Научная статья на тему 'Профессиональный футбол как фактор гражданского и патриотического воспитания молодежи'

Профессиональный футбол как фактор гражданского и патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
697
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CIVIC EDUCATION / СПОРТ / SPORT / ФУТБОЛ / FOOTBALL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власов Максим Олегович

В статье понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» рассматриваются в контексте современного российского спорта. Показано, что особую роль в деле патриотического и гражданского воспитания молодежи играет такая доступная, популярная и массовая игра, как футбол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власов Максим Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional football as a factor in the civil and patriotic education of youth

In this paper the concept of “patriotism” and “patriotic education” are considered in the context of contemporary Russian sports. It is shown that a special role in the patriotic and civic education of young people is such an affordable, popular and popular game like football.

Текст научной работы на тему «Профессиональный футбол как фактор гражданского и патриотического воспитания молодежи»

М.О. Власов

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФУТБОЛ КАК ФАКТОР ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

В статье понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» рассматриваются в контексте современного российского спорта. Показано, что особую роль в деле патриотического и гражданского воспитания молодежи играет такая доступная, популярная и массовая игра, как футбол.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданское воспитание, спорт, футбол.

Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость, так как является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. Глава государства Владимир Путин в ходе встречи с представителями общественности, посвященной вопросам патриотического воспитания молодежи, заявил: «От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке»1.

В большинстве источников патриотизм определяется как качество личности человека, которое проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям своего народа. Соответственно, патриотическое воспитание рассматривается как процесс, направленный на воспитание гражданина-патриота, способного выполнять гражданский долг и

© Власов М.О., 2013

конституционные обязанности по защите интересов своего отечества.

Анализ соответствующей литературы показывает, что тема патриотизма активно разрабатывалась прежде всего в советский период развития России (А.Г Агаев2, Н.И. Губанов3, В.В. Макаров4, В.А. Хмелевский5 и другие).

В справочной литературе того периода патриотизм определялся как этическая и философская категория, как «...общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, проявляющийся в определенном образе действий человека и сложном комплексе чувств, обычно называемом любовью к Родине»6. В Философском словаре находим, что «патриотизм. нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его настоящее, стремление защищать интересы Родины»7.

В этих определениях понятие «патриотизм» рассматривается и как действенность, т. е. находит проявление в «определенном образе действий», «стремлении защищать интересы Родины», и как чувство. В Педагогическом словаре подчеркивается и эмоциональный компонент этого понятия: «любовь к Родине, своему народу», «преданность Отечеству», «комплекс общественных чувств, обычно называемый любовью к Родине»8 и т. д.

В Новейшей истории России в начале так называемого постсоветского периода тема патриотизма на некоторое время была отодвинута на задний план экономическими и политическими коллизиями, происходящими в стране. Ученые заговорили о «брошенном», «потерянном» поколении молодежи, о разрушении основополагающих ценностей и утрате молодежью чувства гордости за свою страну, ее историю и культуру. Соответственно - о разрушении патриотических настроений в сознании молодежи. Эта негативная тенденция длительное время практически игнорировалась институтами образования и воспитания. Но с течением времени проблема воспитания патриотизма начинает осознаваться во всей своей остроте9.

Патриотическое воспитание в современных условиях рассматривается как часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания и как одна из основ духовно-нравственного единения общества, защиты прав и свобод личности. Оно направлено на воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях граждан-

ского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, традициям, культуре и языку народов, проживающих в Российской Федерации.

Во все времена развития человеческого общества, в том числе Российского государства, патриотическая идея и гражданский патриотизм имели большое значение для воспитания морально-волевых качеств. Патриотическое воспитание в процессе занятий спортом и физкультурой - это целенаправленная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, чувства верности и любви к своему отечеству, народу, национальной спортивной команде, высокого уровня гражданственности, готовности к выполнению конституционного долга. Исследования в этом направлении проводили В.В. Белорусова10, Н.П. Гуменюк11, И.П. Иваненко12, А.И. Кудренко13, Р.А. Пилоян14 и другие.

В специальной спортивной литературе утверждается, что виды спортивной деятельности могут служить своеобразным средством воздействия на формирование личности человека. Воспитание патриотизма молодежи в процессе занятий физкультурой и спортом должно носить обучающий и воспитательный характер. Воспитывающее обучение заключается в направленности на улучшение физического состояния и духовного развития личности.

