Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ СОСТАВУ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ СОСТАВУ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / преподаватель / требования / учебно-воспитательные / организаторские / конструктивные / исследовательские / коммуникативные функции / cadet / teacher / requirements / educational / organizational / constructive / research / communicative functions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю.А. Панасенко, Л.И. Трубникова, Е.В. Запорощенко

В статье рассматривается тема, актуальная для настоящего времени, а именно – специфика и особенности деятельности преподавателя при обучении курсантов военного вуза. При этом выделены и подробно рассмотрены основные функции, непосредственно влияющие на образовательную деятельность, а также названы общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в ходе обучения курсантов военного вуза. Приведены примеры внедрения некоторых образовательных функций в учебный процесс. Изложенные в статье итоги исследования подтверждают эффективность внедрения функций образовательного процесса. Сформированы общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в условиях военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.А. Панасенко, Л.И. Трубникова, Е.В. Запорощенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TEACHERS’ WORK AND GENERAL PROFESSIONAL REQUIREMENTS FOR THE TEACHING STAFF IN A MILITARY UNIVERSITY

The article deals with a topic that is important for the present, namely, the specifics and features of a teacher’s work in training cadets of a military university. At the same time, the main functions that directly affect educational activities are highlighted and considered in detail, as well as the general professional requirements for the teaching staff during the training of cadets of a military university are named. Examples of the implementation of some educational functions in the educational process are given. Results of the study presented in the article confirm the effectiveness of implementation of the function of the educational process. The general professional requirements for the teaching staff in conditions of a military university have been formed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ СОСТАВУ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА»

2. Loginova L.G. Integraciya form obrazovatel'noj deyatel'nosti v dopolnitel'nom professionalem obrazovanii: kommentarii k probleme nepreryvnosti. Metodist. 2018; № 1: 19-22.

3. Gorlova N.A. Pedagogicheskie orientiry kul'turno-istoricheskogo podhoda v sovremennom obrazovanii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 2018; № 3: 37-47.

4. Majdankina N.Yu. Sistema nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya v razvitii potenciala pedagoga doshkol'noj sfery. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 94-97.

5. Markova S.M. Proektirovanie pedagogicheskih tehnologij professional'nogo obucheniya. Innovacionnye podhody k resheniyu professional'no-pedagogicheskih zadach: sbornik statej po materialam V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhnij Novgorod: Mininskij universitet. 2020: 38-40.

6. Erina I.A., Fanina I.N. Sovremennye tendencii razvitiya vysshego obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 130-131.

7. Ovcharova E.S., Shatskih O.V. Rol' samoobrazovaniya pedagoga v sisteme nepreryvnogo povysheniya kvalifikacii. Innovacionnaya nauka. 2022; № 7-1: 74-75.

8. Sviridov A.N., Shatalova E.A. Social'no-pedagogicheskoeproektirovanie. Moskva: Flinta, 2018.

9. Social'no-demograficheskij portret rossijskih pedagogov. Otchet po rezul'tatam mezhdunarodnogo issledovaniya uchitel'skogo korpusa po voprosam prepodavaniya i obucheniya TALIS-2018. Moskva: Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki, 2019: 41.

10. Dureeva T.V. Kriterii formirovaniya gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti specialista. Molodoj uchenyj. 2018; № 43 (229): 62-66.

11. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenijstudenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.

12. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva, 2022.

13. Prilepskih O.S., Ajsuvakova T.P., Sorokopud Yu.V. Vozmozhnosti cifrovoj obrazovatel'noj sredy v razvitii lichnostnogo potenciala studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 69-1: 353-356.

