Научная статья на тему 'Двадцать лет подразделениям розыска ФСИН России: итоги, проблемы, перспективы'

Двадцать лет подразделениям розыска ФСИН России: итоги, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
455
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗЫСК / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОСУЖДЕННЫЙ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SEARCH / PENAL CORRECTION SYSTEM / CONVICT / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанов Г.В., Агарков А.В., Тарасенко О.А.

Рассмотрены основные направления и результаты работы розыскных подразделений уголовно-исполнительной сис-темы. Показаны основные организационно-правовые направления повышения эффективности их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степанов Г.В., Агарков А.В., Тарасенко О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Twenty years of divisions of search of FPS of Russia: results, problems, prospects

The main directions and results of work of search divisions of penal correction system are considered. The main organizational and legal directions of increase in efficiency of their activity are shown.

Текст научной работы на тему «Двадцать лет подразделениям розыска ФСИН России: итоги, проблемы, перспективы»

Г. В. СТЕПАНОВ G. V. STEPANOV

начальник отдела «Р» 2-го управления ГОУ ФСИН России, подполковник внутренней службы

А. В. АГАРКОВ A. V. AGARKOV

начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности юридического факультета ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы

О. А. ТАРАСЕНКО O. A. TARASENKO

преподаватель кафедры оперативно-розыскной

деятельности юридического факультета

ВЮИ ФСИН России, лейтенант внутренней службы

Двадцать лет подразделениям розыска ФСИН России: итоги, проблемы, перспективы

Twenty years of divisions of search of FPS of Russia: results, problems, prospects

Аннотация. Рассмотрены основные направления и результаты работы розыскных подразделений уголовно-исполнительной системы. Показаны основные организационно-правовые направления повышения эффективности их деятельности.

Ключевые слова: розыск, уголовно-исполнительная система, осужденный, оперативно-розыскная деятельность.

Annotation. The main directions and results of work of search divisions of penal correction system are considered. The main organizational and legal directions of increase in efficiency of their activity are shown.

Key words: search, penal correction system, convict, operational search activity.

Б

олее полувека назад ведущий специалист в области теории управления профессор А. Ю. Тихомиров отметил, что специализация в

сфере управления направлена на обеспечение его квалифицированности и оперативности, более эффективное воздействие на управляемые процес-

46

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

сы, повышение эффективности самого управления [1]. В свою очередь, один из основоположников научной школы оперативно-розыскной деятельности в органах внутренних дел профессор В. А. Лукашов в 1976 году писал, что важным условием успешной деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью является научно обоснованное разделение труда в системе этих органов, правильная расстановка сотрудников, учитывающая их деловую квалификацию, наклонности и личные способности [2].

В 90-е годы ХХ века практика оперативно-розыскной деятельности (ОРД) уголовно-исполнительной системы (УИС) показывала, что оперативные подразделения УИС, на постоянной основе решающие текущие задачи ОРД в учреждениях УИС, недостаточно эффективно справлялись с задачей противодействия постоянно увеличивавшемуся количеству побегов из мест лишения свободы. При этом следует отметить, что побег осужденных из мест лишения свободы представляет значительную социально-общественную опасность, которая усугубляется также и тем, что, находясь, как правило, на нелегальном положении, бежавшие добывают средства для своего существования преступным путем и вовлекают в преступную деятельность других лиц. В связи с этим приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.1998 в УИС были созданы подразделения розыска, штатная численность которых в настоящее время составляет 603 сотрудника.

Первоначальные розыскные мероприятия в отношении осужденных, совершивших побеги из исправительных учреждений, до 1995 года осуществляли внутренние войска МВД России. В октябре 1995 года функцию розыс-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018

ка осужденных передали в СИДиСР -службу по исправительным делам и социальной реабилитации, созданную для обеспечения деятельности УИС, где на тот момент несли службу младшие инспекторы взвода розыска. Приказом Минюста России от 16.12.1998 инспекторы взвода розыска получили статус оперуполномоченных.

За 20 лет существования розыскные подразделения претерпели существенные изменения, увеличилась нагрузка и задачи, которые в настоящий момент коренным образом отличаются от задач, возлагавшихся на розыскные подразделения на этапах их становления. За период существования розыскных подразделений в составе территориальных органов ФСИН России можно выделить несколько основных этапов добавления новых категорий разыскиваемых лиц.

В 2008 году в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 № 271-ФЗ в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [3] введена ст. 751, предусматривающая розыск оперативными подразделениями УИС осужденных, уклонившихся от самостоятельного следования в колонии-поселения. В настоящее время доля данных осужденных составляет 15 % от общего количества разыскиваемых лиц. К примеру, за 2017 год было объявлено в розыск 4 949 и задержано 5 076 осужденных, уклонившихся от самостоятельного следования в колонии-поселения.

