Научная статья на тему 'Особенности розыскной работы сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний'

Особенности розыскной работы сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3953
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ ДАННЫЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / РОЗЫСК / ПОБЕГ / УКЛОНЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нестерова О. И.

В статье рассматриваются основные особенности деятельности сотрудников оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в сфере организации розыска осужденных, совершивших побег, а также лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания. Ведется рассуждение о семантике термина «розыск», определений которого в современной и ретроспективной литературе существует достаточно много. Под розыскной работой (розыском) оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний понимается базирующаяся на уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном, оперативнорозыскном законах и т. д., отдельных подзаконных, локальных нормативных актах комплексная система оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административно-правовых и иных мероприятий, осуществляемых в рамках специального делопроизводства (дела оперативного учета) уполномоченными на то законом лицами и направленных на установление местонахождения подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, совершивших побег и уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы. Розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы. В зависимости от территориальных границ осуществления оперативно-розыскных мероприятий розыск делится на четыре основных вида: местный, федеральный, межгосударственный, международный. Автором называются несколько отличительных признаков розыскной деятельности сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний, дается характеристика нормативной базы, регламентирующей вопросы розыска в уголовно-исполнительной системе, перечисляются субъекты, которые вправе проводить такую работу. Обозначен комплекс трудностей, возникающих при организации розыскной деятельности сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний. В заключение отмечается, что только комплексное решение накопившихся проблем в данной сфере и приведение порядка и условий отбывания наказания осужденных в соответствие с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства позволят уменьшить число осужденных, находящихся в розыске и скрывающихся от отбывания наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нестерова О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the investigative work of employees of operational units of the Federal Penal Service

The article discusses the main features of the activities of employees of operational units of the penal system in the field of organizing the search for convicts who have escaped as well as persons who evade serving a criminal sentence. A discussion is being held on the semantics of the term “search”, the definitions of which in modern and retrospective literature exist quite a lot. The search work (search) of the operational units of the Federal Penal Service is understood the based on the criminal, criminal procedural, penal, operative-search laws, etc., individual by-laws, local regulatory acts, an integrated system of operational-search, criminal procedure, administrative-legal and other measures carried out in the framework of special paperwork (operational accounting) by authorized persons by law and aimed at establishing the whereabouts of suspects, accused, defendants and convicts who have escaped and evade serving a sentence of imprisonment. Investigation work is an independent activity of the operational units of the penal system. Depending on the territorial boundaries of the implementation of operational-search measures, the search is divided into four main types: local, federal, interstate, international. The author names several distinctive signs of the search activities of employees of the operational units of the Federal Penal Service, describes the regulatory framework governing the search in the penal system, lists the entities that have the right to carry out such work. The complex of difficulties arising in the organization of the search activities of employees of the operational units of the Federal Penal Service is outlined. In conclusion it is noted that only a comprehensive solution to the accumulated problems in this area and bringing the order and conditions of serving sentences of convicted persons in accordance with the goals and objectives of the penal legislation will reduce the number of convicted persons who are wanted and hiding from serving sentences.

Текст научной работы на тему «Особенности розыскной работы сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний»

может сделать предположение о личности системы выработать систему мер по профи-вероятного преступника, а персонал учреж- лактике и предупреждению преступлений дений и органов уголовно-исполнительной рассматриваемого вида.

Щ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зуйков, Г. Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления / Г Г. Зуйков // Социалистическая законность. - 1971. - № 11. - С. 14-19.

2. Куранова, Э. Д. Об основных положениях методики расследования отдельных видов преступлений / Э. Д. Кура-нова // Вопросы криминалистики. - 1962. - № 6-7. - С. 152-167.

3. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы за январь-декабрь 2018 г : информационно-аналитический сборник. - Тверь : НИИИТ ФСИН России, 2019. - 328 с.

4. Чернышенко, Е. В. Расследование незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в исправительных учреждениях ФСИН России : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Е. В. Чернышенко. - Вологда, 2014. - 234 с.

