Научная статья на тему 'К вопросу о методической компетентности учителя русского языка'

К вопросу о методической компетентности учителя русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1256
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА / МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / METHODICAL COMPETENCE / METHODOLOGICAL COMPETENCE / TEACHER OF RUSSIAN LANGUAGE / METHODICAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL METHODICAL PREPARATION / INTEGRATED-PROFESSIONAL-AND PERSONAL CHARACTERISTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сокольницкая Татьяна Николаевна

В статье обосновывается взгляд на методическую компетентность как на профессионально-личностную характеристику, сочетающую в себе образовательный результат, профессионально-личностные особенности и профессиональный методический опыт и проявляющуюся в профессиональной методической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of methodical competence of a teacher of Russian language

The article substantiates the view on the methodical competence as a professional-and-personal characteristic that combines educational outcome, professional-and-personal features, and professional methodical experience. The whole methodical competence reveals itself in the professional methodical activities

Текст научной работы на тему «К вопросу о методической компетентности учителя русского языка»

Т. Н. Сокольницкая

(Санкт-Петербург)

К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОМ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

В статье обосновывается взгляд на методическую компетентность как на профессиональноличностную характеристику, сочетающую в себе образовательный результат, профессионально-личностные особенности и профессиональный методический опыт и проявляющуюся в профессиональной методической деятельности

Проблема развития профессиональной методической компетентности учителя русского языка является актуальной проблемой современного педагогического образования. Для определения основных направлений решения этой проблемы необходимо выявить ключевые признаки понятия «методическая компетентность» учителя русского языка.

В данной статье на основе анализа основных подходов к понятию «методическая компетентность» в современных педагогических, психологических и методических исследованиях уточняется, какой этап профессиональной методической подготовки учителя русского языка характеризует понятие «методическая компетентность», и выявляются основные признаки понятия «методическая компетентность» учителя русского языка.

Как составляющая профессиональной педагогической компетентности методическая компетентность выделяется в работах В. А. Адольфа, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной. Н. В. Кузьмина в контексте педагогической деятельности рассматривает компетентность как «свойство личности» и выделяет пять элементов или видов компетентности (специальная, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая]. Методическая компетентность рассматривается исследователем в качестве одного из основных элементов профессиональной компетентности педагога и включает в себя компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся [6, с. 89-90, с. 94].

Как отмечает В. А. Адольф, методическая компетентность учителя представляет собой «развернутую систему знаний по вопросам конкретного построения преподавания

той или иной дисциплины». Наряду с познавательной составляющей, ученый выделяет деятельностный и личностный компоненты методической компетентности: компетентным, по мнению В. А. Адольфа, следует называть такого учителя, который хорошо владеет методикой преподавания и к тому же четко определил свое отношение к различным методическим системам и обладает своим индивидуальным стилем деятельности в методике [1, с. 119].

В нашем исследовании мы опираемся на точку зрения разработчиков компетентност-ного подхода к педагогическому образованию (Г. А. Бордовский, В. А. Козырев, Н. Ф. Ра-дионова, А. П. Тряпицына и др.]. Согласно данной позиции, методическая компетентность может рассматриваться в качестве «специальной компетентности, которая реализует базовые и ключевые компетентности применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности учителя конкретного предмета [10].

Анализ методических исследований последних десятилетий показал, что в современной методике русского языка отсутствуют специальные исследования, посвященные содержанию и структуре методической компетентности учителя русского языка. Проблемы профессиональной подготовки учителя-русиста в педагогических вузах рассматриваются в трудах современных уче-ных-методистов Т. К. Донской, А. Д. Дейки-ной, Н. А. Ипполитовой, Л. К. Лыжовой, Л. А. Ходяковой, Е. Г. Шатовой и др. Частные аспекты исследования методической компетенции учителя русского языка представлены в работах Т. С. Табаченко (2007], Т. Б. Михеевой (2009], Н. Е. Синичкиной (2010].

Впервые понятие «методическая компетентность» в качестве ключевой составляю-

щей профессиональной деятельности учителя русского языка выделяется А. Д. Дейки-ной. А. Д. Дейкина рассматривает методическую компетентность как основу профессиональной деятельности учителя русского языка, делая акцент на аксиологической сущности этого понятия [3, с. 3].

