Научная статья на тему 'О реализации соизучения методики преподавания русского языка и её истории'

О реализации соизучения методики преподавания русского языка и её истории Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1129
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА / PRINCIPLE OF HISTORISM / ИННОВАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ / INNOVATIVE CONTENT / STUDY OF THE EXPERIENCE OF THE MOST DISTINGUISHED TEACHERS / СОИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЕЕ ИСТОРИИ / COMBINED STUDY OF THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODS AND THE LANGUAGE HISTORY / ИЗУЧЕНИЕ УСПЕШНОГО ОПЫТА ПРЕД-ШЕСТВЕННИКОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Янченко В.Д.

Изучение истории науки играет воспитательную роль, дисциплинирует студентов, выстраивает их знания в систему и в то же время воспитывает их нравственность. Благодаря вниманию к истории методики преподавания русского языка студенты-филологи вовлекаются в активную поисковую и мыс-лительную деятельность. Современные студенты-филологи в большинстве своем хотят быть прежде всего конкурентоспо-собными и успешными в жизни, поэтому стремятся изучить успешный опыт предшественников, ко-торый вместе с тем им практически неизвестен. Соизучение методического наследия ХХ века и основного курса позволяет выявить наиболее акту-альные методические проблемы, которые решались учеными в указанный период, чтобы помочь мето-дике преподавания русского языка взять всё лучшее из опыта прошлых лет для решения инновационных задач преподавания русского языка в начале XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF COMBINED STUDY OF THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODS AND THE LANGUAGE HISTORY

The study of the history of science plays an educational role, it disciplines students and it erects their know-ledge into the system and at the same time brings up their morals. Because of the attention to the history of the Russian language teaching methodology the studentphilologists are implicated into the active search and cog-nitive activity. Modern students-philologists need to be competitive so they attempt to study the experience of their most dis-tinguished predecessors. Combined study of these works and the basic course makes it possible to reveal the most actual methodolog-ical problems that were solved by scientists in the XX century. It would help the methodology of the Russian language teaching to take all best of the experience of past years for the solution of the innovation problems of the Russian language teaching in the beginning of XXI century.

Текст научной работы на тему «О реализации соизучения методики преподавания русского языка и её истории»

пользован прием аллюзии путем обращения к ПВ, с одной стороны, поговорке «Волк в овечьей шкуре», а с другой - к устоявшемуся выражению «Оборотни в погонах»; 3) прецедентное имя (ПИ): «Российских педагогов облагодетельствовали: в 2005 году их зарплату повысят на целых 25%. Однако эта милость не устраивает современных Ушинских и Макаренко ...» [Московский комсомолец, 2004 г.] - снова использован прием аллюзии, только на этот раз через обращение к общеизвестным именам выдающихся отечественных педагогов К.Д. Ушинского и А.С. Макаренко; 4) прецедентная ситуация (ПС): «Это так же важно, как для большевиков мосты, телеграфы и телефоны» [Московский комсомолец, 2004 г.] - снова аллюзия, но посредством обращения к ПС (в первые дни революции большевики придавали первостепенное значение захвату мостов, телеграфов и железных дорог).

Вопросам интертекстуальности и использова-

ния прецедентных текстов посвящено большое количество научных работ, но вопросу изучения приемов интертекстуального письма в школе и вузе, на наш взгляд, уделено недостаточно внимания, в то время как современному лингвокультур-ному поведению свойственно активное использование приемов интертекстуального письма как в текстах СМИ, так и в повседневной речи. В связи с этим важно отметить необходимость изучения вопросов интертекстуальности в рамках школьного и вузовского обучения.

Литература

Х.Денисова Г.В. В мире интертекста: язык, память, перевод. - М.: Азбуковник, 2003.

2.Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. - М.: Гардарики, 2005.

3.Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.

