Научная статья на тему 'Современные ученые-гуманитарии во втором выпуске биобиблиографического справочника о методистах-русистах и филологах-лингвистах'

Современные ученые-гуманитарии во втором выпуске биобиблиографического справочника о методистах-русистах и филологах-лингвистах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
132
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные ученые-гуманитарии во втором выпуске биобиблиографического справочника о методистах-русистах и филологах-лингвистах»

СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНЫЕ-ГУМАНИТАРИИ ВО ВТОРОМ ВЫПУСКЕ БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПРАВОЧНИКА О МЕТОДИСТАХ-РУСИСТАХ И ФИЛОЛОГАХ-ЛИНГВИСТ АХ

Осенью 2014 года в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова издан очередной выпуск био / библио / графического справочника о методистах-русистах и лингвистах, в той или иной мере занимающихся методическими проблемами [Методика, 2014]. Издание предназначено для аспирантов и докторантов, учителей-словесников, преподавателей русского языка и его методики. Как и первый справочник [Методика, 2013] (см.: [Иванова, 2013]), новое издание представлено в книжной летописи и имеется во всех главных библиотеках РФ.

В отличие от «сибирского» справочника 2013 года, справочник 2014 года рассказывает о специалистах разных регионов Российской Федерации и Украины. Основное содержание новой книги составляют научные очерки о специалистах по методике преподавания русского языка и русскому языку. В табличной форме покажем представленные в справочнике категории специалистов по областям наук и ученым степеням.

Всего персоналий Педагогические науки Филологические науки

44, в том числе: 36 8

докторов наук 28 5

кандидатов наук 8 3

Таблица 1. Количество очерков о специалистах в области педагогических и филологических наук.

В каждом выпуске справочника публикуются сведения о специалистах, ушедших из жизни. В частности, справочник Методика-2014 начинается очерками о таких ученых, как: Фигуровский Иван Александрович (с. 8); Мамушин Всеволод Евгеньевич (с. 13); Баранов Михаил Трофимович (с. 16); Ушаков Николай Николаевич (с. 21); Филиппов Андрей Валентинович (с. 25) (здесь персоналии сгруппированы по дате рождения).

Главное внимание в справочнике 2014 года уделяется ученым-современникам, работающим в российских вузах. Основной принцип расположения этих персоналий - алфавитный.

См.: Алексеева Ольга Владимировна (с. 29); Арефьева Светлана Александровна (с. 34); Бирюкова Татьяна Геннадьевна (с. 41); Бунеева Екатерина Валерьевна (с. 45); Быкова Гульчера Вахобовна (с. 52); Вознюк Людмила Владимировна (Украина) (с. 58); Волкова Тамара Николаевна (с. 63); Вострикова Татьяна Ивановна (с. 68); Голев Николай Данилович (с. 72); Гордиенко Оксана Викторовна (с. 76); Дейкина Алевтина Дмитриевна (с. 82); Донская Тамара Константиновна (с. 95); Еремеева Ангелина Павловна (с. 101); Иванов Станислав Викторо-

вич (с. 108); Криворотова Эльвира Владимировна (с. 111); Кулаева Галина Михайловна (с. 116); Лебедева Наталья Борисовна (с. 118); Левушкина Ольга Николаевна (с. 122); Лукошкова Татьяна Степановна (с. 128); Лыжова Лариса Константиновна (с. 130); Марьина Ольга Викторовна (с. 134); Малявина Татьяна Петровна (с. 136); Мишатина Наталья Львовна (с. 140); Морозова Ирина Дмитриевна (с. 140); Обласова Татьяна Владимировна (с. 148); Романова Наталья Николаевна (с. 150); Рябухина Елена Анатольевна (с. 153); Скрябина Ольга Алексеевна (с. 157); Сотова Ирина Алексеевна (с. 161); Сычугова Лия Павловна (с. 164); Устинов Анатолий Юрьевич (с. 167); Фалина Татьяна Михайловна (с. 172); Филиппова Ольга Викторовна (с. 178); Цейтлин Стелла Наумовна (с. 183); Шакирова Лия Закировна (с. 186); Юсупова Зульфия Фирдинатовна (с. 191); Янченко Владислав Дмитриевич (с. 195. В конце даны очерки о начинающих ученых (Войтешонок Светлана Викторовна (с. 199); Кудряшова Наталия Владимировна (с. 200) [Методика, 2014].

