НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
(конференция методистов-русистов в МПГУ)
15-16 марта 2007 года на кафедре методики преподавания русского языка филологического факультета Московского педагогического государственного университета состоялась научно-практическая конференция «Совершенствование средств обучения и развития учащихся: научные концепции учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений». В работе конференции приняло участие около 70 педагогов и методистов-русистов из разных регионов и городов России (в том числе из Абакана, Анапы, Воронежа, Оренбурга, Саранска, Санкт-Петербурга, Южно-Сахалинска и др.).
В докладах и сообщениях участников конференции нашла отражение проблематика, включающая широкий круг вопросов и представленная тремя направлениями.
1. Проблема отбора содержания в современных учебниках русского языка: проф. Т. Г. Бирюкова (Елец), доц. О. А. Скрябина (Рязань), доц. Н. В. Медведева (Пермь), доц. О. В. Алексеева (Воронеж), асп. М. А. Васильева и
A. А. Маслобойщикова (Шуя) и др.
2. Воспитательные и развивающие функции учебников русского языка: проф. Т. Г. Иргашева (Абакан), доц. Г. М. Кулаева (Оренбург), доц. Л. П. Денисова (Курск), доц. Э. В. Криворотова (Саранск), доц. С. В. Зуева (Ульяновск), доц. Г. С. Щеголева (СПб), доц. Т. В. Стрельцова (Оренбург), ст. преп. О. В. Сапожникова (Иваново) и др.
3. Новые технологии работы с современными учебными средствами: доц. Н. А. Белова и доц. О. В. Филиппова (Саранск), доц. Т. Н. Сокольницкая и доц. Н. Е. Синичкина (Санкт-Петербург), доц. И. Э. Абдрахманова (Казань), доц. В. А. Чибухашвили (Елец), учитель-словесник О. В. Самарцева и асп.
B. И. Земзерева (Москва) и др.
С докладом на тему «Отражение современных тенденций методической науки в учебниках
по русскому языку» выступила заведующая кафедрой методики преподавания русского языка МПГУ, доктор педагогических наук, профессор А. Д. Дейкина. В докладе говорилось о том, что в действующих учебниках отражены идеи постижения глубинных смыслов слова и языка, формирования личности, вариативности образования, обеспечения целостности изучения русского языка (формирования не только дискретного знания), тенденция к непрерывности образования, диалогизация учебного процесса как метод учебной работы и как форма успешного общения, аксиологический (ценностный) подход в преподавании русского языка. Сегодня, когда лингвистическая наука приходит в школу в виде авторских концепций, очевидна необходимость синтеза аспектных подходов в преподавании русского языка: исторического, этнокультурного, личностно-деятельностного, культурологического, потому что увлечение одним из них может перерасти во «флюс» в общем контексте образования. Указанные тенденции могут быть учтены в структуре учебников по русскому языку.
Интерес участников конференции вызвал доклад проф. М. Б. Успенского (Москва) об интерпретации системных и нормативных явлений русского языка в учебниках для средней школы и его новая книга «В мире парадоксов русского языка» (М., 2006).
Доц. Н. М. Лебедев рассказал о турнире знатоков русского языка как средстве воспитания интереса к учению.
С докладом о структурно-семантическом подходе к изучению сложноподчиненного предложения по новым учебникам русского языка для 9-го класса (авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова) выступила методист Т. Н. Соловьева (Тверь).
Целый ряд докладов, прозвучавших на конференции, был посвящен общим вопросам и концептуальным основам современных учебников по
[мир русского слова № 1-2 / 2007]
русскому языку: о методических концепциях современных учебных комплексов (на примере учебного комплекса В. В. Бабайцевой) рассказала проф. А. П. Еремеева (Москва); проблемы взаимосвязи теории и практики в учебниках русского языка для старших классов были рассмотрены в докладе проф. Т. М. Пахновой (Москва); особенности непрерывного курса русского языка в учебниках под редакцией А. А. Леонтьева рассмотрели доц. Е. В. Бунеева и доц. Л. Ю. Комиссарова (Москва).