УДК 372.881.161.1 ББК 74.04

О РЕАЛИЗАЦИИ СОИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЕЁ ИСТОРИИ

В.Д. Янченко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, (916) 9210454, iantchenko@freemail.ru

Изучение истории науки играет воспитательную роль, дисциплинирует студентов, выстраивает их знания в систему и в то же время воспитывает их нравственность. Благодаря вниманию к истории методики преподавания русского языка студенты-филологи вовлекаются в активную поисковую и мыслительную деятельность.

Современные студенты-филологи в большинстве своем хотят быть прежде всего конкурентоспособными и успешными в жизни, поэтому стремятся изучить успешный опыт предшественников, который вместе с тем им практически неизвестен.

Соизучение методического наследия ХХ века и основного курса позволяет выявить наиболее актуальные методические проблемы, которые решались учеными в указанный период, чтобы помочь методике преподавания русского языка взять всё лучшее из опыта прошлых лет для решения инновационных задач преподавания русского языка в начале XXI века.

Ключевые слова: принцип историзма, инновационное содержание, изучение успешного опыта предшественников, соизучение методики преподавания русского языка и ее истории.

ON THE REALIZATION OF THE PRINCIPLE OF COMBINED STUDY OF THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODS AND THE LANGUAGE HISTORY

Yanchenko V.D.

The study of the history of science plays an educational role, it disciplines students and it erects their knowledge into the system and at the same time brings up their morals. Because of the attention to the history of the Russian language teaching methodology the student- philologists are implicated into the active search and cognitive activity.

Modern students-philologists need to be competitive so they attempt to study the experience of their most distinguished predecessors.

Combined study of these works and the basic course makes it possible to reveal the most actual methodological problems that were solved by scientists in the XX century. It would help the methodology of the Russian language teaching to take all best of the experience of past years for the solution of the innovation problems of the Russian language teaching in the beginning of XXI century.

Keywords: principle of historism, innovative content, study of the experience of the most distinguished teachers, combined study of the Russian language teaching methods and the language history.

В обучении методике преподавания русского языка на современном этапе вновь актуальной становится опора на принцип историзма, который в разное время определили и которого придерживались Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, Н.М. Каринский, В.А. Малаховский и др. В середине ХХ века принцип историзма прослеживается в трудах М.С. Лапатухина, А.В. Текучева, Л.П. Федоренко и др. В конце ХХ столетия его утверждали педагоги и методисты-русисты М.Т. Баранов, А.Д. Дейкина, Т.К. Донская, Л.К. Лыжова и др. Об историзме писал М.Т. Баранов, который применительно к методике преподавания русского языка определил специальный общеметодический принцип, предполагающий учет исторических изменений, сохранившихся в той или иной форме. «Исследование любого явления должно протекать в его историческом развитии: без понимания того, как изучаемое явление возникло, как шло его развитие, невозможно понять его состояние сегодня и перспективы его развития»1.

В ХХ веке принцип историзма рассматривался, как правило, применительно к русскому языку и к педагогике, реже - к методике преподавания русского языка.

Заметим, что изучение истории науки играет также воспитательную роль, дисциплинирует студентов, выстраивает их знания в систему и в то же время воспитывает их нравственность. Благодаря вниманию к истории методики преподавания русского языка студенты-филологи вовлекаются в активную поисковую и мыслительную деятельность.

Опрос учащихся, проведенный методом анкетирования, показал: соизучение основного курса методики преподавания русского языка и ее истории отвечает потребностям современных студентов-словесников.

Современные студенты-филологи в большинстве своем хотят быть прежде всего конкурентоспособными и успешными в жизни, поэтому стремятся изучить успешный опыт предшественников, который вместе с тем им практически неизвестен. Студенты не знакомы с именами виднейших методистов-русистов, не видят, что методика преподавания русского языка развивается эволюционно, если они не прослушали спецкурс по истории науки. А вместе с тем исторические знания необходимы: без знания прошлого науки не видно ее перспективы.

