Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕРМИНАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕРМИНАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
188
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОЛИМПИЗМ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ляушева Светлана Аслановна, Нехай Вячеслав Нурбиевич, Самсоненко Татьяна Александровна, Хакунов Нурбий Хасанбиевич, Хунагов Рашид Думаличевич

В статье рассматриваются особенности влияния физической культуры на формирование и развитие эстетических ценностей человека. Анализируются основные теоретические подходы к определению места и роли физической культуры в формировании социально-этических, деятельностных и эстетических характеристик личности. Отмечается, что эстетическое воспитание в значительной степени расширило перфекционистско-прагматическую направленность занятий физическими упражнениями посредством культивирования эстетических идеалов, эстетических вкусов/потребностей и встраивания в структуру тренировочного процесса эстетических знаний. Принципы олимпизма, усиливающие мотивационный ресурс физической культуры и спорта, ориентируют личность на диалектическое понимание эстетики тела и духа. На основе обобщения результатов социологического исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2021 г., делается вывод о том, что в современном обществе потребность в использовании и дальнейшем внедрении эстетического воспитания становится основанием для приобщения к занятиям физической культурой. Оставаясь встроенной в соционормативную природу личности, система физического воспитания провозглашает здоровый образ жизни (ЗОЖ) этическим и виталистическим императивом общественного развития и транслирует его как терминальную ценность современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ляушева Светлана Аслановна, Нехай Вячеслав Нурбиевич, Самсоненко Татьяна Александровна, Хакунов Нурбий Хасанбиевич, Хунагов Рашид Думаличевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE OF PERSONALITY IN CONDITIONS OF TERMINALIZATION OF HEALTHY LIFESTYLE VALUE

The paper considers the peculiarities of the influence of physical culture on the formation and development of aesthetic values of a person. Basic theoretical approaches to determination of place and role of physical culture in formation of socio-ethical, activity and aesthetic characteristics of personality are analyzed. Aesthetic education has greatly expanded the perfectionist-pragmatic orientation of exercise through the cultivation of aesthetic ideals, aesthetic tastes/needs and the incorporation of aesthetic knowledge into the structure of the training process. The principles of Olympism, which strengthen the motivational resource of physical culture and sports, direct the person to a dialectical understanding of the aesthetics of the body and spirit. Based on the generalization of the results of a sociological study conducted by the All-Russian Center for the Study of Public Opinion in 2021, it is concluded that in modern society the need for the use and further introduction of aesthetic education becomes the basis for inclusion in physical education. Remaining built in the social normative nature of the personality, the system of physical training proclaims the healthy lifestyle (HL) an ethical and vitalistic imperative of social development and translates it as the terminal value of the present.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕРМИНАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Научная статья УДК 796.011.3:37.036 ББК 75.1:51.204.0 Э 87

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-114-120

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕРМИНАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ

(Рецензирована)

Светлана Аслановна Ляушева1 Вячеслав Нурбиевич Нехай2 Татьяна Александровна Самсоненко3 Нурбий Хасанбиевич Хакунов4 Рашид Думаличевич Хунагов5

1,2,4,5Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

2,3Кубанский государственный университет физической культуры, спорта

и туризма, г. Краснодар, Россия

1 slyausheva@list.ru

2slava0482@mail.ru

3samsonenko1962@mail.ru

4pedagog-psycholog84@mail.ru

5khunagov-rd@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности влияния физической культуры на формирование и развитие эстетических ценностей человека. Анализируются основные теоретические подходы к определению места и роли физической культуры в формировании социально-этических, деятельностных и эстетических характеристик личности. Отмечается, что эстетическое воспитание в значительной степени расширило перфекционистско-прагматическую направленность занятий физическими упражнениями посредством культивирования эстетических идеалов, эстетических вкусов/потребностей и встраивания в структуру тренировочного процесса эстетических знаний. Принципы олимпизма, усиливающие мотивационный ресурс физической культуры и спорта, ориентируют личность на диалектическое понимание эстетики тела и духа. На основе обобщения результатов социологического исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2021 г., делается вывод о том, что в современном обществе потребность в использовании и дальнейшем внедрении эстетического воспитания становится основанием для приобщения к занятиям физической культурой. Оставаясь встроенной в соционормативную природу личности, система физического воспитания провозглашает здоровый образ жизни (ЗОЖ) этическим и виталистическим императивом общественного развития и транслирует его как терминальную ценность современности.

