Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ / AXIOLOGICAL APPROACH / VALUE-BASED ATTITUDE TO THE MOTHER TONGUE / METHODOLOGICAL COMPETENCY / PROFESSIONAL SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марченко Ольга Николаевна

Рассматриваются методические аспекты аксиологического подхода к преподаванию русского языка. Актуальность. Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе преподавания русского языка, предполагающее реализацию принципа единства целей обучения и воспитания, проблемы сохранения языка как аксиологической системы активно обсуждаются в научных и общественных кругах. Цель исследования - рассмотрение проблемы воспитания у учащихся основной школы ценностного отношения к родному языку в аспекте совершенствования методической компетенции учителя на курсах повышения квалификации. Методологической основой послужили концептуальные положения аксиологической методики преподавания русского языка, представленные в трудах отечественных ученых; теории формирования у школьников ценностного взгляда на родной язык; современные принципы в преподавании русского языка: функционально-коммуникативный, культуроведческий, эстетический и др. Результаты исследования и научная новизна состоят в определении направлений деятельности учителя по совершенствованию методической компетентности в процессе самообразования, необходимого для профессионального роста. Практическая значимость исследования заключается в определении предметного содержания деятельности учителя по воспитанию ценностного отношения к родному языку в процессе обучения русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING VALUE-BASED ATTITUDE TO THE MOTHER TONGUE AS A METHODOLOGICAL PROBLEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

The article deals with the methodological aspects of the axiological approach to teaching the Russian language. Actuality. Spiritual and moral education of schoolchildren in the process of teaching the Russian language, implying the realization of the principle of the unity of educational and character-building goals, the problems of preserving the language as an axiological system are actively discussed in scientific and public circles. Purpose of research. The purpose of the study is to consider the building of value-based attitude to the native language in general education students within the framework of teacher professional development programs. Methodological basis. The methodological basis contains conceptual ideas of the axiological methodology of teaching the Russian language, presented in the works of Russian scientists; the theory of building value-based attitude to the mother tongue in learners, modern principles of teaching the Russian language including the functional and communicative, cultural, aesthetic ones etc. The results of the research and scientific novelty consist in determining the ways to improve the methodological competency during the process of self-education necessary for teacher professional growth. The practical significance of the study is to determine the content area of the teacher's activity on building value-based attitude to the native language while teaching it.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов сферы образования

УДК 372.881.161.1

О. Н. Марченко

Воспитание ценностного отношения к родному языку как методическая проблема повышения квалификации учителя

русского языка и литературы

Аннотация

Рассматриваются методические аспекты аксиологического подхода к преподаванию русского языка.

Актуальность. духовно-нравственное воспитание школьников в процессе преподавания русского языка, предполагающее реализацию принципа единства целей обучения и воспитания, проблемы сохранения языка как аксиологической системы активно обсуждаются в научных и общественных кругах.

Цель исследования — рассмотрение проблемы воспитания у учащихся основной школы ценностного отношения к родному языку в аспекте совершенствования методической компетенции учителя на курсах повышения квалификации.

Методологической основой послужили концептуальные положения аксиологической методики преподавания русского языка, представленные в трудах отечественных ученых; теории формирования у школьников ценностного взгляда на родной язык; современные принципы в преподавании русского языка: функционально-коммуникативный, культуроведческий, эстетический и др. Результаты исследования и научная новизна состоят в определении направлений деятельности учителя по совершенствованию методической компетентности в процессе самообразования, необходимого для профессионального роста.

Практическая значимость исследования заключается в определении предметного содержания деятельности учителя по воспитанию ценностного отношения к родному языку в процессе обучения русскому языку.

Ключевые слова: аксиологический подход, ценностное отношение к родному языку, методическая компетентность, профессиональное самообразование.

O. N. Marchenko

Building value-based attitude to the mother tongue as a methodological problem of professional development of the teacher

of the Russian language and literature

Abstract

The article deals with the methodological aspects of the axiological approach to teaching the Russian language.