В новой книге материал предшествующего выпуска не повторяется, однако имеет определенное отражение. В частности, во втором справочнике представлены: 1) список персоналий первого выпуска; 2) новые сообщения, дополняющие материалы опубликованных ранее очерков.

Для потенциальных авторов и соавторов следующего издания укажем типичную структуру научных очерков.

1. Заголовочная часть

ФИО (в скобках первая фамилия, если есть).

Место работы, город.

Ученая степень / степени - дата по диплому.

Ученое звание (по какой кафедре и специальности) - дата по аттестату.

2. Общие сведения и профессиональная биография

Год и место рождения. Общее и профессиональное образование. Основные места работы, включая последнее, должность/должности. Работа по совместительству. Поощрения, знаки отличия, награды. Послевузовское образование. Темы кандидатской и докторской диссертаций. Повышение квалификации. Общественная работа. Доп. информация (хобби, художественное творчество, информация личного характера) - по усмотрению автора. Обеспечение вузовской и послевузовской подготовки специалистов. Экспертная деятельность. Наличие в вузе аспирантуры и докторантуры по специальности. Участие в работе диссертационных советов. Научная школа (название школы, ее суть). Научное руководство и консультирование. ФИО защитившихся и обучающихся аспирантов, докторантов, соискателей, темы их диссертаций и год защиты. Научная лаборатория (руководство, участие, деятельность). Вклад ученого в развитие науки, в т.ч. теоретической и практической методики русского языка (тезисно). Общее количество трудов (на данный момент).

3. Основные публикации1

4. Основные публикации об ученом и его работах1

1 Во всех рубриках литература дается в обратнохронологическом порядке - от 2014 года к 2000 и вниз.

Представим из рассматриваемой книги один из самых коротких очерков (другие более детализированы, поэтому выйдут за ограниченные рамки небольшой статьи):

Голев Николай Данилович

г. Кемерово, КемГУ

Уч. степень - докт. фил. наук (окт. 1991).

Уч. звание - проф. по каф. РЯ (июнь 1993).

Родился в 1946 г. в пос. Тальменка Алтайского края. Высш. обр-ние по спец. Филолог. Преп-ль рус. языка и лит-ры.

Преп-ль Алтайского гос. ун-та: асс. - с 1974 г., ст. преп. - с 1976 г., доц. - с 1983 по 2003. С 2004 г. по наст. вр. проф. кафедры рус. языка Кемеровского гос. ун-та (КемГУ). Лектор регулярно проводимой Летней лингв. школы КемГУ.

Повышение квалиф.: аспирантура, докторантура, курсы в МГУ, ТГУ, КемГУ.

Канд. дис. «Система номинации конкретных предметов в рус. языке». Кемерово, 1974. Науч. рук. - проф. О.И. Блинова. Докт. дис. «Динамический аспект лексической мотивации». Екатеринбург, 1991.

В вузе осуществляет уч. деят-ть в рамках программ бакалавриата (направл. «Фил-ия»), магистратуры по прогр. «Рус. язык (юридическая и документная лингвистика)», доп. спец-ции «Филологич. обеспечение совр-ой коммуникации: юридическая лингвистика и бизнес-коммуникация».

Проводит обществ.-просветит. работу в регионе и РФ. Засл. работник высшего проф. обр-ния РФ. Действ. член Межд. академии наук высшей школы.

Член двух спец. советов по защите дис. на соискание уч. степени докт. и канд. фил. наук при Кемеровском гос. ун-те и при Алтайской гос. пед. академии. Член эксп. совета РФФИ, эксперт РГНФ, РНФ; директор и член Сибирской ассоциации лингвистов-экспертов (СИБАЛЭКС).

