Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ И ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ИЗУЧЕНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ И ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ИЗУЧЕНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родные языки / русский родной язык / поликультурное пространство / культуроведческая компетенция / лингвокраеведческая компетенция / native languages / Russian native language / multicultural environment / cultural / linguistic and regional knowledge competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.С. Абрамова, Е.П. Никифорова

В статье представлен опыт преподавания русского родного языка в поликультурной образовательной среде на примере Республики Саха (Якутия). Целью статьи является поиск подходов к взаимосвязанному обучению родных языков, изучаемых в школе. Новизна обусловлена недостаточностью учета возможностей лингвистического краеведения на уроках русского родного языка. Выполнена характеристика особенностей региональной образовательной системы республики. Анализируются содержание и формы работы по развитию культуроведческой и лингвокраеведческой компетенций, приводятся и анализируются примеры использования материалов лингвокраеведческого и культуроведческого характера, целесообразные для работы с обучающимися. Опрос и анкетирование респондентов из числа учителей и обучающихся позволили определить проблемные аспекты и перспективы в преподавании русского родного языка в поликультурной образовательной среде. Материалы статьи могут применяться при планировании и проведении учебных занятий по родному русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.С. Абрамова, Е.П. Никифорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF CULTURAL STUDIES AND LOCAL LINGUISTICS COMPETENCIES IN THE PROCESS OF INTERCONNECTED STUDY OF NATIVE LANGUAGES IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT

The article presents the experience of teaching Russian native language in a multicultural educational environment on the example of the Republic of Sakha (Yakutia). The purpose of the article is to seek approaches to the interrelated teaching of native languages studied at school. The novelty is due to the lack of consideration of the possibilities of linguistic local history in the lessons of the Russian native language. The authors characterize peculiarities of the regional educational system of the republic. The article analyzes the content and forms of work on the development of cultural studies and linguocultural competencies, provides and analyzes examples of the use of linguocultural materials when working with students. The survey and questionnaire survey of respondents allow identifying problematic aspects and prospects in teaching the Russian native language in a multicultural educational environment. The materials of the article can be used in planning and teaching native Russian language.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ И ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ИЗУЧЕНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ»

3. Требования к педагогической подготовке офицеров в военных вузах. Available at: https://studme.org/144687/pedagogika/trebovaniya_pedagogicheskoy_podgotovke_ ofitserov_voennyh_vuzah?ysclid=lclw74i2f4965856652 ДАГОГИКА (studme.org)

4. Трубникова Л.И., Котлованова Т.В., Небреева М.Л. О профессионально-педагогических качествах преподавателя военного вуза как факторах формирования его мастерства. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 196.

5. Юрьев Л.К. К реформе нашей военной школы. Офицерская жизнь. 1907; № 60: 5.

6. Педагогическая система: теория, история, развитие: коллективная монография. Москва: Народное образование, 2014.

7. Трубникова Л.И., Запорощенко Е.В. О применении некоторых форм учета знаний курсантов при изучении технических дисциплин. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97).

References

1. Sol'eva A.V. Kachestva sovremennogo prepodavatelya vysshih uchebnyh zavedenij. Studencheskij nauchnyj forum: XI Mezhdunarodnaya studencheskaya nauchnaya konferenciya. Saratov, 2019.

2. Obraschenie Ministra oborony Rossijskoj Federacii S. Shojgu (10.06.2022 g.). Moskovskij komsomolec. Available at: https://www.mk.ru/politics/2022/06/10/shoygu-pozhelal-vypusknikam-vuzov-umelo-deystvovat-v-boevoy-obstanovke-i-berech-zhizni-podchinennykh.html?ysclid=ld7fqcc9n6453239380

3. Trebovaniya k pedagogicheskoj podgotovke oficerov v voennyh vuzah. Available at: https://studme.org/144687/pedagogika/trebovaniya_pedagogicheskoy_podgotovke_ ofitserov_voennyh_vuzah?ysclid=lclw74i2f4965856652 DAGOGIKA (studme.org)

4. Trubnikova L.I., Kotlovanova T.V., Nebreeva M.L. O professional'no-pedagogicheskih kachestvah prepodavatelya voennogo vuza kak faktorah formirovaniya ego masterstva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 196.

5. Yur'ev L.K. K reforme nashej voennoj shkoly. Oficerskaya zhizn'. 1907; № 60: 5.

6. Pedagogicheskaya sistema: teoriya, istoriya, razvitie: kollektivnaya monografiya. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2014.

