REFERENCES
1. Bolotin A. Je. Trebovanija, predjjavljaemye k vypusknikam vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii k effek-tivnomu vypolneniju sluzhebno-boevyh zadach / A. E. Bolotin, A. N. Sivak // Uchenye zapiski Universiteta im. P. F. Lesgafta. 2012. № 10 (92). S. 30-35.
2. Sivak A. N. Psihologo-pedagogicheskie uslovija neobhodimye dlja povyshenija effektivnosti profession-al'nogo razvitija kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii // Uchenye zapiski Universiteta im. P. F. Lesgafta. 2012. № 1 (83). S. 135-138.
3. Sivak A. N. Pedagogicheskie uslovija, neobhodimye dlja povyshenija podgotovlennosti spetsial'nyh po-drazdelenij po bor'be s nezakonnym oborotom narkotikov / A. N. Sivak, A. E. Era-stov// Uchenye zapiski Uni-versiteta im. P. F. Lesgafta. 2012. № 2 (84). S. 124-127.
4. Sivak A. N. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija, neobhodimye dlja effektivnogo vospitanija lich-nostnyh kachestv u ofitserov vnutrennih vojsk MVD Rossii v period professional'nogo stanovlenija / A. N. Sivak, I. N. Zjukin// Uchenye zapiski Universiteta im. P. F. Lesgafta. 2012. № 8 (90). S. 83-86.
5. Sivak A. N. Pokazateli gotovnosti komandirov kursantskih podrazdelenij, vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii k samoobrazovaniju v sfere fizicheskoj podgotovki i sporta / A. N. Sivak, O. V. Syromjatnikov// Uchenye zapiski Universiteta im. P.F. Lesgafta. 2012. № 9 (91). S. 143-147.
Т. Н. Сокольницкая
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Анализируются основные подходы к сущности методического мышления учителя, обосновывается широкое понимание методического мышления современного учителя русского языка, выявляются его основные характеристики, которые обеспечивают профессиональную методическую деятельность учителя.
Ключевые слова: методическое мышление учителя русского языка, профессиональная методическая деятельность, предмет методического мышления, единица развития методического мышления.
Т. Бокоїиііскаіа
The Main Features of Methodological Thinkingof Modern Russian Language Teacher
The article dwells on the analysis of the main approaches to the essence of the teacher’s methodological thinking, on the establishing a wide understanding of the contemporary teacher’s methodological thinking, on the revealing the main characteristics which provide the teacher’s methodological activities.
Keyword: methodological thinking of Russian language teacher, professional methodological activities, the subject of the methodological thinking, unit of methodological thinking development.
Методическое мышление учителя русского языка — это специальное профессиональное мышление, являющееся неотъемлемым атрибутом профессиональной методической деятельности учителя-пред-
метника. Соответственно оно должно соче-
тать в себе черты профессионального педагогического мышления и специфические характеристики, присущие методическому мышлению учителя-предметника, учителя русского языка. К понятию «методическое мышление» учителя-предметника в своих
исследованиях обращались В. В. Гадалова (2002), М. С. Соловейчик (1988), Т. С. Та-баченко (2007) — методическое мышление учителя русского языка; Г. И. Саранцев (2010) — методическое мышление учителя математики; С. Н. Поздняк (2009), Т. Ю. Та-можняя (2010) — методическое мышление учителя географии и др.
Особое место в теоретическом осмыслении понятия «методическое мышление» учителя русского языка занимают работы Т. К. Донской, в которых раскрываются особенности методики русского языка как науки, специфика методической деятельности учителя-словесника, выявляются источники развития современной методики, источники методического творчества учителя русского языка (2002, 2011).
В современной науке существуют разные подходы к понятию «методическое мышление» учителя. Большинство исследователей рассматривает методическое мышление как профессиональное мышление, направленное на решение практических методических задач, на принятие профессиональных решений (Т. Ю. Таможняя). В качестве предмета методического мышления при этом выступают учебные и практические методические задачи [9].
Сущность методического мышления учителя русского языка также в большинстве своем определяется современными уче-ными-методистами с позиций практической методической деятельности: «Методиче-
ское мышление — оперирование методическими понятиями, понимание реальной учебной ситуации и применение методических знаний в разных, нередко меняющихся условиях»[1, с. 3].
В рамках практической методической деятельности методическое мышление учителя русского языка проявляется в вариативном выборе варианта решения методической задачи.
Широкое понимание методического мышления учителя представлено в исследованиях Т. К. Донской, С. Н. Поздняк, Г. И.