Науч. конс-нт защитившихся докторантов (Дмитриева Л.М., Шкуропац-кая М.Г., Чернышова Т.В., Сологуб О.П., Бринев К.И., Ким Л.Г., Тармаева В.И., Мельник Н.В.) и докторантов, готовящих дис. (Кишина Е.В., Шпильная Н.Н., Шиканова Т.А., Воронова Н.В.).

Науч. рук. защитившихся асп. и соиск. (Гусар Е.Г., Трубникова Ю.В., Пе-ресыпкина О.Н., Доронина Н.И., Доронина С.В., Аввакумова Е.А., Бринев К.И., Сайкова Н.В., Киселева О.А., Тискова О.В., Матвеева О.Н., Киркинская Т.И., Лопатина И.А., Татаринцева Е.Н., Прокудина И.С., Коряковцев А.В., Шпильная Н.Н., Сарамотина Л.Х., Максимова С.А., Бикейкина Н.А., Барышева Е.Л., Обелюнас Н.В.).

Науч. школа: Социально-когнитивное функц-ние рус. языка. Изуч-е ментально-языковой ситуации в совр. России с акцентом на такой ее компонент, как обыденное метаязыковое сознание носителей рус. языка. Вклад в данное

1 В справочнике эта информация отражается двояко. 1) Рецензия дается рядом с первоисточником в квадратных скобках. 2) Публикации об ученом даны в конце книги в списке «Источники информации».

направл. - обоснование фундаментального характера данного компонента, тесно связанного с нац-й языковой ментальностью, его роли в обуч-и рус. языку в ср. и высшей школе и в яз-ой политике, в многочисл. иссл-ях устройства и функц-ния этого компонента как объективного феномена (в частности, таких его проявлений, как орфографоцентризм, гипертрофированный рационализм в речевых умениях и абсолютизация постулата правильности). В рамках школы по данному направл. сформирован Межд. научно-образоват. центр «Обыденная семантика терминов различных наук», кот. объединяет ученых в рамках иссл-ия реальной семантики терминов.

Социальный компонент науч. школы связан с направл. «Юрислингвисти-ка», выделенного и обоснованного ученым в качестве самост. раздела науки о языке. Как зав. лаб. юрислингвистики и документоведения проводит с сотрудниками иссл-ия в сфере взаимодействия языка и права, обеспечивает подготовку и издание ежегод. журнала «Юрислингвистика», выполняет судебные лингв. экспертизы.

Более 450 трудов.

Основные публикации Книжные издания и брошюры

1. Голев Н.Д. Олимпиады по рус. языку для шк-ков, абитуриентов и студ.: уч. пос. / отв. ред. Н.Н. Шпильная. Кемерово: КемГУ, 2009. 202 с. [Рец.: Фель-де О.В. ... // Рос. лингв. ежегодник. 2010. Вып 5. С. 223-225].

2. Лингвоперсонология и личностно-ориентированное обуч-е языку: уч. пос. / Н.Д. Голев, С.А. Максимова, Э.С. Денисова и др.; ред. Н.В. Мельник. Кемерово: КемГУ, 2009. 384 с. (авт. 10%).

3. Голев Н.Д. Морфология совр. рус. языка: уч. пос. для студ. в формате «Ноотека». Кемерово: КемГУ, 2006. 208 с. [Рец.: Ким И.Е. ... // Рос. лингв. ежегодник. 2008. Вып. 3. Красноярск, 2008. С. 222-226].

4. Голев Н.Д. Антиномии рус. орфографии. Изд. 2-е, перераб. М.: УРСС, 2004. 147 с.

5. Голев Н.Д. Лингвистические и лингводидактич. проблемы языкового обр-ния в технич. вузе (опыт построения концепции): раздел // Прикладная фил-ия в сфере инженерного обр-ния: колл. моногр. Т. 1: Методология и методика яз-го обуч-я в технич. вузе. Нортхэмптон-Томск, 2004. С. 15-38.