5. Шурухнов, Н. Г. Криминалистика / Н. Г. Шурухнов. - Москва : Юрист, 2003. - 639 с. - ISBN 5-7975-0536-3.

1. Zujkov G. G. Kriminalisticheskoe uchenie o sposobe soversheniya prestupleniya [Forensic doctrine of the method of committing a crime]. Socialisticheskaya zakonnost' - Socialist rule of law, 1971, no. 11, pp. 14-19. (In Russ.).

2. Kuranova E. D. Ob osnovnyh polozheniyah metodiki rassledovaniya otdel'nyh vidov prestuplenij [On the main provisions of the methodology for the investigation of certain types of crimes]. Voprosy kriminalistiki - The forensics, 1962, no. 6-7, pp. 152-167. (In Russ.).

3. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy za yanvar'-dekabr' 2018 g. [Key performance indicators of the penal system for January-December 2018]. Tver, 2019. 328 p. (In Russ.).

4. CHernyshenko E. V. Rassledovanie nezakonnogo oborota narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah FSIN Rossii. Diss. kand. yurid. nauk [Investigation of illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances in correctional facilities of the Federal Penal Service of Russia. Diss. PhD. in Law]. Vologda, 2014. 234 p. (In Russ.).

5. SHuruhnov N. G. Kriminalistika [Forensics]. Moscow, 2003. 639 p. (In Russ.).

Особенности розыскной работы сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний

О. И. НЕСТЕРОВА - старший инспектор по особым поручениям отдела уголовно-исполнительного законодательства, планирования и проведения служебных проверок правового управления ФСИН России, доктор исторических наук

Реферат

В статье рассматриваются основные особенности деятельности сотрудников оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в сфере организации розыска осужденных, совершивших побег, а также лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания. Ведется рассуждение о семантике термина «розыск», определений которого в современной и ретроспективной литературе существует достаточно много. Под розыскной работой (розыском) оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний понимается базирующаяся на уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном, оперативно-розыскном законах и т. д., отдельных подзаконных, локальных нормативных актах комплексная система оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административно-правовых и иных мероприятий, осуществляемых в рамках специального делопроизводства (дела оперативного учета) уполномоченными на то законом лицами и направленных на установление местонахождения подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, совершивших побег и уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы. Розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы. В зависимости от территориальных границ осуществления оперативно-розыскных мероприятий розыск делится на четыре основных вида: местный, федеральный, межгосударственный, международный. Автором называются несколько отличительных признаков розыскной деятельности сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний, дается характеристика

I REFERENCES

УДК 343.85

DOI 10.46741/2686-9764-2019-13-3-397-403

нормативной базы, регламентирующей вопросы розыска в уголовно-исполнительной системе, перечисляются субъекты, которые вправе проводить такую работу. Обозначен комплекс трудностей, возникающих при организации розыскной деятельности сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний. В заключение отмечается, что только комплексное решение накопившихся проблем в данной сфере и приведение порядка и условий отбывания наказания осужденных в соответствие с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства позволят уменьшить число осужденных, находящихся в розыске и скрывающихся от отбывания наказания.

Ключевые слова: оперативно-розыскные данные; осужденный; исправительное учреждение; розыск; побег; уклонение от отбывания наказания.