Статья поступила в редакцию 23.01.23

УДК 378

Panasenko Yu.A, Doctor of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Deputy Head for Academic and Scientific Work, Chelyabinsk Branch of VUNTS VVS 'WA"

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: panasenko-ep@mail.ru

Trubnikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk Branch of VUNTS VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia), E-mail: eugen291@yandex.ru

Zaporoshchenko ЕМ, Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Chelyabinsk Branch of VUNTS VVS "VVA' (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: pelvi@rambler.ru

FEATURES OF TEACHERS' WORK AND GENERAL PROFESSIONAL REQUIREMENTS FOR THE TEACHING STAFF IN A MILITARY UNIVERSITY. The

article deals with a topic that is important for the present, namely, the specifics and features of a teacher's work in training cadets of a military university. At the same time, the main functions that directly affect educational activities are highlighted and considered in detail, as well as the general professional requirements for the teaching staff during the training of cadets of a military university are named. Examples of the implementation of some educational functions in the educational process are given. Results of the study presented in the article confirm the effectiveness of implementation of the function of the educational process. The general professional requirements for the teaching staff in conditions of a military university have been formed.

Key words: cadet, teacher, requirements, educational, organizational, constructive, research, communicative functions.

Ю.А. Панасенко, д-р филос. наук, доц., зам. нач. по учебной и научной работе ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, г. Челябинск,

E-mail: panasenko-ep@mail.ru

Л.И. Трубникова, канд. пед. наук, доц., проф. АВН, ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: eugen 291@yandex.ru

Е.В. Запорощенко, канд. техн. наук, доц., ВУНЦ ВВС «ВВА» филиал в г. Челябинске, г. Челябинск, E-mail: pelvi@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ СОСТАВУ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье рассматривается тема, актуальная для настоящего времени, а именно - специфика и особенности деятельности преподавателя при обучении курсантов военного вуза. При этом выделены и подробно рассмотрены основные функции, непосредственно влияющие на образовательную деятельность, а также названы общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в ходе обучения курсантов военного вуза. Приведены примеры внедрения некоторых образовательных функций в учебный процесс. Изложенные в статье итоги исследования подтверждают эффективность внедрения функций образовательного процесса. Сформированы общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в условиях военного вуза.

Ключевые слова: курсант, преподаватель, требования, учебно-воспитательные, организаторские, конструктивные, исследовательские, коммуникативные функции.

Целью исследования является раскрытие особенностей педагогической деятельности в условиях военного вуза, разработка требований к профессорско-преподавательскому составу и внедрение в учебный процесс образовательных функций.

Научная новизна заключается в разработке общих профессиональных требований к профессорско-преподавательскому составу в условиях военного вуза.

Для осуществления достижения цели нами были поставлены задачи:

- выявить особенности педагогической деятельности преподавателя в условиях военного вуза;

- выделить основные функции для осуществления учебного процесса;

- рассмотреть внедрение определенных функций в учебный процесс;

- провести анализ качества полученных знаний после внедрения определенных функций в учебный процесс;

- выделить общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в условиях военного вуза.

Педагогическая профессия - это личностная профессия, и ее сущность состоит во взаимодействии с людьми, направленном на передачу знаний, учений и навыков, а также на воспитание и наставничество. Своеобразие профессии педагога - обладание знаниями о человеке, его возрастных и психологических особенностях и в то же время владение глубокими знаниями предмета своей профессиональной квалификации. «Преподаватель вуза - это, прежде всего, ученый, воспитатель, грамотный специалист, который творчески организует учеб-

ный процесс» [1]. Важнейшей особенностью деятельности преподавателей военного вуза является то, что объектом труда выступает человек (курсант) со всеми присущими ему качествами. Конечным результатом труда являются офицерские кадры вооруженных сил. И необходимо помнить, что будущий офицер должен иметь знания и умения по сбору и анализу информации, а также обладать способностью своевременного, оперативного принятия решения. Командиры в боевой обстановке выполняют сложные задачи, должны быть готовыми принимать нестандартные решения, вести за собой подчиненных и сберегать их жизнь [2].

Выпускники военно-учебных заведений должны обладать:

- высокими морально-боевыми, психологическими и нравственными качествами;

- высоким уровнем военно-профессиональной подготовки;

- умением обучать и воспитывать подчиненных [3].

Существенная особенность служебной деятельности преподавателя военного вуза также состоит в том, что выполняемая им работа по своему характеру весьма разнообразна даже в течение одного рабочего дня. Часто виды этих работ разноплановые по содержанию, характеру и не связаны между собой.