По мнению студентов-словесников, в вузовском курсе методики преподавания русского языка будут полезны следующие нововведения: с одной стороны, освоение новых IT технологий, таких инноваций, как мультимедийный урок, использование учебных CD с видео- и аудиофайлами, игровых форм обучения, проведение уроков-презентаций, уроков-экскурсий, уроков с ролевыми играми, применение в обучении на практических занятиях по методике видеозаписи уроков с последующим анализом; развитие филологического сектора Интернет-технологий, компьютерное тестирование, а с другой - введение исторического спецкурса или комментария по истории науки, изучение опыта лучших учителей, чтобы на их примерах увидеть, как работает тот или иной метод.

Нам представляется, что решение острой проблемы модернизации методики преподавания русского языка может быть найдено в соизучении истории и методики и реализовано в курсе методики русского языка, выстроенного на исторической основе.

Нами был проведен опрос студентов-словесников с целью выявления их отношения к истории методической науки, выяснения, в какой мере она соответствует потребностям будущих учителей-словесников. Мнение студентов совпало с нашим предположением в том, что курс должен соединить историческое и современное содержание. Историческое содержание студенты-словесники видят в изучении научных биографий виднейших педагогов и методистов-русистов, современное содержание - в инновациях. Изучение истории методики преподавания русского языка не может не опираться на историю, поэтому необходим такой учебный курс, в котором было бы переплетено историческое, основное и инновационное содержание методики преподавания русского языка. Такой спецкурс раскрывает поступательное развитие методики преподавания русского языка.

Опорой для исторического курса могут стать сборники статей, монографии, программы и библиографические сборники, периодика.

1. Сборники статей, созданные на основе материалов научно-практических конференций.

- Истоки методики русского языка и литературы в XX веке: К 90-летию Первого съезда преподавателей русского языка военно-учебных заведений России / Сост. М.Т. Баранов. - М.: МПГУ, 1993;

1 Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. уч. зав. // Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - С. 16

- Русский язык в школе: К 210-летию в учебных планах России / Сост. М.Т. Баранов. - М.: МПГУ, 1996;

- Отечественная лексикография - школе: К 200-летию со дня рождения В.И. Даля / Науч. ред. А. Д. Дейкина // Сост. Т.М. Пахнова, В.Д. Янченко. - М.-Яр.: МПГУ-Ремдер, 2002;

- Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора М.Т. Баранова. / Сост. и научн. ред. А.Д. Дейкина, Л.А. Ходякова. - М., 2004.

2. Монографии.

- Текучев А.В. Очерки по истории методики русского языка. - М., 1980.

- Русские методисты-словесники в воспоминаниях. - М., 1969.

- Донская Т.К. Краткие очерки по истории методики русского языка. - СПб., 2003.

- Михаил Трофимович Баранов: ученый и человек / Сост. А.Д. Дейкина и др. - М.: Прометей, 2005.

- Янченко В.Д. История в очерках о педагогах и методистах русского языка ХХ века. - М.: Прометей, 2006.

3. Программы и библиографические сборники.

- Сборник статей Михаила Трофимовича Баранова, опубликованных в журнале «Русский язык в школе» в 1960-1998 годах / Составитель Т. А. Острикова. - Абакан: Издательство ХГУ, 2001.

- Методика преподавания русского языка: Сборник статей Алевтины Дмитриевны Дейкиной, опубликованных в журнале «Русский язык в школе» / Составитель Т.А. Острикова. - Абакан: Издательство ХГУ, 2007.

- Методика преподавания русского языка: Программы 30-80-ых годов ХХ века /Сост. Т.А. Острико-ва. - Абакан: Издательство ХГУ, 2007.

- История методики преподавания русского языка: Рабочая программа учебного курса по специальности 032900 - «Русский язык и литература». - М.: МПГУ, 2006.

4. Периодика, статьи в журналах «Русский язык в школе», «Русская словесность».