Саранцева, Т. С. Табаченко. В частности, Г. И. Саранцев определяет данное понятие как «мышление, обусловленное деятельностью, адекватной современному статусу методической науки» [7].
Широкое понимание методического мышления связано с тем, что его предмет вышел сегодня за рамки практической деятельности учителя. Основу методического мышления составляет представление о методике как самостоятельной научной области, и это значительно расширяет сферу методической деятельности за счет включения в неё методологии, теории методической науки. Вот почему на современном этапе развития методики можно говорить о методическом мышлении как о процессе, приобретающем черты теоретического мышления, направленного на открытие различных свойств объектов, отношений закономерностей [7, с. 34].
Данное понимание методического мышления значительно расширяет представление о содержании методической деятельности современного учителя русского языка. Учитель сегодня решает как задачи практические, так и исследовательские, теоретические. Современный учитель русского языка принимает активное участие в научноисследовательской деятельности методической кафедры своего образовательного учреждения, осуществляет научно-практическую деятельность по исследованию самостоятельно выбранной методической проблемы, представляет результаты своей научно-практической деятельности на семинарах, на конференциях, на сайтах профессиональных методических сообществ, участвует в создании учебников по русскому языку, методических пособий для учителей, рабочих тетрадей и учебных пособий для школьников.
Широкое понимание методического мышления подразумевает его организованность, что обеспечивает его самополагание и саморазвитие. Методическое мышление динамично, в историческом плане его ха-
рактеристиками являются преемственность развития и обновление, отражающее взаимодействие традиционных и инновационных элементов [5].
Увидеть историческое саморазвитие, преемственные и перспективные связи методического мышления в области методики обучения русскому языку позволяет обращение к истории методики и сравнение её прошлого с современным периодом развития. В качестве примера обратимся к истории становления историко-семантического подхода к обучению русскому языку. В основе этого подхода лежат методические воззрения Ф. И. Буслаева, которые нашли свое развитие в методических трудах и в профессиональной педагогической деятельности Е. Н. Петровой, а на современном этапе развития методики воплотились в работах Т. К. Донской, О. В. Поповой и других методистов.
Анализ педагогических и методических работ позволил выделить ряд общих признаков, присущих методическому мышлению учителя-предметника в качестве частного вида профессионального педагогического мышления. С этих позиций оно включает в себя в себя четыре аспекта: мотивационно-личностный, предметный, процессуальный (психологический) и формальный (логический). В зависимости от «наполнения» этих аспектов содержание методического мышления конкретного учителя будет вариативно (Т. С. Табаченко, Е. А. Таможняя).
Методическое мышление, как и мышление педагогическое, осуществляется при помощи таких механизмов общего мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация и т. д., а также таких форм, как понятие, суждение, умозаключение. Сформированное методическое мышление как вид педагогического мышления отличается системностью, оперативностью, гибкостью, глубиной, рефлексивностью, прогностической направленностью (Ю. Н. Кулюткин, С. Н. Поздняк, Г. И. Саранцев, Е. А. Таможняя).
В качестве определяющей характеристики методического мышления учителя-предметника, прежде всего, можно назвать его профессиональную методическую направленность, которая проявляется в способности к методической интерпретации положений педагогики, психологии, предметных знаний. Профессиональная методическая направленность учителя основана на знании и понимании источников развития методики и на понимании взаимосвязи методики с педагогикой и психологией.
В основе этого признака лежат системное представление исследуемых объектов, их свойств и связей; комплексное использование диалектики, системного анализа и деятельностного подхода [7].
Профессиональная направленность методического мышления учителя русского языка проявляется в его способности к методической интерпретации положений лингвистики, психологии, педагогики, то есть источников развития методики русского языка. При этом важным источником обновления содержания и методов обучения русскому языку остается лингвистика: «Чем выше уровень филологической культуры словесника, тем больше у него возможностей стать не просто грамотным учителем-профессионалом, но и находить все новые возможности для системного подхода к преподаванию русского языка и речи как неразрывного единства, глубоко понимая, что речь — это язык в действии, в речевой, коммуникативной, познавательной, воздействующей и творческих функциях» [3,
с. 305].
