Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕНИЗИРОВАННОГО ВУЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕНИЗИРОВАННОГО ВУЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕНИЗИРОВАННЫЙ ВУЗ / ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ / ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовин Сергей Александрович

В данной статье обсуждаются вопросы эффективного функционирования образовательного учреждения военизированного типа. Подчеркивается, что главной характеристикой современного образовательного учреждения военизированного типа является согласованность действий, основанная на взаимной ответственности всех субъектов образовательного процесса, включая руководство, офицеров-воспитателей, профессорско-преподавательского состава и обучающихся. В статье указывается, что подготовка специалистов, нацеленных на оборону и защиту своей страны, выдвигает особые требования к преподавателям и офицерам-воспитателям. Требования к профессиональной компетентности включают не только специальные знания, умения и навыки, но и подготовку в личностном плане. В статье обозначена важность для преподавателя наличия опыта практической деятельности, который позволяет более глубоко понимать и преподавать свой предмет. Отмечается необходимость постоянного повышения преподавателями уровня своей квалификации. Особая роль при этом отводится освоению современных методов активного и интерактивного обучения, овладению средствами дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В статье обозначены некоторые проблемы в деятельности военизированных вузов: авторитарный подход в обучении, приоритет несения службы над учебным процессом, низкая мотивация саморазвития и самосовершенствования в профессиональном плане отдельной части преподавателей, избыточная нагрузка преподавателей, необоснованно завышенные требования к профессорско-преподавательскому составу. Объясняется важность личностного подхода в обучении курсантов, основанного на учете их индивидуальных возможностей и способностей. Указывается, что эффективность работы образовательного учреждения военизированного типа зависит от образовательной среды вуза. Главные задачи образовательной среды - раскрытие способностей каждого обучаемого, воспитание порядочного, патриотически настроенного человека, личности, готовой к службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN PROBLEMS AND FEATURES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF LECTURES OF A PARAMILITARY UNIVERSITY AT PRESENT STAGE

This article discusses the issues of effective functioning of an educational institution of a paramilitary type. It is emphasized that the main characteristic of a modern paramilitary-type educational institution is the coordination of actions based on the mutual responsibility of all subjects of the educational process, including management, officers-educators, faculty and teaching staff. The article indicates that the training of specialists aimed at the defense and defense of their country puts forward special requirements for teachers and officers-educators. The requirements for professional competence include not only special knowledge, skills and skills, but also personal training. The article highlights the importance for a teacher of having practical experience, which allows a deeper understanding and teaching of their subject. There is a need for teachers to constantly improve their level of qualification. A special role is assigned to the development of modern methods of active and interactive learning, mastering the means of distance educational technologies and electronic education. The article identifies some problems in the activities of militarized universities: an authoritarian approach to teaching, the priority of service over the educational process, low motivation for self-development and self-improvement in the professional plan of a certain part of teachers, excessive workload of teachers, unreasonably high requirements for the teaching staff. The importance of a personal approach in the training of cadets, based on taking into account their individual capabilities and abilities, is explained. It is indicated that the effectiveness of an educational institution of a paramilitary type depends on the educational environment of the university. The main tasks of the educational environment are the disclosure of the abilities of each student, the upbringing of a decent, patriotic person, a person ready for service.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕНИЗИРОВАННОГО ВУЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

ПЕААГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.37523/SUI.2022.50.4.010 УДК 378

Вдовин Сергей Александрович

заместитель начальника института по служебно-боевой подготовке, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: science@samlawin.ru

Sergey A. Vdovin

Deputy Head of the Institute for Service and Combat Training, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022, e-mail: science@samlawin.ru

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕНИЗИРОВАННОГО ВУЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В данной статье обсуждаются вопросы эффективного функционирования образовательного учреждения военизированного типа. Подчеркивается, что главной характеристикой современного образовательного учреждения военизированного типа является согласованность действий, основанная на взаимной ответственности всех субъектов образовательного процесса, включая руководство, офицеров-воспитателей, профессорско-преподавательского состава и обучающихся. В статье указывается, что подготовка специалистов, нацеленных на оборону и защиту своей страны, выдвигает особые требования к преподавателям и офицерам-воспитателям. Требования к профессиональной компетентности включают не только специальные знания, умения и навыки, но и подготовку в личностном плане. В статье обозначена важность для преподавателя наличия опыта практической деятельности, который позволяет более глубоко понимать и преподавать свой предмет. Отмечается необходимость постоянного повышения преподавателями уровня своей квалификации. Особая роль при этом отводится освоению современных методов активного и интерактивного обучения, овладению средствами дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В статье обозначены некоторые проблемы в деятельности военизированных вузов: авторитарный подход в обучении, приоритет несения службы над учебным процессом, низкая мотивация саморазвития и самосовершенствования в профессиональном плане отдельной части преподавателей, избыточная нагрузка преподавателей, необоснованно завышенные требования к профессорско-преподавательскому составу. Объясняется важность личностного подхода в обучении курсантов, основанного на учете их индивидуальных возможностей и способностей. Указывается, что эффективность работы образовательного учреждения военизированного типа зависит от образовательной среды вуза. Главные задачи образовательной среды - раскрытие способностей каждого обучаемого, воспитание порядочного, патриотически настроенного человека, личности, готовой к службе.