Трудовая деятельность профессорско-преподавательского состава реализуется в единении со многими людьми. Повседневное общение с курсантами, преподавателями кафедр, командованием требует от профессорско-преподавательского состава умения устанавливать с людьми деловые отношения. Важным аспектом педагогической деятельности является умение отстаивать свое мне-

ние, но с уважением к мнениям других, сохраняя при этом принципиальность и последовательность.

Преподавателю военного вуза необходимо уметь организовывать свою работу. Свою очень многогранную деятельность преподаватель военного вуза не всегда способен выполнить на своём рабочем месте, в вузе. Поэтому каждый преподаватель должен отчетливо понимать распределение работ в течение дня - какие выполнит в вузе, а какие - в домашних условиях.

К специфическим особенностям труда педагогов можно отнести также ненормированный рабочий день, постоянные выступления перед аудиторией, большое количество социальных контактов, значительные нагрузки труда.

Профессия педагога предъявляет особые требования к его личности - обладание устойчивой социальной и профессиональной позицией, отражающей его отношение к окружающему миру Следовательно, структура деятельности преподавателя военного вуза включает в себя чрезвычайно большое количество взаимосвязанных элементов, которые и составляют основу педагогического труда, формируют его мастерство.

Среди этих элементов, участвующих в образовательном процессе, выделяются наиболее важные, которые определяются следующими функциями: учебно-воспитательная, организаторская, конструктивная (проектировочная), исследовательская, коммуникативная.

Учебно-воспитательная функция осуществляется за счет двустороннего процесса обучения и воспитания. Профессия преподавателя связана с формированием у обучающихся знаний, умений и навыков; причем эти знания, умения и навыки необходимы каждому обучаемому и должны формироваться при изучении каждого предмета и на каждом занятии: как лекционном, так и практическом. Необходимым следствием формирования знаний, умений и навыков являются следующие:

- умение излагать свои знания посредством устной и письменной речи;

- умение работать с источниками информации;

- потребность в самообразовании и саморазвитии;

- психологическая способность к принятию решений;

- умение находить оптимальный вариант при нескольких возможных;

- умения принимать решения и осуществлять выбор;

- коммуникативные навыки.

Главным условием достижения поставленных целей является наличие внутренней мотивации у обучаемых к самостоятельному решению проблем, к собственному продвижению в познании и, в конечном счёте, - к наиболее полной самореализации.

В процессе обучения преподаватель развивает у обучаемого не только интеллектуальные и познавательные способности, но и формирует нравственные и познавательные способности, правовое сознание, трудолюбие. Усвоение учебной информации тесно связано не только с тем, как ее воспринимают курсанты, но также зависит от их личностного отношения к преподавателю. Поэтому в общепедагогической сфере предусматривается деятельность, направленная на установление положительных отношений преподавателя с обучаемыми. Эта сторона деятельности наиболее ярко характеризует педагога как человека.

В ходе проведенного педагогического эксперимента среди курсантов филиала ВУНЦ ВВС ВВА в г. Челябинске было установлено, что самыми важными качествами педагога, по мнению курсантов, являются профессионализм; доверительная обстановка на занятиях; умение вызвать интерес к своему предмету Вместе с тем недопустимо проявление таких качеств, как отсутствие аргументации оценки, создание обстановки нервозности, страха, недоброжелательности, занижения оценки [4]. Цель обучения - не только дать курсанту определённый объём знаний, но и способствовать его воспитанию. Ведь хороший гражданин может оказаться плохим офицером, если не поучена соответствующая подготовка, но горе той стране, где офице-ы -плохие граждане [5].

Организаторская функция преподавателя направлена на организацию труда непосредственно в ходе образовательной деятельности, на активизацию внимания обучающихся при проведении различных видов учебных занятий. Организаторская функция является также реализацией на практике различных проектов и методических планов, способствующих их развитию.

Качество проводимых занятий в значительной степени зависит от того, насколько эффективно преподаватель осуществляет организационные мероприятия, а именно:

- доступное по форме для курсантов изложение учебного материала на всех видах учебных занятий (лекциях, практических занятиях, консультациях, самоподготовке и т. д.);

- акцентирование профессиональной важности предложенной информации для будущей профессии;

- использование мультимедийного сопровождения практических и лекци-онных занятий, а также средств наглядности: макетов, установок и т. д.;

- создание проблемной ситуации, которая решается с участием обучзе-

мых.

