Научная статья на тему 'Этапы формирования копинг-стратегий у сотрудников образовательных организаций ФСИН России (на примере ВЮИ ФСИН России)'

Этапы формирования копинг-стратегий у сотрудников образовательных организаций ФСИН России (на примере ВЮИ ФСИН России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / KOPING-STRATEGY / PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PENAL CORRECTION SYSTEM / STAFF OF PENAL CORRECTION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабурин С. В.

В статье рассматриваются вопросы формирования копинг-стратегий у сотрудников образовательных организаций ФСИН России в зависимости от стажа работы и должности. Представлены результаты эмпирического исследования уровня сформированности защитных механизмов и их проявлений в профессиональной педагогической деятельно-сти сотрудников образовательных организаций ФСИН России (на примере ВЮИ ФСИН России).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of formation of сoping strategies with the staff of the educational organizations of FPS of Russia (on the example of VLI of the FPS of Russia)

In this article questions of formation of the coping strategy among the staff of the educational organizations of FPS of Russia depending on length of service and a position. Results of an empirical research of level of formation of protective mechanisms and their manifestations in professional pedagogical activity of staff of the educational organizations of FPS of Russia are presented (on the example of VLI of the FPS of Russia).

Текст научной работы на тему «Этапы формирования копинг-стратегий у сотрудников образовательных организаций ФСИН России (на примере ВЮИ ФСИН России)»

С. В. БАБУРИН начальник ВЮИ ФСИН России,

Б V ВАВиКШ кандидат психологических наук, доцент,

генерал-майор внутренней службы

Этапы формирования копинг-стратегий у сотрудников образовательных организаций ФСИН России (на примере ВЮИ ФСИН России)

Stages of formation of ^ping strategies with the staff of the educational organizations of FPS of Russia (on the example of VLI of the FPS of Russia)

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования копинг-стратегий у сотрудников образовательных организаций ФСИН России в зависимости от стажа работы и должности. Представлены результаты эмпирического исследования уровня сформирован-ности защитных механизмов и их проявлений в профессиональной педагогической деятельности сотрудников образовательных организаций ФСИН России (на примере ВЮИ ФСИН России).

Ключевые слова: копинг-стратегии, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, уголовно-исполнительная система, сотрудники уголовно-исполнительной системы.

Annotation. In this article questions of formation of the coping strategy among the staff of the educational organizations of FPS of Russia depending on length of service and a position. Results of an empirical research of level of formation of protective mechanisms and their manifestations in professional pedagogical activity of staff of the educational organizations of FPS of Russia are presented (on the example of VLI of the FPS of Russia).

Key words: koping-strategy, professional activity, pedagogical activity, penal correction system, staff of penal correction system.

Современный этап развития уголовно-исполнительной системы (УИС) характеризуется значительными изменениями и инновациями как в нормативном правовом регулировании служебной деятельности сотруд-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018

ников, так и в их профессионально-личностном развитии.

Преподаватель образовательной организации высшего образования ФСИН России должен сочетать в себе профессионально важные качества педагога

7

и сотрудника УИС, которые формируют профессиональную направленность личности:

- направленность на обучающегося, проявляющуюся в заботе, интересе, содействии развитию его личности;

- направленность на себя, связанную с самосовершенствованием и саморазвитием в сфере педагогической деятельности;

- направленность на предметную сторону своего труда и содержание преподаваемых дисциплин.

Преподаватель, как сотрудник уголовно-исполнительной системы, должен обладать развитым правосознанием, соблюдать субординацию и иерархию отношений.

Все перечисленные составляющие профессионализма преподавателей образовательных организаций высшего образования ФСИН России вступают в определенные противоречия: преподавателю необходимо одновременно демонстрировать как эмпатические и творческие качества, так и жесткость, авторитарность, без которых невозможна служебная деятельность. Система общения «преподаватель - обучающийся» приобретает двойственный характер: «педагог - обучающийся», «сотрудник - сотрудник». В этом случае преподаватель оценивается одновременно с двух позиций: как личность и как профессионал. Все это приводит к формированию моделей профессионального поведения преподавателя, основная задача которых - обеспечение максимального внутреннего комфорта, что может быть достигнуто с помощью защитных механизмов, а конкретно - копинг-стратегий.

Первым термин coping (совладание) был предложен Л. Мэрфи при описании результатов исследований детских способов преодоления требований в рам-

ках возрастных кризисов. Под ними он понимал активные, сознательные усилия личности, направленные на совла-дание с трудной жизненной ситуацией или проблемой.

В отечественной психологии термин coping переводят как «адаптивное, сов-ладающее поведение» или «психологическое преодоление». Следует отметить и другие трактовки данного понятия: «купирование» (Л. А. Катаев-Смык), «защита» (Э. Г. Эйдемиллер и др.), «преодоление» (В. А. Бодров). Впервые же в контексте совладания термин «копинг-поведение» использовала Л. И. Анцы-ферова.

Копинг - это поведение, направленное на преодоление и переживание стрессовых (кризисных) ситуаций, особенно психосоциального характера, которые оцениваются как напряжение и повышают возможности человека справиться с ними.