Actuality. Spiritual and moral education of schoolchildren in the process of teaching the Russian language, implying the realization of the principle of the unity of educational and character-building goals, the problems of preserving the language as an axiological system are actively discussed in scientific and public circles.

Purpose of research. The purpose of the study is to consider the building of value-based attitude to the native language in general education students within the framework of teacher professional development programs.

Methodological basis. The methodological basis contains conceptual ideas of the axiological methodology of teaching the Russian language, presented in the works of Russian scientists; the theory of building value-based attitude to the mother tongue in learners, modern principles of teaching the Russian language including the functional and communicative, cultural, aesthetic ones etc.

The results of the research and scientific novelty consist in determining the ways to improve the methodological competency during the process of self-education necessary for teacher professional growth. The practical significance of the study is to determine the content area of the teacher's activity on building value-based attitude to the native language while teaching it.

Keywords: axiological approach; value-based attitude to the mother tongue, methodological competency; professional self-education.

В условиях перехода к цифровой экономике осуществление образовательного процесса немыслимо без систематического непрерывного повышения квалификации работников образования. Предметом исследования ученых в процессе цифровой трансформации образования [1, с. 27] становятся как перспективные направления повышения квалификации в системе дополнительного профессионального педагогического образования руководителей образовательных организаций и учителей [6, с. 77], так и основные подходы к повышению квалификации: например, андрагогиче-ский подход к подготовке фасилитаторов в условиях реализации ФГОС [14, с. 27], аксиологический и культуроведческий подходы к содержанию обучения [5] и др. Понимание новой функции учителя,

его деятельность в логике фасилитации [8, с. 54], освоение педагогами современных электронных образовательных ресурсов [17, с. 76], овладение основами личностно ориентированного обучения [19, с 112] и специальными педагогическими технологиями, например технологией «дебаты», для повышения коммуникативной компетенции [9, с. 12], рефлексивно-ролевыми играми в целях формирования профессионального языкового сознания; использование различных приемов и техник, развивающих творческий потенциал педагога в процессе повышения квалификации [20, с. 107], — таков неполный перечень проблем, связанных с профессиональным ростом работников образования, освещаемый в научно-педагогической литературе, на страницах специальных журналов,

посвященных инновациям в образовании. Таким образом, развитие информационных технологий в науке и экономике привело к необходимости более активного использования в современной образовательной практике российского образования компьютерных технологий и возможностей электронного обучения в целях повышения самостоятельности обучающихся [1, с 27]. Отсюда вполне объяснимо внимание учителя при выборе курсов повышения квалификации [11] к проблемам использования в обучении учащихся новейших информационно-коммуникативных технологий [7, с. 66], технологий, позволяющих перейти на цифровое обучение и т. п. [2, с 67].

На этом фоне вопросы гуманитарного характера, например, формирования языкового сознания личности [4], воспитания ценностного отношения к родному языку, к изучаемой дисциплине как бы отодвинулись на второй план. Вместе с тем нам представляется, что аксиологические аспекты преподаваемого предмета носят вневременной характер и остаются для профессионального самообразования учителя весьма актуальными [5].

Особого внимания требует проблема воспитания ценностного отношения к родному языку у учащихся всех ступеней обучения (от детского сада до высшего учебного профессионального учреждения), так как владение языком, его грамотное использование в общественной и производственной сферах необходимы каждому человеку, для того чтобы состоялась его гражданская и профессиональная социализация [15].

Принцип воспитывающего обучения как дидактический принцип находит свое воплощение в формировании мировоззрения учащихся, в овладении ими нравственных норм поведения, развитии физических сил и умственных способностей учащихся, формировании личности будущего гражданина России. Воспитывающий характер обучения языку проявляется в содержании отбираемого для занятий материала, в методах обучения языку [18, с. 230]. Эмоционально-смысловой метод (название и теоретическое обоснование предложено И. Ю. Шехтером) предусматривает на занятиях опору на смыслообразование, возникающее в условиях ролевой игры; реализуется через систему коммуникативных заданий, обеспечивающих овладение языком как средством общения [Там же, с. 385].

