Научная статья на тему 'Методические идеи профессора Е. П. Прониной и их развитие в современных образовательных реалиях'

Методические идеи профессора Е. П. Прониной и их развитие в современных образовательных реалиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКУ / СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / METHODOLOGY OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE / STRUCTURE-AND-SEMANTICS APPROACH / COMPETENCE-BASED METHODS / VALUE-BASED ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкина Юлия Алексеевна

В статье на основе анализа значимых научных трудов профессора Е.П. Прониной обобщены направления исследования учёного (реализация в преподавании русского языка структурно-семантического принципа, компетентностный подход к изучению русского языка, воспитание у школьников ценностного отношения к родному языку). Предприняты попытки осмыслить ценность идеи Е.П. Прониной, оказавшие влияние на современную методическую науку, а также указывающие направление дальнейших методических поисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professor E.P. Pronina’s methodological principles and their development in the modern education

The article reviewed and analyzed the significant scientific works of Professor E.P. Pronina. An attempt was made to reconsider the scholar’s ideas in terms of their prospects for further methodological research, the author also presented the professor’s recommendations that influenced modern methodology. The terms introduced by Professor E.P. Pronina were employed in the article. The author also tried to summarize different aspects of the scholar’s research.

Текст научной работы на тему «Методические идеи профессора Е. П. Прониной и их развитие в современных образовательных реалиях»

УДК 371.2:811.161.1

МЕТОДИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПРОФЕССОРА Е.П. ПРОНИНОЙ И ИХ РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕАЛИЯХ

PROFESSOR E.P. PRONINA'S METHODOLOGICAL PRINCIPLES AND THEIR DEVELOPMENT IN THE MODERN EDUCATION

©2018

Ю.А. Белкина Ju. A. Belkina

В статье на основе анализа значимых научных трудов профессора Е.П. Прониной обобщены направления исследования учёного (реализация в преподавании русского языка структурно-семантического принципа, компетентностный подход к изучению русского языка, воспитание у школьников ценностного отношения к родному языку). Предприняты попытки осмыслить ценность идеи Е.П. Прониной, оказавшие влияние на современную методическую науку, а также указывающие направление дальнейших методических поисков.

Ключевые слова: методика обучения русского языку; структурно-семантический принцип; компе-тентностный подход; ценностное отношение.

The article reviewed and analyzed the significant scientific works of Professor E.P. Pronina. An attempt was made to reconsider the scholar's ideas in terms of their prospects for further methodological research, the author also presented the professor's recommendations that influenced modern methodology. The terms introduced by Professor E.P. Pronina were employed in the article. The author also tried to summarize different aspects of the scholar's research.

Keywords: methodology of teaching the Russian language, structure-and-semantics approach; competence-based methods; value-based attitude.

«Для Елены Павловны Прониной научная деятельность - это стиль жизни, мышления и существования», - отмечается в статье к 50-летию профессора, опубликованной в газете «Молодой учитель» [1]. Прошли годы, но эти слова не перестали быть актуальными.

Елена Павловна была увлечённым исследователем и всецело преданным делу образования работником высшей школы.

Главное направление научной деятельности Е.П. Прониной - методика преподавания русского языка в вузе и школе. Разнообразные аспекты этой деятельности нашли отражение в шести ее учебных пособиях (три из них в соавторстве), в книге «Изучение синтаксиса простого предложения в школе» (1976) и в статьях (список публикаций профессора Е.П. Прониной включал 138 статей) [2-11].

Многие направления исследований профессора Е.П. Прониной не потеряли своей актуальности и сегодня.

Е.П. Пронина - признанный исследователь в области методики преподавания синтаксиса русского языка. Проявив инте-

рес к истории вопроса, в частности к применению логико-семантического принципа в преподавании синтаксиса, она написала и в 1963 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Вопросы синтаксиса в школьных учебниках русского языка второй половины XIX - первой половины ХХ века)».

Как учёный аналитического склада ума, Е.П. Пронина обратилась к проблеме формирования теоретического мышления обучающихся. В качестве одного из путей ее решения она предложила использование структурно-логических схем. Принципы, пути, приёмы организации учебного процесса при изучении на их основе грамматики русского языка были изложены ею в ряде работ [2 ; 7-9].

