Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества'

Проблемы правового регулирования розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Удоденко А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества»

организация служебной деятельности

А. О. УДОДЕНКО заместитель начальника

отдела исполнения наказаний УОИНИО ФСИН России, майор внутренней службы

проблемы правового регулирования розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества

Всего в 2014 году по учетам уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) прошли 926 431 человек, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, из них 29 780 (3,2 %) скрывались от контроля УИИ. Сотрудниками инспекций проводились первоначальные мероприятия по установлению их местонахождения. В течение 2014 года были объявлены в розыск 13 404 осужденных к наказаниям без изоляции от общества. В результате проведения розыскных мероприятий установлено местонахождение 12 222 человек (91,2%), из них оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы (УИС) найдены 7 745 (63,4 %), при содействии иных правоохранительных органов - 4 477 (36,6 %) [1].

По состоянию на 01.01.2015 на учетах УИИ состояли 5 155 (1,2 %) осужденных [2], находящихся в розыске, из них наибольшее количество приходится на ГУФСИН, УФСИН России по Республике Адыгея - 56 (4,7 %), Ямало-Ненецкому автономному округу - 53 (3,3 %), Ростовской области - 274 (3,2 %), Мурманской области - 71 (2,9 %), Нижегородской области -224 (2,8 %) [3].

Рассмотрим наиболее актуальные с практической точки зрения проблемы правового регулирования розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества и скрывающихся от контроля УИИ, которые влияют на качество исполнения приговора суда.

Одной из основных острых проблем является отсутствие нормативного регулирования розыска осужденных, которым уголовное наказание, не связанное с лишением свободы,

заменено на лишение свободы. Более того, действующим законодательством объявление розыска осужденных и порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении осужденных, которым наказание без изоляции от общества заменено на лишение свободы, не предусмотрены. Это создает предпосылки для уклонения осужденных от исполнения решений судов.

Объявление в розыск лица, уклоняющегося от отбывания уголовного наказания, предполагает проведение в отношении него и других лиц оперативно-розыскных мероприятий, в том числе ограничивающих их конституционные права. В связи с этим объявление в розыск, включающее определение органа, полномочного как объявлять лицо в розыск, так и осуществлять необходимые оперативно-розыскные мероприятия, относится к компетенции исключительно федерального законодательства и в целях недопущения нарушения законности не может иметь двусмысленного толкования.

Ст. 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) предусматривает объявление и осуществление розыска оперативными подразделениями УИС осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля УИИ. Таким образом, данная статья определяет орган, полномочный объявлять лицо в розыск и осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

32

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ

Фактором, негативно влияющим на исполнение приговоров, является отсутствие в законодательстве Российской Федерации правовых норм, регламентирующих задержание сотрудниками УИС разыскиваемых лиц, применение к ним физической силы. Также не определены места содержания разысканных осужденных (на срок до 48 часов).

Разыскиваемые лица, осужденные к обязательным работам, исправительным работам и ограничению свободы, в случае установления их местонахождения в соответствии с ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58 УИК РФ подлежат задержанию на срок до 48 часов.

В настоящее время возникают проблемы с задержанием вышеуказанных осужденных на срок до 48 часов, в отношении которых мера пресечения в виде заключения под стражу судом не избрана. Даже при наличии судебного постановления о задержании на 48 часов территориальные органы полиции не всегда осуществляют задержание осужденных данных категорий. Причем содержание осужденного в ОВД до 48 часов осуществляется в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства (ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58 УИК РФ): «Злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток».

Так, согласно пп. 2 и 4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции» полиция имеет право задерживать на срок до 48 часов лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, -до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений.

В течение этого времени сотрудники УИИ должны успеть подготовить соответствующие материалы в суд для продления срока задержания до 30 суток либо решения вопроса о замене (отмене) назначенного наказания на лишение свободы.

В целях нормативного урегулирования данных проблемных вопросов оперативным управлением ФСИН России подготовлено распоряжение ФСИН России от 27.03.2015 № 37, в соответствии с которым создана рабочая группа по обсуждению и выработке консолидированной позиции и подготовке предложе-

ний по внесению изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации.

Основными задачами данной рабочей группы являются:

- определение на законодательном уровне органа, уполномоченного объявлять в розыск и осуществлять оперативно-розыскную деятельность в отношении осужденных, которым наказание без изоляции от общества заменено на лишение свободы либо отменено условное осуждение или отсрочка отбывания наказания;

- подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части содержания разысканных осужденных, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, до 48 часов в специально выделенных помещениях колоний-поселений, следственных изоляторов либо иных специальных помещений;

- подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях установления ответственности в отношении лиц, уклонившихся от получения предписания для направления в колонию-поселение или не прибывших к месту отбывания наказания, а также лиц, уклонившихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций;

- законодательное определение задержания осужденных, находящихся в розыске, сотрудниками территориальных органов ФСИН России.

Первое заседание рабочей группы состоялось 28.04.2015, на нем обсуждались имеющиеся правовые проблемы регулирования розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, и пути их решения.

Воплощение намеченных задач, несомненно, позволит исключить случаи уклонения осужденных от исполнения приговоров судов, проводить оперативно-розыскные мероприятия, своевременно принимать решения об объявлении в розыск осужденных, скрывшихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций, а также задерживать на срок до 48 часов осужденных указанных категорий. ^

1. Форма статистической отчетности ФСИН-1. Доступ из АИС «Статистика УИС» (дата обращения: 23.04.2015).

2. Там же (дата обращения: 24.04.2015).

3. Там же (дата обращения: 25.04.2015).

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 11/2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.