Ключевые слова: физическая культура, эстетическое воспитание, личность, здоровый образ жизни, олимпизм.

Для цитирования: Ляушева С.А., Нехай В.Н., Самсоненко Т.А., Хакунов Н.Х., Хунагов Р.Д./ Эстетическое развитие физической культуры личности в условиях терминализации ценности здорового образа жизни// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2021. Вып. 4 (289). С. 1114-120. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-114-120

Original Research Paper

AESTHETIC DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE OF PERSONALITY IN CONDITIONS OF TERMINALIZATION OF HEALTHY LIFESTYLE

VALUE

Svetlana A. Lyausheva1 Vyacheslav N. Nekhay2 Tatiana A. Samsonenko3 Nurbiy Kh. Khakunov4 Rashid D. Khunagov5

1,2,4,5 Adyghe State University, Maykop, Russia

2,3 Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russia

1 slyausheva@list.ru

2slava0482@mail.ru

3samsonenko1962@mail.ru

4pedagog-psycholog84@mail.ru

5khunagov-rd@mail.ru

Abstract. The paper considers the peculiarities of the influence of physical culture on the formation and development of aesthetic values of a person. Basic theoretical approaches to determination of place and role of physical culture in formation of socio-ethical, activity and aesthetic characteristics of personality are analyzed. Aesthetic education has greatly expanded the perfectionist-pragmatic orientation of exercise through the cultivation of aesthetic ideals, aesthetic tastes/needs and the incorporation of aesthetic knowledge into the structure of the training process. The principles of Olympism, which strengthen the motivational resource of physical culture and sports, direct the person to a dialectical understanding of the aesthetics of the body and spirit. Based on the generalization of the results of a sociological study conducted by the All-Russian Center for the Study of Public Opinion in 2021, it is concluded that in modern society the need for the use and further introduction of aesthetic education becomes the basis for inclusion in physical education. Remaining built in the social normative nature of the personality, the system of physical training proclaims the healthy lifestyle (HL) an ethical and vitalistic imperative of social development and translates it as the terminal value of the present.

Keywords: physical culture, aesthetic education, personality, healthy lifestyle, Olympism.

For citation: Lyausheva S.A., Nekhay V.N., Samsonenko T.A., Khakunov N.Kh., Khunagov R.D. Aesthetic development of physical culture of personality in conditions of terminalization of healthy lifestyle value//Bulletin of Adyghe State University. Series "Regional Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Science, Cultural Studies". 2021. Issue 4 (289). P. 114-120.. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-114-120

Проблема формирования и развития эстетического воспитания остается актуальной на протяжении всего периода существования человечества. Наличие способности личности воспринимать окружающую действительность во всем ее многообразии, включая элементы прекрасного и безобразного, естественного и искусственного, натурального и суррогатного, выступает фактором успешного вхождения в социальный мир, в рамках которого и формируется здоровый образ жизни. Эстетическое наполнение здорового образа жизни обеспечивает гармоничное развитие личности, усиливает жизнеспособность человека в преодолении социально-психологических и нравственно-этических барьеров, подчеркивает превалирование ка-локаготических качеств как репрезентанты физических и нравственных достоинств над телесными и духовными пороками. Пропаганда и распространение здорового образа не могут осуществляться в условиях демобилизации ресурсов нравственно-эстетического воспитания. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [1]. Это означает, что его указанные параметрические компоненты тесно взаимосвязаны и коррелируют между собой, опосредуя развитие друг друга, тем самым подчеркивая биосоциальную и культурную природу человека. Физическое развитие личности становится фундаментальным условием успешной жизнедеятельности человека. Более того, посредством встраивания в поведенческую матрицу личности активного образа жизни и терминализации ценности физического, нравственного и эстетического здоровья происходит развитие ее физической культуры.

В современной науке существует множество различных подходов к

определению роли и места физической культуры в процессе формирования личности. Первый - экзистенциальный - подход, представленный в творчестве М. Мерло-Понти, Ж.П. Сартра, Н.А. Бердяева, Л.И. Шесто-ва, объективирует исследовательский интерес на ценностно-смысловой сфере сознания личности, выявлении смыслотворческих детерминант ее активности личности, обусловливающих развитие физической культуры с учетом эмоциональных и духовных переживаний. В телеологическую природу физической культуры закладывается задача совершенствования способности личности наполнять свое существование уникальными смыслами саморазвития.

