Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание юных футболисток'

Эстетическое воспитание юных футболисток Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / ФУТБОЛ / ЖЕНСКИЙ МИНИ-ФУТБОЛ / ЭСТЕТИКА СПОРТА / КРАСОТА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / SPORT / FOOTBALL / YOUNG WOMEN / MINI-FOOTBALL / SPORTS AESTHETICS / BEAUTY / AESTHETIC VALUE / AESTHETIC EXPERIENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Алексей Борисович

В статье затронута тема, практически не исследованная в научной литературе и практике тренерской работы. Понимание спорта и спортивного зрелища как части философии и эстетики только начинает пробивать дорогу. Автор исследует эти вопросы на примере эстетического воспитания юных футболисток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF YOUNG FEMALE FOOTBALL PLAYERS

The article is devoted to the problems of understanding of sport and sporting spectacle as part of philosophy. The author argues that sport aesthetics only starts making its way. The author explores these questions on the example of aesthetic education of young women who are mini-football players.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание юных футболисток»

2 015' 0 5

ВЛАСТЬ

115

ЕГОРОВ Алексей Борисович, старший преподаватель кафедры физического воспитания Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), старший тренер по женскому мини-футболу (109004, Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73; Egorovmgutu1961@ mail.ru)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОК

Аннотация. В статье затронута тема, практически не исследованная в научной литературе и практике тренерской работы. Понимание спорта и спортивного зрелища как части философии и эстетики только начинает пробивать дорогу. Автор исследует эти вопросы на примере эстетического воспитания юных футболисток.

Ключевые слова: спорт, футбол, женский мини-футбол, эстетика спорта, красота, эстетические ценности, эстетические переживания

Эстетика спорта — область, исследованная в науке и в практике тренерской деятельности очень мало. В нашей статье мы исходили из того, что спортивная активность — это не только борьба за победу, демонстрация силы и выносливости, это еще и источник эстетического наслаждения и эстетических переживаний как для зрителя, так и для самого спортсмена. Достаточно вспомнить знаменитые слова Кубертена из «Оды к спорту» (1966): «О спорт, ты — красота!» Известный британский специалист по теории эстетики Р.К. Эллиот писал: «Если мы хотим показать, что спорту присущи эстетические ценности, которые можно сравнить с эстетическими ценностями искусства, то следует выделить такие его особенности, как быстрота, грация, плавность, ритм и энергия, качества, которые в различных сочетаниях друг с другом составляют красоту. В футболе красота проявляется в быстрых и ритмичных движениях, связанных с передачей мяча, при условии, что эти движения оправданы необходимостью, и тогда, когда игрок принимает мяч в ноги и передает его как бы одним плавным движением и мяч идет именно туда, куда нужно, и тогда, когда игрок в прыжке настигает мяч и головой посылает его в ворота, как будто не изменяя ни его направления, ни скорости. Во всех этих случаях налицо не только мастерство, но и плавность, и энергичность, и все то, что определяет эстетические достоинства геометрической формы или рисунка...» [Арнольд 1997: 19]. Называя спорт (футбол) искусством, мы, конечно же, не отождествляем эти понятия, а только указываем, что спорту (футболу), безусловно, присущи некоторые характерные художественные моменты. Осмыслить это нам помогает эстетика, для которой искусство — целостное и неповторимое явление и которая пытается понять, как искусство воспринимается человеком и воздействует на него [Никишин 2005].

Эстетика, от греч. — чувственное восприятие, — наука о сущности и формах творчества по законам красоты. Согласно эстетике прекрасное может проявляться в любой области человеческой деятельности, а эстетическое восприятие спорта «можно сравнить с лучом солнца, пробившимся сквозь глухую облачность» [Арнольд 1997: 20]. Мастерство в спортивных играх сам спортсмен воспринимает в т.ч. и с точки зрения эстетики — как гармонию своих кинестетических ощущений. Для исполнителя спортивное мастерство является источником эстетических ценностей и эстетических переживаний (радость, чувство завершенности движения, собственного могущества и власти над зрителем, интенсивность переживаемого мгновения и др.), воспринимаемых с помощью чувств. И конечно, для спортсменов, в особенности для девушек, важно ощущение красоты собственного тела, осанки, движений, важно, как они выглядят, какая на них форма, какая прическа, — ведь в наше время именно спортсмены часто становятся иконой стиля и образцом подражания для молодежи. В статье мы рассматриваем аспекты эстетического воспитания юных футболисток. В последнее время резко повысился интерес к фут-

116

ВЛАСТЬ

2015'05

болу среди девочек, которых привлекает эта динамичная, острая, умная и мужественная игра. При этом они остаются именно девушками — более чуткими, чем юноши, к вопросам эстетики, красоты.