6. Голев Н.Д. Орфография и лингв-ая культура. Барнаул: АлтГУ, 1993. 112

с.

7. Голев Н.Д. Толерантность как вектор антиномического бытия языка: раздел // Философские и лингвокультурологич. проблемы толерантности: колл. моногр. / отв. ред. Н.А. Купина, М.Б. Хомяков. Екатеринбург: УрГУ, 2003. С. 174-191.

8. Голев Н.Д. Тексты и тесты: комплексный анализ текста и тестирование в школе и вузе: уч. пос. Барнаул: АлтГУ, 2000. 191 с.

9. Голев Н.Д. Динамический аспект лексической мотивации: моногр. Томск: ТГУ, 1989. 252 с.

10. Голев Н.Д. Структура внутренней речи в рассказах В.М. Шукшина (к проблеме взаимодействия разных типов речи в ментальных контекстах): раздел //

Проза В.М. Шукшина как лингвокультурный феномен: колл. моногр. / ред.

B.А. Пищальникова. Барнаул: АлтГУ, 1997. С. 61-85.

11. Голев Н.Д., Дударева Я.А. Измерение семантического расстояния между словами с помощью ассоциативных методик: раздел // Ассоциативное измерение системных отношений в лексике: колл. моногр. / отв. ред. М.Г. Шкуропацкая. Бийск: АГАО, 2012. С. 11-36 (авт. 50%).

12. ГолевН.Д. Массовое письменное сознание: раздел // Кириллица - латиница - глаголица: колл. моногр. / ред. Т.В. Шмелев. Серия: Монографии. Вып. 11. Вел. Новгород: МИОН, 2009. С. 283-307.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

13. Голев Н.Д. Языковая игра как лингводидактич. принцип // Вестник Че-ляб. гос. ун-та. Фил-ия. Искусствовед-е. 2012. № 5. Вып. 63. С. 27-34.

14. Голев Н.Д., Басалаева М.Ю. Роль пунктуации в понимании текста (о взаимодействии поверхностной и глубинной структур текста) // Вестник Кем. гос. ун-та. Вып. 4. 2010. С. 128-133 (авт. 50%).

15. ГолевН.Д., МельникН.В. Текстовое представление языковой личности ученика: лингвоперсонологич. аспект // Рус. язык в шк. 2010. № 11. С. 29-34 (авт. 50%).

16. Голев Н.Д. Словообразование как эволютивный процесс // Рус. язык в шк. 2010. № 12. С. 39-44.

17. Голев Н.Д. Особенности обыденного метаязыкового сознания в свете обсуждения вопросов яз-го строительства рядовыми носителями рус. языка // Вестник Томск. гос. ун-та. Фил-ия. 2008. № 4. 2008. С. 3-11.

18. Голев Н.Д. Орфографическая реформа как зеркало российской менталь-ности // Вестник ТГУ. Бюлл. оперативной науч. информации. 2006. № 123.

C. 100-110.

19. Голев Н.Д. Индивидуально-типовый подход к развитию языковой личности // Вестник Кем. гос. ун-та. 2006. № 2. С. 25-29.

20. Голев Н.Д. Метаязыковое сознание носителей рус. языка как отражение их орфографического поведения // Вестник КемГУ. 2006. № 1 С. 111-114.

21. Голев Н.Д. Развитие языковой способности детей (школьное сочинительство и стилизация) // Мир рус. слова. 2004. № 4. С. 105-109.

22. ГолевН.Д., Шпильная Н.Н. Обыденная медицинская коммуникация (виды дискурсивных практик) // Вестник КемГУ. 2012. № 1. С. 128-137 (авт. 50%).

23. Golev N.D. Manipulative Strategies and Tactics of Mass Media Communication (on the example of «The Name of Russia» television project) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 12 (2012. 5) Р. 1834-1842.

24. Голев Н.Д., Шанина А.В. Обыденный политический дискурс на сайтах Рунета с фашистким и антифашистким содержанием // Политич. лингвистика. (Екатеринбург). 2013. № 2. С. 178-186 (авт. 50%).

