI century. Russian language teaching methodology features in different historical periods are revealed, conceptual documents and works of methodologists who have made a significant contribution to the development of Russian language teaching methods in Yakutia are considered. The main attention is paid to the formation of the Russian language teaching system in schools with a native non-Russian language. The work reveals the specifics of the methodology of teaching Russian in Yakutia in different historical periods. The reviewed materials allow to conclude that it is currently necessary to revive the methodology of teaching Russian for schools with a native non-Russian language of instruction, taking into account historical experience.

Key words: teaching methods, Russian language, historical aspect, teaching staff, curricula, textbooks

Т.С. Абрамова, аспирант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: tuyara-abramova@mail.ru

Е.П. Никифорова, д-р пед. наук, проф., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: monep@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Методика преподавания русского языка, как и любая наука, реагирует на все изменения, происходящие в системе образования, реалии жизни, сохраняя все то, что повышает качество обучения. В статье рассматривается история развития методики преподавания русского языка в Республике Саха (Якутия) с XIX по XXI века. Раскрыты особенности методики преподавания русского языка в разные исторические периоды, рассмотрены концептуальные документы и работы ученых-методистов, внесших значительный вклад в развитие методики преподавания русского языка в Республике Саха. Основное внимание уделяется становлению системы обучения русского языка в школах с родным нерусским языком обучения. Рассмотренные материалы позволяют сделать вывод, что в настоящее время необходимо возродить методику преподавания русского языка для школ с родным нерусским языком обучения с учетом исторического опыта.

Ключевые слова: методика преподавания, русский язык, исторический аспект, педагогические кадры, учебные программы, учебники

Задача формирования функциональной грамотности и повышения качества образования требует особого внимания к проблеме качества преподавания русского языка. Русскому языку отводится особое место в учебном плане, так как в настоящее время это практически единственный предмет, по которому все без исключения выпускники проходят государственную итоговую аттестацию.

В Республике Саха (Якутия), по данным Всероссийской переписи 2020 г, преимущественно проживает якутоязычное (сахаязычное) население. Более 75% школ осуществляют процесс обучения на втором государственном языке республики, также в качестве учебного предмета изучаются языки коренных народов Севера.

Таблица 1

Средние баллы ОГЭ по русскому языку в 2019-2023 гг. в РС(Я) (%)

Предмет 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Русский язык 3,8 3,7 3,7 3,8 3,9

При этом результаты государственной итоговой аттестации за последние 5 лет показывают отставание от среднероссийских баллов, поэтому в учебном про-

цессе необходимо учитывать исторический опыт преподавания русского языка, в том числе в национальной школе.

В данной статье мы рассмотрим исторический аспект методики преподавания русского языка в Республике Саха (Якутия).

Цель - изучить исторический аспект развития методики преподавания русского языка на примере Республике Саха (Якутия).

Задачи:

1. Изучить историю становления и развития системы преподавания русского языка в условиях многоязычия в Республике Саха (Якутия) в Х1Х-ХХ1 веках.

2. Определить особенности условий развития методики преподавания русского языка на разных исторических этапах.

3. Выявить достоинства и недостатки системы преподавания русского языка в Республике Саха (Якутия) на разных исторических этапах.

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, сравнительно-исторический.

Новизна исследования связана с недостаточным учетом исторического опыта при разработке программ, учебников, учебных и методических пособий при обучении русскому языку

Таблица 2

Предмет 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

РФ РС(Я) РФ РС(Я) РФ РС (Я) РФ РС (Я) РФ РС (Я)

Русский язык 69,5 60,6 71,6 66,8 71,4 63,3 68,3 60,1 68,4 59,9

Средние баллы ЕГЭ по русскому языку в 2019-2023 гг в РФ и РС(Я) (%)

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы статьи могут применяться при планировании и проведении семинаров, педагогических практикумов, научно-практических конференций для школьников и педагогов, в том числе в педагогических классах.

В конце XIX века перед правительством Российском империи встала задача обучения грамоте инородцев и русификации национальных окраин государства. Это решение потребовало значительных изменений и нововведений в законодательную базу страны и пересмотра образовательной политики.

Первый, дореволюционный этап становления системы преподавания русского языка в северном крае охватывает промежуток с 1870 по 1913 гг., когда были приняты важные нормативные акты [1]:

1870 г.

"Правила о мерах к образованию населяющих

Россию инородцев (на базе Концепции

НИ. Ильменского)

о

1906 г.