Конструктивная (проектировочная) функция - это деятельность преподавателя, связанная с практической переработкой учебного материала с ориентацией на состав учебной группы, индивидуально-психологические особенности обучаемых, уровень их развития, поставленные цели и задачи обучения [6]. При

этом недопустимо со стороны преподавателя не считаться с индивидуальными особенностями обучаемых, а также проявлять высокомерие.

Этот вид педагогического труда создает базу, на которой в дальнейшем строится учебно-воспитательная работа. Преподаватель, таким образом, проектирует свой труд, т. е. разрабатывает содержание и многообразие методов педагогической работы, ориентируясь на учебные программы, указания руководящих лиц, а также учебники и учебные пособия, изданные в преподаваемом вузе. Кроме того, он использует педагогический опыт не только своей кафедры, но и других родственных кафедр.

Для оптимизации процессов управления познавательной деятельностью формируется ряд учебной литературы, позволяющей оптимизировать управление познавательной деятельностью обучаемых, а также осуществление ими самоконтроля. Примером такой литературы является учебник «Начертательная геометрия», получивший гриф учебно-методического отдела (УМО), изданный в филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» (г Челябинск) (автор Трубникова Л.И., профессор кафедры общетехнических дисциплин).

Характерной особенностью данного труда является блочное построение его структуры. Каждая глава состоит из четырёх блоков: «ИЗУЧИ», «ПОВТОРИ», «ПРОКОНТРОЛИРУЙ СЕБЯ», «ЗАПОМНИ».

В блоках «ИЗУЧИ» в ясной и доступной форме изложен учебный материал в соответствии с учебной программой, предъявляемыми квалификационными требованиями и традиционной последовательностью изучения тем по данному курсу. Наиболее сложные для понимания вопросы автором представлены в иллюстративно-дискретном изложении (текст разбит на фрагменты, каждый из которых содержит рисунок и словесный компонент, поясняющий рисунок), позволяющем курсантам самостоятельно изучать теоретический материал, а также контролировать себя при выполнении графических заданий. Блок «ПОВТОРИ» по своей сути напоминает опорный компонент (рис. 1).

ПОВТОРИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОЕЦИРОВАНИЯ

А - точка в пространстве П1 - Плоскость прроекций АА1 - проектирующий луч

Рис. 1. Пример блока «Повтори»

Вопросы блоков «ПРОКОНТРОЛИРУЙ СЕБЯ» курсанты могут использовать при подготовке к занятиям, а преподаватель - для проведения текущего контроля. Эти вопросы представляют собой тесты по каждой теме практических занятий (рис. 2).

пеоконтрол ИРУИИЗЕБЯ (Выбе-ипра-ильныйответ)

I. Простейшая форма поверхности, имеющая два измерения, называется:

1) плоскостью;

2) треугольником;

3) гранью.

II. Плоскость,оеьираулепьнтяо ьоперпендикьюирнааниод-ной из плоскостей проекции, называетяя:

И- ороецирующая плоскость;

2) плоскостью общего положения;

3) нтоонугольником

Рис. 2. Пример блока «Проконтролируй себя»

Иемоыватное зноыеннь суяют блоки «ЗАПОМНИ», в котором приведены ноьытиермины енотятзт,куторые курсант обязан запомнить. Работа с ними поможет курсантам сформировать понятийный аппарат, а преподавателю даст

методическую основу для проверки остаточных знаний после завершения изучения курса (рис. 3).

ЗАПОМНИ (Новые термины и понятия)

1. Проецирование.

2. Плоскость проекций.

3. Проецирующий луч.

4. Проекция.

5. Центральное проецирование.

6. Параллельное проецирование и т. д.

Рис. 3. Пример блока «Запомни»

Немаловажное значение при обучении курсантов (особенно при обучении графическим дисциплинам) имеет применение средств наглядности. Это позволяет обучаемым быстрее понять сущность графических изображений, а преподавателю - развивать внимание курсантов, активизировать их способности к запоминанию и воспроизведению учебного материала.

