Научная статья на тему 'Проблема терминологии в области истории методики преподавания русского языка'

Проблема терминологии в области истории методики преподавания русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир русского слова
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / ИСТОРИЯ НАУКИ / ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ / ИСТОРИЗМ / ТРАДИЦИЯ / ОПЫТ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ / РЕТРОСПЕКТИВА / ИДЕЯ / HISTORY OF THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODS / PHILOSOPHY OF COGNITION / HISTORICISM / TRADITION / EXPERIENCE / SCIENTIFIC SCHOOLS / POTENTIAL / SCIENTIFIC HERITAGE / RETROSPECTION / IDEA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янченко Владислав Дмитриевич

В статье рассматривается проблема терминологии, раскрываются базисные понятия, значимые для исследования истории методики преподавания русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Terminology Problem in the Field of History of the of Russian Language Teaching Methodology

The article describes the problem of terminology, it reveals the basic conceptions important for the research of history of the Russian language teaching methodology.

Текст научной работы на тему «Проблема терминологии в области истории методики преподавания русского языка»

В. Д. Янченко

ПРОБЛЕМА ТЕРМИНОЛОГИИ

В ОБЛАСТИ ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

VLADISLAV D. YANCHENKO THE TERMINOLOGY PROBLEM IN THE FIELD OF HISTORY OF THE OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY

Владислав Дмитриевич Янченко

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета ► [email protected]

В статье рассматривается проблема терминологии, раскрываются базисные понятия, значимые для исследования истории методики преподавания русского языка.

Ключевые слова: методика преподавания русского языка, история науки, философия познания, историзм, традиция, опыт, научные школы, потенциал, научное наследие, ретроспектива, идея.

The article describes the problem of terminology, it reveals the basic conceptions important for the research of history of the Russian language teaching methodology.

Keywords: history of the Russian language teaching methods; philosophy of cognition, historicism, tradition, experience, scientific schools, potential, scientific heritage, retrospection, idea.

В новой образовательной ситуации, когда весомым остается значение истории методики преподавания русского языка, сохраняется актуальность проблемы терминологии, что обусловлено социокультурными причинами. Именно поэтому анализ теоретических основ методики преподавания русского языка целесообразно начинать со стороны ее терминологической системы. Базисные понятия, рассматриваемые нами в статье, являются универсалиями. Первоначально они являлись понятиями из области философии и педагогики, а впоследствии стали методическими в силу интеграции наук.

В отношении терминотворчества мы придерживаемся принципов, предложенных Е. И. Пассовым [13]: термин должен быть адекватным, научно корректным, непротиворечиво отражающим понятие, однозначным, односоставным, точно выраженным, обладать системностью и другими значимыми критериями.

Первое, ключевое понятие истории методики преподавания русского языка — история науки — процесс научного развития во всей конкретности и многообразии, который познается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. «Философы, историки, культурологи неоднократно писали, что история — это особое измерение человеческого бытия» [6: 12]. Исторический компонент — это особый «срез» внутри методики преподавания русского языка. «Историческая методика — отрасль общей методики обучения языкам, исследующей методические концепции прошлого» [14: 102]. Применительно к области преподавания русского языка история науки представляет собой

ретроспективное освещение процесса развития методики, которое открывает и демонстрирует ее исторический характер.

Другим значимым термином является философия познания. Вслед за Л. А. Микешиной подчеркнем ведущую роль данного понятия в освещении эволюции науки. Философия познания — «понимается как область философии, исследующая природу познания, отношение знания к реальности, условия его достоверности и истинности, существования в системе культуры и коммуникации (общения). Философия познания вбирает в себя различные тесно взаимосвязанные разделы, в том числе традиционную гносеологию, или теорию познания, современное учение о познании, или эпистемологию, а также философию и методологию науки, как важнейшие части философии познания в целом» [9: 4].