Е.П. Пронина рекомендовала использовать в обучении структурно-логические схемы, так как моделирование теоретических знаний и необходимо, и полезно для развития интеллектуальных сил учащихся, формирования их лингвистического мышления. Чётко и ясно она формулировала суть изучения синтаксиса на основе струк-

турно-логических схем: «Работа со структурно-логическими схемами - это особого рода деятельность, приобщающая учащихся к процессу исследования языковых единиц, познанию абстрактного характера грамматических понятий, приобретению системных знаний об изучаемом языковом явлении на основе раскрываемых схемой взаимосвязей и взаимозависимости между элементами характеристики этого явления» [9, с. 56].

Огромный теоретический и практический опыт, накопленный исследователем, стал основой методической концепции, изложенный в докторской диссертации «Структурно-семантический принцип и его реализация в школьном преподавании русского (родного) языка», которая была защищена в 1991 году [12].

Профессор Е.П. Пронина никогда не была догматиком в науке, всегда находилась в исследовательском поиске, прекрасно знала особенности отечественной школы и как исследователь неизменно сохраняла чувство времени, оставаясь на передовых позициях методической науки. Так, в марте 2004 году на состоявшейся в МПГУ всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора М.Т. Баранова, она выступила с докладом «О компетентностном подходе к преподаванию русского языка». В нем она высказалась за новую методическую идею - интерпретацию содержания образования на основе компетентностного подхода. Автор данной статьи присутствовал на конференции как аспирант профессора Е.П. Прониной и законспектировал тезисы выступления учителя, а также мнение председателя секции конференции доктора педагогических наук, профессора А.Д. Дейкиной о выступлении Елены Павловны: «Вы дали чёткий ответ на вопрос о сути компетентност-ного подхода, понимая его как умение в действии».

Проанализировав опубликованную в сборнике данной конференции статью Елены Павловны [3], можно заключить, что, не отрицая традиционной методики, обогащая её своим видением опытного методиста и учителя-практика, профессор Е.П. Пронина указала на оптимальное сочетание предшествующих достижений с новыми

подходами и средствами обучения: «Образование должно быть ориентировано на формирование у обучаемых таких качеств, которые необходимы человеку в любой сфере деятельности» [3, с. 55].

На наш взгляд, высказанная учёным позиция находит отражение в современных учебных программах для общеобразовательной школы, где чётко прописаны необходимые для любой сферы деятельности качества, названные универсальными учебными действиями (УУД).

Обучающие, развивающие и воспитательные задачи получают в концепции профессора Е.П. Прониной новые решения, связанные, по мнению исследователя, с личностным развитием обучаемых, что в современном стандарте названо личностными образовательными результатами.

В публикациях, посвященных компе-тентностному подходу [3 ; 4], профессор Е.П. Пронина осмысляет вопрос обновления содержания образования, принципов и методов обучения в высших учебных заведениях. Конечно, она не пользуется современными аббревиатурами ПК, ОК, но говорит о необходимости планирования заданий, направленных на формирование умений создавать тексты разных типов и использовать знания в учебных ситуациях. Полагаем, что «перекличка» с формулированными во ФГОС ВО нового поколения требованиями к бакалаврам очевидна.

Особенно созвучна нашему времени методика ценностных ориентаций учащихся, отраженная профессором Е.П. Прониной в работе «Приёмы воспитания ценностного отношения учащихся к родному языку в концепции аксиологического аспекта образования» [5].

По мнению ученого, в задачу учителя входит создание условий для активной речевой коммуникации учащихся, что важно для воспитания у школьников ценностного отношения к языку [4]. Е.П. Пронина предлагает ряд приёмов для работы с текстом-образцом: изучение отдельных авторских зарисовок, а также их сопоставление. Полагаем, что здесь ею была намечена воплощенная сейчас модель устного экзамена по русскому языку в школе, а также обсуждаемая ныне идея ответа-эталона, частично

Ю.А. Белкина

нашедшая отражение в концепции обновляемого стандарта образования.

Таким образом, в первом десятилетии XXI века мысли профессора Е.П. Прониной о духовно-ценностной ориентации при преподавании русского языка, о развитии у учащихся продуктивных речевых умений, о рассмотрении педагогического процесса как культурной деятельности являются актуальными, соответствуют тенденциям развития отечественной методики преподавания русского языка [13 ; 14]. Об этом свидетельствуют материалы научных конференций, проводимых в ее родном вузе [15 ; 16].

