Научная статья на тему 'КРАСОТА СПОРТА И КРАСОТА В СПОРТЕ: К ВОПРОСУ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ'

КРАСОТА СПОРТА И КРАСОТА В СПОРТЕ: К ВОПРОСУ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1685
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ / ЗРЕЛИЩЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев А.В.

Цель исследования - выявить уровень эстетического образования студентов и понимания ими необходимости и места эстетического образования в процессе профессиональной подготовки. Методика и организация исследования. В данной работе представлены результаты анкетирования студентов 4-го курса. Анкетирование проводилось на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Екатеринбургского института физической культуры. Выборка составила 120 студентов СПО, по направлению «Физическая культура». Результаты исследования и выводы. Как показали результаты анкетирования, преподаватели и студенты осознают необходимость совершенствования системы эстетического образования в процессе профессиональной подготовки будущих спортсменов. Особенно это необходимо для тех, кто готовится к деятельности менеджера. Назрела потребность широкого обсуждения целостной программы эстетического образования в вузах физической культуры. Необходимо совершенствование форм и методов эстетического образования и воспитания студентов физкультурных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEAUTY AND AESTHETIC APPEAL OF SPORTS: AESTHETIC TRAINING OF ATHLETES

Objective of the study was to probe the aesthetic education standards in student community and their need for basic aesthetic education in the physical education curriculum. Methods and structure of the study. We sampled for the questionnaire survey the 4-year students (n=120) from the Yekaterinburg Institute of Physical Culture’s Humanitarian and Socio-Economic Departments majoring in Physical Education discipline. Results and conclusion. Having analyzed the questionnaire survey data in the context of the ongoing aestheticization of the professional sports, we would make the following preliminary conclusions. First it should be emphasized that the physical education faculties and students recognize the need for modern aesthetic education in the professional training systems, with such education being particularly beneficial for the sports managing community. Second, there is a clear need for a broad discussion of a basic aesthetic education curriculum for the physical education universities - that should cover the whole academic study period on an uninterrupted basis.

Текст научной работы на тему «КРАСОТА СПОРТА И КРАСОТА В СПОРТЕ: К ВОПРОСУ ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ»

красота спорта и красота в спорте: к вопросу об эстетической подготовке спортсменов

УДК/UDC 796.011.7

Поступила в редакцию 19.02.2021 г.

Доктор философских наук, профессор А.В. Медведев1

1Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

BEAUTY OF SPORT AND BEAUTY IN SPORT TO THE QUESTION OF THE AESTHETIC TRAINING OF ATHLETES

Professor, Dr.Sc.Pf. A.V. Medvedev1

1Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Информация для связи с автором: medvedev10@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить уровень эстетического образования студентов и понимания ими необходимости и места эстетического образования в процессе профессиональной подготовки.

Методика и организация исследования. В данной работе представлены результаты анкетирования студентов 4-го курса. Анкетирование проводилось на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Екатеринбургского института физической культуры. Выборка составила 120 студентов СПО, по направлению «Физическая культура». Результаты исследования и выводы. Как показали результаты анкетирования, преподаватели и студенты осознают необходимость совершенствования системы эстетического образования в процессе профессиональной подготовки будущих спортсменов. Особенно это необходимо для тех, кто готовится к деятельности менеджера. Назрела потребность широкого обсуждения целостной программы эстетического образования в вузах физической культуры. Необходимо совершенствование форм и методов эстетического образования и воспитания студентов физкультурных вузов.

Ключевые слова: красота, профессиональный спорт, зрелище, эстетический вкус, эстетическое образование и воспитание.

Abstract

Objective of the study was to probe the aesthetic education standards in student community and their need for basic aesthetic education in the physical education curriculum.

Methods and structure of the study. We sampled for the questionnaire survey the 4-year students (n=120) from the Yekaterinburg Institute of Physical Culture's Humanitarian and Socio-Economic Departments majoring in Physical Education discipline.

Results and conclusion. Having analyzed the questionnaire survey data in the context of the ongoing aestheticization of the professional sports, we would make the following preliminary conclusions. First it should be emphasized that the physical education faculties and students recognize the need for modern aesthetic education in the professional training systems, with such education being particularly beneficial for the sports managing community. Second, there is a clear need for a broad discussion of a basic aesthetic education curriculum for the physical education universities - that should cover the whole academic study period on an uninterrupted basis.

Keywords: beauty, professional sport, attraction, aesthetic education, aesthetic training.