Достижения лингвистики текста, коммуникативной лингвистики, психолингвистики 70-80-х годов ХХ века были творчески интерпретированы в методике русского языка в содержании обучения, в принципах, методах текстоцентрического подхода к изучению предмета (А. Д. Дейкина, Т. К. Донская, Г. А. Иванова, Н. А. Ипполитова, И. В. Осипова, Т. М. Пахнова, Т. Н. Со-кольницкая и др.). Конец ХХ — начало ХХ1
века в развитии методики сопровождались обоснованием нового содержания, новых принципов, методов, приемов обучения, в основе которых лежала методическая интерпретация положений концептуальной лингвистики, лингвокультурологии, когнитивной лингвистики (культурологический подход к обучению русскому языку — Т. К. Донская, О. Н. Левушкина, Т. Ф. Новикова, Л. А. Ходякова; лингвоконцептоцентрическая методика — Н. Л. Мишатина). В этот период был обоснован такой метод обучения русскому языку, как культурологический анализ текста (Л.А. Ходякова), были разработаны методики проведения различных видов анализа текста: лингвосмысловой анализ — Е. П. Суворова, лингвоэстетический анализ — Т. К. Донская, Г. А. Ку-лаева, Т. Н. Сокольницкая, лингвостилистический анализ — Г. А. Иванова, комплексный анализ, объединивший в себе элементы всех вышеуказанных подходов — А. Д. Дей-кина, Т. М. Пахнова.
В разработке принципов, методов и приемов текстоцентрического, культурологического подходов к обучению русскому языку активное участие принимали не только ученые-методисты, но и школьные учителя.
Следующая характеристика методического мышления тесно связана с предыдущей — это его обусловленность предметом преподавания и соответственно предметным профессиональным мышлением (Т. К. Донская, М. Т. Баранов, С. Н. Поздняк, Г. И. Саранцев и др.). В качестве предмета профессионального мышления учителя русского языка выступает лингвистика, следовательно, методическое мышление учителя русского языка связано с его профессиональным предметным лингвистическим мышлением. Профессиональное предметное методическое мышление является для учителя русского языка и той основой, которая позволяет ему осуществлять формирование лингвистического мышления школьников.
Лингвистическое мышление учителя русского языка является особым видом профессионального мышления, обеспечивающим его профессиональную деятельность. Содержательная и операционная сущность лингвистического мышления учителя русского языка включает в себя:
1) систему предметных лингвистических знаний, усвоенную в результате школьного и профессионального лингвистического обучения,
2) систему соответствующих языковых и речевых умений,
3) систему операционных знаний.
Операционные знания, входящие в состав лингвистического мышления, отличаются как от теоретических знаний о языке, так и от соответствующих речевых умений. Их можно охарактеризовать такими понятиями, как «грамматическое действие» и «грамматическая операция», подразумевая такие действия, как определение рода, падежа, нахождения подлежащего и т. п., что обеспечивает профессиональную деятельность учителя русского языка в области обучения предмету (Г. В. Ейгер, Т. К. Донская, М. Я. Микулинская). Лингвистическое мышление учителя русского языка формируется во время школьного обучения, в ходе освоения лингвистических курсов в педагогическом вузе. Развитие лингвистического мышления происходит на протяжении всего периода профессиональной деятельности учителя-русиста.
Уровень сформированности лингвистического мышления учителя русского языка проявляется в операционных умениях, связанных с определением грамматических категорий, с обобщением лингвистического материала, с определением коммуникативных функций единиц языка и т. д. Соответственно сформированное лингвистическое мышление в значительной степени обеспечивает способность учителя русского языка к методической интерпретации положений лингвистики, является необходимым усло-
вием его эффективной профессиональной методической деятельности.
Учитель, обладающий сформированным лингвистическим мышлением, имеет больший потенциал для методического творчества. Он имеет большие возможности для самостоятельного поиска дидактического материала, в котором представлены коммуникативные функции изучаемых языковых единиц; для самостоятельного составления упражнений и системы упражнений, необходимых для обеспечения эффективного изучения языковых единиц, грамматических понятий. Учитель, имеющий сформированное лингвистическое мышление, основанное на высоком уровне лингвистических знаний, операционных умений, эффективнее формирует лингвистическое мышление своих учащихся, самостоятельно выстраивает алгоритмы усвоения лингвистических понятий, определяет последовательность и количество упражнений, обеспечивающих последовательное формирование операционных умений у школьников.
Следующим признаком методического мышления учителя русского языка можно считать его вариативный характер (В. В. Га-далова, С. Н. Поздняк, Г. И. Саранцев).