Научно-методические работы профессора Елены Павловны Прониной про-

анализированы в диссертационном исследовании В.Д. Янченко [17]. Ее весомый вклад в развитие методики преподавания русского языка (по масштабам всероссийский) отмечен учебниках для вузов и библиографических справочниках [13 ; 18-20].

Имя профессора Самарского государственного социально-педагогического университета Елены Павловны Прониной вписано в историю методической науки. Цитируя исследование по истории методики русского языка профессора А.Д. Дейкиной, заключаем: «Творческие идеи Е.П. Прониной ещё долго будут служить верным компасом в развитии методики преподавания русского языка» [13, с. 336].

* * *

1. Скороход Л.К. Учитель. Учёный. Воспитатель // Молодой учитель. 1978. Март. С. 2.

2. Пронина Е.П. Изучение синтаксиса простого предложения. Куйбышев : КГПИ, 1976. 91 с.

3. Пронина Е.П. О компетентностном подходе к преподаванию русского языка // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования : материалы науч.-практ. конференции, посвящённой памяти профессора М.Т. Баранова. М. : МПГУ, 2004. С. 55-57.

4. Пронина Е.П. О формировании лингвистической компетенции учащихся // Новые аспекты в преподавании русского языка в школе и вузе : доклады и тезисы докладов участников междунар. науч.-практ. конференции. М. : МПГУ, 2002. С. 138-141.

5. Пронина Е.П. Приёмы воспитания ценностного отношения учащихся к русскому языку в концепции аксиологического образования // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и образовательный уровни) : материалы междунар. науч.-практ. конференции. М. : МПГУ ; Ярославль : Ремдер, 2009. С. 71-73.

6. Пронина Е.П. Структурирование учебного материала как способ его теоретического освоения учащимися // Исследовательский поиск учёных современной методической науки (к юбилею Е.Г. Шатовой) / сост. Е.А. Яковлева ; науч. ред. А.Д. Дейкина. М. : МПГУ, 2002. С. 10-13.

7. Пронина Е.П. Структурно-логические схемы как приём организации изучения теоретического материала по русскому языку в 5-6 классах. Самара, 1992. 69 с.

8. Пронина Е.П. Структурно-семантический принцип и пути его реализации в преподавании школьного курса синтаксиса : монография. Куйбышев : КГПИ, 1984.

9. Пронина Е.П. Формирование у учащихся синтаксических понятий на основе структурно-семантического принципа // Русский язык в школе. 1979. № 4. С. 54-56.

10. Пронина Е.П., Тулузакова Г.Н. Основы методики преподавания русского языка: систем-но-деятельностный подход. Самара : СГПУ, 2009. 192 с.

11. Пронина Е.П., Уланова Ю.А. Теория и методика обучения русскому языку : учебное пособие. Самара : СамГПУ, 2007. 127 с.

12. Пронина Е.П. Структурно-семантический принцип и его реализация в школьном преподавании русского (родного) языка : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1991. 42 с.

13. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. История методики преподавания русского языка в биографических очерках : учебное пособие. М. : МПГУ, 2017. 348 с

14. Янченко В.Д. Научное наследие в области методики преподавания русского языка последней трети XX века - учителям-словесникам : монография. 2-е изд. М. : МПГУ, 2017. 168 с.

15. Преподавание филологических дисциплин: поиски, идеи, перспективы : сборник науч. трудов, посвящённый 75-летию д-ра пед. наук, профессора Е.П. Прониной. Самара : СГПУ, 2004. 272 с.

16. Реалии современной практики преподавания дисциплин филологического цикла и перспективы развития методической мысли : материалы междунар. науч. -практ. заоч. конференции, посвященной юбилею профессора Е.П. Прониной (апрель - октябрь 2008 г.). Самара : СГПУ, 2008. 194 с.

17. Янченко В.Д. Научно-методическое наследие последней трети ХХ века и его потенциал в системе профессиональной подготовки учителей-словесников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011. 53 с

16. Донская Т.К. Краткие очерки по истории методики русского языка. 2-е изд., доп. СПб. : Сударыня, 2003. 144 с.

17. Методика преподавания русского языка в школе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. М.Т. Баранова. М. : Академия, 2000. 368 с.

18. Острикова Т.А. Методика обучения русскому языку и русская филология в очерках об учёных Российской Федерации и зарубежья : библиографический справочник. Абакан : Хакасский гос. ун-т, 2015. 300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.