УДК 796.422.1
Женишбек уулу Пиримберди
магистрант кафедры физиологии, теории и методики физической культуры, спорта Ошский государственный университет (г. Ош, Кыргызстан)
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация: эстетическое развитие личности начинается с раннего детства. Воспитание музыкального, художественного вкуса в процессе занятия физической культурой приводит к повышению эстетического уровня у человека, который совершенствует навыки культурного поведения. Занятия физической культурой и спортом приучает человека любить «прекрасное», способствует виденью и чувства красоты окружающей реальности.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, физическая культура, физическое воспитание, спорт, искусство.
Стремление человека к прекрасному прослеживается с древних времен. Благодаря этому красота по сей день сравнивается с чем-то природным, натуральным, настоящим. Естественная красота - это непреложная истина, грация, пластичность, сочетание и пропорции всех красок природы и т.д. В древние времена люди в основном видели красоту в природе, в дальнейшем люди стали тяготеть к красоте своего тела. Сегодня особое внимание уделяется эстетике в отношении физического телосложения, что оказывает позитивное влияние на популяризацию занятий физической культурой и спортом. Поэтому физическая культура и спорт становятся одним из способов эстетического воспитания личности.
2055
Слово «эстетика» произошло от греческого а1вШе1:1ко8 (чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) - наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о «творчестве по законам красоты» [4]. Под эстетическим воспитанием понимается создание определенного эстетического взаимоотношения человека и действительности [1].
При выполнении определенных физических упражнений на разнообразные части тела идет формирование подтянутой фигуры, улучшается осанка, прививается осознание грациозности и красоты движений. Физические нагрузки оказывают положительное влияние на развитие центральной нервной системы. Постоянные занятия физической культурой формируют крепкие мышцы, а также делают организм более устойчивым и приспособленным к негативному воздействию окружающей среды [3].
Красоту фигуры спортсменов, гармоничные высоко организованные ритмичные телодвижения, а также эстетику спортивных достижений можно отнести непосредственно к красоте. Множество физических упражнений отвечают наивысшим нормам искусства. Даже действия высококлассных спортсменов-бегунов при беге на дистанции своей техникой создают ощущение легкой и изящной красоты движений, сопровождаемые определенной скоростью при поддержании постоянного темпа [2].
К специфическим задачам эстетического воспитания при исполнении различных физических упражнений относятся:
- развитие эстетичных вкусов, понятий и чувств, относящихся к физической культуре и спорту,
- формирование правильной эстетической оценки тела человека и его движений, внутренней и внешней красоты,
- понимание процесса физического усовершенствования, основанного на достижении цели гармоничного развития человека,
2056
- формирование умения определять красоту в действиях участников спортивных мероприятий и его окружении, находить изящность в спортивных традициях.
При эстетическом воспитании у человека формируется различные эстетические нужды. Причем имеет принципиальное значение не только формирование способностей восторгаться, воспринимать красоту в различных её выражениях, но и главным образом возможность реализовать её в своих практических действиях. Занятие спортом для этого имеет большие перспективы. При выполнении физических упражнений человек может создать и воспроизвести разнообразные грациозные движения, их красоту, элегантность.
Таким образом, эстетическое воспитание человека происходит благодаря физической культуре и спорту. Грациозность, легкость, плавность, элегантность, красота, изысканность и точность движений способны вызвать восторг и наслаждение у окружающих. От вида зрелищных и красочных спортивных выступлений человек приобретает массу положительных эмоций и впечатлений от увиденного, приводящих к удовлетворению своих эстетических потребностей. Физическая культура и спорт приучает человека любить, видеть и чувствовать «прекрасное», повышает эстетический уровень культуры человека, наполняя его душевный мир духовными ценностями. Высокий уровень эстетической культуры позволяет человеку различить натуральною красоту от фальшивой, способствует своими действиями творить добро и красоту и распространять их во всем мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Эстетика: Словарь. Под общей редакцией А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. С. 447;
2. Сараф М.Я. Введение в эстетику спорта. Учебное пособие для институтов физкультуры. ФиС. - М.: 1986. С. 340;
2057
3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: Издательский центр «Академия». 2000. С. 480;
4. Френкин А.А. Эстетика физической культуры. - М.: ФиС. 1963. С.151
Zhenishbek uulu Pirimberdi
Osh State University (Osh, Kyrgyzstan)
AESTHETIC EDUCATION IN FIELD OF PHYSICAL EDUCATION
Abstract: aesthetic development of personality begins in early childhood. Cultivating musical and artistic taste in the process of physical education leads to an increase in the aesthetic level of a person who improves the skills of cultural behavior. Physical education and sports teach a person to love the "beautiful", promotes the vision and feeling of the beauty of the surrounding reality.
Keywords: aesthetic education, physical education, physical education, sports, art.
2058