Вариативность методического мышления учителя-предметника обусловлена общими особенностями профессионального педагогического мышления:
1) одна и та же педагогическая ситуация порождает у учителя различные педагогические проблемные ситуации;
2) в решаемой педагогической ситуации возможно обнаружить различные уровни проблемности;
3) в процессе решения осуществляется прогнозирование последствий возможной реализации вырабатываемых решений;
4) педагогическое решение очень тесно связано с его реализацией, которая позволяет устранить неадекватности, рассогласования деятельности [8].
В процессе профессионального методического мышления происходит анализ раз-
личных вариантов изложения учебного материала, выбор наиболее эффективного из них. Вариативное методическое мышление обеспечивает формирование и развитие умений вариативной методической деятельности, в результате которой учитель русского языка находит наиболее оптимальный путь объяснения нового материала на уроке, подбирает необходимые в данный момент упражнения и их сочетания, определяет их необходимую последовательность и т. д.
Вариативность методического мышления позволяет современному учителю видеть различные пути решения методических проблем и на этой основе выстраивать собственные методические концепции, конструировать системы упражнений и задач. Способность к вариативному методическому мышлению определяет способность учителя русского языка находить новое, нестандартное решение методической задачи, его способность к методическому творчеству.
Вариативность методического мышления учителя русского языка в современных условиях обучения обеспечивает его готовность к работе в любом типе школы, к вариации общегосударственной программы с учетом региональных особенностей, типа школы, контингента и социального заказа в соответствии с целями и задачами ФГОС нового поколения [3].
Необходимой характеристикой методического мышления учителя русского языка является его рефлексивность, которая обусловлена общими особенностями педагогической деятельности и педагогического мышления. Рефлексия — необходимое свойство практического мышления учителя, проявляющееся в применении знаний общего к конкретным ситуациям действительности [2].
В качестве объекта труда учителя выступает субъект — ученик, со всеми присущими ему личностными характеристиками, мотивами, потребностями и т. п. То есть педагогическая деятельность есть «метадеятельность», деятельность по управлению
другой деятельностью. Следовательно, у учителя должна быть развита рефлексия — способность анализировать состояние и отношение к его действиям других людей, осознавать и оценивать их результаты, а также восприятие этих действий теми, на кого они направлены [4]. Педагогическое мышление учителя направлено на познание объекта (ученика), динамичного и изменчивого, который, в свою очередь, оказывает обратное регулирующее воздействие на педагогическое мышление и деятельность учителя. Рефлексия как характеристика методического мышления обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий учителя и учащихся в условиях учебной методической деятельности.
Рефлексия как качество методического мышления обеспечивает рефлексивный аспект профессиональной методической деятельности учителя русского языка. Осуществляя методическую деятельность, учитель анализирует состав своих предметных и методических знаний с позиций их соответствия требованиям образовательного процесса, достижениям современной лингвистики и методики, сопоставляет собственный методический опыт с опытом других учителей. Рефлексия позволяет учителю критически оценивать собственный опыт, соединять теорию с методической практикой.
В процессе рефлексивного мышления анализируются методические явления, устанавливаются связи между ними, оценивается методическая целесообразность этих связей. На этой основе учитель осуществляет анализ функций, содержания, связи структурных элементов урока русского языка, оценивает методическую целесообразность выбранных им методов и приемов изучения нового содержания, судит о степени эффективности выбранной системы методов и приемов формирования у школьников умений определенного типа и вида, определяет методическую целесообразность выбранных методики и технологий.
Так, в основе методической рецензии, выполненной учителем на основе анализа собственного урока, лежит сравнение методики конкретного, проведенного учителем уроком русского языка с моделью урока, составленной с учетом современных психологопедагогических и методических требований.
Рефлексия является тем механизмом, который опосредованно связывает операционально-предметную сторону мышления и личностные смыслы субъекта, включенные в мыслительный процесс (А. В. Брушлин-ский, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская). В таком контексте рефлексия учителя выступает как способность к анализу, осмыслению и конструированию смыслообразующей ценностной основы его собственной деятельности, основанной на отражении себя как субъекта деятельности, личности и индивидуальности в системе общественных отношений [2]. Рефлексия позволяет учителю вычленить и оценить свои приоритетные профессиональные качества, определить профессиональные неудачи, выявить направления собственного профессионального методического развития и саморазвития.
К определяющим характеристикам методического мышления учителя русского языка относится его творческий характер.
В современной науке существует точка зрения, согласно которой методическое мышление учителя-предметника в своем развитии проходит через разные уровни: репродуктивный, продуктивный, творческий [9].