Методика преподавания русского языка, как все гуманитарные науки, складывалась исторически, эволюционно, поэтому следующим значимым понятием является общефилософский принцип историзма. «Историзм — исторический подход к явлениям, изучение и оценка их в историческом развитии», — объясняется в «Толковом словаре современного русского языка» под редакцией В. В. Лопатина [8: 248]. Понятие историзма является ведущей категорией в исторической науке. «Историческое миропонимание состоит в том, чтобы видеть логику развития, внутреннюю закономерность, единонаправленность развития, некую равнодействующую в борьбе различных точек зрения, позиций, противоположно направленных сил» [4: 57]. Все это подтверждает перспективность использования исторического подхода в исследовании методики преподавания русского языка.

Четвертой значимой дефиницией является понятие традиции в методике преподавания русского языка. Традиции обеспечивают связь поколений, они представляют собой наиболее устойчивые нормы и принципы поведения, являясь средством передачи опыта и стабилизации отношений между поколениями. В то же время сохранение традиций — это уважение к прошлому науки и ответственность перед ее будущим.

Традиции формируют нравственные качества, обогащают духовный мир человека, воспитывают его как хранителя научного и культурного наследия.

Большая Российская Энциклопедия предлагает широкое толкование понятия традиции: «Традиция (от лат. traditio — „передача", „предание") — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных социальных группах в течение длительного времени» [2: 135]. В «Толковом словаре современного русского языка» традиция определяется многомерно, но для нас представляет ценность понятие традиции в первом значении (обычаи, нормы, взгляды): «1. Переходящие от одного поколения к другому обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.» [8: 791]. Педагогические традиции используются для реализации воспитательных целей, они способствуют передаче профессионального и социального опыта от старшего поколения — молодежи. Сущностные признаки традиций определяются в исследовании Г. В. Лисовенко [7: 67]: эволюционность (подвижность, изменчивость, динамичность); этапность функционирования; способность реагировать на социально-культурные изменения; практико-ориентированный характер; вариативность; эмоциональная насыщенность; образовательно-мировоззренческая направленность; устойчивость; многофакторность. Ответственным за сохранение и передачу традиций является учитель, причем в первую очередь — учитель-словесник: «Человек, осуществляющий важнейшую социальную функцию — обеспечивающий связь времен и преемственность поколений, без чего вообще немыслимо прогрессивное развитие рода человеческого» [3: 6].

Приобщение студентов-филологов, будущих учителей-словесников, к традициям отечественной методики преподавания русского языка создает в профессиональной среде ощущение корней, определенной общности, причастности к делу просвещения. Наличие традиций и богатого опыта является защитой от сумасбродных идей, сомнительных проектов. В современных инновационных поисках и решениях необходи-

мо учитывать образовательные традиции России. Традиции, заложенные предшественниками, подобно векторам, в начале XXI века указывают нужное направление движения мысли.

В исследовании истории методики преподавания русского языка неоценимую роль играет опыт как единство знаний и умений. Понятие опыт наиболее точно определяется в одноименной статье «Философского энциклопедического словаря»: «Опыт, основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности; в широком смысле — единство умений и знаний. <...> Накопление и передача опыта из поколения в поколение составляет существенную характеристику общественного развития. Он объективируется в предметной и языковой формах, в ценностях культуры. Опыт как результат практической и познавательной деятельности человека отражает уровень овладения объективными законами природы, общества и мышления, достигнутый людьми на данном этапе их исторического развития» [12: 447]. Не вызывает сомнения целесообразность изучения и обобщения опыта преподавания, поскольку накопленный учителями-словесниками методический опыт может содержать полезный материал и стать источником для научного творчества в XXI веке. Например, в истории методики второй половины ХХ века известен как ушедший в историю липецкий опыт (выставление поурочных баллов), так и востребованный опыт использования тюменских тетрадей (тетради с печатной основой — пособие для самостоятельной работы школьников) и т. д. Приведем другой пример, подтверждающий ценность методического опыта: недооценка роли «Школьного словаря строения слов русского языка» З. А. Потихи вызывает затруднения в изучении формообразующих суффиксов и влечет за собой невысокие оценки школьников на экзамене по русскому языку.