12.00.12 - Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность (юридические науки)

Features of the investigative work of employees of operational units of the Federal Penal Service

IO. I. NESTEROVA - Senior Inspector for Special Assignments of the Department of Penal Legislation, Planning and Conducting Internal Audits of the Legal Department of the Federal Penal Service of Russia, Dsc. in History

Abstract

The article discusses the main features of the activities of employees of operational units of the penal system in the field of organizing the search for convicts who have escaped as well as persons who evade serving a criminal sentence. A discussion is being held on the semantics of the term "search", the definitions of which in modern and retrospective literature exist quite a lot. The search work (search) of the operational units of the Federal Penal Service is understood the based on the criminal, criminal procedural, penal, operative-search laws, etc., individual by-laws, local regulatory acts, an integrated system of operational-search, criminal procedure, administrative-legal and other measures carried out in the framework of special paperwork (operational accounting) by authorized persons by law and aimed at establishing the whereabouts of suspects, accused, defendants and convicts who have escaped and evade serving a sentence of imprisonment. Investigation work is an independent activity of the operational units of the penal system. Depending on the territorial boundaries of the implementation of operational-search measures, the search is divided into four main types: local, federal, interstate, international. The author names several distinctive signs of the search activities of employees of the operational units of the Federal Penal Service, describes the regulatory framework governing the search in the penal system, lists the entities that have the right to carry out such work. The complex of difficulties arising in the organization of the search activities of employees of the operational units of the Federal Penal Service is outlined. In conclusion it is noted that only a comprehensive solution to the accumulated problems in this area and bringing the order and conditions of serving sentences of convicted persons in accordance with the goals and objectives of the penal legislation will reduce the number of convicted persons who are wanted and hiding from serving sentences.

Key words: operational-search data; convicted; correctional institution; search; escape; evasion from serving a sentence.

12.00.12 - Forensics; forensic activity; operational investigation

Уголовно-исполнительное законодательство определяет две основные цели функционирования уголовно-исполнительной системы: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Розыскная работа сотрудников оперативных подразделений уголовно-ис-

полнительной системы, несомненно, имеет важное значение для достижения цели предупреждения преступлений.

Определений термина «розыск» в современной и ретроспективной литературе существует достаточно много. В толковом словаре С. И. Ожегова розыск определяется как поиск, разыскивание кого/чего-нибудь;

деятельность правоохранительных органов по установлению местонахождения уклоняющихся от суда подозреваемых, обвиняемых, осужденных лиц, а также лиц, пропавших без вести; предшествующее суду дознание, собирание улик. Свое легитимное законодательное закрепление термин «розыск» получил в ст. 254 Устава уголовного судопроизводства от 20.11.1864: «При производстве дознания полиция все нужные ей сведения собирает посредством розысков, словесными расспросами и негласным наблюдением, не производя ни обысков, ни выемок в домах». Здесь розыск - один из видов дознания полиции, который основан на тайных методах расследования. По своей сути он очень схож с современным понятием «оперативно-розыскная деятельность».

Подобный подход к определению сущности розыска в российской криминалистике и теории оперативно-розыскной деятельности сохранялся примерно до середины ХХ в. В. А. Лукашов в 1963 г. впервые выступил против широкого толкования термина «розыск» и определил его как «поиск уже известных правоохранительным органам объектов: совершивших побег осужденных, скрывшихся преступников, без вести пропавших лиц и иных категорий разыскиваемых». Данный подход прочно закрепился в теории оперативно-розыскной деятельности и актуален по настоящий момент.

В специальной литературе, а также практической деятельности под розыскной работой (розыском) сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний понимается базирующаяся на уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном, оперативно-розыскном законах и т. д., отдельных подзаконных, локальных нормативных актах комплексная система оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административно-правовых и иных мероприятий, осуществляемых в рамках специального делопроизводства (дела оперативного учета) уполномоченными на то законом лицами и направленных на установление местонахождения подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, совершивших побег и уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы.

Розыск лиц, уклоняющихся от отбывания наказания, а также лиц, совершивших побег из мест лишения свободы, является важной задачей, которая стоит перед сотрудниками оперативных подразделений исправительных учреждений. Выполняя функцию

по изоляции осужденных от общества на основании вынесенных приговоров, а также помогая им в исправлении и социальной адаптации, сотрудники уголовно-исполнительной системы участвуют в предупреждении и профилактике уголовных преступлений и тем самым способствуют созданию гарантий безопасности для граждан страны [3, с. 97]. Как показывает практика, значительная часть лиц, совершивших побег и уклонившихся от отбывания наказания, не стремится к законному труду и, как следствие, совершает новые преступления.

Розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы.

В зависимости от территориальных границ осуществления оперативно-розыскных мероприятий розыск делится на четыре основных вида: местный (проводится в пределах одного субъекта Российской Федерации), федеральный (проводится на всей территории Российской Федерации), межгосударственный (обнаружение разыскиваемых лиц за пределами государства - инициатора розыска, но на территории стран - участников СНГ), международный (розыск лиц на всей территории земного шара). Причем при классификации розыска по указанным параметрам важно применение системы оперативно-справочных учетов. Сотрудники оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы активно взаимодействуют с сотрудниками иных правоохранительных органов по розыску осужденных на всех уровнях. Но если на межгосударственном и международном уровнях взаимодействие осуществляется в информационном и консультационном аспектах, то на местном и федеральном нередко непосредственное участие сотрудников уголовно-исполнительной системы, выполнение ими поручений и распоряжений по заданию сотрудников правоохранительных органов.

Необходимо отметить, что уклонение осужденных к наказаниям без изоляции от общества от контроля уголовно-исполнительных инспекций (в отличие от побегов из учреждений уголовно-исполнительной системы), как правило, не влечет за собой дополнительного уголовного наказания. Тем не менее оно также направлено против правосудия, препятствует нормальному исполнению приговора.

Первоначальный этап розыска лиц, уклонившихся от отбывания наказания, не свя-

занного с лишением свободы, составляет комплекс мероприятий по опросу родственников осужденного, иных граждан, которым могут быть известны сведения о его местонахождении, наведению справок в организации, где работал осужденный, медицинских учреждениях, бюро регистрации несчастных случаев, поиску сведений о его возможном местонахождении, проверке по учетам органов внутренних дел с целью выявления лица среди задержанных, арестованных.

Розыскная деятельность сотрудников оперативных подразделений ФСИН России имеет несколько отличительных признаков, к которым относятся:

- ведомственный нормативно-правовой характер;

- комплекс применяемых средств и методов;

- взаимодействие с правоохранительными органами в сфере розыска.

Законодательными актами, регламентирующими розыскную деятельность сотрудников оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, являются как федеральные законы, так и локальные нормативные акты. Основным среди них выступают Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Одной из задач оперативно-розыскной деятельности в нем называется «осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших». Там же приводится закрытый перечень допустимых оперативно-розыскных мероприятий, определены условия и основания их проведения.

В уголовно-процессуальном законодательстве также закреплены основания проведения розыска (ст. 210, 238, 253 УПК РФ).

Согласно ст. 84 УИК РФ задачей оперативно-розыскной деятельности в исправительном учреждении помимо прочего является «розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы».

К локальным нормативным актам можно отнести ведомственные приказы, инструкции, распоряжения, указания, которые зачастую носят закрытый характер. Локальные нормативные акты утверждаются основным органом исполнительной власти, курирующим розыскную работу в уголовно-исполнительной системе, - Федеральной службой

исполнения наказаний. Но также существуют и совместные (межведомственные) приказы и инструкции, которые устанавливают субъектов розыскной деятельности, в том числе активно взаимодействующих с сотрудниками уголовно-исполнительной системы:

- органы внутренних дел;

- органы государственной безопасности;

- таможенные органы;

- органы службы государственной охраны;

- органы судебных приставов;

- органы МЧС.