7. Trubnikova L.I., Zaporoschenko E.V. O primenenii nekotoryh form ucheta znanij kursantov pri izuchenii tehnicheskih disciplin. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97).

Статья поступила в редакцию 24.01.23

УДК 372.881.161.1

Abramova T.S., postgraduate, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: tuyara-abramova@mail.ru

Nikiforova E.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: monep@mail.ru

FORMING OF CULTURAL STUDIES AND LOCAL LINGUISTICS COMPETENCIES IN THE PROCESS OF INTERCONNECTED STUDY OF NATIVE LANGUAGES IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT. The article presents the experience of teaching Russian native language in a multicultural educational environment on the example of the Republic of Sakha (Yakutia). The purpose of the article is to seek approaches to the interrelated teaching of native languages studied at school. The novelty is due to the lack of consideration of the possibilities of linguistic local history in the lessons of the Russian native language. The authors characterize peculiarities of the regional educational system of the republic. The article analyzes the content and forms of work on the development of cultural studies and linguocultural competencies, provides and analyzes examples of the use of linguocultural materials when working with students. The survey and questionnaire survey of respondents allow identifying problematic aspects and prospects in teaching the Russian native language in a multicultural educational environment. The materials of the article can be used in planning and teaching native Russian language.

Key words: native languages, Russian native language, multicultural environment, cultural, linguistic and regional knowledge competencies.

Т.С. Абрамова, аспирант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: tuyara-abramova@mail.ru

Е.П. Никифорова, д-р пед. наук, проф., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: monep@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ И ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ИЗУЧЕНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

В статье представлен опыт преподавания русского родного языка в поликультурной образовательной среде на примере Республики Саха (Якутия). Целью статьи является поиск подходов к взаимосвязанному обучению родных языков, изучаемых в школе. Новизна обусловлена недостаточностью учета возможностей лингвистического краеведения на уроках русского родного языка. Выполнена характеристика особенностей региональной образовательной системы республики. Анализируются содержание и формы работы по развитию культуроведческой и лингвокраеведческой компетенций, приводятся и анализируются примеры использования материалов лингвокраеведческого и культуроведческого характера, целесообразные для работы с обучающимися. Опрос и анкетирование респондентов из числа учителей и обучающихся позволили определить проблемные аспекты и перспективы в преподавании русского родного языка в поликультурной образовательной среде. Материалы статьи могут применяться при планировании и проведении учебных занятий по родному русскому языку.

Ключевые слова: родные языки, русский родной язык, поликультурное пространство, культуроведческая компетенция, лингвокраеведческая компетенция.

Актуальность темы, рассмотренной в статье, обусловлена введением в 2019 году новых учебных предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература», что вызвало много вопросов и споров у методистов, учителей и родителей. Необходимо отметить, что, как и в случае с другими родными языками, изучаемыми в школе, для русского родного языка действует принцип добровольности выбора для изучения в школе [1]. Высказывались опасения, что содержание новых учебных предметов будет дублировать содержание предметов, уже включённых в образовательную программу. Ситуация осложнялась тем, что в начале 2019-2020 учебного года не было программы и учебников для изучения родного русского языка. Первый учебник «Русский родной язык» был издан только в ноябре 2019 года.

Цель данной статьи заключается в поиске подходов к взаимосвязанному обучению родных языков, изучаемых в школе, в поликультурной образовательной среде.

Основные задачи заключаются в следующем:

- рассмотреть особенности преподавания русского родного языка в поликультурной образовательной среде;

- проанализировать содержание и формы работы по формированию культуроведческой и лингвокраеведческой компетенций на уроках русского родного языка в поликультурном пространстве Республики Саха (Якутия).

- разработать рекомендации для формирования культуроведческой и лингвокраеведческой компетенций на уроках русского родного языка.

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, статистических данных, систематизация и обобщение материала, анкетирование, опрос.

Научная новизна определяется недостаточностью учета возможностей лингвистического краеведения при формировании культуроведческой и лингво-краеведческой компетенций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы статьи могут применяться при планировании и проведении учебных занятий по родному русскому языку.

Новый ФГОС ориентирован на «изучение обучающимися многообразного цивилизационного наследия России, представленного в форме исторического,

социального опыта поколении россиян, основ духовно-нравственных культур народов России» [2].