Введение. Ярчайшим проявлением эстетического отношения человека к миру является красота, ведущая категория эстетики. Спорт - тот феномен современного мира, который не закрыт для красоты. О красоте спорта рассуждают не только профессионалы-исследователи, но и любой болельщик, созерцая драму спортивной борьбы на экране телевизора, припомнит, как спортивные комментаторы любят подчеркивать красоту комбинации; мы видим, как устраиваются конкурсы на предмет определения красоты забитого мяча в ворота соперника; в шахматах присуждаются призы за красивые партии, задачи и этюды.

Взаимоотношения красоты и спорта следует рассмотреть в двух аспектах: первый - красота спорта, как его сущностная черта, второй - привнесение красоты в спорт.

Что касается первого аспекта, то эта проблема издавна привлекала внимание исследователей, существует весьма солидная литература, посвященная ей [1, 4, 5]. Уже с эпохи античности спорт, его участники, победители становятся героями искусства, а искусство, как отмечал еще Н. Г. Чернышевский, интересуется общезначимым. Пристальное

внимание искусства к проблемам спорта есть свидетельство того места, которое спорт занимает в жизни общества и отдельного человека [7, 9, 10]. Драма спортивной борьбы, ликование победителя, отчаянье проигравшего - вот то, что привлекательно искусству, в равной степени красота человеческого тела, пластика его движений, элегантность исполнения. Живой интерес общественности вызывают дискуссии, посвященные теме, не является ли спорт собственно искусством [2, 7, 10].

Второй аспект важен, когда спорт анализируется как зрелище. Зрелище - органическая система играющего и созерцающего, зрителя. Зритель, выражаясь современным языком, потребитель спортивного продукта, в большой степени определяет стратегию и тактику игры. Потребности зрителя, его вкусы, эстетические идеалы, весь процесс «бо-ления» - необходимые составляющие зрелищного действа. Эта зависимость многократно увеличивается, когда речь идет о профессиональном спорте, коммерческий эффект становится определяющим. Спортсмены, особенно игровых видов, например футбола, который носит титул «спорт № 1»,

№11 • 2021 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

о

0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

любят говорить, а комментаторы тиражировать следующее, что выражает их самоидентификацию, как действующих героев почти театрального дела: «Мы играем для вас (болельщиков)». И спорт, благодаря различным СМИ не в последнюю очередь, превращается в шоу, и касается это не только подготовки и проведения олимпийских игр, но и других, менее масштабных спортивных мероприятий.

Как следствие, игровой момент вынужден уступить место другим аспектам, что отметил еще Й. Хейзинга: «Поведение профессионала уже не есть истинно игровое поведение; спонтанности и беспечности у него уже не бывает» [8, 222]. Данное обстоятельство порождает конфликты. Когда известный в недалеком прошлом футболист А. Аршавин на критику болельщиков ответил: «Ваши ожидания - ваши проблемы», то эти слова в своей глубинной сути есть протест против практики вносить в оценку спортивной борьбы то, что не является собственно спортивным элементом.

Эта новая реальность бытия спорта с необходимостью требует осознанного включения эстетических элементов, которые оказываются внешними для сути игры, выполняющими роль своеобразной эстетической бижутерии, целевая задача которой - привлечение как можно большего числа зрителей, и красота, с ее способностью воздействовать на эмоциональный строй человека, оказывается важнейшим средством решения подобной задачи.

И подчеркивание красоты самого спорта как его существенного свойства, и привнесение красоты в спортивные состязания, вызванные уже не чисто спортивными потребностями, это зримые черты процесса эстетизации спорта. Осознание этой тенденции профессионального спорта потребовало исследования роли эстетического воспитания и образования в колледжах и институтах физической культуры.

Цель исследования - выявить уровень эстетического образования студентов и понимания ими необходимости и места эстетического образования в процессе профессиональной подготовки.

Методика и организация исследования. В данной работе представлены результаты анкетирования студентов 4-го курса. Анкетирование проводилось на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Екатеринбургского института физической культуры. Выборка составила 120 студентов СПО, по направлению «Физическая культура».

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из основополагающих вопросов анкеты был такой: «Что для Вас красота спорта?» Доминировали ответы: элегантность исполнения спортивных элементов, их техническая чистота, уровень профессионализма, гармоничность, согласованность действий всех участников игры. Определений прекрасного за историю эстетики выработано немалое количество, но основным мотивом в этих дефинициях является идея законосообразности. Поэтому та единичная комбинация, например, в футболе, оценивается как прекрасная, если она соответствует ряду параметров: точное, технически совершенное исполнение приема, передачи мяча, небольшое количество передач, благодаря которым мяч доставляется к воротам соперника, неожиданный для соперника финт и, конечно, результат - мяч в воротах. Рассматривая ответы студентов сквозь призму вышеприведенного понимания сущности красоты, можно утверждать, что студенты понимают природу красоты, а это, в свою очередь, свидетельствует об определенном уровне их эстетического сознания.