- Текучев А.В. Профессор А.В. Миртов как методист русского языка и лингвист (К 90-летию со дня рождения) // «Русский язык в школе». - 1977. - № 2. - С. 56-62.

- Тростенцова Л.А. Василий Алексеевич Добромыслов (К 100-летию со дня рождения) // «Русский язык в школе». - 1992. - № 3-4. - С. 35-38.

- Тростенцова Л.А. Алексей Васильевич Текучев (К столетию со дня рождения) // «Русский язык в школе». - 2003. - № 1. - С. 43-46.

- Дейкина А.Д. 110-летие со дня рождения М.А. Рыбниковой // «Русский язык в школе». - 1996. -№2. - С. 115-116.

- Дейкина А.Д. Николай Севастьянович Державин: К 120-летию со дня рождения // «Русский язык в школе». - 1997. - № 6. - С. 53-56.

- Дейкина А.Д. Методическое наследие Михаила Трофимовича Баранова (1924-1999) // «Русский язык в школе». - 2004. - № 4. - С. 47-50.

- Кулаева Г.М. К.Б. Бархин о работе над эстетикой слова на уроке русского языка // «Русская словесность». - 2001. - № 3. - С. 72-75.

- Гетьманенко Н И. А.М.Лебедев (1881-1953) // «Русский язык в школе». - 2001. - №4. - С. 51-54.

Для исторических исследований по методике преподавания русского языка, проведенных в ХХ веке,

характерен описательно-аналитический подход к изучению материала, но на современном этапе развития науки, когда время диктует новое содержание, такой подход недостаточен для представления науки в ее современном развитии, поэтому правомерен многомерный системный подход, соединяющий в себе хронологический, персонифицированный и проблемно-тематический принципы.

Работы по истории науки А.В. Текучева, М.С. Лапатухина, М.Т. Баранова, Т.К. Донской и др. проливают свет на процесс развития методики преподавания русского языка в Х1Х-ХХ вв. Они могут стать стержнем для нового курса методики преподавания русского языка, его исторической основой. История - это опора, фундамент для современной методики преподавания русского языка, ее сила заключается в централизации, систематизации знаний и опыта великих предшественников, поскольку в области методики преподавания языка во все времена трудились лучшие умы России. Историческая линия, как нить Ариадны, не дает студентам-филологам сбиться с верного пути, она способна выправить положение с мотивацией к обучению у студентов-словесников, вызывает интерес к нашей науке. Как известно, история науки дает надежную опору для формирования позиции будущего учителя-словесника и филолога-исследователя. Знание истории предостерегает от ошибок и ложных открытий. Изучение истории науки, восстанавливающее хронологию событий, приобщение учащихся к опыту методистов-

словесников способствует более качественной подготовке студентов-филологов.

Изучение богатейшего опыта преподавания русского языка в отечественной школе позволяет выявить динамику методов обучения, их современное состояние и тенденции развития. Опыт, накопленный в течение десятилетий, на наш взгляд, очень ценен.

Представляется важным зафиксировать, сохранить и использовать уникальный фонд методов обучения, сформировавшийся в отечественной методике и школьной практике преподавания русского языка. Знание эволюционного развития науки позволит методистам-русистам и учителям-словесникам XXI в. осознанно подходить к решению современных задач школьного образования по русскому языку. Этот материал будет также необходим для углубления и обновления содержания методической подготовки педагогических кадров в высших учебных заведениях.