Оперативно-розыскное законодательство позволяет выделить круг субъектов, которые вправе проводить розыскную работу:

- сотрудники оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, обладающие полномочиями в полном объеме осуществлять все виды оперативно-розыскных мероприятий;

- сотрудники иных подразделений уголовно-исполнительной системы, включенные в состав розыскных групп, по ориентировкам, информационным бюллетеням и иным основаниям привлеченные к розыску осужденных;

- сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющие первоначальные розыскные мероприятия в отношении осужденных без изоляции от общества, уклонившихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции или отбывания наказания;

- сотрудники оперативных подразделений иных правоохранительных органов, осуществляющие розыскную деятельность по заданиям и поручениям розыскных подразделений уголовно-исполнительной системы, совместным планам, при проведении совместных рейдов, иных мероприятий;

- отдельные граждане, оказывающие добровольное гласное или конфиденциальное содействие сотрудникам оперативных подразделений [2, с. 5].

Одним из основных субъектов розыскной работы выступают оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы. Осужденные, уклоняющиеся от отбывания наказания в виде лишения свободы или совершившие побег из мест лишения свободы, объявляются в международный розыск при условии, что они осуждены к наказанию в виде лишения свободы на срок не менее четырех месяцев. На сотрудников оперативных подразделений ФСИН России возложены задачи по розыску лиц, совершивших

побег из учреждений уголовно-исполнительной системы и уклоняющихся от отбывания наказаний в виде лишения свободы, оказанию содействия при проведении первоначальных оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, скрывающихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций.

Объектами розыскной работы оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы являются лица, совершившие преступления, предусмотренные ст. 313, 314, 314.1 УК РФ, а также осужденные без изоляции от общества, уклонившиеся от отбывания наказания и контроля уголовно-исполнительной инспекции.

В соответствии с указаниями руководства Федеральной службы исполнения наказаний проводятся постоянные проверки по имеющимся справочным оперативным учетам Министерства внутренних дел Российской Федерации с целью установления лиц, находящихся в федеральном, межгосударственном и международном розыске и отбывающих наказание под чужими установочными данными. Постоянно осуществляется взаимодействие с другими правоохранительными органами, в том числе зарубежных стран: исполняются запросы и розыскные задания по установлению местонахождения лиц, числящихся в межгосударственном розыске. Таким образом, круг субъектов розыскной работы достаточно широк и требует организации четкого взаимодействия и координации совместных действий.

При розыске лиц, совершивших побег из исправительных учреждений либо уклонившихся от отбывания наказания, должны использоваться возможности органов внутренних дел, иных правоохранительных органов, а также следственных органов. В связи с этим осуществление розыскных мероприятий предусматривает необходимость тесного взаимодействия оперативных подразделений исправительных учреждений с другими подразделениями уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел и иных правоохранительных органов. В качестве примера можно привести взаимодействие сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний и сотрудников органов внутренних дел по розыску лиц, совершивших побег, которое выражается в следующем:

- совместном планировании розыскных мероприятий на случай побега. Взаимодействие на данном направлении регла-

ментировано рядом совместных приказов и инструкций. В нормативных актах определена процедура передачи в подразделения розыска уголовно-исполнительной системы розыскных дел в отношении лиц, совершивших побег из учреждений уголовно-исполнительной системы или уклоняющихся от наказания в виде лишения свободы. До этого розыскные дела вели розыскные подразделения органов внутренних дел. Такое распределение обязанностей позволяет без дублирования работы эффективно вести розыск;

- совместном осуществлении розыскных мероприятий в районе места побега. Розыскные подразделения органов внутренних дел обязаны заводить дубликаты розыскных дел по розыску осужденных за особо тяжкие преступления, а также вызвавших большой общественной резонанс, если на территории их оперативного обслуживания будут установлены связи бежавшего. Основанием для заведения дубликата розыскного дела выступают материалы органов уголовно-исполнительной системы;

- осуществлении оперативно-розыскной деятельности в порядке, установленном действующим законодательством при объявлении разыскиваемого в федеральный или международный розыск. Согласно положениям приказов и инструкций при объявлении федерального розыска осужденных используются возможности Главного информационно-аналитического центра МВД России. Статистические карточки на заведенные розыскные дела и лиц, объявленных в розыск, направляются в подведомственные ГИАЦ мВд России учреждения. Через филиалы Национального центрального бюро Интерпола МВД России осуществляются запросы об установлении местонахождения осужденного на территории иностранных государств. Кроме того, на оперативные подразделения органов внутренних дел возлагается организация комплекса оперативно-розыскных мероприятий в отношении разысканных осужденных по месту задержания с целью установления фактов совершения преступлений в розыске, а также возможного получения информации в отношении других лиц, скрывшихся от правоохранительных органов [1, с. 20].