В настоящее время существует целый ряд психолого-педагогических и методических исследований, в которых в различных аспектах рассматриваются частные методические компетентности учителя-предметника: ди-дактико-методическая компетентность учителя начальных классов (Т. Б. Руденко], методическая компетентность учителя иностранных языков (И. Л. Колесникова, О Н. Иг-на и др.], методическая компетентность учителя математики (Н. Л. Стефанова, Г. И. Саранцев, И. Е. Малова и др.], обобщенная методическая компетентность, методическая компетентность учителя физики (Т. А. Залез-ная, О. В. Лебедева], методическая компетентность учителя географии (Е. А. Тамож-няя].

Анализ и сравнение определений понятий «методическая компетентность», «ди-дактико-методическая компетентность», «обобщенно-методическая компетент-

ность», представленных в данных исследованиях, дают возможность выявить, какие ключевые признаки названных понятий выделяют ученые.

Обращение к различным определениям понятий «методическая компетентность», «дидактико-методическая компетентность» учителя-предметника показывает, что данное понятие определяется всеми исследователями как частный вид, составная часть профессиональной педагогической компетентности [11; 2, с. 23; 5, с. 93].

При этом понятие «методическая компетентность» употребляется по отношению к разным этапам профессиональной методической подготовки:

- в качестве профессиональной характеристики действующего учителя-предметника [5];

- как результат профессиональной методической подготовки студента [4, с. 10-11; 12, с. 14].

Для выявления ключевых признаков понятия «методическая компетентность» учителя русского языка также важно, что исследователи по-разному определяют содержа-

ние понятия «методическая компетентность»:

- как набор профессиональных знаний и определенных умений, позволяющих учите-лю-предметнику успешно осуществлять профессиональную деятельность, методическая компетентность представлена в работах Т. Б. Руденко, О. В. Лебедевой, И. Е. Маловой [7, с. 10];

- как интегративную личностно-профессиональную характеристику учителя, проявляющуюся в его педагогической деятельности, методическую компетентность определяет О. Н. Игна.

В исследованиях, посвященных методической подготовке учителя русского языка, понятие «методическая компетентность» употребляется по отношению к профессиональной деятельности действующего учителя. А. Д. Дейкина рассматривает методическую компетентность как ценностную составляющую профессиональной деятельности учителя-словесника и полагает, что ценностью в профессиональной сфере его деятельности являются профессионализм, опыт и мастерство [3, с. 5-6].

В качестве результата профессиональной методической подготовки в методике русского языка употребляется понятие «методическая компетенция» (Т. С. Табаченко].

В нашем понимании «методической компетентности» учителя русского языка мы опираемся на смысловое разделение понятий «компетенция» и «компетентность», принятое в современной педагогике. Согласно этому разделению, компетенции рассматриваются как совокупности взаимосвязанных знаний и способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и отличаются от компетентностей - характеристик профессионально-личностных. Под компетенцией имеется в виду некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке, необходимое для качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Тогда как компетентность -уже состоявшееся профессионально-личностное качество, включающее личный опыт и отношение к предмету деятельности в данной сфере (Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской].

Ориентация на такое разделение понятий «компетенция» и «компетентность» дает возможность рассматривать методическую компетентность шире, чем результат про-

фессиональной методической подготовки. В качестве результата методической подготовки в педагогическом вузе можно рассматривать методическую компетенцию. Содержание методической компетенции определяется с помощью перечня соответствующих знаний, умений, навыков и готовностей. Требования к содержанию методической компетенции находят своё отражение в стандартах профессионального педагогического образования. Исходя их этих позиций, понятие «методическая компетенция» может быть охарактеризовано как готовность, то есть потенциальное состояние.

Полагаем, что понятия «готовность» и «компетентность» не являются тождественными друг другу: если готовность - это характеристика потенциального состояния, позволяющего начинающему учителю войти в профессиональную деятельность, в профессиональное сообщество и развиваться в «профессиональном» отношении, то компетентность может выявиться только в реальной деятельности, воплотившись из внутреннего во внешнее (Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына]. Таким образом, методическая компетентность учителя является более сложным образованием, включающим в себя, помимо результата профессиональной методической подготовки, профессионально-личностные аспекты, и прежде всего профессиональный методический опыт учителя. Следовательно, понятие «методическая компетентность» учителя русского языка характеризует действующего специалиста, занимающегося профессиональной методической деятельностью.