Основные теоретические и практические вопросы аксиологического подхода к преподаванию русского языка в школе и вузе разработаны учеными научной школы профессора А. Д. Дейкиной «Аксиологическая лингвометодика: мировоззрен-

ческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка». В научно-методической литературе освещаются различные аспекты проблемы формирования ценностного отношения к русскому языку в процессе обучения языку в школе и вузе (О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, А. А. Дейкина, И. Н. Добротина и др.).

Важным средством формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку, развития ценностно-смысловой сферы школьников в рамках аксиологического подхода к преподаванию русского языка рассматривается текст, использование которого в учебном процессе позволяет учащимся «увидеть» язык в действии, особенности употребления той или иной единицы языка в различных типах текста (Т. М. Воителева, Т. Н. Волкова, Н. И. Демидова, О. Н. Левушкина, Н. Д. Ни-кандров, Т. М. Пахнова и др.).

Ценностная характеристика русского языка важна на всех этапах обучения языку для поддержания активного интереса учащихся к различным свойствам языка, его уровням и единицам, традиционно выделяемым в лингвистике: фонетическому, лексическому, словообразовательному, грамматическому (морфологическому и синтаксическому).

Высказывания великих писателей, ученых-лингвистов, культурологов о русском языке являются важным средством реализации дидактического принципа воспитывающего обучения языку, так как они акцентируют внимание школьников на таких свойствах языка, как его мелодичность, звучность, плавность и гармоничность, легкость, выразительность, способность выразить тончайшие оттенки чувств, палитру цветов и переливы света, богатство звуковых ощущений и впечатлений от окружающего мира лексико-сти-листическими средствами, разнообразием грамматических форм и синтаксических конструкций. Постигая мысли великих людей, оставивших яркий след в культуре родной страны, учащиеся начинают задумываться о великолепии и богатстве родного языка: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого влияния, течёт, как гордая, величественная река, — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса» (Н. М. Карамзин) [13, с. 68].

Глубокая убежденность в силе и могуществе русского языка, которую выразили М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой,

Ф. М. Достоевский, К. Г. Паустовский, К. И. Чуковский, М. А. Шолохов и другие великие русские писатели, эмоциональность их высказываний, яркие и образные характеристики языка могут стать для учащихся образцом ценностного отношения к родному языку. Такие высказывания способствуют формированию у учащихся представлений о языке как культурной ценности народа, которую надо научиться беречь, хотя бы потому, что «по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К. Паустовский) [3, с. 6].

В учительском арсенале подобного рода высказывания должны быть подобраны таким образом, чтобы их можно было использовать при изучении различных разделов о языке. Например, высказывание языковеда А. М. Пешковского — «если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый» — может быть использовано при изучении понятия «языковая норма». Подобные высказывания важны и при проведении внеклассных мероприятий в форме бесед о языке. История становления русского литературного языка может быть рассмотрена, по рекомендации А. Д. Дейкиной, как «веха осознания образованными носителями языка (Ломоносовым, Державиным, Фонвизиным, Радищевым, Жуковским, Батюшковым, Крыловым, Пушкиным, Далем и другими русскими литераторами и просветителями) достоинств разговорной речи простого народа» [5, с. 11].

Учащимся, например, можно дать возможность поразмышлять над вопросами взаимодействия устной и письменной форм языка. В качестве дидактического материала могут быть использованы мысли писателей и ученых, начиная с высказываний А. С. Пушкина на эту тему: «Чем богаче язык выражениями, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им в течение веков. Писать единственно языком разговорным — значит не знать языка» [13, с. 152].

Пробуждение и поддержание интереса к истории языка, к церковнославянскому языку, к словесности, к риторике формируют «национальное языковое сознание учащихся» и воспитывают «уважительное отношение к языку как культурному наследию, к этическим и нравственным нормам, обычаям и традициям в речевом поведении»

[5, с. 14]. В результате у учащихся формируется представление о языке как основе национальной культуры и национального самосознания [10; 16], как национально-культурном феномене, самобытность и уникальность которого сохраняются в генетической памяти народа. Язык, являясь хранителем культурных ценностей, служит орудием накопления и передачи информации от поколения к поколению [15, с. 143].