Интерес исследователей к истории методики преподавания русского языка заметно повышается в конце 50-х - начале 60-х гг. ХХ века. В период «оттепели», оживления в общественно-политической жизни идет активное освоение методического наследия. В этот период одним из первых ученых в нашей стране к описанию истории методики преподавания русского языка обратился педагог и методист-русист М.С. Лапатухин. Он разрабатывал малоисследованные проблемы истории методики русского языка. Результатом разысканий стала публикация статей «Методические взгляды академика Я.К. Грота» (1957) о методических воззрениях В.А. Богородицкого, И.И. Срезневского, В.П. Шереметевского, Н.Ф. Бунакова и других ученых. Богатейший материал был обобщен исследователем в исторической хрестоматии «Методика преподавания русского языка» (1960) и монографии «Из истории преподавания русского языка в средних учебных заведениях России (Дореволюционный период) (В 2-х ч.)» (19631964). Правомерно заметить, что М.С. Лапатухин обратился к изучению прошлого опыта, и это не было уходом от актуальных проблем современности, а попыткой решить их особым образом, используя опыт, накопленный предшественниками.

Немалое значение в становлении и развитии методики как науки сыграли работы А.В. Текучева по истории отечественной методики. В 60-80-е гг. он написал статьи, посвященные анализу методического наследия Ф.И. Буслаева, К.Д. Ушинского, А.М. Пешковского, С.И. Абакумова, А.В. Миртова, Ф.Ф. Фортунатова, Н.М. Каринского, В.А. Добромыслова и других педагогов и методистов-русистов. К сожалению, А.В. Текучёв не успел завершить «Очерки по истории методики», в частности, по истории методики ХХ века, которая создавалась на его глазах и при его участии. Научные искания академика А.В. Текучёва - это живая история методики и связующее звено между методистами прошлого и настоящего.

Принципиально важным является выделение в учебнике А.В. Текучева «Методика русского языка в средней школе» (3-е изд. - 1980) специального раздела «Именной указатель: Основные имена. Методические труды. Х1Х-ХХ вв.» (с. 390-410), в котором был приведен в алфавитном порядке список имен отечественных педагогов, лингвистов и методистов-русистов, внесших вклад в развитие методической науки и содействовавших совершенствованию преподавания родного языка в школах России. Список, включавший 170 персоналий, был предложен для ознакомления студентам-словесникам впервые в истории методики. На наш взгляд, выделение специального раздела, в котором перечислены виднейшие русисты ХУШ-ХХ вв. и их основные труды, было необходимым. «Методика» А.В. Текучева благодаря своей энциклопедичности сыграла важную роль в становлении и развитии методики как науки. Труд А.В. Текучёва разбудил творческую мысль других ученых, которые создали свои варианты учебника для вузов (Е.А. Баринова, А.И. Власенков, М.Т. Баранов и др.).

Отметим огромную роль в изучении истории методики русского языка профессора М.Т. Баранова, крупнейшего педагога и методиста-русиста второй половины ХХ века, основоположника научно-методической школы в МПГУ. Почти все проблемы методики преподавания русского языка, характерные для конца 80-х гг. ХХ века, были охвачены в учебнике для студентов высших педагогических учебных заведений «Методика преподавания русского языка в школе», изданном в 1990 году в издательстве «Просвещение» и переизданном в 2000 году в издательстве «Академия» (авторский коллектив: М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов). Профессор М.Т. Баранов был основным автором и редактором учебного пособия для студентов «Методика преподавания русского языка», характеризующего завершение очень важного этапа развития методики и одновременно намечающего перспективы изысканий во всех главных направлениях этой науки. М.Т. Баранов определил дальнейшее развитие методики в учебнике для педвузов, изданном под его редакцией. Правомерно отметить интерес авторов этого вузовского учебника к истории методики: в «Приложении» помещен список учебников и учебных пособий для студентов по методике преподавания русского языка и дан краткий библиографический словарь методистов русского языка (Х1Х-ХХ вв.), в котором представлены 104 персоналии, в том числе современные методисты-русисты (с. 323-360). С сожалением отметим, что в других

учебниках по методике преподавания русского языка такие персоналии ученых с наименованиями их трудов и указанием круга научных интересов не приводились.

Уважение М.Т. Баранова к истории науки - отличительная черта ученого и его научной школы.