В сфере общего образования эстетическое воспитание играет большую роль. Тренер, преподаватель физической культуры, воздействуя на развитие ребенка посредством физического воспитания, закладывает базу для всестороннего развития его физических и духовных способностей, используя высокий потенциал для восприятия и эмоциональной отзывчивости, характерный для детского и юношеского возраста [Тоноян 2005: 43]. Юным спортсменам необходимо дать прочные эстетические знания, сформировать у них понятие об эстетическом идеале, воспитать вкус, манеру держать себя, внимание к собственной внешности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым и эстетическим. Но практика физического воспитания показывает, что возможности, заложенные в двигательной деятельности, крайне редко реализуются в целях нравственно-эстетического обогащения учащихся. Необходимо привлекать внимание учащихся не только к технике выполнения двигательного действия, но и к его выразительности, пластичности, ловкости. Тем самым учитель научит и воспринимать внешнюю красоту движений, и воплощать ее в собственном исполнении [Ашмарин и др. 1990: 175].

Не менее важно развивать у воспитанников способность замечать и воспринимать красоту окружающей действительности. И наконец, воспитывать красоту проявления чувств: благородство по отношению к побежденному, уважение к публике, благодарность болельщикам.

Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способность наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой дают широкие возможности для этого [Холодов, Кузнецов, 2000].

Систематическое и акцентированное внимание на эстетическом воспитании юных футболисток позволит оптимизировать занятия, повысить двигательную культуру подрастающего поколения и привлечет к футболу еще больше приверженцев. Мы хотим, чтобы девушки, приходящие на футбольные матчи, чтобы «поболеть» за любимую команду на трибунах стадионов, сами начинали осваивать этот вид спорта. Акцент на эстетических аспектах футбола сделает задачу разрешимой. Важное воспитывающее значение имеет красота мест, где проводятся спортивные занятия и соревнования.

В процессе физического воспитания юных футболисток решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания. Специальные задачи — это воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности; правильное понимание внешней и внутренней красоты человека исходя из единства эстетического и этического; понимания физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности; понимание красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций, внешнего облика спортсменки и т.д.

Для этого преподаватель, тренер должен глубоко разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и чувств, испытываемых человеком в процессе спортивной деятельности, уметь давать оценки прекрасного и безобразного в окружающих явлениях действительности.

Непосредственно к средствам эстетического воспитания в процессе тренировок юных футболисток относятся:

— разнообразные виды самого ФВ, где преподаватель может указать своим ученикам на моменты прекрасного, на эталонные образы совершенства;

— участие преподавателя, тренера в формировании эстетических категорий у спортсменок;

2015'05

ВЛАСТЬ

117

— все возрастающее мастерство и прогресс юных спортсменок, дарящие им эстетические чувства и эстетические переживания;

— соревнования, праздники;

— природные и гигиенические условия, окружающая обстановка во время тренировок и соревнований;

— командная форма, клубная атрибутика;

— музыкальное сопровождение, выступления групп поддержки, эмоциональное состояние спортсменов и зрителей на трибунах во время соревнований.

В то же время следует понимать, что человек, спортсмен формируется не только в спорте. Чем богаче у человека запас эстетических представлений и знаний, полученных в самых разных областях деятельности, тем точнее он способен воспринимать и оценить красоту образов в самом спорте. Ибо красота едина, где бы она ни проявлялась — в искусстве, природе, труде, спортивной деятельности. Следовательно, в задачу тренера, преподавателя входит пристальное наблюдение за формированием широты эстетических представлений юных футболисток и правильных эстетических критериев также и за пределами непосредственно спорта.