Примером средства наглядности является установка, представленная на рис. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Установка «Изображение предмета на плоскостях проекций»

Установка представляет собой шесть граней куба. Подразумевается, что деталь находится внутри куба и проецируется на эти грани. При выполнении чертежа эти грани разворачиваются в одну плоскость и принимаются за основные плоскости проекций: фронтальную (П2) - 1, горизонтальную (П1) - 2, профильную (П3) - 3 и параллельные им 4, 5, 6. Развертывая грани куба с расположенными на них изображениями в одну плоскость, получают чертеж предмета, состоящий из шести изображений, расположенных друг относительно друга, как показано нарис.4.

При разработке средствнаглядностинеобходимо учитыватьследующее:

- средства наглядности должны предоставлять возможность демонстрации сложных и трудных частей или теоретических положений учебного материала;

- соответствовать по своему содержанию требованиям учебной программы;

- точно отображать изучаемый предмет или явление и полностью исключать его ошибочное толкование;

- быть удобным виспользованиииаккуратнооформленным;

- обеспечиватьчеткостьи ясностьвосприятия.

Исследовательская деятельность - это деятельность педагога, направленная на анализ, подведение итогов своего педагогического опыта, опыта коллектива, а также на разработку теории и практики обучения и воспитания, напи-саниеучебников,учебныхпособий и т. д.

Реализация главной цели обучения - получение знаний, умений и навыков в рамках учебной программы, формирование умений исследовательской деятельности обучающихся должны происходить путем развития образного, логического и абстрактного мышления. Помимо этого, необходимо развивать творческие качества личности курсантов, их стремление и способность к рационализации и усовершенствованию изучаемой и практически действующей военной технике, научить самостоятельно находить решения предложенных задач.

Коммуникативная функция заключается в формировании благоприятного психологического климата, способствующего выработке положительной уста-

новки на образовательную деятельность всех членов коллектива. Это многоплановый процесс установления и развития межличностного взаимодействия всех участников процесса обучения. Установление личного контакта осуществляется тремя способами: вербальный - доверительное, уважительное общение, визуальный - зрительный контакт, тактильный - использование жестикуляции.

Будет логичным сказать, что профессорско-преподавательский труд является творческим, требующим от педагога обладания широким кругозором, образованностью, грамотностью, высоким интеллектом, системным мышлением, креативностью, инновационной деятельностью, невероятной работоспособностью, организаторскими способностями, умением вызвать интерес. Безусловно, педагогическое мастерство - это основа труда, но немаловажно сочетать его с высокой общей культурой и патриотизмом.

Задачи научной организации труда преподавателя в военном вузе характеризуются целой системой мероприятий, направленных на совершенствование учебной, методической, научной, воспитательной деятельности, и заключаются в следующем:

- оптимизация количества изучаемого материала, т. е. важно не перегружать планы занятий мелкими заданиями, которые нарушают регламент занятия и подавляют инициативу и творчество курсантов;

- межличностная благоприятная психологическая атмосфера между всеми участниками процесса обучения.

Особенностью настоящего времени является рост загрузки преподавателей различного рода работами. Причины этого могут заключаться в следующем:

- усложнение учебных дисциплин (увеличиваются временные затраты преподавателя на подготовку к занятиям);

- рост объема научной и методической работы;

- возрастание различного рода отчетности;

- возрастающая необходимость индивидуальной работы с курсантами в процессе их самостоятельной подготовки во второй половине дня.

Требования к профессорско-преподавательскому составу сводятся к тому, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для высокоэффективного труда.

Следовательно, эффективность педагогического труда обусловливается такими факторами, как:

- научная квалификация преподавателя;

- количество курсантов при проведении занятий на одного преподавателя;

- рациональное распределение использования времени, отводимого на выполнение основных видов работы: учебной, методической, научной, воспитательной;

- рациональная организация рабочего дня;

- рациональная организация и оснащение рабочего места.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Сформированы общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в условиях военного вуза, а именно:

- высокий профессионализм преподавателя (владение ученым материалом, развитый кругозор);

- доступная и наглядная форма изложения учебного материала;

- оптимизация количества изучаемого материала для курсантов;

- исследовательская деятельность;

- обеспечение благоприятных условий для высокоэффективного труда (оптимальное распределение времени при осуществлении разносторонней трудовой деятельности);

- благоприятная межличностная психологическая атмосфера среди всех участников процесса обучения.

