Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическое воспитание / физическая культура / физическое воспитание / спорт / искусство / aesthetic education / physical education / physical education / sports / art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартьянова М.И., Новиков А.В.

Эстетическое развитие личности начинается с раннего детства. Воспитание музыкального, художественного вкуса в процессе занятия физической культурой приводит к повышению эстетического уровня у человека, который совершенствует навыки культурного поведения. Занятия физической культурой и спортом приучает человека любить «прекрасное», способствует виденью и чувства красоты окружающей реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартьянова М.И., Новиков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION IN THE FIELD PHYSICAL CULTURE

Aesthetic development of personality begins in early childhood. Cultivating musical and artistic taste in the process of physical education leads to an increase in the aesthetic level of a person who improves the skills of cultural behavior. Physical education and sports teach a person to love the “beautiful”, promotes the vision and feeling of the beauty of the surrounding reality.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 796.422.1

Мартьянова М.И. курсант 2 курса рядовой внутренней службы ФКОУ ВО Пермский институт ФСИНРоссии Научный руководитель: Новиков А.В.

преподаватель майор внутренней службы кафедра ОиФП

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России

Россия, г.Пермь

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Эстетическое развитие личности начинается с раннего детства. Воспитание музыкального, художественного вкуса в процессе занятия физической культурой приводит к повышению эстетического уровня у человека, который совершенствует навыки культурного поведения. Занятия физической культурой и спортом приучает человека любить «прекрасное», способствует виденью и чувства красоты окружающей реальности.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, физическая культура, физическое воспитание, спорт, искусство.

Martyanova M.I.

2nd year cadet internal service private Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Scientific supervisor: Novikov A.V.

teacher

Department of Physical Education and Physical Culture and Health work

major of the Internal Service Federal State Educational Institution of Higher Professional Education Perm

Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Russia

AESTHETIC EDUCATION IN THE FIELD PHYSICAL CULTURE

Abstract. Aesthetic development of personality begins in early childhood. Cultivating musical and artistic taste in the process of physical education leads to an increase in the aesthetic level of a person who improves the skills of cultural

behavior. Physical education and sports teach a person to love the "beautiful ", promotes the vision and feeling of the beauty of the surrounding reality.

Key words: aesthetic education, physical education, physical education, sports, art.

Стремление человека к прекрасному прослеживается с древних времен. Благодаря этому красота по сей день сравнивается с чем-то природным, натуральным, настоящим. Естественная красота - это непреложная истина, грация, пластичность, сочетание и пропорции всех красок природы и т.д. В древние времена люди в основном видели красоту в природе, в дальнейшем люди стали тяготеть к красоте своего тела. Сегодня особое внимание уделяется эстетике в отношении физического телосложения, что оказывает позитивное влияние на популяризацию занятий физической культурой и спортом. Поэтому физическая культура и спорт становятся одним из способов эстетического воспитания личности.

Слово «эстетика» произошло от греческого aisthetikos (чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) - наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о «творчестве по законам красоты» (Маркс). Под эстетическим воспитанием понимается создание определенного эстетического взаимоотношения человека и действительности.

При выполнении определенных физических упражнений на разнообразные части тела идет формирование подтянутой фигуры, улучшается осанка, прививается осознание грациозности и красоты движений. Физические нагрузки оказывают положительное влияние на развитие центральной нервной системы. Постоянные занятия физической культурой формируют крепкие мышцы, а также делают организм более устойчивым и приспособленным к негативному воздействию окружающей среды. Это способствует развитию эстетического чувства, вкуса, представления и содействует возникновению позитивного настроения, оптимизма, жизнелюбия.

Красоту фигуры спортсменов, гармоничные высоко организованные ритмичные телодвижения, а также эстетику спортивных достижений можно отнести непосредственно к красоте. Множество физических упражнений отвечают наивысшим нормам искусства. Даже действия высококлассных спортсменов-бегунов при беге на дистанции своей техникой создают ощущение легкой и изящной красоты движений, сопровождаемые определенной скоростью при поддержании постоянного темпа.