Отсюда внимание лингвистов и методистов к трудам культурологов, которые легли в основу лингвокультурологического подхода к преподаванию русского языка, который особенно важен при изучении лексики и стилистики, так как предполагает анализ слова, словосочетания, фразы, текста не только как лингвистической единицы, но и как единицы культуры, номинативно оформленной в языке. Особое внимание уделяется изучению ключевых слов, слов-концептов культуры, составляющих пласт безэквивалентной лексики. При составлении дидактического материала для изучения лексики в культуроведческом аспекте будет полезно такое издание, как «Россия. Большой лингво-страноведческий словарь». В нем словарные статьи содержат разнообразные факты о событиях, явлениях, обычаях, личностях, художественных произведениях, значимых для всех русских людей, русской истории и культуры [12].

Текстоцентрический подход к подбору дидактического материала, предъявляемого ученикам для ознакомления с языковыми явлениями, анализа использования изобразительно-выразительных языковых средств, жанрово-стилистических особенностей, проявляющихся в текстах разных типов речи — повествовании, описании, рассуждении, — требует от учителя обращения к текстам художественной, научно-популярной литературы, публицистики, к текстам энциклопедий и справочников. Важным критерием отбора текстов как дидактических единиц обучения русскому языку является критерий аксиологический. Тексты должны ориентировать ученика на воспитание высоких нравственных качеств, раскрывать такие важные понятия, как гуманизм, стремление к идеалу, патриотизм, благородство, общечеловеческие ценности, дружба, этика, эстетика и др.

Воспитание ценностного отношения к родному языку предполагает формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность [10]. Учащиеся должны понять, что овладение культурой речи необходимо человеку для его социализации, будущей профессиональной деятельности. Д. С. Лихачёв говорил об овладении культурой речи как о важной характеристи-

ке личности: «Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума...». Осознание каждым человеком своей ответственности за чистоту и культуру речи должно стать препятствием к порождению текстов, нарушающих грамматические нормы языка, наподобие таких, как приведенный ниже пример из официального документа, рождённого в недрах кабинетов власти: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального

российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [16]. Мысли высказаны ценные, но, к сожалению, с нарушением грамматических норм русского языка. Если мы научим учащихся бережно относиться к языку, то они будут видеть в создаваемых ими текстах некорректные фразы, наподобие этих, которыми пестрят студенческие работы: «в окончании изучения документа были изучены...», «мной произошло изучение законодательной и нормативной базы организации...», «приказом ... Министерства образования и науки Российской Федерации был утвержден приказ...», «в ходе практики произошло знакомство с приказами», «было пройдено знакомство с нормативно-правовой базой организации» и проч.

Духовно-нравственное воспитание будущих профессионалов цифровой экономики в процессе преподавания русского языка, предполагающего реализацию принципа единства целей обучения и воспитания, будет способствовать решению проблемы сохранения русского языка как аксиологической системы.

Литература

1. Акимова, О. Б. Цифровая трансформация образования: своевременность учебно-познавательной самостоятельности обучающихся / О. Б. Акимова, М. Д. Щербин // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 1. — С. 27-34.

2. Афанасьева, Т. П. Формирование профессионального языкового сознания педагога образовательного комплекса средствами рефлексивно-ролевой игры / Т. П. Афанасьева, Г. П. Новикова, Ю. С. Тютюн-ник // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 2. — С. 66-70.

3. Воителева, Т. М. Русский язык: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Т. М. Воителева. — 4-е изд. — М.: Академия, 2013. — 320 с.

4. Воителева, Т. М. Лингводидактические основы обучения русскому языку как неродному: монография / Т. М. Воителева, О. Н. Марченко. — М.: ИИУ МГОУ, 2017. — 196 с.

5. Дейкина, А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография /А. Д. Дейкина. — М.: МПГУ, 2019. — 212 с.

6. Зубакин, С. Г. Перспективные направления повышения квалификации руководителей образовательных организаций / С. Г. Зубакин, В. Г. Кирсанова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — № 1 (61). — С. 76-80.

