УДК - 37 МУТАЛИМОВ АБДУЛМУСЛИМ ЭМЕЕВИЧ
д.соц.н., профессор кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Махачкале,
e-mail: [email protected]
СПОРТ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Автор статьи утверждает, что эстетическое переживание в спорте имеет ряд оснований, где существенным источником эстетических эмоций и переживаний является созерцание различных проявлений прекрасного. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных мыслителей и государственных деятелей по проблемам развития спорта и физической культуры. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при формировании эффективной молодежной управленческой политической системы. Социально-политологический анализ развития институтов управления молодежной политикой в современных условиях показывает, что молодежь оправдывает доверие общества как будущих хозяев страны. Она готова в научно-теоретическом и практическом плане быть достойной преемницей своих отцов и дедов, продолжая славные отечества. Основной задачей на современном этапе является поиск возможностей и форм участия в преобразовании и совершенствовании существующей в настоящее время в России управленческой политической системы.
Ключевые слова: физическая культура, эстетическое воспитание, эстетические ценности, современная педагогика, красота двигательной деятельности, мастерство воспитателя, патриотическая направленность воспитания, нравственный потенциал, социальная активность.
MUTALIMO V, A. E.,
Doctor of Sciences (Sociology) Professor, Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines
North-Caucasus Institute, Branch in Makhachkala, the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) HSUJ
E-mail: [email protected]
SPORT AS A MEAN OF AESTHETIC AND PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUTH
Abstract. The author argues that the aesthetic experience in sports has a number of justifications, where an essential source of aesthetic emotions and experiences is the contemplation of various manifestations and/or expressions of beauty. The study is based on the general scientific methodology, which assumes an application of a systematic approach to problem-solving. The research relies on the fundamental studies of local and foreign scholars and public figures on the issues of development of sports and physical culture. The findings of the study can be used in building an effective youth management political system. Socio-political analysis of the evolution of youth policy management institutions nowadays shows that young people justify the trust of society as future owners of the country. In scientific-theoretical and practical terms, the youth is ready to be the worthy successor of own fathers and grandfathers, continuing the glorious deeds and acts of the fatherland. The main objective at the current stage is the search for opportunities and forms of participation in the transformation and improvement of the current executive and/or administrative political system in Russia.
Keywords: Physical culture, aesthetic education, aesthetic values, modern pedagogy, beauty of motional activity, competence of instructor, Patriotic orientation of educating, moral potential, social activity
Действительно, занятие спортом и наблюдение за спортивным зрелищем могут использоваться как средства эстетического воспитания. В этом плане высшие спортивные достижения можно сравнивать с другими формами искусства. Возможности и методы использования спорта в целях эстетического воспитания велики. Внимательный анализ показывает, что на самом деле возможность воздействия на эстетическую культуру личности заложена в каждом виде спорта [1]. Все виды спорта зрелищны и эстетичны. Нет эстетичных и неэстетичных видов спорта, утверждают специалисты и эксперты в области спорта. Каждый из них по-своему эстетичен и каждый представляет собой своеобразный источник возможностей для эстетического воспитания. Заключены эти возможности и в таком виде спорта, как, например, бокс, который вплоть до недавнего времени обывательски обвинялся в антиэстетичности [2]. Все виды спорта предоставляют воспитателю огромные возможности для эстетического развития личности, для воспитания способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное — в поступках, в отточенных до высокой степени совершенства движениях, в окружающей природе.
Это связано, прежде всего, с тем, что человек, занимающийся спортом или наблюдающий за ним, постоянно сталкивается с различными проявлениями прекрасного. Особенно яркими и праздничными являются открытие и закрытие Олимпийских игр, игры по европейскому первенству и чемпионаты мира по футболу и хоккею, фигурному катанию и легкой атлетике и многим другим зрелищным видам спорта.
Спорт представляет собой огромные возможности для приобщения человека к эстетической деятельности, выработке соответствующих умений, навыков, способностей [3].