Одно из основных понятий в контексте истории методики, служащее опорой, — методическая научная школа. Термин научная школа достаточно широко освещен в современной науке: в науковедении ее осмыслили Т. Кун, Н. А. Куперштох, М. Г. Ярошевский; в об-

ласти теории функционирования педагогических систем специфика научных школ отражена в работах В. П. Беспалько, Б. С. Гершунского; в философии — в трудах Л. А. Микешиной; в математике — А. Н. Колмогоровым; в физике — А. В. Перышкиным; в социологии — Е. З. Мирской; в области методики преподавания литературы этот вопрос освещался в диссертационном исследовании Т. Е. Беньковской; в методике преподавания русского языка — в статьях А. Д. Дейкиной, Т. К. Донской, а также В. В. Гадаловой, Н. Е. Синичкиной, И. А. Сотовой и др. По верному определению Т. Е. Беньковской, признаками научной школы являются «исследовательский коллектив, наличие лидера, фундаментальные идеи (программа), значимость полученных результатов» [1: 11].

Понятие научная школа раскрывается в сборнике «Научные школы МПГУ»: «Научно-педагогическая школа понимается как исторически сложившийся в процессе совместной работы, устойчивый и развивающийся на протяжении ряда лет коллектив, возглавляемый известным ученым, отличающийся родственностью научных интересов его членов, общностью методологических подходов к решению научных проблем, успешно сочетающий проводимые им научные исследования по актуальным направлениям науки с активным участием в подготовке высококвалифицированных профессиональных кадров» [10: 3-4].

В настоящее время в методической науке определены сущностные черты научной школы: «Научная школа — это форма интеграции науки и образования, так как она ориентирована не только на воспроизводство нового знания, но и на подготовку научных кадров, сохранение преемственности разных поколений ученых. Научная школа <... > — своеобразное социальное образование, возникающее в определенных социально-исторических условиях, живущее и развивающееся в конкретном историко-научном контексте, переживающее расцвет и упадок» [1: 11-12].

Идея преемственной связи характерна для каждой крупной методической научной школы в области русского языка, потому что современ-

ная наука развивается с опорой на фундамент, заложенный трудами предшественников, основателей научных школ. Изучение опыта методических научных школ в области преподавания русского языка и творческих биографий крупнейших ученых и педагогов целесообразно проводить на основе широкого исторического фона, в контексте их времени, раскрывая процесс эволюции науки, постепенного становления, развития методики преподавания русского языка, многообразной по тематическому ландшафту, и формирования научной традиции.

В ХХ веке в области методики русского родного языка создаются научная школа изучения орфографии на грамматической основе А. В. Текучева (МГПИ им. В. И. Ленина); научная школа формирования лингвистического мировоззрения М. Т. Баранова (МГПИ им. В. И. Ленина — МПГУ); риторическая научная школа Т. А. Ладыженской (МГПИ им. В. И. Ленина — МПГУ); научная школа развивающего обучения русскому языку Л. П. Федоренко (МОПИ им. Н. К. Крупской); историко-семантическая научная школа Е. Н. Петровой (ЛГПИ — РГПУ им. А. И. Герцена); Ивановская научная школа развития письменной речи учащихся в свете теории речевой деятельности В. Е. Мамушина; Рязанская орфографическая научная школа Г. Н. Приступы; Калужская научная школа основ методики пунктуации Г. И. Блинова; Краснодарская школа преподавания синтаксиса на основе изучения отношений между признаками синтаксической единицы Р. А. Московкиной; Волгоградская научная школа изучения русского словообразования З. А. Потихи; Липецкая грамматико-орфографическая научная школа Б. Т. Панова; Самарская структурно-семантическая научная школа Е. П. Прониной и др.

Важно отметить, что многие региональные научные школы выросли на основе московских лингвометодических научных школ. Анализ методического наследия А. В. Текучева, М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, совокупность трудов и дальнейшее развитие их идей 2-3 поколениями последователей позволяет говорить о том, что благодаря активной и плодотворной деятельности научных школ методики препода-

вания русского языка последней трети ХХ столетия и первого десятилетия XXI века характеризуются единством.

Научные методические школы стали одним из эффективных способов сохранения и приумножения лучших традиций, благодаря которым в отечественной методике не было разрыва с идеями предшественников. Ученых разных поколений объединяет в рамках научной школы идея наставничества, передачи ценного опыта. Руководитель научной школы — человек, обладающий незаурядными способностями, имеющий проницательный ум, блестящую эрудицию; лидер, на которого можно равняться и который может вести вперед группу единомышленников.