7. Милютина, А. А. Обоснование подготовки будущих учителей начальных классов к работе по формиро-

ванию медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка / А. А. Милютина // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 3. — С. 66-70.

8. Новикова, Г. П. Непрерывный образовательный процесс повышения квалификации педагогов в логике концепции фасилитации / Г. П. Новикова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 3. — С. 53-57.

9. Орлова, Е. В. Дебаты как эффективное инновационное средство повышения коммуникативной компетенции на занятиях по русскому языку / Е. В. Орлова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2018. — № 5 (62). — С. 12-16.

10. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosreestr.ru/ registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3 (дата обращения — 14.02.2019).

11. Пуденко, Т. И. Индивидуализация профессионального развития учителей в контексте новых задач, проблем и возможностей национальной системы учительского роста / Т. И. Пуденко, Ю. А. Скурихи-на // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 2. — С. 70-76.

12. Россия. Большой лингвострановедческий словарь / под общ. ред. Ю. Е. Прохорова. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. — 736 с. — (Фундаментальные словари).

13. Русские писатели о языке: хрестоматия / автор-составитель Е. М. Виноградова и др.; под ред. Н. А. Ни-колиной. — М.: ООО «ТИД "Русское слово — РС"», 2008. — 584 с.

14. Сиденко, Е. А. Андрагогический подход к подготовке фасилитаторов в системе дополнительного профессионального педагогического образования в условиях реализации ФГОС / Е. А. Сиденко // Педагогическое образование и наука. — 2017. —№ 5. — С. 27-32.

15. Словарь социолингвистических терминов [Электронный ресурс] / под ред. В. Ю. Михальченко. — М.: Институт языкознания РАН, Российская академия лингвистических наук, 2006. — Режим доступа: http://www.iling-ran.ru/library/sociolingva/slovar/ sociolinguistics_dictionary.pdf / (дата обращения: 16.02.2019).

16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://stupeni15. edusite.ru/DswMedia/_file_doc_fgos_oo.pdf (дата обращения 06, 06, 2019)

17. Хафизова, Н. Ю. Электронные образовательные ресурсы как инструмент повышения уровня профессионализма педагогов в условиях дополнительного профессионального образования / Н. Ю. Хафизова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2018. - № 6 (60). - С. 74-80.

18. Щукин, А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А. Н. Щукин. — М.: Астрель [и др.], 2007. - 746 с.

19. Marchenko, O. N. «Mistrzu, edukowac ucznia!» — idee Janusza Korczaka w procesie naukowo-wychowawczym (techniki osobiscie zorientowanych technologii w nauczaniu j^zyka rosyjskiego) / Powiaowy osrodek ljckonalenia nauczycieli w wodzislawiu Slaskim — Biuletyn metodyczny — nr 1 (28) Styczen, 2013, P. 2838 (на польском языке).

20. Sidenko E. A., Sidenko А. S. Creation of an Innovative Environment Based on Active Approach In-home Training Conditions in Educational Organization / E. A. Sidenko, А. S. Sidenko / «Eastern European Scientific Journal». 2015. № 2. С. 105-111. (на английском языке). DOI 10.12851/EESJ201502C05ART01.

References

1. Akimova O. B., Shcherbin O. B. Digital transformation of education: timeliness of educational and cognitive independence of student. Innovative projects and programs in education, 2018, n. 1, pp. 27-34 (in Russian).

2. Afanasyeva T. P., Novikova G. P., Tyutyunnik Yu. S. Formation of professional language consciousness of the teacher of the educational complex by means of reflexive role-playing game. Innovative projects and programs in education, 2018, n. 2, pp. 66-70 (in Russian).

3. Voiteleva T. M. Russkii yazyk: uchebnik dlya 10 klas-sa: sredneye (polnoye) obshcheye obrazovaniye (bazoviy uroven) [The Russian language: pupil's book for the 10th grade: secondary general education (basic level)]. Moscow, Academia Publ., 2013, 320 p.