2. При осуществлении образовательной деятельности, эффективно применяя во внимание все вышеизложенные функции образовательного процесса, можно получить максимально высокий результат восприятия и усвоения учебного материала. Так, например, при внедрении конструктивной функции, а конкретно - при использовании в процессе обучения разработанной учебной литературы, доступной и посильной для курсантов, результат, при учете полученных знаний, показал увеличение итогового среднего балла на 17% [7].

Выполненные цели и задачи исследования доказывают эффективность комплексного внедрения в образовательную деятельность рассмотренных в статье функций, непосредственно влияющих на процесс образования. Представлены и обоснованы общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в условиях военного вуза.

Таким образом, учитывая все нами изложенное выше, можно сделать вывод, что успех решения задач обучения, повышения эффективности образовательной деятельности в основном зависит от квалификации контингента профессорско-преподавательского состава.

Библиографический список

1. Сольева А.В. Качества современного преподавателя высших учебных заведений. Студенческий научный форум: XI Международная студенческая научная конференция. Саратов, 2019.

2. Обращение Министра обороны Российской Федерации С. Шойгу (10.06.2022 г). Московский комсомолец. Available at: https://www.mk.ru/politics/2022/06/10/shoygu-pozhelal-vypusknikam-vuzov-umelo-deystvovat-v-boevoy-obstanovke-i-berech-zhizni-podchinennykh.html?ysclid=ld7fqcc9n6453239380

3. Требования к педагогической подготовке офицеров в военных вузах. Available at: https://studme.org/144687/pedagogika/trebovaniya_pedagogicheskoy_podgotovke_ ofitserov_voennyh_vuzah?ysclid=lclw74i2f4965856652 ДАГОГИКА (studme.org)

4. Трубникова Л.И., Котлованова Т.В., Небреева М.Л. О профессионально-педагогических качествах преподавателя военного вуза как факторах формирования его мастерства. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 196.

5. Юрьев Л.К. К реформе нашей военной школы. Офицерская жизнь. 1907; № 60: 5.

6. Педагогическая система: теория, история, развитие: коллективная монография. Москва: Народное образование, 2014.

7. Трубникова Л.И., Запорощенко Е.В. О применении некоторых форм учета знаний курсантов при изучении технических дисциплин. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97).

References

1. Sol'eva A.V. Kachestva sovremennogo prepodavatelya vysshih uchebnyh zavedenij. Studencheskij nauchnyj forum: XI Mezhdunarodnaya studencheskaya nauchnaya konferenciya. Saratov, 2019.

2. Obraschenie Ministra oborony Rossijskoj Federacii S. Shojgu (10.06.2022 g.). Moskovskij komsomolec. Available at: https://www.mk.ru/politics/2022/06/10/shoygu-pozhelal-vypusknikam-vuzov-umelo-deystvovat-v-boevoy-obstanovke-i-berech-zhizni-podchinennykh.html?ysclid=ld7fqcc9n6453239380

3. Trebovaniya k pedagogicheskoj podgotovke oficerov v voennyh vuzah. Available at: https://studme.org/144687/pedagogika/trebovaniya_pedagogicheskoy_podgotovke_ ofitserov_voennyh_vuzah?ysclid=lclw74i2f4965856652 DAGOGIKA (studme.org)

4. Trubnikova L.I., Kotlovanova T.V., Nebreeva M.L. O professional'no-pedagogicheskih kachestvah prepodavatelya voennogo vuza kak faktorah formirovaniya ego masterstva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 196.

5. Yur'ev L.K. K reforme nashej voennoj shkoly. Oficerskaya zhizn'. 1907; № 60: 5.

6. Pedagogicheskaya sistema: teoriya, istoriya, razvitie: kollektivnaya monografiya. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2014.

7. Trubnikova L.I., Zaporoschenko E.V. O primenenii nekotoryh form ucheta znanij kursantov pri izuchenii tehnicheskih disciplin. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97).