«Развитие методики преподавания русского языка шло по линии выявления новых методических понятий и создания для их называния новых терминов, разработки главных концепций обучения, переоценки прошлого опыта школы, вклада методистов русского языка и осмысления нового опыта школьных учителей»1, - писал М.Т. Баранов. Многогранный научный вклад М.Т. Баранова отражен также и в вузовском спецкурсе по истории методики, прочитанном М.Т. Барановым в 90-е гг. ХХ века в Магистратуре филологического факультета МПГУ, и в организации Всероссийских научно-практических конференций в МПГУ, посвященных 90-летию Первого съезда преподавателей русского языка военно-учебных заведений России (1993), 150-летию выхода в свет книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1995), 110-летию со дня рождения М.А. Рыбниковой (1995), 210-летию включения русского языка в учебные планы России (1996) и др.; в обобщающих статьях по истории методики преподавания русского языка: «Историзм в преподавании методики русского языка в педвузе» (1992), «У истоков методики русского языка ХХ века (К 90-летию Первого съезда преподавателей русского языка военно-учебных заведений России 1903-1993)» (РЯШ, 1994, №1), «Методика преподавания русского языка на страницах журнала «Русский язык в школе» (1914-1994 годы)» (РЯШ, 1994, №5), «Русский язык в школе: к 210-летию включения в учебные планы» (РЯШ, 1996, №4), «От риторики к развитию речи в школах России» (РЯШ, 1998, №4). Вместе с созданием обобщающих трудов М.Т. Баранов приветствовал персонифицированный подход в оценке истории методики и поддерживал публикации о методическом наследии ярких личностей в науке. Эта сторона его деятельности отразилась в статьях, посвященных отдельным персоналиям ученых, их методическому наследию: «Федоренко Лидия Прокофьевна» (Педагогическая энциклопедия. Т. 4. - М., 1968. - С. 467), «Зиновий Аронович Потиха (К 70-летию со дня рождения)» (РЯШ, 1982, № 5), «Алексей Васильевич Текучев (К 80-летию со дня рождения)» (РЯНШ, 1983, № 1), «Исаак Рувимович Палей (К 80-летию со дня рождения)» (РЯШ, 1983, № 2), «Иван Иванович Кулибаба (К 70-летию со дня рождения)» (РЯШ, 1989, № 3), «Сергей Иванович Абакумов: К 100-летию со дня рождения (1890-1990)» (РЯШ, 1990, № 5), «М.А. Рыбникова о работе по развитию речи (К 110-летию со дня рождения)» (РЯШ, 1995, № 5) и др.

Правомерно отметить вклад в историю методики преподавания русского языка ХХ века профессора Л.П. Федоренко и ее научной школы.

Уважительным отношением к ученым-предшественникам, к истории методики преподавания русского языка проникнуты труды профессора Т.К. Донской: «... стратегическим принципом русской национальной школы во все времена был принцип историзма, в соответствии с которым знание истории Родины является неотъемлемым требованием к содержанию общеобразовательной и профессиональной школы»2. В ее трудах «Очерки по истории методики русского языка» (2001, 2003), «Очерки по истории кафедры методики преподавания русского языка РГПУ им. А.И. Герцена» (2005) представлен материал об ученых, продолжавших замечательные традиции отечественной методики русского языка и обогативших теоретическую и практическую методику русского родного языка, среди которых создатель ленинградской методической школы Е.Н. Петрова, педагоги и исследователи Е.С. Истрина, Е.А. Баринова, В.И. Лебедев, А.Ф. Ломизов и др.

Принцип историзма реализуется в курсе лекций М.Р. Львова для студентов педвузов и педколледжей «Русский язык в школе: История преподавания» (2007). В этой работе представлен обзор истории языкового образования в России с IX века до наших дней. «Каждый предмет познается в развитии, иными словами, имеет свою историю, - пишет в предисловии к книге М.Р. Львов3. - И многовековой процесс становления методов языкового образования в России, как и у других народов, поучителен, его трудно понять в моментальном срезе, в сиюминутном состоянии».