Второй - прагматический - подход, основы которого заложили У. Джеймс, Дж. Дьюи, Дж. Мид, Ч. Пирс, объясняет процесс формирования физической культуры личности посредством активной практической деятельности, выступающей основой личностного саморазвития и самосовершенствования. Рассматривая физическую культуру в более широком социально-историческом контексте, сторонники прагматизма объясняют ее как основание всестороннего развития личности в соответствии с ее интересами и потребностями, выбор средств, необходимых для достижения поставленной цели, практическую успешность их использования. Для этого необходимо опираться на собственную активность человека и стимулировать ее развитие [2]. Данный подход подчеркивает инструментальный характер воспитания, которое усиливает пер-фекционистско-прагматическую направленность занятий физической культурой, а все ее этико-эстетиче-ские компоненты детерминируются практической целесообразностью и насущной необходимостью.

Третье направление, представленное бихевиористским подходом (Б. Скиннер, Э. Торндайк, Дж. Уот-сон, К. Халл), отталкивается от

идеи обусловленности поведения личности внешними и внутренними стимулами, исходящими от окружающей среды и продуцируемыми потребностями общества, одним из которых является физическое развитие человека. В рамках данного подхода физическая культура выступает в качестве базового фактора совершенствования системы позиционирования личности, ее способности воздействия на поведение окружающих лиц и обеспечения его контроля.

Четвертый - диалектический - подход, который в своих трудах развивали Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, предполагает объяснение универсума через систему причинно-следственных связей, находящихся в непрерывном развитии. Под «развитием» разумеется не просто движение, а направленное восходящее изменение, идущее к определенной цели [3; 18].

Следовательно, личность как часть универсума образует единство телесного и духовного начал, которые воспроизводятся посредством физического и интеллектуального развития. Диалектика как мета-принцип существования человека позволяет проанализировать источники, движущие силы развития физической культуры личности, выделить объективные и субъективные факторы и педагогические условия, влияющие на ее формирование. Она направляет личность на осознанное, продуктивное, на основе диалектической логики, разрешение человеком противоречий в процессе формирования физической культуры. Последняя рассматривается как способ совершенствования личности, которая использует свои физические, телесные ресурсы в целях интеллектуального и нравственного роста. Тем самым достигается гармония между телесным (физическим) и духовно-нравственным основаниями.

Более того, современное общество усилило данную диалектичность

посредством инверсии эстетического компонента в систему ценностей. При этом подчеркивается, что чувство прекрасного может зарождаться только в условиях полной ком-плементарности калокаготических качеств тела и духа, обеспечивающей трансляцию в универсум элитарных культурных ценностей. Тем самым происходит легитимация эстетических потребностей через призму демонстрации физического и нравственно-интеллектуального совершенства, которое достигает апогея своего развития в мире современного спорта.

Эстетическое воспитание привносит в физическую культуру целый ряд важных элементов.

Во-первых, к ним относятся эстетические идеалы, которые формируются как объективная потребность человека в воспроизводстве универсальных, а потому и предельно-обобщенных свойств под воздействием референтных качеств спортсменов, репрезентирующих прекрасное как должное, имманентное свойство личности. Наиболее ярко эталонная природа эстетики физической культуры проявила себя в Античной Греции. Именно греки сумели заложить принципы стратегической диады «прекрасное - здоровое», объективированной в здоровом человеческом теле как атрибуте физического совершенства. Физическая культура стала тем вместилищем, которое сумело расширить эстетический ресурс тела и превратить его в источник бесконечного развития духовного мира человека.

