Научная статья на тему 'Путь длиной в 40 лет: научная школа «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка»'

Путь длиной в 40 лет: научная школа «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
научная школа / научное направление / концепция / аксиологическая лингвометодика / традиции / опыт. / scientific school / research area / concept / axiological linguistic methodology / tradi- tions / experience.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье представлен ретроспективный обзор становления и развития на рубеже XX–XXI вв. московской методической научной школы «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка», названы труды ее представителей, выделены два этапа в ее эволюционном развитии: период накопления опыта, становления и оформления (1979–1994) и период развития и совершенствования, углубления проблематики исследований, расширения круга учеников, сторонников и последователей (c 1994 по настоящее время). Под научным руководством А. Д. Дейкиной защищены 11 докторских и 16 кандидатских исследований. В русле поисков данной методической научной школы было подготовлено и проведено свыше 25 конференций всероссийского и международного уровня, по итогам которых выпущены содержательные сборники научных статей и коллективные монографии. Ретроспективный анализ трудов показывает огромный потенциал, верность методической научной школы А. Д. Дейкиной отечественным традициям и открытость инновациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A WAY OF FORTY YEARS: SCIENTIFIC SCHOOL “AXIOLOGICAL LINGUISTIC METHODOLOGY: PARADIGM AND VALUE ASPECTS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE”

The article focuses on retrospective overview of formation and development at the turn of XX–XXI centuries of Moscow methodical scientific schoolAxiological linguistic methodology: paradigm and value aspects of teaching Russian language at school and university”. The article identifies two stages were in evolution development: a period of accumulation of experience, formation and design (1979–1994) and a period of development and improvement, deepening the problems of research, expanding the circle of students, supporters and followers (from 1994 to the present). Under the scientific direction of A. D. Deykina, 11 doctoral and 16 Ph.D. studies have been defended. In line with the search for this methodical scientific school, over 25 conferences of the all-Russian and international level were prepared and held, which resulted in informative collections of scientific articles and collective monographs. A retrospective analysis of the works shows the enormous potential, the loyalty of A. D. Deykina’s methodical scientific school to national traditions and openness to innovations.

Текст научной работы на тему «Путь длиной в 40 лет: научная школа «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка»»

МЕТОДИЧЕСКИЙ I ОПЫТ I

I УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1 Рус

ПУТЬ ДЛИНОЙ В 40 ЛЕТ: НАУЧНАЯ ШКОЛА «АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИНГВОМЕТОДИКА: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ В ШКОЛЬНОМ И ВУЗОВСКОМ ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

В. Д. Янченко

Аннотация. В статье представлен ретроспект ивный обзор становления и развития на, рубеже ХХ-ХХ1 вв. московской методической научной школы «Аксиологическая лингвоме-тодика: мировоззренческие и ценност ные аспект ы в школьном и вузовском преподавании русского языка,», названы труды ее представителей, выделены два, этапа, в ее эволюционном развитии: период накопления опыта,, становления и, оформления (1979-1994) и, период развития и, совершенствования, углубления проблематики, исследований, расширения круга, учеников, сторонников и, последователей, (с 1994 по настоящее время). Под научным руководством А. Д. Дейкиной защищены 11 докторских и, 16 кандидатских исследований. В русле поисков данной, методической, научной, школы было подготовлено и, проведено свыше 25 конференций, всероссийского и, международного уровня, по итогам которых выпущены содержательные сборники, научных статей, и, коллект ивные монографии. Ретроспективный анализ трудов показывает огромный, потенциал, верность методической, научной, школы А. Д. Дейкиной, отечественным традициям и, открытость инновациям.

Ключевые слова: научная школа,, научное направление, концепция, аксиологическая лингвометодика,, традиции, опыт.

AWAY OF FORTY YEARS: SCIENTIFIC SCHOOL "AXIOLOGICAL LINGUISTIC METHODOLOGY: PARADIGM AND VALUE ASPECTS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE"

V. D. Yanchenko

Abstract. The article focuses on, retrospective overview of formation, and, development at, the turn, of XX-XXI centuries of Moscow methodical scientific school "Axiological linguistic methodology: paradigm and, value aspects of teaching Russian, language at, school and, university". The article identifies two stages were in evolution, development: a, period, of accumulation, of experience, formation and, design, (1979-1994) and, a, period, of development, and, improvement, deepening the problems of research, expanding the circle of students, supporters and, followers (from 1994 to the present). Under the scientific direction, of A. D. Deykina,, 11 doctoral and, 16 Ph.D. studies have been, defended. In, line with the search for this methodical scientific school, over 25 conferences of

the all-Russian and international level were prepared and held, which resulted in informative collections of scientific articles and collective monographs. A retrospective analysis of the works shows the enormous potential, the loyalty of A. D. Deykinas methodical scientific school to national traditions and openness to innovations.