"Правила о начальных училищах

для инородцев, живущих в восточной и

юго-восточной России"

л

о

1907 г 1913 г

"Правила о "Правила о

начальнск начальнск

училищах училищах

для А для

инородцев" Ч инородцев"

л к.

Рис.1. Кусударственныечокументы по организации обучения нерусских народов

ЗакчномаИТСг.вучеануюпрофаммуНыла втпючены уроки разговорнсно русского языка, чтения, письма, истории; впервые был применен дифференци-ровррнашпедюод, учетывнющмйвалигвоаную и наарпнальниютуннадлажюсуа уакниксв.

Оеобенноспрнв вавумвнта 190Н в. стало нксючнним тодноСюого учебноов пляна а рае^бописьых ирофиим во всемучевнымпредиетам.Прирритет был оцан о&учеивю во р^снум изы^ шонам фриюты, одвоклаудным н дв°класс-ньни усиаищим.

Етнс рд^тнивтыН ркы 1907 а днкуккал о^^впоир на роднюм тныке на тч-сал^г^омют^не, нр в 1НСЮ г Лылт poльюycnвoкoнзыка, ны-

Х6о(^|^|^1уго вoнррмсыиpеющрр и интeгpссyющaярахс в cиытeмeoбучУйия[И]l

ре сущеникевaлo скны^л^г^г^гхв^^под!^»;^-июних русскому языке, учитыа^г^^^xк^[^У^ноH тнывуиащихия, вукиослнссые ро^(^чкво1^1^и чусннюго овьта. ¡^к^н^к^о^т^тры мралчтоостиот оырр^^^с^с^^и^^сыун^, мыл очисленности и тяжелых климатических условий Якутская область в конце XIX -наналеМвт. чтлялаьиодьойнз наатчюее мтамютчых м^ооест^рнl^е^f^рид Ровинтскс1[ ем^ни. Сюглас^о вурюпиоч 18Пи г. днлн гиоарюттюч^о ха^льно трн соавляла с 1%,в cрыдo«вкopoотискoга»наcслeинн(н равeрщeчтвeнны очутчт)н а.Н% т9], Пенчст кнтеeлroринpудныx учиоищ Сн.СЮ. Оготомнивлс окмрчы^. что по причине незнания русского языка дети не могли вовремя освоить программу нинрльиаH и иолотт Орубь^ю бимонocти н ^срщчуив ибноскай ед^^ы^нальищотико зь^^^J^oк^l^лaыниие сcеерHиочию рравким озыво, □[^итсм ст^о^^с^лочике^^ов-лeнввflттлбьнoчиоенк и одрималн тоoинвмйиoe, ьыоолсрнс нлсрмасчые иаынг с^Поэтому в свм^к^}^ Пpио^^pнoй г^скгр^мщи сячальнытучилищ Сзнтоиосн^о

в— -N

1919 г.

".Документы"

■А

п

1938 г. Постановление СНК СССР" ЦК ВКП (б) "Об обязательном изучении русского языка в школах-нкациональных республик и областей"

О

1926 г. Постановление Якутского ОК ВКП (б) "О мерах коренизации обучени я в начальных классах и улучшения преподавания русского языка в школах ЯАССР

1938 г. Постановление СНК "О преподавани и

русского языка в национальных школах

ЯАССР"

решение ввести 4-годичный курс обучения в одновлассные начальные училища Якутской области.

Необходимо отметить, что первыми просветителями в Якутии XIX века, которая в то время была «тюрьмой без решеток», стали политические ссыльные.

Таким образом, дореволюционный этап становления и развития системы преподавания русского языка в Якутии положил основу распространения грамотности местного населения, содействовал включению якутов и представителей других коренных народов в культурную и социально-политическую жизнь государства в первую очередь через изучение русского языка. Наиболее актуальными проблемами сферы образования были отсутствие научной и методической базы, плохое состояние материально-технической базы школ и училищ, острая нехватка учителей. Зачастую уроки проводили малограмотные люди, которые сами имели 1-3 класса образования.

Несмотря на отдельные меры, предпринимаемые первыми просветителями, доля безграмотных людей в Якутии была чрезвычайно высока, русским языком местное население практически не владело. Особенно на окраинах, где проживали коренные малочисленные народы Севера, распространение русского языка продвигалось медленно. Исключение составляли поселки русских старожилов Арктики, проживавших в селах Русское Устье и Походск.