Событийным наполнением данной метаморфозы стала концепция Олимпийских игр, которые с момента своего основания стали воплощением императивности эстетических, физических и нравственных идеалов человека, гражданина и спортсмена. Как справедливо отмечают А.М. Банников и Н.А. Банникова, идеалы олимпийского движения формируют основные цели, среди которых одной из приоритетных

является пропаганда спорта и его возможностей для физического, нравственного и эстетического воспитания людей [4]. При этом краеугольным компонентом олимпизма становится идея универсального отказа человечества от тех практик и действий, которые могли бы нести угрозы миру. Именно поэтому идея о запрете военных действий в период проведения Олимпийских игр стала ярко выраженной нравственно-этической и эстетико-онтологической максимой античной цивилизации, ибо прекрасное в представлении древних греков могло воспроизводиться только через практический гуманизм, свободный от человеческих амбиций и пороков. Объявление войны и пролитие невинной крови подвергалось остракизму и вызывало осуждение со стороны цивилизованного человечества.

Во-вторых, к эстетическим элементам физической культуры относят эстетические потребности и вкусы, вырабатываемые посредством расширения опыта человека в формировании эстетических ценностей в его тесной связи с рефлексией аутентичного мира природы. Так, древнегреческий философ Демокрит объяснял эстетическую природу человека через мимесис - подражание природе. Эстетичность человека как реципиента ценностей физической культуры реализуется через объективацию на изяществе, грациозности и зрелищности состязательного процесса, в котором дух борьбы препарируется искусством использования сил самой природы, а человеческое тело находит свое предельное воплощение в способности подчиняться ее закономерностям.

Особое значение в удовлетворении эстетических потребностей имеет использование художественных элементов, которые закрепляются не только в пластике человеческого тела, но и в способности спортсмена следовать композиционному замыслу хореографа-постановщика. Особое значение в оценке эстетического

потенциала физической культуры имеет траектория движения спортсмена, и наиболее ярко она проявляется в художественных видах спорта - фигурном катании и гимнастике. Как отмечает Н.Л. Москов-кина, в фигурном катании скольжение как важнейший технический и эстетический компонент оценивается судьями в короткой и произвольной программах, что подтверждает близость фигурного катания и хореографического искусства. Сама же постановка программы предусматривает так называемые связки - шаги и другие движения, подводящие к выполнению элемента или следующие за выходом из прыжка или вращения («выездом»). В профессиональную задачу хореографа входит постановка и контроль за движениями рук, корпуса, головы и выражением лица. Таким образом формируется фундаментальный эстетический образ - артистизм, который является комплексным результатом постановки программы и выразительности исполнения. На исполнение программы в каждом конкретном случае существенно влияет психоэмоциональное состояние спортсмена, его настрой на максимальный результат, способность полностью «выложиться» [5; 91-92].

В-третьих, особый элементарный пласт физической культуры образуют эстетические знания, порождающие эстетическое отношение к действительности, на основе которого формируется стремление быть прекрасным во всём - в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Использование в современных условиях элементов (ресурсов) эстетического воспитания позволяет значительно расширить нравственное содержание физической культуры человека. Так, Т.Ю. Федотова выделяет три основных способа привития эстетических качеств в рамках приобщения к ней:

- прямое приобщение обучающихся к эстетическим нормам и идеалам через искусство и

художественную культуру, раскрытие и формирование творческих способностей;

- организацию коммуникации педагога, транслирующего эстетические ценности в процессе приобщения к основам физической культуры, с обучающимися и обучающихся друг с другом [6; 434];

- формирование способности чувствовать и оценивать прекрасное через выполнение определенных физических упражнений во время тренировочного процесса, который позволяет усилить остроту переживаемых эмоций.

Характер и интенсивность занятий физической культурой, а в перспективе и спортом, напрямую связаны с эстетическими представлениями населения. Воспроизводящаяся со времен существования Античной Греции инерция кало-каготического развития личности в яркой форме проявляет себя и в современную эпоху, о чем свидетельствуют результаты многочисленных исследований. Так, с целью выявления особенностей отношения россиян к физическому воспитанию и спорту в апреле 2021 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел социологический опрос. Исследование охватило 1600 респондентов, проживающих на территории 85 субъектов России. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров, дифференцированной по социально-демографическому признаку [7].