По мнению Р. С. Лазаруса, копинг является процессом, который отличается своей динамикой, взаимовлиянием и развитием приемов совладания. В этом случае задача совладания с трудными жизненными ситуациями может заключаться как в преодолении трудностей и уменьшении их отрицательных последствий, так и в избегании этих трудностей или способности примириться и вытерпеть их.

Как правило, копинги выполняют две основные задачи: решение проблемы, созданной стрессовой ситуацией, и регуляция негативных эмоций, вызванных стрессором.

Копинги проявляются на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях, что позволяет говорить об их многообразии. Одна из успешных попыток классификации копинг-страте-гий была предпринята Р. Лазарусом и С. Фолкманом, которые предложили

[email protected] www.or.fsin.su

8

разделить все копинги на три основных типа: проблемно ориентированный, эмоционально ориентированный и лич-ностно ориентированный [1].

Проблемно ориентированный копинг позволяет решить проблему на основе ее рационального анализа, планирования деятельности и последующего ее выполнения. Характерными формами поведения для этого копинга являются самостоятельный анализ случившегося, поиск дополнительной информации и обращение за помощью к другим.

Эмоционально или субъективно ориентированный копинг является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, которое может сопровождаться конкретными действиями, направленными на разрешение возникших противоречий. Яркими формами поведения могут быть погружение личности в собственные переживания, вовлечения других в свои переживания, самообвинение.

Личностно ориентированный ко-пинг характеризуется преобладанием стратегии избегания, стремлением найти социальную поддержку компетентных, значимых людей. В то же время избегание может проявляться и в виде компенсаторных реакций: отвлечение от проблемы, желание забыться во сне, переедание и злоупотребление алкоголем.

Преподаватели образовательных организаций высшего образования ФСИН России в своей профессиональной деятельности ежедневно взаимодействуют с большим количеством людей и, попадая в трудные ситуации, применяют различные виды копинг-поведения. В зависимости от особенностей стрессовой ситуации и от личности самого человека используемый копинг будет носить или адаптирующий, конструктивный характер, или дезадаптирую-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018

щий, разрушительный для личности и окружающих [2].

С целью изучения выраженности защитных механизмов у преподавателей образовательных организаций высшего образования на базе ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» было проведено исследование с помощью опросника Р. Лазаруса «Способы совла-дающего поведения». В исследовании приняли участие 92 сотрудника (45 женщин и 47 мужчин), замещающие должности профессорско-преподавательского состава, в возрасте от 25 лет до 51 года, чей педагогический стаж составлял от одного года до 28 лет [3].

Все исследуемые сотрудники были разделены на несколько групп в зависимости от педагогического стажа:

- до одного года - 7 человек;

- от одного года до пяти лет - 16 человек;

- от пяти до 10 лет - 22 человека;

- свыше 10 лет - 47 человек.

То есть в образовательной организации преобладают сотрудники, имеющие значительный опыт преподавательской деятельности. Далее был проведен сравнительный анализ полученных результатов.

Была выявлена следующая динамика проявления копинг-стратегий у профессорско-преподавательского состава ВЮИ ФСИН России в зависимости от стажа работы.

С увеличением педагогического стажа происходит более яркое проявление таких способов совладающего поведения, как:

- «самоконтроль», при этом наиболее высокий уровень развития данной копинг-стратегии характерен для преподавателей со стажем работы от пяти до 10 лет;

9

Выраженность копинг-стратегий у профессорско-преподавательского состава ВЮИ ФСИН России (по методике Э. Хайма)

- «дистанцирование», очень высокий результат наблюдается у преподавателей с педагогическим стажем более 10 лет;

- «планирование решения проблемы», максимальный балл характерен для сотрудников с педагогическим стажем более 10 лет.

При этом с увеличением педагогического стажа снижается проявление в профессиональной деятельности стратегий конфронтационного копинга. Примерно на среднем уровне у всех возрастных групп находятся такие копинг-стратегии, как «принятие ответственности» и «бегство - избегание». Явное снижение проявлений копинг-страте-гии «поиск социальной поддержки» характерно для преподавателей с педагогическим стажем более 10 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что с увеличением педагогического стажа у преподавателей более ярко проявляются активные копинг-стратегии, направленные на сотрудничество и вза-

10

имодействие, а также активное вмешательство в сложившуюся ситуацию.

Для уточнения полученных результатов был использован тест Э. Хайма.

Полученные результаты наглядно демонстрируют рост продуктивных когнитивных, эмоциональных и поведенческих копинг-стратегий с увеличением педагогического стажа.

Для преподавателей с педагогическим стажем до одного года среди когнитивных стратегий характерно преобладание таких относительно продуктивных стратегий, как «игнорирование», «относительность» и «установка собственной ценности». Среди эмоциональных копинг-стратегий наиболее часто проявляется такая относительно продуктивная копинг-стратегия, как «пассивная кооперация», при которой сотрудник ожидает помощи в преодолении трудностей от окружающих людей. Наиболее популярными поведенческими копинг-стратегиями для данной

[email protected] www.or.fsin.su

категории сотрудников являются «отвлечение», «компенсация» и «обращение».