Формирование культуроведческоИ компетенции обучающихся является одной из основных задач учителя родного языка. Вопросы формирования и диагностики уровня сформированности культуроведческоИ компетенции в настоящее время недостаточно исследованы, отсутствуют единые критерии лырзделения уровня культуроведческоИ компетенции, которая проявляется в сформирован-ностимотивационно-ценностного отношениякистории икультуре Российской Федерации, наличии знаний о национальном своеобразии, богатстве.иурыурт родсогсазыкт.снблюдитиинультурырутикнгоресевого пооидения, умении променять полученные знания в жизни [3].

Вяромионресстивстоценсе иручетрнро,ино1сязы1<овособоевнзмансс должно уделяться формированию у учащихся ценностного отношения к языку, внспиианте крнртнры речн

Таким образом, изучение родных языков целесообразно проводить в кон-тикнне кисьсуровидческого подхнцд ксторыТ «пнедполигатт исонльзсуатое базовых компонентов культурологической направленности... Это, например, такие нррмигыи гоиитиядак я^литенo^оачe(З^^^T фон урогт, ктгнтуриведияркий секст, искусствоведческий текст и другие» [4].

Вотличиигтиредмеыа«Риескуй язык», «птедмет «Ргтрой изык (оцс^отсйеи направлен на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного ь^ь^^кр^к инстpсыентaтетнaсия наьррнапьзой и^иы-уцн1 исрморе^/^иса^к^и^ ней» [5].

Виолитулитусссппрнотнтрcтзс, наиоленнрм пиндстнтителямаратных народов, веками проживающих на одной территории, создаются условия для ззаитлотнонт^е^с^вония с нзасмочНигощения ялк^гтоияс^ов. Р^ооо|Эийски в Республике Саха (Якутия) проживают не только якуты и представители коренных малnноглeвнытньррдclеШeвейa(эивеы, эвeнто,дoогaнo,, юкагьpы,oшксо)lис и русские старожилы, издавна обосновавшиеся на побережье Северного Ледо-витогooташнaивцe^ть^еь^nt^^xсaИоие:г (рис. 1). ЯкутикоисрерскеУязыкизо-конодательно признаны государственными языками республики; эвенкийский, иол ооннктр.чркотекст, юкaтиpогиP, эоенскин яныяытея нсициальными языками в местах проживания коренных малочисленных народов севера [6].

Национальный состав коренных народов РС(Я) (чел.) 466492

500000 ■ 353649

400000 Л

300000

200000

100000 15071 21008 1281 1906 600

0 Г Л

якуты русские эвены эвенки юкагиры долганы чукчи

Рионсттс коо^ннть^^)^ н^аор0!3 ЫecнсбликоCaот (Якитаяс

Сложилась система языкового образования региона, в которой языками обучения являются русский и якутский языки, языками изучения - якутский, эвен-н«ии, тсоекиИо^l^т^.о^^отскиИ, юкатрсний днтгс^инко^о языка внт

дется только внеурочно.

Количество школ, в которых ведется изучение родных языков в РС(Я)

600 400 200 0

442

1

49 16 15

О 4

/

У ^

#

#

то*

Рис. 2. Количество школ, в которых ведется изучение родных языков народов Республики Саха (Якутия)

В 2022-2023 учебном году изучение родных языков включено в образовательные программы более 500 школ республики. Есть уникальные школы, в которых проводится изучение 3-5 родных языков: ГБОУ «Арктика» г. Нерюнгри о оутениемязылов, литлратррыикультуртнародов Севера.РКОУ «Колымсиас национальная средняя общеобразовательная школа им. Н.И. Таврата» Нижнеко-лызскогы (айоно,МБУУ«Стекуяя лбщеобтазтвттельлаящколя№УТг. Язукска с УИОП». Русский в качестве родного языка в настоящее время изучается в 49 шкчнао чии доставляет 7,8% от общего количества школ республики (рис. 2).

у|уул1Тязл1т лакродноынзучаютболее56тысачкбрлаыщихсы,яаыти коненяыосаоодов, относящиеся к официальным языкам республики, изучают 2,5 зьт. шылшников. Русский как родной в 2022-2023 учебном году изучают 19,6 тыс. якутских школьников (рис. 3).

Количество обучающихся, изучающих родные языки

56761

60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

119652 0

988 1069

85

318

ерн

¿Г

У *

*

/ / / , / * 4

/ / ^ /

Рис. 3. Количество обучающихся, изучающих родных языки ваоствВликтСаул (Ятяая)

Ленгвлккаевтдчтский )лиотоулгионоведческий) аспект, а также вопросы изучения русского родного языка во взаимосвязи с другими родными языками, изучаемыми в школе, в поликультурной среде недостаточно разработаны в ме-тодикепрепндаваниярусскнго редного языка и слабо отмены в ерограммах, учебниках и учебных пособиях.