4. Voiteleva T. M., Marchenko O. N. Lingvodidakticheski-ye osnovy obucheniya russkomu yazyku kak nerodnomu: monografiya [Linguodidactic foundations of teaching Russian as a foreign language: monograph]. Moscow, IIU MGOU Publ., 2017, 196 p.

5. Deikina A. D. Aksiologicheskaya metodikaprepodavani-ya russkogo yazyka: monografiya [Axiological methods of teaching the Russian language: monograph]. Moscow, MPGU Publ., 2019, 212 p.

6. Zubakin S. G., Kirsanova V. G. Perspective directions of professional development of heads of educational organizations. Innovative projects and programs in education, 2019, n. 1(61), pp. 76-80 (in Russian).

7. Miljutina A. A. Justification of training of future primary school teachers to work on the formation of media competence of primary school students in the Russian language lessons. Innovative projects and programs in education, 2018, n. 3, pp. 66-70. (in Russian)

8. Novikova G. P. Continuous educational process of training teachers in the logic of the concept of facilitation. Innovative projects and programs in education, 2018, n. 3, pp. 53-57 (in Russian).

9. Orlova E. V. Debates as an effective innovative means of improving communicative competence in Russian language classes. Municipal education: innovations and experiment, 2018, n. 5(62), pp. 12-16 (in Russian).

10. Approximate basic educational program of basic general education [Electronic resource]. Available at: http://fgosreestr.ru/registry/ primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3 (accessed 14 January, 2009) (in Russian).

11. Pudenko T. I., Skurihina Y. A. Individualization of teachers ' professional development in the context of new tasks, challenges and opportunities of the national system of teacher growth. Innovative projects and programs in education, 2018, n. 2, pp. 70-76 (in Russian).

12. Rossiya. Bolshoi lingvostranovedcheskii slovar [Unabridged dictionary of Russia]. Gen ed. Yu. Ye. Prok-horov. Moscow, AST-PRESS BOOK Publ., 736 p.

13. Russkiye pisateli o yazyke: khrestomatiya [Russian writers about the language: reader]. Comp. auth. E. M. Vi-nogradova et al., ed. by N. A. Nikolina. Moscow, OOO «TID "Russkoye slovo — RS"» Publ., 2008, 584 p.

14. Sidenko E. A. Andragogical approach to the training of facilitators in the system of additional professional pedagogical education in the conditions of implementation of the GEF. Pedagogical education and science, 2017, n. 5, pp. 27-32. (in Russian).

15. Slovar sotsiolingvisticheskikh terminov [Dictionary of sociolinguistic terms]. Ed. by V. Yu. Mikhalchen-ko. Moscow, Institute of linguistics, Russian Academy of linguistic Sciences Publ., 2006. Available at: http://www.iling-ran.ru/library/sociolingva/slovar/ sociolinguistics_dictionary.pdf/ (accessed 16 January, 2019).

16. Federalnyi gosudarstvennyi obrazovatelnyi standart os-novnogo obshchego obrazovaniya [Federal state educa-

tional standard of basic general education]. Available at: https://stupeni15.edusite.ru/DswMedia/_file_doc_ fgos_oo.pdf (accessed 06 June, 2019)

17. Khafizova N. Yu. Electronic educational resources as a tool for improving teacher professionalism in the conditions of additional professional education. Innovative projects and programs in education, 2018, n. 6, pp. 7480. (in Russian).

18. Shchukin A. N. Lingvodidakticheskiy entsiklopedicheskii slovar [Encyclopedic dictionary of history and culture]. Moscow, Astrel: AST: Khranitel Publ., 2007, 746 p.

19. Marchenko O. N. «Master, bring up a student!»: the ideas of Janusz Korczak in the educational process (methods ofpersonality-oriented technologies in teaching the Russian language). Vyacheslav Classci — methodological Bulletin No. 1 (28) January, 2013, P. 28-38.

20. Sidenko E. A., Sidenko A. S. Creation of an innovative environment based on active approach in-home training conditions in educational organization. Eastern European Scientific Journal. 2015. № 2. P. 105-111. DOI 10.12851/EESJ201502C05ART01.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.