Роль научных школ возросла на рубеже ХХ-ХХ1 веков, на важном этапе, который стал временем осмысления прежнего пути, выбора целей и ориентиров на будущие десятилетия в методике преподавания русского языка.

Другим значимым понятием в процессе изучения научного наследия в области методики преподавания русского языка является потенциал. В толковых словарях предлагается следующее объяснение: «Потенциал — <...> степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-нибудь» [11: 569]; «совокупность средств, возможностей в какой-либо области» [8: 551]. Другими словами, научный потенциал — это интеллектуальные ресурсы, источники, нереализованные возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения задач профессионального обучения студентов-филологов, достижения цели подготовки учителей-словесников высокой квалификации. Потенциальность расширяет возможности и имеет надвременное значение. Интеллектуальные ресурсы, ценные знания, которые содержатся в научно-методическом наследии в скрытом виде, могут проявиться, быть востребованы, адаптированы, а затем использованы в современных условиях.

Терминологическая система методики преподав ания русского языка содержит понятие научное наследие, значение которого непротиворечиво раскрывается в толковых словарях: «Наследие

(книжн.). Явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников» [11: 391]. «Наследие (собир.) — явления культуры, быта и т. п., полученные от предыдущих эпох, от прежних деятелей» [8: 372]. Высокий интерес к историческому и культурному наследию в нашей стране подтверждается изданием с 1988 года журнала «Наше наследие», который был инициирован академиком Д. С. Лихачевым. Традиционно столь же высок интерес к отечественному научному наследию, что находит подтверждение в публикациях в научно-методическом журнале «Русский язык в школе» в рубриках «Методическое наследство» и «Лингвистическое наследство».

В процессе исследования истории методики преподавания русского языка используется понятие ретроспективы. «Ретроспектива (книж.). Взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом» [12: 676]. В отношении к истории методики преподавания русского языка под ретроспективой подразумевается аналитический обзор научно-методических трудов, созданных ранее, например, в плодотворный период последней трети ХХ века.

Особенно значимым является понятие идея применительно к методике преподавания русского языка. В процессе исследования истории методической науки целесообразно привести толкование понятия идея, данное в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова в первом значении: «1. Сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности» [11: 239]. Понятие идея в философии определяется как форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающей в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира: «В науке идеи выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблем» [5: 207]. Следовательно, методические идеи — это

понятия и представления, отражающие обобщение результатов научной деятельности методистов-русистов и выражающие квинтэссенцию их педагогического опыта.

Таким образом, в статье рассмотрен ряд понятий, значимых для исследования истории методики преподавания русского языка: история науки, философия познания, принцип историзма, традиция, опыт, научные школы, потенциал, научное наследие, ретроспектива, идея.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беньковская Т. Е. Научные школы и направления в методике преподавания литературы XX века: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. СПб., 2007.

2. Большая Российская Энциклопедия / Науч.-ред. совет: Ю. С. Осипов (пред.). и др.; отв. ред. С. Л. Кравец. М., 2004.

3. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 2002.

4. Дейкина А. Д. Историко-культурное содержание в преподавании русского языка // Дейкина А. Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка. М.; Оренбург, 2009.

5. Копнин П. В. Идея // Философский энциклопедический словарь / Редколл.: С. С. Аверинцев и др. М., 1989. С. 207.

6. Кудрявцев В. Т. Идея историзма в психологии развития (теоретико-методологическое исследование): Автореф. дис.... д-ра психол. наук. М., 1997.

7. Лисовенко Г. В. Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона: Дис. ... канд. пед. наук. Сочи, 2004.

8. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Толковый словарь современного русского языка. М., 2009. С. 663.

9. Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005.

10. Научные школы МПГУ: Вып. 1. Предисловие. М., 2008. С. 3-4.

11. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1991.

12. Панов В. Г. Опыт // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 447.

13. Пассов Е. И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. СПб., 2009.

14. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М., 2008. С. 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.