На вопрос «Какова, с Вашей точки зрения, роль красоты в спорте?» были получены следующие ответы: «Красота - обязательная составляющая спорта» - 30 %; «Красота - приятное дополнение» - 63,5 %; «Красота - элемент коммерческой привлекательности» - 5,5 %; «Затрудняюсь

ответить»- 1%. Почти 94 % ответов респондентов свидетельствуют о понимании сути спортивной красоты и ее роли в достижении положительного результата.

На вопрос «Как Вы считаете, необходима ли эстетическая составляющая в подготовке спортсмена?» получены следующие ответы: «Обязательна» - 20,5 0%; «Желательна» - 44 0%; «Не нужна» - 11%; «Мешает» - 11%; «Затрудняюсь ответить» - 13,5 00.

Суммируя голоса «за» обязательность и желательность эстетической составляющей в профессиональной подготовке спортсмена, можно утверждать, что это не только показатель уровня понимания, но и своеобразный «запрос» студентов, требующий увеличения эстетического образования в учебном процессе.

Заслуживают внимания ответы на вопрос «Какое место, на Ваш взгляд, занимает в профессиональной жизни спортсмена работа над своим образом, над созданием имиджа?» Ответы таковы: «Это важно, поскольку способствует результату» - 13 %; «Важно, но не влияет на результат» - 46 %; «Имеет малое значение, не влияет на выступление спортсмена» -13 %; «Имидж имеет важное значение для карьеры, а не для спортивного результата» - 10 %; «Не играет никакой роли» -10 %; «Затрудняюсь ответить - 8 %.

Ответы на вопрос «Влияют ли произведения искусства, посвященные спорту, на воспитание характера и мотиваци-онно-волевую сферу спортсмена?» были получены такие: «Да, в значительной мере» - 23 %; «Да, в качестве дополнительного стимула» - 70 %; «Нет, не оказывает никакого влияния» - 4 %; «Нет, они вредны, искажают действительную картину спорта» - 2 %; «Затрудняюсь ответить» - 1 %.

Выводы. Преподаватели и студенты осознают необходимость совершенствования системы эстетического образования в процессе профессиональной подготовки будущих спортсменов. Особенно это необходимо для тех, кто готовится к деятельности менеджера. Назрела потребность широкого обсуждения целостной программы эстетического образования в вузах физической культуры. При этом программа должна быть рассчитана на непрерывность, то есть охватывать весь процесс обучения, начиная с первого года. Необходимо совершенствование форм и методов эстетического образования и воспитания студентов физкультурных вузов.

Литература

1. Визитей Н.Н. Спорт и эстетическая деятельность / Н.Н. Визитей.

- Кишинев, 1982.

2. Голейзовский К.Я. Спорт как искусство / К.Я. Голейзовский // Театр. - № 4. - 1966.

3. Лобжанидзе М.М. Эстетика спортивного зрелища / М.М. Лобжа-нидзе. - Тбилиси, 1980.

4. Лоу Б. Красота спорта / Б. Лоу. - М., 1984.

5. Сараф М.Я. Эстетика спорта / М.Я. Сараф. - М., 1987.

6. Сараф М.Я. Введение в эстетику спорта / М.Я. Сараф, В.И. Столяров. - М., 1984.

7. Столяров В.И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции / В.И. Столяров // Спорт, духовные ценности, культура.

- Вып. 5. - М., 1998.

8. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга.

- М., 1992.

References

1. Visitey N.N. Sport and aesthetic activity. Kishinev, 1982.

2. Goleizovsky K.Ya. Sport as art // Theater, No. 4, 1966.

3. Lobzhanidze M.M. Aesthetics of sports entertainment. Tbilisi, 1980.

4. Low B. The beauty of sports. M., 1984.

5. Saraf M.Ya. The aesthetics of sports. M., 1987.

6. Saraf M.Ya., Stolyarov V.I. Introduction to the aesthetics of sports. M., 1984.

7. Stolyarov V.I. Sport and art: similarity, difference, ways of integration // Sports, spiritual values, culture. Issue 5. M., 1998.

8. Heizinga J. Homo Ludens. In the shadow of tomorrow. Moscow, 1992.

9. Kunst und Sport. Internationales Symposium. Leipzig, den 5 bis 7 Juli 1983. Berlin, 1983.

10. Sport in der Kunst. Leipzig, 1969.

72

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.