Можно выделить следующие объекты лингвокраеведческой работы в школе (рис. 4):

рыапноодаи речь

Лнгыидапьдаи идимауоыоа

изыо лнгиидальдиги фипьспира

изыо яррижнуоинддыя плиызинрндый кнуодыя аиоирти, былглафичнуоы уиизаддыя у краем

изул мнуодыя СМИ

жыиаи речь знмпиоии

гилируоин ы рнлниндуоин плиуоилнчын

лнчниий эоыоно лнгыида

^ип.^.(миов^■^г^lг^р^nгуоиpaввеиопиoаоипот ыв школе [7]

е убзике Саха (Якутия) практически отсутствуют учебные пособия и десертил^с^ мятериаоргкятои русеми язиуие^г^ з ческом фоне региона.

Вмаоелсзем дсилил^н^ая картинпдоссжогияреlкнвуонпyбликоCрхи(осy-тнятстлрчауиия кoлькбpнo-дрывoвь 1м своеобразием. В дельте Индигирки у Север-ннгoЛвдoнуоигo oр^^нв|эac^пc^в^^жено уникальное поселение Русское Устье, где нуоживрют прнвмбсpнвиксв cтдкoжилoв,coxpaнисшиe сеюр ^и^^кт и^льтуру В Центральной Якутии, преимущественно в Хангаласском улусе, живут потомки Иусолпь знpeиeсeпоии, «госумрниевlв яммикв».

В рамках исследования нами проведено анкетирование 37 учителей город-Cриинcкаьcку|ршр0лcлeлкивпlьклннрриcз0ннб0длуус с^орм имегодозлинго-вокраеведческой работы на уроках родного русского языка.

0

Результаты опроса учителей показали следующее: 13,5% учителей постоянно используют лингвокраеведческие материалы на уроках родного русского языка, 18,9% используют часто, 62,2% - редко, 5,4% - никогда.

Во внеклассной работе лингвокраеведческие материалы применяют 16,2% учителей, 27% - часто, 51,3% - редко, 5,4% - никогда.

19% учителей считают недостаточными свои знания об особенностях русского языка и русской культуры в Республике Саха (Якутия), 16,2% затрудняются дать ответ на данный вопрос.

18% учителей родного русского языка используют в своей работе материалы фольклора народов, проживающих в Республике Саха (Якутия), 71% -материалы средств массовой информации, в том числе интернет-ресурсы, 32,4% - произведения местных авторов, 43,2% - источники из научных и научно-популярных изданий.

89,2% учителей отметили, что нуждаются в повышении квалификации по лингвокраеведческим темам.

Результаты выборочного анкетирования 75 обучающихся 7-9 классов на выявление уровня лингвокраеведческих знаний показали, что 92% школьников не имеют представления о русских старожильческих говорах Якутии, 86,6% не смогли назвать ни одного местного русскоязычного писателя, 69% не знают имен известных писателей и исследователей, связанных с Якутией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, богатая культура, своеобразный язык и фольклор русских старожилов Севера не отражены в школьных программах. Уроки русского родного языка могут восполнить пробел в лингвокраеведческих знаниях обучающихся, способствовать обогащению кругозора и словарного запаса школьников, формировать бережное и ответственное отношение к родному языку.

Для формирования лингвокраеведческой компетенции обучающихся в процессе изучения родного русского языка на уровне основного общего образования используется методика чтения региональных текстов. При выборе текстов можно ориентироваться на следующие критерии:

Библиографический список

- доступность возрасту обучающихся;

- познавательная ценность текста;

- направленность на развитие духовно нравственных качеств личности;

- соответствие нормам русского литературного языка.

Интерес детей вызывают произведения «Сон Макара», «Марусина заимка», «Государевы ямщики» (В.Г Короленко), «Жизнь Клима Самгина (А.М. Горький»), «Русское Устье» (В.Г Распутин), «Зимняя дорога» (Л.А. Юзефович), «Холод» (А.В. Геласимов) и другие, благодаря которым дети знакомятся с историей родной республики.

Для формирования культурной и лингвокраеведческой компетенций, развития творческих способностей обучающихся эффективен метод проектов. Школьниками были выполнены исследования на следующие темы: «Чему учат сказки Русского Устья?» (5 класс); «Неологизмы в средствах массовой информации Республики Саха (Якутия)» (6 класс); «Слова русского языка, заимствованные из языков народов Республики Саха (Якутия)» (7 класс); «Что в имени тебе моем? (топонимика края) (8 класс); «Культура речи в нашей школе» (9 класс), «Языковой портрет Арктики» (10 класс), «Концепт «Якутия» в произведениях русских писателей» (11 класс).