Нельзя не учитывать и экономические потери, которые несет государство в связи с уклонением преступников от отбывания наказания: существенно затрудняется возмещение материального ущерба, нанесенного потерпевшим от преступления гражданам;

на проведение мероприятий, связанных с розыском и задержанием бежавших, а также на раскрытие и расследование вновь совершенных преступлений отвлекаются значительные силы и средства.

Таким образом, розыск лиц, совершивших побег из учреждений уголовно-исполнительной системы и уклонившихся от отбывания наказания, обеспечивая нормальные условия исполнения приговоров суда, является вместе с тем одним из важных средств предупреждения повторной преступности.

Задача по розыску осужденных предполагает осуществление специальной розыскной работы, которая не отождествляется только с проведением целевых оперативно-розыскных мероприятий, а носит комплексный характер. Розыскная работа - это комплексная система оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административно-правовых и иных мероприятий, осуществляемых в рамках особого делопроизводства и направленных на обнаружение местонахождения разыскиваемых лиц.

Системный и комплексный характер розыскной работы предполагает активное участие в ней всех отделов и служб исправительных учреждений, органов внутренних дел и иных правоохранительных органов.

Успех розыскной работы определяется активным использованием сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности. Это требует от руководителей учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел, оперативных подразделений и оперативных работников совершенствования оперативной работы, организации эффективного обслуживания объектов оперативного учета, в том числе в непосредственной близости от исправительных учреждений, на территории административных районов по месту вероятного появления разыскиваемых лиц.

В процессе установления лиц, совершивших побег, уклонившихся от отбывания наказания, особое значение должно придаваться привлечению к конфиденциальному содействию тех отдельных граждан, которые были знакомы с разыскиваемыми в условиях свободы до их ареста и осуждения. Для этого оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы устанавливают необходимое взаимодействие с сотрудниками иных правоохранительных органов. На оперативных работников органов внутренних дел возлагается проведение оперативных мероприятий по выявлению скрывающихся преступников среди граждан, прибывающих из других районов страны и работающих на

объектах их оперативного обслуживания. К проведению розыскных мероприятий могут привлекаться сотрудники специальных подразделений, которые осуществляют скрытое наблюдение и оперативные установки в адресах связей разыскиваемых, выявляют их инициативным путем в местах вероятного появления, проводят оперативно-технические мероприятия [5, с. 30].

Тем не менее стоит отметить, что в организации розыскной деятельности сотрудников оперативных подразделений Федеральной службы исполнения наказаний существует целый комплекс проблем:

1) взаимодействие происходит в основном с оперативно-техническими подразделениями уголовно-исполнительной системы, подразделениями полиции, реже - с оперативно-поисковыми подразделениями;

2) мероприятия, проводимые с целью розыска, зачастую носят оперативно-технический характер;

3) оперативно-поисковые мероприятия проводятся только в форме оперативных установок, скрытого наблюдения собственными силами, реже - разведывательного поиска;

4) в процессе розыска непосредственно перед задержанием сотрудники оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы редко пользуются табельным оружием и индивидуальными средствами защиты;

5) в ряде территориальных органов ФСИН России занятия по тактическим приемам розыска в рамках служебной подготовки редко проводятся либо сводятся к изучению нормативных актов, не осуществляется анализ конкретных ситуаций по розыску;

6) малое количество автотранспорта, недостаточный объем выделяемых горюче-смазочных материалов, проблемы с командировками, отсутствие документов прикрытия, слабое информационное обеспечение.