Целенаправленное и эффективное обеспечение патриотического воспитания невозможно без комплексного использования политических, правовых, экономических, научно-технических, духовно-нравственных, информационных и иных возможностей общества и государства. В воспитании патриотизма молодежи существенную роль должны выполнять занятия спортивной и физкультурной направленности. В настоящее время ставится вопрос о воспитании средствами спорта, в ходе которого формируется личность занимающегося. Физическая культура и спорт обладают огромным воспитательным потенциалом, поэтому их можно рассматривать в качестве одного из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.

Формы и методы патриотического воспитания с использованием средств физической культуры могут быть самыми разнообразными. На наш взгляд, особую роль в деле патриотического и гражданского воспитания играет такая доступная, популярная и массовая игра, как футбол.

Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый футболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива.

В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества, преодолевать усталость и боль, вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, строго соблюдать бытовой и спортивный режимы и т. д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества. Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте, к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению. Сегодня красота футбола олицетворяется не только в демонстрации техники, в исполнительском мастерстве отдельных игроков, в эффективном завершении игровых эпизодов. Чувство прекрасного вызывают и сам процесс игры, его композиция, коллективизм и взаимодействие игроков.

Игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха.

Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким координационным и атлетическим возможностям занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные

двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые. В тренировке по другим видам спорта футбол часто используется в качестве дополнительного средства. Игра в футбол (или ее элементы) служит хорошим средством не только общей физической подготовки. Проявление максимальных скоростно-силовых возможностей и волевых усилий, широкого тактического мышления позволяет совершенствовать многие специальные качества, необходимые в различных видах спорта.

Футбол - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Бескомпромиссное и честное единоборство, высокое исполнительское мастерство, физическое совершенство вызывают не только глубокое удовлетворение, наслаждение, радость у миллионов болельщиков, но также заинтересованное отношение, которое приводит их на футбольные поля, спортивные площадки и в залы.

Несомненно, футбол способствует распространению идей дружбы и мира между народами, а также укрепляет престиж государства. Он укрепляет чувство единства и сплоченности, радости по поводу успехов других членов сообщества, дает оптимизм и веру в достижение наивысших результатов.

В целом вопросам патриотического воспитания в области физической культуры и спорта посвящено незначительное количество исследований, в которых рассматриваются лишь отдельные его стороны. Основная масса исследований, посвященных патриотическому воспитанию, проведена с учащимися школ при преподавании тех или иных предметов.

Хотя в России были приняты соответствующие государственные программы, в частности утверждена «Патриотическая программа граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», физическая культура и спорт пока еще не заняли достойного места в системе средств патриотического воспитания молодежи.

Спорт, при умелом его использовании, может быть действенным средством воспитания патриотизма. Он позволяет не только развить физические качества, но и помогает закалить характер, подготовить себя к защите Родины.

Автором настоящей статьи было выполнено пилотажное социологическое исследование, направленное на анализ информации, представленной в Рунете по изучаемой проблематике - футбол как один из факторов гражданского и патриотического воспитания. По соответствующим ключевым словам «футбол», «спорт», «патриотическое воспитание», которые использовались в различ-

ных комбинациях, было обнаружено свыше 1 300 000 ссылок. Это говорит об актуальности изучаемой темы. Автором было отобрано 300 страниц, которые подверглись неформализованному контент-анализу. Исследование показало, что большинство текстов многократно воспроизводятся и дублируются. Это можно интерпретировать двояко: с одной стороны, можно говорить о запросе на данную информацию посетителей Интернета, а с другой - о том, что пока эта тема обсуждается и заявляется как значимая довольно узким кругом лиц. Это журналисты, тренеры и спортсмены. Представляется, что лучше всего эту дискуссию проиллюстрируют их прямые высказывания, которые являются наиболее типичными.

М. Гершкович, руководитель Объединения отечественных тренеров по футболу:

Я давно придерживаюсь мнения, что сборную должен тренировать российский специалист. Уже три отборочных цикла нашу команду возглавляли иностранцы, а футбол у нас не получил никакого развития. Были бронзовые медали на чемпионате Европы 2008 года, но вспомните, как мы случайно туда попали. Уровень наших игроков конкурентоспособен, все зависит от того, как их готовят, в каких условиях. Также важное значение имеет патриотическое воспитание футболистов. Не стоит забывать и мировую статистику - ни одна сборная еще не выигрывала чемпионат мира под руководством иностранного специалиста15.