В 2011 году Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации введены ст. 181 и 6017, обязавшие розыскные подразделения территориальных органов ФСИН России осуществлять розыск осужденных,

47

уклонившихся от наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в том числе принудительных работ. По итогам 2017 года доля данных осужденных составляет 60 % от общего количества разыскиваемых лиц. К примеру, в 2017 году было объявлено в розыск 10 654 и задержано 10 487 осужденных, уклонившихся от наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Необходимо отметить, что исполнение наказания в виде принудительных работ осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы только с 2017 года, при этом в связи с постепенным увеличением численности осужденных возрастает и количество уклонившихся от данного вида наказания. За прошедший период 2018 года объявлено в розыск 109 и задержано 102 осужденных рассматриваемой категории.

В 2016 году по результатам межведомственного совещания правоохранительных органов Российской Федерации с учетом разъяснений Генеральной прокуратуры Российской Федерации розыскным подразделениям территориальных органов ФСИН России поручено осуществлять розыск осужденных, в отношении которых судом вынесен приговор о назначении наказания в виде лишения свободы в отсутствие подсудимого. В 2017 году объявлено в розыск 1 095 и задержано 736 осужденных рассматриваемой категории, доля от общего количества разыскиваемых лиц составляет 24 %.

В результате проведения реформирования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации деятельность розыскных подразделений в настоящее время определена следующими основными направлениями:

- розыск осужденных, совершивших побег из мест лишения свободы;

48

- розыск осужденных, уклонившихся от отбывания наказания в виде лишения свободы, действия которых подпадают под признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 314 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- розыск осужденных, уклонившихся от получения предписания для направления в колонию-поселение, а также осужденных, не прибывших в колонию-поселение в установленный в предписании срок;

- розыск осужденных, уклонившихся от исполнения принудительных работ;

- розыск осужденных, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций;

- розыск осужденных, в отношении которых судом вынесен приговор о назначении наказания в виде лишения свободы в отсутствие подсудимого.

Об эффективности деятельности подразделений розыска красноречиво говорят факты, информация о которых предоставлена главным оперативным управлением ФСИН России. Например, с 2015 года малочисленным составом сотрудников данных подразделений разыскано около 60 тыс. лиц, совершивших побеги или уклонявшихся от уголовного наказания, в том числе не связанного с изоляцией от общества. В преддверии проведения чемпионата мира по футболу 2018 года ФСИН России проводилась комплексная межрегиональная оперативно-профилактическая операция под условным наименованием «Контингент-2018», задачей которой было определено задержание максимального количества разыскиваемых лиц. Указанная операция проводилась в два этапа в 12 территориальных органах ФСИН России, в пределах дислокации которых пла-

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

нировалось проведение футбольных матчей. В результате операции подразделениями розыска территориальных органов ФСИН России установлено местонахождение и задержано 321 лицо, находящееся в местном и федеральном розыске, в том числе 313 осужденных, находящихся в розыске территориальными органами ФСИН России. Кроме того, установлено местонахождение и задержано семеро находящихся в розыске территориальными органами МВД России лиц и одно лицо, разыскиваемое правоохранительными органами Киргизской Республики.

Подразделения розыска ФСИН России стараются идти в ногу со временем, применяя в своей работе передовые технические методы. Так, в целях повышения качества розыскной работы и информационного обеспечения подразделений розыска территориальных органов ФСИН России сотрудниками ГОУ ФСИН России совместно с ФКУ НИИИТ ФСИН России в ноябре 2016 года разработано программное средство «Розыск-контингент». Данная программа содержит фотоизображения находящихся в розыске территориальными органами ФСИН России лиц и информацию о них, позволяет с помощью планшетных компьютеров провести их идентификацию путем ввода имеющихся данных и сличения личности с загруженными фотоизображениями, а также осуществлять автоматическую выгрузку документов, необходимых для объявления и прекращения федерального розыска. Возможности данного программного средства использовались сотрудниками территориальных органов ФСИН России в ходе проведения операции «Контингент-2018». Так, 15.05.2018 сотрудниками УФСИН России по Краснодарскому краю с

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018

его помощью в Центральном районе г. Сочи был задержан осужденный А., разыскиваемый УФСИН России по Курганской области. Его нахождение в розыске было установлено путем ввода полученных установочных данных в поисковую систему при проверке личности.

Но использование технических средств в розыскной работе не исчерпывается описанными возможностями. Творчески подходя к решению поставленных задач, широко используя возможности компьютерной техники, сотрудники розыскных подразделений успешно решают поставленные перед ними задачи.

За время существования подразделений розыска сформированы основные организационные условия и нормативная правовая основа для их деятельности, наработана положительная практика и разработана методика по проведению розыскных мероприятий в отношении различных категорий разыскиваемых осужденных, устранены существенные проблемы, возникающие при задержании разыскиваемых лиц. Например, в октябре 2017 года по инициативе ФСИН России совместно с МВД России принят приказ, регламентирующий четкий порядок действий сотрудников полиции и уголовно-исполнительной системы при задержании лиц, разыскиваемых территориальными органами ФСИН России. До принятия данного приказа подразделения розыска часто сталкивались с проблемами задержания разысканных осужденных при их доставлении в органы внутренних дел.