Полагаем, что методическое мышление учителя изначально имеет творческий характер, что объясняется творческим характером самой методической деятельности как разновидности деятельности педагогической. Подтверждение данной позиции можно найти в работах А. В. Брушлинского, который считает, что субъект в своей деятельности — это субъект творчества, созидания, инноваций. Любая его деятельность (хотя бы в минимальной степени) является творческой и самостоятельной. Следовательно, любое мышление у любого челове-
ка всегда, хотя бы в минимальной степени, является самостоятельным, открывающим нечто существенно новое. Таким образом, творческое и продуктивное мышление — это, по мнению исследователя, тавтология, а репродуктивное мышление — противоречие в определении [6].
Считая творческий характер методического мышления учителя русского языка его определяющей характеристикой, полагаем, что высокая продуктивность мышления учителя-профессионала обусловлена не только его природными методическими способностями, но и постоянными тренировками, обеспечивающими профессиональное саморазвитие в процессе решения методических задач. А. де Гроот пришел к заключению, что любой творческий продукт — это вовсе не результат интуитивного озарения, врожденной гениальности и т. п., но, напротив, всегда — следствие специфического саморазвития личности, связанного с длительным накоплением и дифференциацией полезного для данной области деятельности опыта [10].
В процессе освоения новых методических подходов, методических систем, методик и технологий обучения русскому языку происходит радикальная перестройка методического опыта учителя: он ищет и находит новые пути для решения новых методических задач. В ходе решения новых методических задач осуществляется профессиональное развитие и саморазвитие учителя, активное развитие его творческого методического мышления. При этом важную роль в направленности методического мышления на поиск новых методических решений играет личность учителя, её профессиональные устремления, профессиональная методическая позиция.
Творческое методическое мышление связано с такими чертами личности учителя, которые обусловливают продуктивность профессиональной методической деятельности. Это креативность, выражающаяся в готовности к творческой методической дея-
тельности; стремление к доказательности и обоснованности своей профессиональной методической позиции; способность и стремление ставить проблемные вопросы; стремление и способность вести дискуссию; готовность к адекватной самооценке.
Методическая позиция определяет дальнейшие ориентиры процесса становления и развития методической компетентности учителя русского языка в условиях его профессиональной деятельности, его профессиональный методический выбор. Методическая позиция обеспечивает выбор учителем направления методического развития, сферы профессиональных интересов и предпочтений в области методики русского языка, выбор форм профессионального совершенствования и самосовершенствования, методик и технологий обучения и др.
Осознание обучающих, развивающих возможностей предмета, овладение новыми подходами к его изучению, методиками и технологиями их реализации формируют профессиональную методическую позицию. Осознание эффективности собственного методического выбора дает учителю уверенность в себе, удовлетворенность своим трудом, результатами собственной профессиональной методической деятельности. В процессе практической деятельности активная профессиональная методическая позиция проявляется в активном участии в различных видах методической деятельности профессионального сообщества учителей русского языка, в стремлении к профессиональному развитию и саморазвитию, в потребности учителя к самоанализу собственной методической деятельности, к участию в различных формах повышения своей квалификации в области методики преподавания предмета, в потребности в личностном совершенствовании.
На современном этапе методическое мышление учителя русского языка направлено на поиск методических путей решения задач, поставленных в новых ФГОС, — обеспечения в процессе обучения русскому
языку личностного развития учащихся, формирования их метапредметных и предметных компетенций. Обращение к содержанию теоретико-практических материалов прошедших в 2012 году съездов, форумов, конференций, семинаров, посвященных проблемам обучения русскому языку, показывает рост творческой методической активности современных учителей русского языка в указанном направлении.
Развитие методического мышления современного учителя осуществляется в процессе поиска эффективного решения поставленных методических задач; участия в выработке совместных практических и теоретических решений. В современных условиях большое значение для развития методического мышления учителя русского языка имеет наличие возможности выразить собственную методическую позицию, возможности воздействия на профессиональную методическую позицию своих коллег.
Таким образом, методическое мышление современного учителя русского языка можно определить как специальный вид профессионального педагогического мышления, обеспечивающий его профессиональную методическую деятельность в соответствии с функциями современной методической науки.
Методическое мышление учителя русского языка обладает следующими характеристиками:
1. Профессиональная методическая направленность;
2. Обусловленность предметом преподавания (лингвистикой) и соответственно предметным, профессиональным лингвистическим мышлением;
3. Вариативность;
4. Рефлексивность;
5. Творческий характер.