На рассмотрении проблемы подготовки учителя и отбора материала из школьных учебников русского языка для вузовских пособий остановилась д. п. н. Т. А. Острикова (Абакан).
Ряд выступлений — д. п. н. Н. Н. Романовой (Москва), к. п. н., доц. Т. С. Табаченко (Южно-Сахалинск) и др. был посвящен различным методическим аспектам преподавания русского языка в высшей школе.
В процессе преподавания русского языка в классах филологического профиля особую актуальность приобретают вопросы совершенствования средств обучения и развития учащихся. В этой связи отметим доклады о воспитании эстетического отношения учащихся к русскому языку на основе школьных учебников и учебных пособий доц. Г. М. Кулаевой (Оренбург), о принципах формирования самоконтроля в речевой деятельности школьников доц. И. А. Сотовой (Иваново). В докладе о способах подачи материала об истории лингвистической науки в современных школьных учебниках доц. В. Д. Янченко (Москва) отметил, что сегодня происходит актуализация вопроса об обогащении учебников материалом по истории лингвистической науки. В этой связи объем учебного материала по истории науки о русском языке целесообразно расширить, и будет правомерным обогатить список персоналий ученых, представленный в учебниках, расширить его, но так, чтобы исторический подход не стал «флюсом». Можно иными способами представить школьникам содержание материалов об истории лингвистической науки, внести в лингво-историко-культурный контекст учебника элементы новизны, связать познавательный материал с основным материалом по программе. При переиздании действующих и создании новых учебников по русскому языку материал об истории лингвистической науки может
быть представлен учащимся с учетом четырех уровней: биографического, концептуального, мировоззренческого, нравственного.
В работе конференции приняли участие такие известные ученые-методисты, как проф. В. В. Гадалова (Шуя), проф. Т. Г. Бирюкова (Елец), проф. Н. Д. Десяева (Саранск), доц. Л. К. Лыжова (Воронеж) и др.
На конференции были представлены (очно и заочно) доклады ученых Петербургской научной методической школы: проф. Т. К. Донской «Принцип системности в современном школьном учебнике по русскому языку (к постановке вопроса)», проф. Н. Л. Мишатиной «О содержании понятий "лингво-культурный учебный текст" и "концептоцентричес-кий сверхтекст"», доц. Н. Е. Синичкиной «Рабочая тетрадь в курсе методики преподавания русского языка», доц. Т. Н. Сокольницкой «Рабочая тетрадь на современном этапе обучения русскому языку», а также доц. Ю. Н. Сиваковой «Принципы создания электронного учебного курса по русскому языку для подготовки к ЕГЭ», доц. Г. С. Скороспелкиной «Учебник русского языка для 5 класса: использование компонентного анализа при изучении лексики», доц. А. И. Якимович «О некоторых функциях школьного учебника по русскому языку».
Конференция прошла на высоком теоретическом уровне. Она показала, что плодотворный поиск методистов-русистов продолжается и что ориентир на традиции ни в коей мере не мешает внедрять в работу новые научные концепции и методы.
Всестороннюю оценку работе конференции дала доц. Л. К. Лыжова (Воронеж). В заключительном слове была высказана мысль о том, что конференции, проводимые кафедрой методики преподавания русского языка МПГУ, всегда дают толчок к профессиональному росту ее участников, намечают новые направления теории и практики развития методики.
Подводя итоги обсуждения, проф. А. Д. Дейкина поблагодарила гостей за интересные доклады и выступления, отметила, что состоялось глубокое и конструктивное обсуждение такой актуальной темы, как научные концепции учебников и учебных пособий по русскому языка для общеобразовательных учреждений и пути совершенствования средств обучения и развития учащихся.
А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко
[мир русского слова № 1-2 / 2007]
113