Статья поступила в редакцию 24.01.23

УДК 372.881.161.1

Abramova T.S., postgraduate, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: tuyara-abramova@mail.ru

Nikiforova E.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: monep@mail.ru

FORMING OF CULTURAL STUDIES AND LOCAL LINGUISTICS COMPETENCIES IN THE PROCESS OF INTERCONNECTED STUDY OF NATIVE LANGUAGES IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT. The article presents the experience of teaching Russian native language in a multicultural educational environment on the example of the Republic of Sakha (Yakutia). The purpose of the article is to seek approaches to the interrelated teaching of native languages studied at school. The novelty is due to the lack of consideration of the possibilities of linguistic local history in the lessons of the Russian native language. The authors characterize peculiarities of the regional educational system of the republic. The article analyzes the content and forms of work on the development of cultural studies and linguocultural competencies, provides and analyzes examples of the use of linguocultural materials when working with students. The survey and questionnaire survey of respondents allow identifying problematic aspects and prospects in teaching the Russian native language in a multicultural educational environment. The materials of the article can be used in planning and teaching native Russian language.

Key words: native languages, Russian native language, multicultural environment, cultural, linguistic and regional knowledge competencies.

Т.С. Абрамова, аспирант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: tuyara-abramova@mail.ru

Е.П. Никифорова, д-р пед. наук, проф., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: monep@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ И ЛИНГВОКРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОСВЯЗАННОГО ИЗУЧЕНИЯ РОДНЫХ ЯЗЫКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

В статье представлен опыт преподавания русского родного языка в поликультурной образовательной среде на примере Республики Саха (Якутия). Целью статьи является поиск подходов к взаимосвязанному обучению родных языков, изучаемых в школе. Новизна обусловлена недостаточностью учета возможностей лингвистического краеведения на уроках русского родного языка. Выполнена характеристика особенностей региональной образовательной системы республики. Анализируются содержание и формы работы по развитию культуроведческой и лингвокраеведческой компетенций, приводятся и анализируются примеры использования материалов лингвокраеведческого и культуроведческого характера, целесообразные для работы с обучающимися. Опрос и анкетирование респондентов из числа учителей и обучающихся позволили определить проблемные аспекты и перспективы в преподавании русского родного языка в поликультурной образовательной среде. Материалы статьи могут применяться при планировании и проведении учебных занятий по родному русскому языку.

Ключевые слова: родные языки, русский родной язык, поликультурное пространство, культуроведческая компетенция, лингвокраеведческая компетенция.

Актуальность темы, рассмотренной в статье, обусловлена введением в 2019 году новых учебных предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература», что вызвало много вопросов и споров у методистов, учителей и родителей. Необходимо отметить, что, как и в случае с другими родными языками, изучаемыми в школе, для русского родного языка действует принцип добровольности выбора для изучения в школе [1]. Высказывались опасения, что содержание новых учебных предметов будет дублировать содержание предметов, уже включённых в образовательную программу. Ситуация осложнялась тем, что в начале 2019-2020 учебного года не было программы и учебников для изучения родного русского языка. Первый учебник «Русский родной язык» был издан только в ноябре 2019 года.

Цель данной статьи заключается в поиске подходов к взаимосвязанному обучению родных языков, изучаемых в школе, в поликультурной образовательной среде.

Основные задачи заключаются в следующем:

- рассмотреть особенности преподавания русского родного языка в поликультурной образовательной среде;

- проанализировать содержание и формы работы по формированию культуроведческой и лингвокраеведческой компетенций на уроках русского родного языка в поликультурном пространстве Республики Саха (Якутия).

- разработать рекомендации для формирования культуроведческой и лингвокраеведческой компетенций на уроках русского родного языка.

В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, статистических данных, систематизация и обобщение материала, анкетирование, опрос.

Научная новизна определяется недостаточностью учета возможностей лингвистического краеведения при формировании культуроведческой и лингво-краеведческой компетенций.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы статьи могут применяться при планировании и проведении учебных занятий по родному русскому языку.

Новый ФГОС ориентирован на «изучение обучающимися многообразного цивилизационного наследия России, представленного в форме исторического,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.