Методика преподавания русского языка XXI столетия во многом является продолжением методики преподавания русского языка ХХ века. Изучение истории науки, анализ опыта, накопленного предшественниками, дают студентам-филологам надежную опору в будущей профессиональной педагогической деятельности. «Изучение истории языкового образования в России [...] не только даст общую картину его развития, но и поможет высветить проблемы наших дней, увидеть их корни, включить их в общий

1 Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. уч. зав. // Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - С. 4

2 Донская Т.К. Духовный свет русского слова, русской культуры. - СПб., 2006. - С. 25

3 Львов М.Р. Русский язык в школе: История преподавания: Курс лекций для студентов педвузов и колледжей. -М.: Вербум-М, 2007. - С. 3

поток событий в их связи»1.

К числу бесспорных достоинств данного курса лекций по истории преподавания русского языка, созданного М.Р. Львовым, относится Приложение № 3 Библиографического перечня методистов по русскому языку (начальная школа), насчитывающего 64 персоналии выдающихся просветителей середины XIX - начала XXI вв. (с. 313-322).

Думая о будущем, нельзя забывать о прошлом. Опираясь на фактический материал, мы стремимся к тому, чтобы вскрыть с максимальной широтой и глубиной генетические связи современной науки и методики преподавания русского языка ХХ века, которая представляет собой колоссальный резерв для развития современной науки.

Параллельное соизучение вузовского курса методики преподавания русского языка и истории методики может способствовать формированию у студентов-словесников правильного философского подхода к научному познанию, формированию у будущих учителей-словесников мировоззренческих представлений.

Нам представляется эффективным путь переноса знаний из других, близкородственных учебных дисциплин, например, из методики преподавания литературы или истории в методику преподавания русского языка вследствие некоторых совпадений, обусловленных общностью предметов гуманитарного цикла.

Соизучение методического наследия ХХ века и основного курса позволяет выявить наиболее актуальные методические проблемы, которые решались учеными в указанный период, чтобы помочь методике преподавания русского языка взять всё лучшее из опыта прошлых лет для решения инновационных задач преподавания русского языка в начале XXI века.

Литература

1. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высших педагогических учебных заведений // Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Изд. центр «Академия», 2000.

2.Дейкина А.Д. М.Т. Баранов - видный ученый, филолог, методист // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора М.Т. Баранова. Сост. и научн. ред.: проф. А.Д. Дейкина, проф. Л.А. Ходякова. - М., 2004.

3. Донская Т.К. Духовный свет русского слова, русской культуры. - СПб., 2006.

4. Львов М.Р. Русский язык в школе: История преподавания: Курс лекций для студентов педвузов и колледжей. - М.: Вербум-М., 2007.

УДК 811.161.1(07) ББК 81.2

ТЕКСТОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

О.В. Алексеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего языкознания и методики преподавания русского языка Воронежского государственного педагогического университета, докторант кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, (4732) 554437, alekseevaov@Jist.ru

Текст на современном уроке русского языка является не только дидактическим материалом, но и источником новых знаний о правилах употребления грамматических форм в высказывании. Текст в методике функционального подхода используется в двух аспектах: как база для усвоения единиц языка и речи и как модель семантических типов речи.

Ключевые слова: функциональный принцип методики, текст, типология текстов, роль грамматической формы в тексте, коммуникативная компетентность учащихся.

TEXT-BUILDING SPHERE OF A MODERN RUSSIAN LANGUAGE LESSON

Alekseeva O. V.

Text on a modern Russian language lesson is not only a training material but also is a source of the new knowledge about rules of using grammar structures in the statements. Text in the method offunctional approach

1 Львов М.Р. Русский язык в школе: История преподавания: Курс лекций для студентов педвузов и колледжей. -М.: Вербум-М, 2007. - С. 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.