Исследование показало, что четверть опрошенных (25%) предпочитают занятия фитнесом, включающим в себя выполнение комплексных упражнений по сохранению эстетики тела. При этом представители женского пола гораздо пристальнее обращают внимание на поддержание своей телесной привлекательности, нежели мужчины. Так, фитнес-трениров-ки предпочли 35% женщин и 14%

мужчин. Эстетический компонент встроен также и в структуру мотивации занятия физической культурой. Несмотря на то, что доминирующей мотивацией остается поддержание и укрепление здоровья (63%), 7% россиян (4% мужчин и 10% женщин) рассматривают физическую культуру как средство сохранения и коррекции своей фигуры. Вместе с тем само здоровье в современных условиях рассматривается не только как показатель физической жизнеспособности человеческого организма, но и как один из компонентов эстетического развития тела и духа. Прекрасное может в полной мере раскрыться только через репрезентацию здорового тела и крепкого духа, гармонично сочетающего в себе элементы физического и духовного совершенства личности. Становится очевидным, что индустрия красоты перестает ограничиваться сугубо медицин-ско-косметологическими услугами и выходит на более масштабный и перспективный уровень, обеспечивающий использование технологии здоровьесбережения и физического развития личности.

Таким образом, можно отметить, что эстетические потребности выступают в качестве одного из основных инструментов приобщения человека к занятиям физической культурой. Именно последняя как часть общей культуры обеспечивает гармоничное развитие телесного и духовного начал, закладывая в поведении личности качества. Высокий эстетический потенциал развития физической культуры заложен в концепцию Олимпийских игр, которые становятся универсальной площадкой, демонстрирующей синергийный баланс человеческой воли, духа и красоты. В современном обществе эстетическое наполнение физической культуры осуществляется посредством культивации здорового образа жизни, который с эпохи античности подразумевает сохранение и/или улучшение физического и духовного здоровья.

Примечания:

1. Устав Всемирной организации здравоохранения. URL: https://www.who.int/ ru/about/governance/constitution#.

2. Масалова О.Ю. Методологические подходы к формированию физической культуры студента в высшей школе // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. URL: http://vestnik.adygnet.ru/ files/2012.4/2118/masalova2012_4.pdf.

3. Хуббиев Ш.З. Принципы диалектики: методология развития взглядов на физическую культуру личности и ее формирование // Теория и практика физической культуры. 2006. № 9. С. 16-23.

4 Банников А.М., Банникова Н.А. Идеи олимпизма и их внедрение в современное общество // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. Вып. 2.

5. Московкина Н.Л. Эстетика фигурного катания: хореография в постановке спортивных программ на льду // Искусство - Образование - Культура: традиции и современность: сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф., г. Москва, 21-22 апреля 2019 г. Москва: Институт современного искусства, 2019. С. 87-92.

6. Федотова Т.Ю. Физическая культура как фактор этического и эстетического воспитания учащихся // Педагогический журнал. 2017. Т. 7, № 2А. С. 429-443.

7. Спортивная Россия. Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/sportivnaja-rossija.

References:

1. Constitution of the World Health Organization. [Electronicr esource]. Access mode: https://www.who.int/ru/about/governance/constitution#

2. Masalova O.Yu. Methodological approaches to form physical culture of the student at higher school // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology [Electronic resource]. Access mode: http://vestnik.adygnet.ru/ files/2012.4/2118/masalova2012_4.pdf

3. Khubbiev, Sh.Z. Principles of dialectics: methodology for the development of views on the physical culture of the individual and its formation // Theory and practice of physical culture. 2006. No. 9. P. 16-23.

4. Bannikov A.M., Bannikova N.A. The ideas of Olympism and their implementation in modern society // Bulletin of Maikop State Technological University. 2016. Iss. 2.

5. Moskovkina N.L. Aesthetics of figure skating: choreography in staging sports programs on ice // Art - Education - Culture: Traditions and Modernity: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Moscow, April 21-22, 2019). M.: Institute of Contemporary Art, 2019. P. 87-92.

6. Fedotova T.Yu. Physical culture as a factor in the ethical and aesthetic education of students // Pedagogical Journal. 2017. Vol. 7. No. 2. P. 429-443.

7. Sport Russia. All-Russian Center for the Study of Public Opinion. [Electronic resource]. Access mode: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ sportivnaj a-rossija

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 17.11.2021; одобрена после рецензирования 24.11.2021; принята к публикации 29.11.2021.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 17.11.2021; approved after reviewing 24.11.2021; accepted for publication 29.11.2021.

© С.А. Ляушева, В.Н. Нехай, Н.Х. Хакунов, Т.А. Самсоненко, Р.Д. Хунагов, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.