Какие же проблемы в настоящий момент стоят перед сотрудниками подразделений розыска? Их несколько, но наиболее актуальным представляется

49

дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, причем в нескольких направлениях. В первую очередь (и об этом уже неоднократно упоминалось в различных публикациях как ученых, так и практических оперативных сотрудников) это давно назревшая необходимость корректировки законодательства, существенно ограничивающего в правах сотрудников УИС, осуществляющих розыск лиц, совершивших побег, по сравнению с сотрудниками других правоохранительных органов. Работа по разрешению этой проблемы уже дала положительные результаты: в декабре 2017 года значительно изменена и дополнена глава V «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» [4].

Вместе с тем практика деятельности розыскных подразделений наглядно свидетельствует о том, что совершенствование федерального законодательства необходимо продолжать, в первую очередь путем дальнейшей законодательной регламентации применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при задержании всех категорий разыскиваемых лиц за пределами территорий учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, прилегающих к ним территорий, на которых установлены режимные требования.

Вторым направлением совершенствования правового регулирования в рассматриваемой области является разработка и закрепление соответствующим приказом ФСИН России более подробной регламентации оперативно-розыскной деятельности розыскных подразделений УИС. Следует обнадежить

50

всех, кого интересует данный вопрос, отметив, что совместная работа главного оперативного управления ФСИН России и ученых - специалистов в области ОРД в УИС в данном направлении ведется давно и близка к своему завершению.

Следующим аспектом обозначенной проблемы является несовершенство уголовно-процессуального законодательства. К сожалению, существуют прецеденты, когда суды отказывают в избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, совершивших побег из колоний-поселений*. Позиции судов основываются на ч. 5 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, где указано, что принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск [5]. Данная проблема существенно затрудняет розыскную работу, так как большинство побегов (свыше 90 %) совершаются именно из колоний-поселений.

Еще один вопрос нормативного правового регулирования деятельности розыскных подразделений - проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [6] указывает, что проведение оперативно-розыскных мероприятий

* См., например, решение Железногорского районного суда Республики Бурятия об отказе в избрании меры пресечения в виде заключения под стражу по уголовному делу № 54-2005-24, возбужденному 28.04.2005 Бурятской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 313 Уголовного кодекса Российской Федерации.

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

(включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

1) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2) о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

3) о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

В связи с тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 313 и ст. 314 Уголовного кодекса Российской Федерации [7], предварительное следствие не производится, проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий действующим законодательством не допускается.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, в отношении других категорий осужденных, уклоняющихся от уголовного наказания, в том числе не связанного с лишением свободы, в действиях которых нет состава преступления (например, уклоняющихся от самостоятельного следования в колонию-поселение, контроля уголов-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2018

но-исполнительной инспекции или лишения свободы, когда приговор о назначении наказания вынесен в отсутствие подсудимого), законодательством также не предусмотрено, что существенно сужает перечень возможных мероприятий по установлению их местонахождения.

Выходом из существующей ситуации нам представляется разработка и внесение в действующую законодательную базу соответствующих изменений, способствующих устранению указанных проблем.

И наконец, еще одна острая проблема, которая неоднократно отмечалась в ряде научных работ. Речь идет о назревшей необходимости совершенствования информационного обеспечения деятельности УИС в целом и подразделений розыска в частности: создание и внедрение в практику единой централизованной автоматизированной системы оперативно-справочных учетов, в том числе с возможностью доступа к соответствующим системам МВД России. В вопросе необходимости ее создания мы разделяем точку зрения С. С. Овчинского, который говорил о существующей потребности в создании централизованных систем оперативно-розыскной информации, аргументируя свою позицию существующим отечественным и зарубежным опытом [8]. Представляется, что совершенствование информационного обеспечения деятельности подразделений розыска позволило бы существенно повысить эффективность осуществляемой ими розыскной работы.

В заключение необходимо отметить следующее. За истекшие два десятилетия розыскные подразделения УИС сумели не только пройти этап становления, но и доказали необходимость своего существования, что неопровержимо подтверждается результатами их

51

оперативно-служебной деятельности. Несмотря на имеющиеся проблемы, с которыми сталкиваются подразделения розыска, их сотрудники стремятся к использованию новых, современных методов розыска, ведущих к повышению эффективности розыскной работы. ф

1. Тихомиров А. Ю. О специализации в государственном управлении // Правовые проблемы науки управления : сборник. М., 1966. С. 40.

2. Лукашов В. А. Управление оперативно-розыскными аппаратами органов внутренних дел. М., 1976. С. 91-92.

3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017). Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

4. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Рос. Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 19.07.2018). Доступ из СПС «Консультант плюс».

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2018). Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

6. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016). Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8. Овчинский С. С. Оперативно-розыскная информация. М., 2000. С. 98-100.

52

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.