Ключевые слова: военизированный вуз, требования к преподавателям, проблемы в деятельности преподавателей вуза, личностный подход в обучении, образовательная среда, современные методы обучения.

THE MAIN PROBLEMS AND FEATURES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF LECTURES OF A PARAMILITARY UNIVERSITY AT PRESENT STAGE

Summary. This article discusses the issues of effective functioning of an educational institution of a paramilitary type. It is emphasized that the main characteristic of a modern paramilitary-type educational institution is the coordination of actions based on the mutual responsibility of all subjects of the educational process, including management, officers-educators, faculty and teaching staff. The article indicates that the training of specialists aimed at the defense and defense of their country puts forward special requirements for teachers and officers-educators. The requirements for professional competence include not only special knowledge, skills and skills, but also personal training. The article highlights the importance for a teacher of having practical experience, which allows a deeper understanding and teaching of their subject. There is a need for teachers to constantly improve their level of qualification. A special role is assigned to the development of modern methods of active and interactive learning, mastering the means of distance educational technologies and electronic education. The article identifies some problems in the activities of militarized universities: an authoritarian approach to teaching, the priority of service over the educational process, low motivation for self-development and self-improvement in the professional plan of a certain part of teachers, excessive workload of teachers, unreasonably high requirements for the teaching staff. The importance of a personal approach in the training of cadets, based on taking into account their individual capabilities and abilities, is explained. It is indicated that the effectiveness of an educational institution of a paramilitary

© 2022 Вдовин С. А.

type depends on the educational environment of the university. The main tasks of the educational environment are the disclosure of the abilities of each student, the upbringing of a decent, patriotic person, a person ready for service.

Keywords: paramilitary university, requirements for teachers, problems in the activities of university teachers, personal approach in teaching, educational environment, modern teaching methods.

В современном, постоянно развивающемся мире возрастает значимость качества полученного образования. В связи с этим возрастают требования профессионального отбора к сотрудникам, работающим в сфере образования. Эффективность деятельности учебного заведения во многом определяется слаженной работой руководства вуза, профессорско-преподавательского состава, курсовых офицеров и обеспечивающих учебный процесс служб, которая направлена на достижение общей цели - подготовку высококвалифицированных кадров для решения государственных задач. Основой такого взаимодействия служит принцип взаимной ответственности. Отметим, что в отличие от гражданского вуза военизированное учебное заведение проводит подготовку специалистов, нацеленных на оборону и защиту своей страны. Эти цели определяют специфику учебно-воспитательного процесса в военном вузе и требования к офицерам-воспитателям, а также профессорско-преподавательскому составу. Требования предъявляются не только к профессиональной компетентности преподавателя, то есть знаниям, умениям и навыкам, но и к личностным качествам. Перед глазами обучающихся должен быть положительный пример офицера, образец для подражания как на службе, так и в быту.

Руководители учебных заведений военного типа понимают важность наличия у преподавателя или офицера-воспитателя практического опыта. Поэтому все чаще на такие должности назначаются люди, имеющие стаж практической деятельности. Полученный реальный опыт службы является незаменимой составляющей их профессиональной компетентности. Однако так называемым «практикам» зачастую недостает профессиональных знаний и умений в области психологии, педагогики, а также методики преподавания конкретных дисциплин.

Важную роль в современных условиях играет владение преподавателями новейшими образовательными технологиями, в том числе в сфере применения технических и электронных средств обучения. Возрастает роль подготовки преподавателей к применению дистанционных технологий обучения, использованию возможностей электронной образовательной среды вуза [1, с. 143]. Как известно, информатизация образовательного процесса вызвана требованиями современного информационного общества. Отметим, что основная проблема, с которой сталкивается образовательное учреждение в данном вопросе - это неготовность большинства преподавателей к работе с электронной системой обучения. Особая роль отводится подготовке преподавателей к занятиям. Большое значение имеют не только знания преподавателя по определенному вопросу или теме, но и владение методическими приемами. Активные и интерактивные методы обучения являются неотъемлемой частью учебного процесса, а цель их применения заключается в том, чтобы активизировать познавательную деятельность обучающихся и пробудить интерес к изучаемому предмету. Кроме этого важен дифференцированный и индивидуальный подход к обучаемым. Индивидуальный подход в обучении предполагает учет особенностей личности каждого обучающегося, его возможностей и способностей, а также учебной мотивации. В свою очередь дифференцированный подход предполагает организацию обучения с учетом особенностей различных групп обучаемых. Дифференцированный подход находит свое выражение и в том, чтобы при организации обучения учитывать направление профессиональной подготовки и будущую специальность обучающихся.