Таким образом, методическая компетентность учителя русского языка - это, с одной стороны, результат его методической подготовки; с другой - результат методического опыта.

Кроме того, в определении понятия «методическая компетентность» учителя русского языка мы ориентируемся на те психо-лого-педагогические исследования, в которых профессиональная компетентность педагога рассматривается как интегративное профессионально-личностное образование (А. К. Маркова, Л. М. Митина и др.]. Так, в работах А. К. Марковой определяется следующий состав компетентности: знания, умения, позиция, личностные особенности [8, с. 34-

35]. По мнению Л. М. Митиной, педагогическая компетентность выражает то общее, что присуще исторически конкретному носителю профессии, делающее его сопричастным педагогическому сообществу и определенной педагогической культуре. Понятие педагогической компетентности рассматривается автором как «гармоничное сочетание знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры] педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации» [9, с. 75].

Таким образом, анализ педагогических, психологических и методических исследований позволяет выявить следующие ключевые признаки понятия «методическая компетентность» учителя русского языка:

- в качестве важнейшей составляющей профессиональной педагогической компетентности учителя русского языка - основы его профессиональной деятельности, специальной компетентности, которая реализует базовые и ключевые компетентности применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности учителя русского языка;

- характеристика действующего специалиста, учителя русского языка на постдипломном этапе его профессионального педагогического образования;

- проявляется в его профессиональной методической деятельности;

- результат методической подготовки учителя; результат его методического опыта;

- ценностное образование, аксиологическая составляющая профессиональной компетентности учителя русского языка, его профессионально-личностная характеристика.

Данные выводы подтвердили наше предположение о том, что понятие «методическая компетентность» является основополагающим, характеризующим профессиональную деятельность учителя русского языка на постдипломном этапе непрерывного педагогического образования. Ключевые признаки понятия «методическая компетентность» учителя русского языка, выявленные в статье, могут быть положены в основу системы развития методической компетентности учителя русского языка.

Литература

1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя. - Красноярск: М-во общ. и проф. образования РФ ; Краснояр. гос. ун-т, 1998. - 309 с.

2. Гребенев И. В., Лебедева О. В. Теоретические основания развития методической компетентности учителя // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2007. - № 4. - С.21-25.

3. Дейкина А. Д. Методическая компетентность как ценностная составляющая профессиональной деятельности учителя // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни] : материалы Все-рос. науч.-практич. конф. 19-20 марта 2009 г. / сост. и науч. ред. д.п.н., проф. А. Д. Дейкина, д.п.н., проф. Л. А. Ходякова, д.п.н., проф. А. П. Еремеева, к.п.н., доц. В. Д. Янченко. - М.: МПГУ ; Ярославль: РЕМДЕР, 2009. - С. 3-7.

4. Залезная Т. А. Индивидуально-ориентированное обучение будущего учителя физики на основе модульно-рейтинговой технологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2006. - 32 с.

5. Игна О. Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - №1. - С. 90-94.

6. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высш. шк., 1990. - 117 с.

7. Малова И. Е. Непрерывная методическая подготовка учителя математики: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.08. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д.Ушинского, 2007. - 42 с.

8. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Просвещение, 1996. - 303 с.

9. Митина Л. М. Психология труда и профессиональное развитие учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

10. Радионова Н. Ф, Тряпицына А. П. Компетентностный подход в педагогическом образовании // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. -2006.Режим доступа: www.omsk.edu:

11. Руденко Т. Б., Каткова Л. В. К вопросу о профессиональной компетентности учителя // Наука, образование, общество : Интернет-журнал Сахалин. гос. ун-та. - Дата публикации 10.08.2006. -[Электронный ресурс]. URL: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=47/

12. Таможняя Е. А. Система методической подготовки учителя географии в педагогическом вузе в условиях модернизации образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.02. - М.: Московской педагогический государственный университет, 2010. - 42 с.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.