Keywords: scientific school, research area, concept, axiological linguistic methodology, traditions, experience.

Истоки Московской методической научной школы «Аксиологическая линг-вометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка» восходят к фундаментальной идее Ф. И. Буслаева и К. Д. Ушин-ского о сопряжении обучения и воспитания средствами русского родного языка [1].

Идея воспитания школьников средствами русского языка как учебного предмета, формирования у обучаемых взгляда на русский родной язык как национальный феномен выросла на основе богатого и яркого личного педагогического опыта и под благотворным влиянием трудов виднейших отечественных педагогов Х1Х-ХХ столетий Ф. И. Буслаева, К. Д. Ушинского, Н. Ф. Бунакова, а затем А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других виднейших отечественных педагогов. Отсюда берет свой исток исторический вектор в развитии научной школы и стратегическая мысль лидера научной школы о том, что уважительное отношение к трудам предшественников и глубокое знание истории вопроса необходимы для эволюционного развития методической науки и подготовки учителя для будущего.

Одним из истоков философии большой и дружной научной школы «Аксиологическая линг-вометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка» является стратегическая идея М. Т. Баранова о необходимости формирования лингвистического мировоззрения учащихся (РЯШ, 1977, № 3). Эрудиция, огромный жизненный и профессиональный опыт лидера научной школы Алевтины Дмитриевны Дейкиной - ученицы М. Т. Баранова [1], ее глубокое и искреннее

уважение к опыту предшественников способствовали творческому развитию и интерпретации этой прогрессивной и перспективной идеи формирования мировоззрения, концепции формирования у учащихся взгляда на родной язык как национальный феномен, последующему воплощению этой мысли в современном школьном и вузовском образовании.

Концепция научной школы выкристаллизовалась после защиты в 1979 г. диссертационного исследования А. Д. Дейкиной на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, а затем выделилась в отдельное широкое концептуальное направление. За 40 лет лидером научной школы опубликовано свыше 500 работ, посвященных актуальным проблемам преподавания русского языка в школе и вузе, русского родного и русского как иностранного языка.

В истории научно-методической школы Алевтины Дмитриевны Дейкиной можно выделить два значимых временных отрезка: первый этап (1979-1994) - период накопления опыта, становления и оформления; второй этап (1994 - по настоящее время) - период развития и совершенствования, углубления проблематики исследований, расширения круга учеников, сторонников и последователей.

Научная школа профессора А. Д. Дейки-ной окончательно оформилась четверть века назад, в 1994 г.: после защиты докторского исследования «Формирование у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен при обучении русскому языку в средней школе» аксиологическая лингвометодика стала новым основательным и перспективным научным направлением в отечественной методике преподавания русского языка.

Московская лингвометодическая научная школа А. Д. Дейкиной представляет собой консолидированные силы, большое содружество ученых, развивающееся сообщество, симбиоз нескольких поколений педагогов и методистов-русистов, связанных идеей преемственности и стремлением передать педагогическое мастерство будущим учителям-словесникам (заметим: далеко не случайно международная научно-практическая конференция по методике преподавания русского языка, проведенная в 2018 г., была названа «Учитель для будущего: язык, культура, личность»). Алевтиной Дмитриевной и ее учениками только за последние два десятилетия (19982018) в рамках указанного научного направления были подготовлены и проведены свыше 25 конференций всероссийского и международного уровня, по итогам которых выпущены содержательные сборники научных статей и коллективные монографии. Опыт лидера, энергия созидания подпитывает и вдохновляет учеников, создает им оптимальные условия для научного роста.

В русле активно развивающейся Московской методической научной школы А. Д. Дейкиной в течение 12 лет был успешно защищен ряд концептуальных исследований - диссертаций докторского уровня:

Острикова Т. А. Научно-методическое обеспечение самостоятельной профессиональной подготовки студентов-словесников (2006).

Романова Н. Н. Специфика содержания и методов обучения монологической речи студентов нефилологических отделений вузов (2006).

Криворотова Э. В. Формирование лингвистического мышления учащихся как условие их интеллектуального развития (2007).

Кулаева Г. М. Эстетический идеал в системе формирования ценностного отношения учащихся к русскому языку (2008).

Алексеева О. В. Реализация функционального принципа при изучении морфологии в школьном курсе русского языка (2011).

Скрябина О. А. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении правописанию как тексто-оформляющей деятельности: 10-11 классы (2011).

Янченко В. Д. Научно-методическое наследие последней трети XX века и его потенциал в системе профессиональной подготовки учителей-словесников (2012).

Рябухина Е. А. Моделирование дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компетентност-ного подхода (2013).