Важным направлением в деятельности военизированного вуза является постоянная работа по повышению уровня квалификации преподавателей и офицеров-воспитателей. Это разнообразные курсы переподготовки, повышения квалификации, а также различные мероприятия по передаче педагогического опыта. Особое внимание при подготовке преподавателей нужно уделить формированию навыков педагогического общения. Отметим, что в процессе обучения между преподавателем и курсантом происходит тесная двусторонняя связь. Данная связь основана на понимании интересов, актуальных потребностей обучающихся, эмоциональной поддержке. Важна особая позиция преподавателя, предполагающая субъект-субъектный подход при организации обучения курсантов. Значимость этого подхода определяется тем, что эффективность будущей профессиональной деятельности курсанта военизированного вуза во многом определяется не только его профессиональной подготовкой, но и нравственными качествами, которые можно сформировать только при условии, что обучающийся также берет на себя ответственность за достижение

ПЕЛАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

поставленных перед ним задач, связанных с профессиональным становлением. Тем самым курсант становится, субъектом процесса обучения, а преподаватель учитывает его индивидуальные особенности и интересы, что помогает обучающемуся определить свои жизненные цели.

Личностный подход в обучении должен занимать главное место и в образовательном процессе военизированного вуза. Личностный подход - это отношение к обучающемуся как к личности, понимание, что он обладает индивидуальными качествами, возможностями и способностями. В рамках личностного подхода в педагогике отношение к курсанту должно быть без агрессии и насилия. Авторитарные жесткие методы обучения и воспитания давно показали себя как неэффективные, лишающие обучающегося мотивации и интереса к учению. Помощь и поддержка в обучении, акцент не на наказании, а на поощрении - вот главные составляющие такого подхода. Если курсант сделал ошибку, нужно помочь ему ее осознать и понять причину возникновения. Индивидуальный подход предполагает и помощь педагога курсанту в преодолении возникающих у него трудных ситуаций. Не вызывает сомнения, что преподаватель должен глубоко разбираться в тех вопросах, которые рассматриваются на занятиях. Компетентность преподавателя быстро определяется обучающимися, а несостоятельность в решении профессиональных проблем становится очевидна. Недостаточная компетентность в профессиональных вопросах влечет за собой неуважение обучающихся, а следовательно, и снижение мотивации к изучению данного предмета.

Педагогическое мастерство требует от педагога не только совершенного владения предметом, который он преподает, не только знаний психологии и методики преподавания дисциплины, но и в определенной степени артистизма. Поэтому элементы актерского мастерства должны стать одной из составляющих частей его профессионализма. Эмоциональность, выразительность речи и жестов, умение сделать правильный акцент, найти нужную интонацию - эти и другие элементы очень важны в процессе преподавания. Творческий подход необходим даже в преподавании казалось бы мало подходящих для проявления творчества дисциплин в военизированном вузе.

К сожалению, в преподавательской среде есть и такие педагоги, которые, достигнув определенных результатов, не желают совершенствоваться и развиваться. Они пользуются устаревшими методами обучения и воспитания, отрицают новые подходы, инновационные методы. Считая себя многоопытными и «всезнающими», такие педагоги останавливаются в своем развитии. Они выбиваются из общего ряда, вносят разлад в согласованную деятельность образовательной организации и являются негативным примером для молодых преподавателей. Нужно понимать, что любая профессия, а особенно педагогическая, требует постоянной работы над собой, совершенствования своих знаний и умений.

В структуре деятельности преподавателя вуза наряду с учебной, методической и воспитательной работой важное место занимает научная деятельность [2, с. 264]. И в этом аспекте нужно подчеркнуть значимость вовлечения курсантов в данный вид деятельности. Подготовка научных работ, статей, участие в конференциях, круглых столах - это то, к чему нужно приобщать курсантов с 1-го курса. Привлечение курсантов к научно-исследовательской деятельности расширяет их кругозор, развивает способности к научному творчеству, формирует научное мышление.

Если обратиться к истории, то мы увидим много недостатков образовательной системы, характерной для военизированных вузах в советское время, которые усугубились в 1990-е гг. Главный недостаток - приоритет отдавался не обучению курсантов, а несению ими службы. Служебная деятельность, включающая в себя служебные наряды, дисциплину, устав, субординацию, подчинение, авторитарные методы управления и другие компоненты, негласно считалась главной по отношению к освоению курсантами учебных дисциплин и получению ими профессиональных знаний и умений. К сожалению, данный недостаток не изжит до сих пор.