Методическое мышление учителя русского языка развивается в процессе его профессиональной методической деятельности, его методического профессионального развития и саморазвития. Осуществляя профессиональную методическую деятельность, учитель решает творческие методические задачи, которые являются одновременно и предметом методического мышления, и единицей его развития. Направленность и интенсивность процесса развития методического мышления в значительной степени обусловлена личностью учителя.
Методическое мышление интегрирует в себе черты педагогического мышления, профессионального предметного мышления и черты теоретического, научного мышления. Именно такая интеграция позволяет говорить о творческом, исследовательском характере методического мышления современного учителя русского языка. Методическое мышление современного учителя русского языка позволяет ему оценить различные варианты изложения учебного материала, систем упражнений, прогнозировать возникновение ошибок и намечать пути их предупреждения или устранения. Сегодня учитель, обладающий развитым методическим мышлением, имеет возможность самостоятельно осуществлять методические исследования, проводить эксперименты в области методики обучения русскому языку, анализировать, описывать и представлять их результаты, осознавать себя полноценным участником профессионального методического сообщества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высших пед. учебн. заведений / Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов / Под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 368 с.
2. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. 216 с.
3. Донская Т. К. Методика преподавания русского языка: Научно-методические материалы. СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. 338 с.
4. Кулюткин Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 21-30.
5. Поздняк С. Н. Проектирование содержания методической подготовки учителя географии в контексте требования компетентностного подхода // Педагогическое образование. 2009. № 3. С. 60-67.
6. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воло-виковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. 368 с.
7. Саранцев Г. И. Современное методическое мышление // Педагогика. 2010. № 1. C. 31-40.
8. Субъект и объект практического мышления. Коллективная монография / Под ред. А. В. Карпова, Ю. К. Корнилова. Ярославль: Ремдер, 2004. 320 с.
9.Таможняя Е. А. Методическое мышление как разновидность профессионального педагогического мышления // Вестник Московского государственного областного университета: Серия «Педагогика». 2010. № 1. С. 188-193.
10. GrootA. D. de. Thought and choice in chess. The Hague, etc.: Mouton, 1978.
REFERENCES
1. Baranov M. T Metodika prepodavanija russkogo jazyka v shkole: Uchebnik dlja stud. vyssh. ped. uchebn. zavedenij / N. A. Ippolitova, T. A. Ladyzhenskaja, M. R. L'vov / Pod red. M. T. Baranova. M.: Iz-datel'skij centr «Akademija», 2001. 368 s.
2. Bizaeva A. A. Psixologia dumayschego uchitelya: Pedagogicheskaya refleksiya. Pskov: PGPI im. C. M. Kirova. 2004. 216 s.
3. Donskaya T K. Metodika prepodavanya russkogo yazika: Naychno-metodicheskie materiali. SPb.: OOO “Knizniy dom”. 2011. 338 s.
4. Kulytkin Y. N. Tvorcheskoe mishlenie v professionalnoy deyatelnosti uchitelya // Voprosi psichologii. 1986. № 2. S. 21-30.
5. Podznyak S. N. Proektirovanie soderzanya metodicheskoi podgotovki uchitelya geografii v kontekste tre-bovanya kompetentnostnogo podhoda // Pedagogicheskoe obrazovanie. 2009. № 3. S. 50-70.
6. Psihologiya individualnogo i gruppovogo sybiekta / Pod red. A. B. Brushlinskogo, M. I. Volovikovoi. M.: PER CE,2002. 368 s.
7. Sarantsev G I. Sovremennoe metodicheskoe mischlenie // Pedagogika. 2010. № 1. S. 31-40.
8. Subiekt i obiekt prakticheskogo mishlenia: Kollektivnaya monografiya / Pod red. A. V. Karpova, Y. K. Kornilova. Yaroslavl: Remder, 2004. 320 s.
9. Tamoznya E. A. Metodicheskoe mischlenie kak raznovidnost professionalnogo pedagogicheskogo mishlenia // Vestnik Moskovskogo gosydarstvennogo oblastnogo universiteta: Seria “Pedagogika”. 2010. № 1.
S. 188-193.
10. Groot A. D. de. Thought and choice in chess. The Hague, etc.: Mouton, 1978.
С. А. Писарева
ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ
В статье рассматриваются проблемы построения содержания подготовки аспирантов в современных условиях. Анализируется влияние процессов развития общества знаний, развитие науки и высшего образования на содержание подготовки. Раскрываются пути преодоления возникающих проблем.