Предметом изучения эстетики занятий физической культурой и спортом является эстетические ценности и содержание; виды эстетической деятельности человека в сфере физической культуры и спорта; законы сознания, выражающие физическую культуру с эстетической точки зрения.

Связь эстетического воспитания с физическим обусловлена в одном случае тем, что благодаря физическому воспитанию увеличивается область эстетичного влияния на личность, в другом случае при помощи эстетического воспитания усиливается эффект физического воспитания путем включения в него благоприятных эмоциональных аспектов и мотивации к занятию физической культурой. Внутренняя взаимосвязь физического воспитания с эстетическим построена на базовой цели: образование человека внутри современного общества, а физическое достоинство входит в состав эстетического эталона.

К специфическим задачам эстетического воспитания при исполнении различных физических упражнений относятся:

- развитие эстетичных вкусов, понятий и чувств, относящихся к физической культуре и спорту;

- формирование правильной эстетической оценки тела человека и его движений, внутренней и внешней красоты;

- понимание процесса физического усовершенствования, основанного на достижении цели гармоничного развития человека;

- формирование умения определять красоту в действиях участников спортивных мероприятий и его окружении, находить изящность в спортивных традициях.

При эстетическом воспитании у человека формируется различные эстетические нужды. Причем имеет принципиальное значение не только формирование способностей восторгаться, воспринимать красоту в различных её выражениях, но и главным образом возможность реализовать её в своих практических действиях. Занятие спортом для этого имеет большие перспективы. При выполнении физических упражнений человек может создать и воспроизвести разнообразные грациозные движения, их красоту, элегантность.

Эстетическое воспитание в рамках осуществления физического воспитания, можно охарактеризовать такими методами, как:

- выразительное и эмоциональное разъяснение и демонстрация физических упражнений с целью вызова чувства восхищения красотой таких упражнений;

- действующий пример вдохновляющих действий и поступков;

- приучение на практике творческого выражения красоты движений во время занятий физкультурой и спортом.

Также необходимо помнить, что искусство является неотъемлемым элементом занятий физической культурой. Музыкальное сопровождение и особый ритм выполнения движений нуждается в большом внимании. Также не нужно забывать о том, что для того, чтобы выступление было зрелищным, вызвало у зрителей огромный интерес и оказало незабываемые впечатления, необходимо для определенного спортивного мероприятия подобрать специальные элементы спортивного инвентаря и костюмы. Это

вызовет у зрителей чувство эстетического наслаждения от красоты и грациозности движений, тем самым получив духовное обогащение и возможность коснуться «прекрасного».

Таким образом, эстетическое воспитание человека происходит благодаря физической культуре и спорту. Грациозность, легкость, плавность, элегантность, красота, изысканность и точность движений способны вызвать восторг и наслаждение у окружающих. От вида зрелищных и красочных спортивных выступлений человек приобретает массу положительных эмоций и впечатлений от увиденного, приводящих к удовлетворению своих эстетических потребностей. Физическая культура и спорт приучает человека любить, видеть и чувствовать «прекрасное», повышает эстетический уровень культуры человека, наполняя его душевный мир духовными ценностями. Высокий уровень эстетической культуры позволяет человеку различить натуральною красоту от фальшивой, способствует своими действиями творить добро и красоту и распространять их во всем мире.

Использованные источники:

1. Эстетика: Словарь. Под общей редакцией А. А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. С. 447.

2. Сараф М.Я. Введение в эстетику спорта. Учебное пособие для институтов физкультуры / М.Я. Сараф, В.И. Столяров. ФиС. - М.: 1986. С. 340.

3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия». 2000. С. 480.

4. Френкин А.А. Эстетика физической культуры / А.А. Френкип. - М.: ФиС. 1963. С.151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.