Для формирования целостного представления о языковой ситуации и этнокультурной картине региона можно проводить интегрированные уроки родных языков и культуры (русский родной язык + якутский язык, русский родной язык + якутский язык + культура народов Республики Саха (Якутия) и др.).

Таким образом, в поликультурном образовательном пространстве русский родной язык должен изучаться во взаимосвязи с другими родным языками и культурой народов, проживающих в регионе. Использование лингво-краеведческого материала в процессе обучения русскому родному языку способствует развитию культуроведческой и лингвокраеведческой компетенций обучающихся.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3. Available at: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г № 287. Available at: https://fgosreestr.ru/uploads/files/238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf

3. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва: Дрофа, 2004.

4. Ващенко М.Н. Реализация культуроведческого подхода в обучении школьников русскому языку Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013; № 18. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kulturovedcheskogo-podhoda-v-obuchenii-shkolnikov-russkomu-yazyku

5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Available at: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-2

6. О языках в Республике Саха (Якутия). Закон Республики Саха (Якутия) от 16.10. 199 2 N 1170-XII. Available at: https://docs.cntd.ru/document/804911252

7. Огдонова Ц.Ц. Лингвокраеведческий подход в преподавании учебного предмета «русский родной язык» в школе. Общество. 2020; № 3 (18): 81-84.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 goda N 273-FZ. Available at: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya, utverzhdennyj prikazom Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 31 maya 2021 g. № 287. Available at: https://fgosreestr.ru/uploads/files/238eb2e61e443460b65a83a2242abd57.pdf

3. Bystrova E.A. Obuchenie russkomu yazyku v shkole: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Moskva: Drofa, 2004.

4. Vaschenko M.N. Realizaciya kul'turovedcheskogo podhoda v obuchenii shkol'nikov russkomu yazyku. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 2013; № 18. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kulturovedcheskogo-podhoda-v-obuchenii-shkolnikov-russkomu-yazyku

5. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma osnovnogo obschego obrazovaniya. Available at: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-2

6. O yazykah v Respublike Saha (Yakutiya). Zakon Respubliki Saha (Yakutiya) ot 16.10. 199 2 N 1170-XII. Available at: https://docs.cntd.ru/document/804911252

7. Ogdonova C.C. Lingvokraevedcheskij podhod v prepodavanii uchebnogo predmeta "russkij rodnoj yazyk" v shkole. Obschestvo. 2020; № 3 (18): 81-84.

Статья поступила в редакцию 19.01.23

УДК 372.881.1

Babaev V.Ya, postgraduate, teacher, Tashkent Branch of MGIMO University (Tashkent, Uzbekistan),

E-mail: babaev_v_a@my.mgimo.ru; v.babaev@odin.mgimo.ru; ORCID: 0000-0003-4756-5255

ISSUES FOR UNIVERSITY STUDENTS' PROFESSIONAL WORLDVIEW FORMATION IN THE INTERNATIONAL RELATIONS SPECIALTY BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE. The research is aimed at identifying factors in the formation of the professional worldview of 1- and 2-year students of Tashkent branch of MGIMO. The research topic is relevant in modern pedagogy due to the fact that in the modern world, a specialist with a formed professional worldview is faster and more painlessly able to adapt to today's rapidly changing realities in all aspects of human life, be it economic or social. The aim of the article is to identify issues for university students' professional worldview formation in the international relations specialty by means of a foreign language. As part of the research, students of the 1 and 2 year majoring in international private law and civil law are surveyed, which contributes to determination of factors of forming a professional worldview and readiness for the future professional occupation of the respondents, as well as to identify the difficulties that students face during their studies. As a result of the study, a foreign language is a key factor in the formation of a professional worldview for students of a legal profile, and an insufficient number of provided hours and irrelevant teaching materials can serve as an obstacle to future career growth, as well as negatively affect academic success. The study contributes to the development of the theory and practice of pedagogy in higher education, supplementing and expanding the theoretical foundations for the formation of a professional worldview in the context of training a specialist in the international relations specialty.

Key words: professional worldview, foreign language course, language training, overseas branch, international relations specialty students.

В.Я. Бабаев, аспирант, преп. филиала МГИМО МИД России, г. Ташкент,

E-mail: babaev_v_a@my.mgimo.ru; v.babaev@odin.mgimo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.