Решение указанных выше проблем будет способствовать эффективности розыска лиц, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы.

Более полная и точная правовая регламентация организации розыска и задержания лиц, совершивших побег из исправительных учреждений или уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, позволит эффективнее решать поставленные перед уголовно-исполнительной системой задачи.

Лишь комплексное решение накопившихся проблем в обозначенной сфере и

приведение порядка и условий отбывания наказания осужденных в соответствие с целями и задачами уголовно-исполнительного законодательства позволят уменьшить число осужденных, находящихся в розыске

и скрывающихся от отбывания наказания, а также более эффективно организовать розыскную работу оперативных и иных подразделений уголовно-исполнительной системы [4, с. 102].

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакунчев, А. Г. Понятие, сущность розыскной работы оперативных подразделений ФСИН России и проблемы, возникающие при ее организации / А. Г. Бакунчев // Вестник Кузбасского института. - 2011. - № 5 (8). - С. 18-23.

2. Долматов, В. Т. Организация розыскной работы оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы : учебное пособие / В. Т. Долматов. - Владимир, 2010. - 89 с.

3. Котляров, И. Д. Новый взгляд на функции уголовно-исполнительной системы: сервисный подход / И. Д. Котля-ров // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 95-99.

4. Кутуков, С. А. Актуальные проблемы розыска лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества / С. А. Кутуков, С. Н. Смирнов // Человек: преступление и наказание. - 2016. - № 3. - С. 100-104.

5. Мальчук, О. И. Оперативно-розыскная профилактика преступности в исправительных учреждениях: теоретический аспект / О. И. Мальчук, А. А. Нуждин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2018. - № 1. - С. 29-31.

| REFERENCES

1. Bakunchev A. G. Ponyatie, sushchnost' rozysknoj raboty operativnyh podrazdelenij FSIN Rossii i problemy, voznikayushchie pri ee organizacii [The concept, essence of the search work of the operational units of the Federal Penal Service of Russia and the problems arising from its organization]. Vestnik Kuzbasskogo instituta - Bulletin of the Kuzbass Institute, 2011, no. 5 (8), pp. 18-23. (In Russ.).

2. Dolmatov V. T. Organizaciya rozysknoj raboty operativnyh podrazdelenij uchrezhdenij i organov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Organization of investigative work of operational units of institutions and bodies of the penal system]. Vladimir, 2010. 89 p. (In Russ.).

3. Kotlyarov I. D. Novyj vzglyad na funkcii ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: servisnyj podhod [A new look at the functions of the penal system: a service approach]. YUridicheskij vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta - Legal Bulletin of Dagestan State University, 2014, no. 1, pp. 95-99. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kutukov S. A., Smirnov S. N. Aktual'nye problemy rozyska lic, osuzhdennyh k nakazaniyam bez izolyacii ot obshchestva [Actual problems of the search for persons sentenced to panishments without isolation from society]. CHelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2016, no. 3, pp. 100-104. (In Russ.).

5. Mal'chuk O. I., Nuzhdin A. A. Operativno-rozysknaya profilaktika prestupnosti v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah: teoreticheskij aspekt [Detective crime prevention in correctional facilities: theoretical aspect]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie - Penal System: Law, Economics, Management, 2018, no. 1, pp. 29-31. (In Russ.).

УДК 342.9 DOI 10.46741/2686-9764-2019-13-3-403-409

Административно-правовое обеспечение исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы: постановка проблемы

■ Е. В. СЕНАТОВА - доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент

Реферат

В статье акцентируется внимание на недостаточности административно-правового обеспечения исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Автор отмечает, что до настоящего времени отечественная наука административного права не выработала комплексного взгляда на роль и место административно-правовых средств в системе правового обеспечения обозначенной сферы.

Обосновывается необходимость разработки концепции административно-правового обеспечения исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в рамках которой следует четко обозначить основные пути и способы воздействия административного права на соответствующие общественные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.