Занятия футболом формируют крепкое здоровье, правильную осанку, быстроту реакции, комплекс «умных, рациональных» движений. Тренер юных футболисток в этом плане располагает целым арсеналом упражнений, обладающих избирательным воздействием на строение функций организма. Точная дозировка физической нагрузки позволяет исправлять недостатки в физическом развитии, препятствует образованию излишнего веса. Обучение технике владения мячом делает связь между мозгом и мышцами уверенной, реакции — отточенными, спортсменка учится прекрасно владеть своим телом. Речь идет о достижении свободы, легкости, согласованности и ритмичности, которые характеризуют координационные способности человека и придают эстетическую осмысленность движениям тела. Умение сосредоточиться на выполняемом упражнении, уйти в движение — одно из необходимых условий эстетического переживания собственного двигательного действия. Собранность, стройность, быстрота реакции и командный дух — качества, отличающие девушку-футболистку. А сознание того, что она владеет традиционно «мужским» видом спортивной деятельности, придает юной футболистке уверенность и успешность в любой сфере жизненной деятельности.

В ходе тренировок и в соревновательный период на занятиях обеспечиваются регламентация занятий, дисциплина, строгие требования к технике, формируются настойчивость и прилежание. Все это, по нашему мнению, воздействует и на эстетические запросы занимающегося, который стремится выполнять свои обязанности по законам красоты.

Таким образом, эстетическую подготовку юных футболисток мы рассматриваем как необходимую составную часть воспитательного и тренировочного процесса. Цель физического воспитания в педагогической и секционной работе — оптимизация физического развития человека, его физическое совершенство, которое немыслимо без высокого уровня эстетического восприятия действительности и спорта. В этом возрасте ребенок эмоционально восприимчив и нуждается в умелом и систематическом руководстве. На наш взгляд, эстетическое образование и эстетическая подготовка должны рассматриваться как один из путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, а также как непременное условие разностороннего и гармоничного развития юных футболисток. Необходимо организовывать и проводить практические и теоретические занятия с целью расширения общего кругозора и эрудиции для формирования эстетической культуры. Необходимость изучения вопросов эстетической подготовки учащихся диктуется как немногочисленностью теоретических и экспериментальных разработок, так и неудовлетворительным состоянием практического опыта ее осуществления в повседневных занятиях.

Список литературы

Арнольд П.Дж. 1997. Эстетические аспекты спорта (сокр. пер. Л.В. Соменко). — Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 5. С. 19-34.

118

ВЛАСТЬ

2 01 5 ' 0 5

Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н. и др. 1990. Теория и методики физического воспитания: учебное пособие. М.: Просвещение. 287 с.

Никишин Д.В. 2005. Эстетика спортивного зрелища (на примере футбола). Доступ: http://www.portalus.ru/modules/philosophy (проверено 15.02.2005).

Тоноян Х.А. 2005. Физическая культура и здоровье: учебное пособие. М.: РосЗИТЛП. Т. 1. 345 с.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. 2000. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник. М.: ИЦ «Академия». 480 с.

EGOROV Aleksei Borisovich, Senior Instructor of the Chair of Physical Education, Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy, Senior Trainer of the Women's mini-football team (Zemlyanoi Val St, 73, Moscow, Russia, 109004; [email protected])

AESTHETIC EDUCATION OF YOUNG FEMALE FOOTBALL PLAYERS

Abstract. The article is devoted to the problems of understanding of sport and sporting spectacle as part of philosophy. The author argues that sport aesthetics only starts making its way. The author explores these questions on the example of aesthetic education of young women who are mini-football players.

Keywords: sport, football, young women, mini-football, sports aesthetics, beauty, aesthetic values, aesthetic experiences

РАСХОДЧИКОВ Алексей Николаевич — аспирант Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН(117218, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, 24/35, корп.5; [email protected])

АКТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема взаимодействия органов власти и управления с населением в условиях перехода к информационному обществу и возрастающей роли интернет-коммуникации в общественной жизни. Анализируются возможные модели управления и социальные технологии построения качественной интернет-коммуникации органов управления с населением. Ключевые слова: система управления, информационное общество, интернет-технологии, социальные сети, социальное участие

В условиях перехода развитых стран к постиндустриальному этапу развития и информационному обществу все большую актуальность приобретают вопросы изменения отечественной системы управления в соответствии с современными тенденциями. Стремительное развитие сети Интернет и информационных технологий вызывают значительные социальные изменения в обществе, которые уже стали предметом активной научной дискуссии в России и за рубежом. Ряд исследователей обращают внимание на усиление общественно-политической активности, процессов мобилизации и организации политических движений посредством интернет-коммуникации [Кастельс 2000; Бондаренко 2002; Соколов, Маклашин 2013; Губанов и др. 2010].

Многочисленные исследования влияния интернет-технологий на социальные изменения в обществе, тем не менее, не отвечают на вопрос, каким образом на про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.