В связи с тем, что местное население почти не владело русским языком, обучение велось на родном (якутском) языке. К 1926 г. доля грамотного населения возросла до 19,4% [4]. Следующей задачей была подготовка учителей-русо-ведов. В 1935 г. при Якутском педагогическом институте открылись отделения русского языка и литературы, затем - Учительский институт. В конце 30-х годов д вадцатого столетия первый выпуск учителей русского языка и литературы от-п равился работать в школы Якутии [5].

К началу 1938-1939 учебного года были разработаны и изданы первые учебники по грамматике русского языка с учетом этнокультурных особенностей коренного населения Якутии (родных языков, местных реалий и т. д.) [4]. Огромный вклад в изучение русского языка внесли учителя, которые были направлены Наркомпросом РСФСР в союзные и автономные республики страны для работы с учащимися среднего и старшего звена. В Якутию в 30-х годах XX века прибыл о 107 учителей из центральных городов России. Системная целенаправленная п одготовка учителей, в том числе национальных кадров, способствовала ликвидации безграмотности населения и стала настоящим прорывом для развития общества. В 1948 году в столице Якутской республики было решено открыть отделения для подготовки учителей русского языка и литературы для якутских школ п ри Якутском пединституте.

В послевоенные годы в Якутии была создана научная, теоретическая и п рактическая база для развития методики преподавания русского языка в национальной школе, неразрывно связанная с именами профессора Луки Никифоров ича Харитонова и выдающегося методиста, учителя сельской школы Парфения Никитича Самсонова.

Лука Никифорович Харитонов (1901-1972 гг.).

Его работы, в том числе доклады «Русский язык в начальной якутской школе» (1935 г.), "Об увязке грамматики русского языка с грамматикой родного языка" (1948 г.) учитывавшие особенности русского и родного якутского языков, стали основой для дальнейших исследований методистов.

Парфений Никитич Самсонов (1898-1982 гг.).

Автор программ, учебников и учебных и методических пособий по русскому языку. Учебники по русскому языку для 1,2,3 классов переиздавались 9 раз с 1948 по 1968 гг. Опыт обобщен в докладе "Основные трудности усвоения русского языка учащимися-якутами" (1948 г.).

Рис. 2. Документы, принятые в советское время

Рис. 3. Основоположники методики преподавания русского языка вякутской школе

Работая более 10 лет преподавателем и директором Якутского педагогического училища, Самсонов воспитал не одно поколение учителей начальных классов. Парфений Никитич подчеркивал особую важность взаимосвязанного изучения якутского и русского языков на начальном этапе обучения. При этом онбылубевден.чко урок русского якыка учителю нообходкмовести на одком языке, не прибегая к переводу [5].

г

Таблица 3

Документы по организации обучения русскому языку, принятые в постперестроечное время

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Год Наименование Особенности

1991 г Концепция обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия), утвержденной постановлением Совета Министров Якутской- Саха ССР от 23 мая 1991 года №272 В учебно-воспитательный процесс введен этнокультурный и национально-региональный компоненты, поставлена задача обогащения детей культурой народов совместного проживания, усилена необходимость взаимосвязанного изучения языков

2001 г Концепция школьного языкового образования Республики Саха (Якутия) Внедрено понятие компетентностного подхода при изучении русского языка. В школе с родным нерусским языком обучения ученик должен был овладеть такими типами компетенций, как коммуникативная, лингвистическая, языковая, этнокультуроведческая.

2005 г Базисный учебный план Республики Саха (Якутия), утвержденный постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 июня 2005 г. № 373 Предусмотрено деление на группы на уроках русского языка в классах с родным языком обучения. В профильных классах старшей школы в 3 раза увеличено количество часов русского языка.

Таблица 4

Концепции преподавания русского языка

Год Наименование Особенности

2016 г Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации Отмечается, что «неравный уровень владения обучающимися русским языком делает необходимым создание и внедрение в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия»

2019 г Концепция преподавания родных языков народов России Выделяется ключевая роль русского языка в сохранении культурно-языкового многообразия Российской Федерации. Отмечается необходимость выявления реальной потребности национальных субъектов Российской Федерации в учителях с двойной квалификацией (учитель русского и родного языков; учитель русской и родной литературы) в рамках пятилетнего бакалавриата/ специалитета.