Левушкина О. Н. Методическая интерпретация лингвокультурологических характеристик текста на уроках русского языка (2014).

Исаева Н. А. Современные стратегии линг-вометодической подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Русский язык») (2016).

Дроздова О. Е. Метапредметный подход к обучению русскому языку в разных предметных областях школьного образования (2017).

Ретроспективный анализ трудов показывает огромный потенциал, верность научной школы А. Д. Дейкиной отечественным традициям и открытость инновациям, многоплановость и прогностичность идей, получивших развитие в русле методической научной школы [2].

Ученики и последователи А. Д. Дейкиной в русле научной школы «Аксиологическая линг-вометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка» развивают и укрепляют отечественное образования в Москве (В. Д. Янченко, О. Е. Дроздова, О. Н. Левушкина, Э. В. Криворотова, О. В. Гордиенко, О. Н. Зайцева, Ю. А. Чадина, Е. Л. Алешникова и др.), в Подмосковье (Н. Н. Романова), Оренбурге (Г. М. Кулаева), Воронеже (О. В. Алексеева), Рязани (О. А. Скрябина), Калуге (Н. А. Исаева), Абакане (Т. А. Острикова), в дальнем зарубежье - г. Сиэтл, США (С. В. Абрамова). Каждый ученик привносит частицу своих знаний в развитие методической науки, а все вместе они демонстрируют широкий мировоззренческий контекст современных исследований научной школы.

Под научным руководством А. Д. Дейкиной защищены 11 докторских и 16 кандидатских исследований, в настоящее время готовятся к

защите еще 5 работ кандидатского и 2 работы докторского уровня. Ряд диссертаций кандидатского уровня защищен «научными внуками», среди них Лю Цянь (науч. рук. В. Д. Янчен-ко), Ю. С. Вохмина (науч. рук. Т. А. Острикова), Д. В. Асеева (науч. рук. Г. М. Кулаева), Л. В. Архарова, А. Ю. Вершинина, С. Н. Торгун, Н. М. Зорина и др. (науч. рук. Н. Н. Романова), А. Р. Чудино-ва (науч. рук. Е. А. Рябухина) и другие - плеяда благодарных своему мудрому наставнику учеников и учениц, труды которых выросли на одной почве, на основе методических идей о связи языка и культуры, обучения и воспитания.

Глубокий анализ деятельности Московской методической научной школы «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка» позволит выявить тенденции [3], увидеть корни многих явлений, которые определяют облик современного российского школьного и вузовского образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дейкина А. Д., Янченко В. Д. Научная школа М. Т. Баранова: формирование лингвистического мировоззрения учащихся // Научные школы Московского педагогического государственного университета. Вып. 1. - М.: Прометей МПГУ, 2008. - С. 166-182.

2. Учитель, ученый и человек Алевтина Дмитриевна Дейкина / сост. Г. М. Кулае-

ва, В. Д. Янченко. - М.-Оренбург: Агентство «Пресса», 2009. - 138 с.

3. Дейкина А. Д., Янченко В. Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка (период последней трети ХХ века) // Русский язык в школе. - 2011. - № 6. - С. 3-8.

4. Янченко В. Д. Научное методическое наследие в области методики преподавания русского языка последней трети ХХ века - учителям-словесникам: моногр. - 2-е изд. - М.: МПГУ, 2017. - 168 с.

REFERENCES

1. Deykina A. D., Yanchenko V D. Nauchna-ya shkola M. T. Baranova: formirovanie lingvisticheskogo mirovozzreniya uchas-chihsia. Nauchnye shkoly Moskovskogo pedagogicheskogo universiteta. Iss. 1. Moscow: Prometey MPGU, 2008. Pp. 166-182.

2. Kulaeva G. M., Yanchenko V. D. (comp.) Uchitel, uchenyi i chelovek Alevtina Dmiti-yevna Deykina. Moscow - Orenburg: Agentstvo "Pressa", 2009. 138 p.

3. Deykina A. D., Yanchenko V D. Tendentsii v otechestvennoy metodike prepodavaniya russkogo yazyka. Russkiy yazyk v shkole. 2011, No. 6, pp. 3-8.

4. Yanchenko V D. Nauchnoe metodicheskoe naslediye v oblasti metodiki prepodavaniya russkogo yazyka poslednei treti XX veka — uchitelyam-slovesnikam: monogr. Moscow: MPGU, 2017. 168 p.

Янченко Владислав Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры, доцент, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета e-mail.: [email protected]

Yanchenko Vladislav D., ScD in Education, Chairperson, Methods of teaching Russian Department, Moscow

Pedagogical State University

E-mail.: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.10.2019 The article was received on 30.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.