Анатолий Бышовец, известный специалист и заслуженный мастер спорта СССР:

Тренером должен быть отечественный специалист. Только специалист, а не чей-то знакомый, как у нас бывает. Я не думаю, что мне предложат возглавить сборную, хотя я считаю, что свою работу в период карьеры в национальной команде я выполнял успешно16.

Виктор Топоров, писатель:

Понятно, что за национальную сборную - и нашей страны (а костяк нашей сборной в нападении и полузащите составляют как раз взбунтовавшиеся зенитовцы), и любой другой - болеют по преимуществу патриоты.

Автором были проанализированы некоторые статистические данные, свидетельствующие об определенном прогрессе в области развития отечественного футбола. В частности, можно привести данные по известному подростковому футбольному турниру «Кожаный мяч» (таблица).

Таблица

Динамика роста числа футбольных команд

Год

Количество команд

2008

2009

2010 2011

29 817

39 503 41 473

40 471

Изучение работ по патриотическому воспитанию молодежи позволило выделить наиболее важные воспитательные моменты, к которым можно отнести следующие: 1) комплексное использование всех педагогических методов воздействия - убеждение, упражнения, поощрение, наказание, личный пример и т. д.; 2) проведение воспитательных мероприятий в различных условиях (на учебно-тренировочных занятиях, на соревнованиях, в свободное время); 3) организация сплоченного спортивного коллектива; 4) учет возраста спортсменов при подборе форм и средств; 5) связь с организациями и учебными заведениями, где работают и учатся спортсмены.

Именно в физической культуре и спорте, в том числе и футболе, имеются большие возможности для воспитания патриотизма, дружбы между народами и формирования культуры межнациональных отношений. Спортивная деятельность, развивая нравственно-волевые и физические качества, способствует воспитанию патриотизма, формированию патриотических чувств у спортсменов. Участвуя в соревнованиях, спортсмены стремятся прославить свой коллектив, свою Родину высокими спортивными достижениями, что является одной из важнейших форм проявления патриотизма. Занятия физической культурой и спортом, спортивные соревнования объединяют и сближают различные народы, воспитывают любовь и преданность к своей Родине и являются эффективным средством нравственного и патриотического воспитания.

Примечания

1 Валентинов Г. Наконец-то дошло и до Путина // Сетевое издание КМ.ру от 12.09.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.km.ru/v-rossii/2012/09/12/ vladimir-putin/692099-nakonets-doshlo-i-do-putina (дата обращения: 02.11.2012).

2 Агаев А.Г. Патриотизм и интернационализм советского человека. [Текст] / А.Г. Агаев. М.: Советская Россия, 1975.

3 Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. М.: Политиздат, 1960.

4 Макаров В.В. Отечество и патриотизм: Логико-методологический анализ. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988.

5 Хмелевский В.А. К вопросу о происхождении и развитии советского патриотизма. М., 1948.

6 Краткий словарь по этике / Под ред. О.Г. Дробницкого, Н.К. Кона. М.: Политиздат, 1965. С. 316.

7 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. С. 358.

8 Педагогический словарь. М.: АПН РСФСР, 1960. Т. 2. С. 86.

9 Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. Волгоград: Авторское перо, 2006.

10 Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974.

11 Гуменюк Н.П., Гурвич С.С., Кудренко А.И., Ярошенко В.Д. Воспитательная работа со спортсменами. Киев: Здоровье, 1988.

12 Иваненко И.П., Колита В.Д., Мартышевский М.А. Вопросы интернационального и патриотического воспитания советской молодежи в процессе занятий спортом // Иваненко И.П., Колита В.Д., Мартышевский М.А. Воспитательная работа в физкультурных и спортивных организациях. Киев: КГИФК, 1983. С. 107-111.

13 Кудренко А.И. О формах и методах идейно-политического воспитания спортсменов высокой квалификации // Воспитательная работа в физкультурных и спортивных организациях. Киев: КГИФК, 1983. С. 31-42.

14 Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1984.

15 Гершкович М. Сборную должен тренировать российский специалист // Сайт редакции «Чемпионат. com» [Электронный ресурс]. URL: http://www.championat. com/football/news-1219902-gershkovich-sbornuju-dolzhen-trenirovat-rossijskij-specialist.html (дата обращения: 02.11.2012).

16 Керопян А. Сборную должен возглавить российский специалист // Сайт деловой газеты «Известия» [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/ news/527797#ixzz27Uc4CDMI (дата обращения: 02.11.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.