Для преподавателей со стажем работы от одного года до 5 лет характерно проявление как продуктивных, так и относительно продуктивных когнитивных, эмоциональных и поведенческих копинг-стратегий. Наиболее часто преподавателями используются:

- в группе когнитивных копинг-стратегий: «игнорирование», «диссимиляция» и «проблемный анализ»;

- в группе эмоциональных копинг-стратегий: «протест» и «оптимизм»;

- в группе поведенческих копинг-стратегий: «отвлечение», «компенсация», «сотрудничество».

Преподаватели с педагогическим стажем от пяти до 10 лет используют в своей работе следующие копинг-стра-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018

тегии (при этом наблюдается равенство продуктивных и относительно продуктивных копинг-стратегий):

- когнитивные копинг-стратегии: «диссимиляция», «сохранение самообладания», «проблемный анализ» и «придача смысла»;

- эмоциональные копинг-стратегии: «протест», «оптимизм», «пассивная кооперация»;

- поведенческие копинг-стратегии: «отвлечение», «конструктивная активность», «сотрудничество», «обращение».

И наконец, преподаватели с педагогическим стажем более 10 лет активно используют в своей профессиональной деятельности преимущественно продуктивные копинг-стратегии:

- когнитивные: «проблемный анализ», «придача смысла»;

11

Уровень сформированное™ копинг-стратегий у профессорско-преподавательского состава ВЮИ ФСИН России в зависимости от педагогического стажа

Копинг-стратегии Педагогический стаж

До 1 года От 1 года до 5 лет От 5 до 10 лет Более 10 лет

Кол-во, чел. % Кол-во, чел. % Кол-во, чел. % Кол-во, чел. %

Когнитивные П* 2 28,57 7 43,75 10 45,45 39 82,98

О** 5 71,43 5 31,25 11 50,00 8 17,02

Н*** - - 4 25,00 1 4,55 - -

Эмоциональные П 1 14,29 8 50,00 9 40,9 37 78,72

О 4 57,14 6 37,50 12 54,55 9 19,15

Н 2 28,57 2 12,50 1 4,55 1 2,13

Поведенческие П 1 14,29 4 25,00 7 31,82 32 68,09

О 6 85,71 8 50,00 14 63,63 15 31,91

Н - - 4 25,00 1 4,55 - -

*П - продуктивная копинг-стратегия. **О - относительно продуктивная копинг-стратегия. ***Н - непродуктивная копинг-стратегия.

- эмоциональные: «оптимизм»;

- поведенческие: «сотрудничество».

Таким образом, полученные по тесту Э. Хайма эмпирические результаты подтверждают вывод о динамичности копинг-стратегий, их развитии и совершенствовании. Педагогический опыт способствует формированию продуктивных копинг-стратегий у профессорско-преподавательского состава ВЮИ ФСИН России.

Можно выделить следующие этапы формирования копинг-стратегий у профессорско-преподавательского состава ВЮИ ФСИН России:

- у преподавателей со стажем работы до одного года наблюдается преобладание относительно продуктивных копинг-стратегий, которые в большинстве своем направлены либо на помощь со стороны окружающих людей, либо на конфронтацию и избегание;

- преподаватели с педагогическим стажем от одного года до 5 лет характеризуются проявлениями в профессиональной деятельности всех типов копинг-стратегий: продуктивных, относительно продуктивных и непродуктивных, что объясняется активным становлением педагогической направленности личности преподавателя и формированием собственной профессиональной модели поведения в стрессовой ситуации;

- преподаватели со стажем работы от пяти до 10 лет активно используют в своей деятельности как продуктивные, так и относительно продуктивные копинг-стратегии, практически не до-

пуская проявлений непродуктивных ко-пинг-стратегий;

- преподаватели, имеющие педагогический стаж более 10 лет, активно используют весь спектр видов продуктивных копинг-стратегий: когнитивные, эмоциональные и поведенческие.

Следует помнить, что применение одной копинг-стратегии не может обеспечить эффективное поведение сотрудника. Необходимо целенаправленное формирование комплекса конструктивных копинг-стратегий, которое возможно в рамках организации специальных тренинговых занятий, психодиагностики и психопросвещения. Данный комплекс занятий с преподавателями позволит выработать конструктивные способы совладающего поведения, что, в свою очередь, обеспечит более высокую эффективность профессиональной деятельности. ф

1. Лазарус Р. С. Теория стресса и психофизиологические исследования / под ред. Л. Леви. Л., 1970. С. 134-140.

2. Хачатурян С. Д., Галич Т. В. Психодиагностика и коррекция стресса и выгорания у сотрудников УИС : учеб.-метод. пособие. Владимир, 2004. С. 8-12.

3. Бабурин С. В. Некоторые организационно-правовые и психологические аспекты формирования профессионального правосознания у профессорско-преподавательского состава образовательных организаций ФСИН России (на примере ВЮИ ФСИН России) // Вестник Владимирского юридического институа. 2018. № 2 (47). С. 16-17.

12

[email protected] www.or.fsin.su

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.