В 1982 г была создана отдельная кафедра методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе (РОЯШ) при педагогическом факультете Якутского государственного университета, подготовившая за годы своего существования учителей русского языка для работы в школах с родным (якутским) языком обучения.

В период глубоких структурных изменений в системе образования, вызванных перестройкой в начале 90-х годов XX века и продолжавшихся вплоть до XXI века, был принят ряд региональных концептуальных нормативных документов, благодаря которым преодолевался системный кризис [6].

В настоящее время 58,4% учащихся школ в Республике Саха (Якутия) обучаются на родном (якутском) языке. В связи с этим вопросы совершенствования

методики русского языка для детей с родным (нерусским) языком обучения остаются одними из наиболее актуальных. Об этом говорится и в двух концептуальных документах, принятых в последние годы [7].

В октябре 2016 г. в республике состоялся первый форум по филологическому образованию, по итогам которого начата работа по созданию учебных пособий, методических рекомендаций по русскому языку в национальной школе.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время, опираясь на накопленный многими поколениями исследователей богатый опыт, с учетом современных реалий и возможностей информационно-коммуникационных технологий необходимо возродить методику преподавания русского языка для школ с родным (нерусским) языком обучения.

Библиографический список

1. Городенко Д.В. Формирование системы национального образования нерусских народов в России во второй половине XIX - начале XX вв. Гуманизация образования. 2009; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-natsionalnogo-obrazovaniya-nerusskih-narodov-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-vv

2. Помелов В.Б. Просвещение нерусских народов Вятского края (XIX- началоXXвв.): монография. Киров: Вятский государственный университет, 2018.

3. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г Кн. LXXX. Якутская область, 1904: 28.

4. Сивцева С.И. Состав населения Якутии в 1939-1959 гг. Теория и практика общественного развития. 2014; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sostav-naseleniya-yakutii-v-1939-1959-gg

5. Якутский Ушинский. Книга первая. Автор-составитель Т.П. Самсонова. Якутск: Министерство образования РС(Я), 2000.

6. Концепция школьного языкового образования. Якутск: Издательство Департамента НиСПО МОЛ РС(Я), 2001.

7. Об утверждении Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р. Available at: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf

8. Концепция преподавания родных языков народов России. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/616ab265aa2810f14a2c3fd1203a0aaa/download/2400/

References

1. Gorodenko D.V. Formirovanie sistemy nacional'nogo obrazovaniya nerusskih narodov v Rossii vo vtoroj polovine XIX - nachale XX vv. Gumanizaciya obrazovaniya. 2009; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-natsionalnogo-obrazovaniya-nerusskih-narodov-v-rossii-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-vv

2. Pomelov V.B. Prosveschenie nerusskih narodov Vyatskogo kraya (XIX- nachalo XX vv.): monografiya. Kirov: Vyatskij gosudarstvennyj universitet, 2018.

3. Pervaya vseobschaya perepis' naseleniya Rossijskoj imperii, 1897 g. Kn. LXXX. Yakutskaya oblast', 1904: 28.

4. Sivceva S.I. Sostav naseleniya Yakutii v 1939-1959 gg. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sostav-naseleniya-yakutii-v-1939-1959-gg

5. Yakutskij Ushinskij. Kniga pervaya. Avtor-sostavitel' T.P. Samsonova. Yakutsk: Ministerstvo obrazovaniya RS(Ya), 2000.

6. Koncepciya shkol'nogo yazykovogo obrazovaniya. Yakutsk: Izdatel'stvo Departamenta NiSPO MOL RS(Ya), 2001.

7. Ob utverzhdenii Koncepcii prepodavaniya russkogo yazyka i literatury v Rossijskoj Federacii. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 9 aprelya 2016 g. № 637-r. Available at: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf

8. Koncepciya prepodavaniya rodnyh yazykov narodov Rossii. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/616ab265aa2810f14a2c3fd1203a0aaa/download/2400/

Статья поступила в редакцию 19.01.24

УДК 378

Aksenova N.A., postgraduate, Department of Linguistics, Linguodidactics and Intercultural Communication, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: na777@yandex.ru

GENERAL ACADEMIC SKILLS AS THE LEADING COMPONENTS OF FUNCTIONAL LITERACY OF HIGH SCHOOL STUDENTS. The article is dedicated to a study of the role of general academic skills in the formation of functional literacy among students. The article presents a comparative analysis of the relationship between universal educational activities reflected in the official documents of UNESCO and the Federal State Educational Standard regulating the most important

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.