В настоящее время большой проблемой в организации деятельности преподавателей вуза является не соответствующий их возможностям объем работы. Явно завышенные требования, спускаемые свыше, неадекватные возможностям людей нормативы по количеству выполненных научно-исследовательских работ, подготовленных статей, учебных пособий создают для преподавателей невыносимые условия работы. Это влияет на их психическое и физическое здоровье, вызывая ухудшение самочувствия, снижая трудовую мотивацию. Преподаватели вынуждены приспосабливаться, манипулировать или увольняться из системы вузовского образования.

Совершенствование образовательного процесса в военизированном вузе заключается в создании благоприятной обучению и воспитанию курсантов, будущих офицеров, образовательной среды. Образовательная среда трактуется как окружение обучающегося, которое включает содержание и средства обучения, направленные на эффективную его деятельность и формирование благоприятных условий для всестороннего развития личности обучающегося. Главные задачи

образовательной среды - раскрытие способностей каждого обучаемого, воспитание порядочного, патриотически настроенного человека, личности, готовой к службе [3, с. 22]. Эффективная образовательная среда вуза должна максимально использовать весь потенциал учебного заведения и личный потенциал обучающегося. При формировании образовательной среды военизированного вуза необходимо четко представлять конечную цель обучения, определить круг компетенций, которыми должен обладать выпускник, формы и методы учебно-воспитательной работы. Если мы обратимся к мнению ученых, то исследователь А. А. Корабельников говорит, что «...система военного образования является частью системы общего образования, но в то же время имеет свой фон развития и конкретную логику» [4, с. 80]. Необходимо учитывать, что в процессе обучения курсант должен стать не только грамотным специалистом в своей области, но и хорошим организатором, руководителем, личностью, высокомотивированной на выполнение задач в условиях риска для жизни и здоровья. Целью обучения является формирование личности офицера в традиционном понимании этого слова, воспитание в молодом человеке любви к Родине, высоких моральных качеств, жизнестойкости, решимости и принципиальности.

Мы считаем, что необходимыми условиями достижения нового, современного уровня образования являются:

- законодательное закрепление продолжительности высшего образования, включая продолжительность обучения на каждой его ступени (каждого курса);

- оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся [5, с. 271];

- усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся и их включение в трудовые отношения: социально-гуманитарный цикл, компьютерная грамотность, русский, родной и иностранные языки [6];

- формирование положительного социально-психологического климата как в институте в целом, так и в каждом структурном подразделении в частности.

Библиографический список

1. Поздняков А. Формирование управленческой компетентности будущих педагогов и руководителей образования // Народное образование. 2008. № 1. С. 141-145.

2. Гапончук Г. И. Формирование военно-педагогической направленности у курсантов высших военно-политических училищ / под ред. К. В. Кодкова. М.: ВПА, 1990. 264 с.

3. Чуб Е. В. Компетентностный подход в образовании // Инновации в образовании. 2008. № 3. С. 22.

4. Жаксылыков Р. Ф. Педагогические условия подготовки офицерских кадров для Национальной гвардии // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 81-85.

5. Барабанщиков А. В. Основы военной психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988. 271 с.

6. Корабельников А. А. Еще один взгляд на систему подготовки военных специалистов // Siberian Pedagogical Journal. № 1 / 2016.

References

1. Pozdnyakov A. Formirovanie upravlencheskoi kompetentnosti budushchikh pedagogov i ruko-voditelei obrazovaniya [Formation of managerial competence of future teachers and educational leaders]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 2008, no. 1, pр. 141-145 [in Russian].

2. Haponchuk G. I. Formirovanie voenno-pedagogicheskoi napravlennosti u kursantov vysshikh voenno-politicheskikh uchilishch [Formation of military-pedagogical orientation among cadets of higher military-political schools]. Moscow, 1990, 264 p. [in Russian].

3. Chub E. V. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii [Competent approach in education]. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education], 2008, no. 3, p. 22 [in Russian].

4. Zhaksylykov R. F. Pedagogicheskie usloviya podgotovki ofitserskikh kadrov dlya Natsion-al'noi gvardii [Pedagogical conditions for training officer personnel for the National Guard]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2015, no. 4, рр. 81-85 [in Russian].

5. Drummers A. V. Osnovy voennoi psikhologii i pedagogiki [Fundamentals of military psychology and pedagogy]. Moscow, 1988, 271 p. [in Russian].

6. Korabelnikov A. A. Eshche odin vzglyad na sistemu podgotovki voennykh spetsialistov [Another look at the system of training military specialists]. Vo-Siberian Pedagological Journal [Siberian Pedagogical Journal], 2016, no. 1 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.