25. Голев Н.Д. Словарь обыденных толкований слов: концепция и опыт реализации // Вопр. лексикографии. 2013. № 2. С. 48-64.

26. ГолевН.Д., ДебреннМ. Разноязычный сопоставит-ый словарь обыденной семантики бионимов: концепция, лексикографич. проект и опыт его реали-

зации // Вестник Новосиб. гос. ун-та: Серия: Лингвистика и межкульт. коммуникация. 2013. Т. 11. Вып. 2. С. 80-92 (авт. 50%).

27. Голев Н.Д. «Общий род» и гендерная семантика русских имен сущ-ных: бигендерность или агендерность? // Вестник Томск. гос. ун-та. Фил-ия. 2013. № 6. С. 14-28.

28. Голев Н.Д. Обыденное филологич. толкование текста закона как компонент правовой коммуникации: взгляд лингвиста // Вопросы когнит. лингвистики. 2014. № 2. С. 5-15.

Редактирование

Отв. ред.: Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологич. аспекты: колл. моногр. Ч. 1. Кемерово-Барнаул, 2009. 532 с.; Ч. 2. Томск, 2009. 457 с.; Ч. 3. Кемерово, 2010. 460 с.; Ч. 4. Кемерово, 2011.

Ред.: Очерки по лингвистич. детерминологии и дериватологии рус. языка: колл. моногр. Барнаул, 1998. 252 с.; Лингвоперсонология: типы яз-ых личностей и личностно-ориентированное обуч-е: моногр. / соред Н.В. Сайкова, Э.П. Хомич. Барнаул; Кемерово, 2006. 435 с. [Рец.: Резанова З.И., Иванцова Е.В. // Вестник Томск. гос. ун-та. Фил-ия. 2009. № 2. С. 127-130]; Проблемы лексической и словообразоват. мотивации: межвуз. сб. Барнаул, 1986. 164 с.; Естественная письм. русская речь: иссл-ий и образоват. аспекты: м-лы конф. В 3-х ч. Барнаул. Ч. 1. Проблемы письм. речи и развития яз-го чувства. 2002. 350 с.; Ч. 2. Теория и практика совр. письма. 2003. 279 с.; Ч. 3. Письм. речь в психолингв., лингводидактич. и орфографическом аспектах. 2004. 278 с.; Вопросы лингвоперсонологии: межвуз. сб. науч. тр. Барнаул, 2007.

Науч. ред.: Юрислингвистика: журнал. 1999-2014. № 1-14.

© Голев Николай Данилович, 2014.

Авторы всех очерков вносят свой вклад в создание общей, взаимосвязанной истории развития методики преподавания русского языка и русистики. Ученые, написавшие два и более очерков, указываются на титуле. Второй выпуск справочника, как и первый, издан на личные средства составителя и авторов очерков. В настоящее время началась подготовка третьего выпуска справочника, который планируется издать в 2015 году. Жду ваши очерки, уважаемые коллеги.

Литература

Иванова А.Е. Рец. на кн.: Методика обучения русскому языку и русистика в очерках об ученых Сибири и Дальнего Востока: биобиблиогр. справочник / Т.А. Острикова и др. Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2013. 200 с. // Филология и человек. 2013. № 3.

Методика обучения русскому языку и русистика в очерках об ученых Российской Федерации и зарубежья / Т.А. Острикова, А.Д. Дейкина, И.А. Сотова, Т.Г. Бирюкова, Н.Н. Романова, З.Ф. Юсупова и др.; сост. и ред. Т.А. Острикова. Абакан, 2014.

Методика обучения русскому языку и русистика в очерках об ученых Сибири и Дальнего Востока / Т.А. Острикова, С.Н. Карамышева, Н.С. Болотнова, В.Я. Булохов, Л.В. Черепанова, А.А. Чувакин и др.; сост. и ред. Т.А. Острикова. Абакан, 2013. 200 с.

Т.А. Острикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.