Спорт — неиссякаемый источник эмоций и переживаний. Они весьма разнообразны и насыщены энергетически. Здесь и наслаждение умением и мастерством спортсмена, его совершенной спортивной техникой, красивым телом, прекрасными движениями, и переживания, связанные с победой или поражением, расставанием и прощанием со спортом и т. д.
Необходимо отличать эмоции радости, вызываемые, например, радостью победы любимой команды, забитым голом, от эстетических эмоций, возникающих в самом спорте. Различие это еще и потому, что в теории и практике физической культуры и спорта в настоящее время нет ясного понимания эстетической стороны этой деятельности, что затрудняет процесс эстетического воспитания, поскольку само содержание цели воспитания здесь нечетко определено, как отмечают специалисты.
Эстетическое переживание в спорте имеет ряд оснований. Существенным источником эстетических эмоций и переживаний является созерцание различных проявлений прекрасного в спорте и участие в различных формах эстетической деятельности. Эстетические переживания в спорте связаны и с его игровым характером. Игра всегда имеет активный творческий характер, эмоционально предельно насыщена [4].
Источником эстетических переживаний служат и связанные со спортом чувства сопереживания и сопричастности. В их основе лежит тождественность действия психофизиологических механизмов у участников спортивных соревнований и зрителей, а также психологическое отождествление зрителя со спортсменом. Зритель как бы ставит себя на место спортсмена и сопереживает вместе с ним в его спортивной борьбе.
Это чувство сопереживания способно духовно возвысить человека, заставить его почувствовать себя свободнее. У зрителя возникает состояние, близкое «очищению», когда человек преодолевает эгоистические, узкоутилитарные интересы и живет интересами социальной общности, поднимаясь к прекрасному и возвышенному [5].
При определенной динамике развития спортивная деятельность может привести к активизации психических сил зрителей, к творческому подъему, к восприятию гармонии человеческой деятельности и личности. Наблюдая за спортивными событиями, радуясь успеху своих героев или переживая их неудачи, зритель выводит наружу свои эмоции, «очищает» свою душу.
Таким образом, наблюдение за спортивным зрелищем, обладающим всеми качествами эстетически прекрасного явления, помогает приобщить человека к миру эстетических явлений, развивать у него эстетические способности во всем многообразии их проявления.
Спорт приобретает то или иное содержание, характер, направленность, ценность в зависи-
мости от конкретных исторических условий, структуры общества, в рамках которого он развивается, от сознательной деятельности людей, которые его организуют и используют в определенных целях. Правильность этого общего положения подтверждается и применительно к эстетической значимости спорта. Занятия спортом или наблюдение за спортивными соревнованиями в зависимости от конкретных условий и деятельности людей могут оказывать различное воздействие на эстетическое состояние его участников и зрителей [6].
Эстетическая значимость спорта, прежде всего, зависит от того, в какой мере в нем представлены и поощряются эстетические ценности. А это, как было показано раньше, в решающей степени обусловлено не им самим, а той системой социальных отношений и теми социальными ценностями, в которые он включен и в которых он функционирует и развивается.
Эстетическое воздействие спорта на личность во многом зависит и от самой личности, от ее культуры, ее способностей. Вместе с тем характер воздействия спорта на эстетическое сознание спортсменов, зрителей, болельщиков во многом зависит и от системы их ценностных ориентаций. Если, к примеру, зрителя в спорте интересует только возбуждающий страсти и щекочущий нервы азарт соревнования, если главное, что движет спортсменом в занятиях спортом, — его тщеславие, стремление любыми средствами победит соперника, если организаторов спортивных соревнований интересуют лишь доходы, то во всех этих случаях спорт не стимулирует развитие эстетических вкусов [7]. На первый план здесь выступает развитие других утилитарных и не эстетических потребностей.
Если зритель обращается к спорту для того, чтобы еще раз насладиться такими эстетическими ценностями, как прекрасное тело, прекрасные движения, высокая исполнительская техника, прекрасные и возвышенные поступки людей, он получает возможность не только испытать эстетическое наслаждение, но и потренировать свою способность эстетической оценки явлений, следовательно, усовершенствовать свои эстетические способности.
Если спортсмен стремится не просто к победе над противником, не особенно задумываясь о средствах достижения этой победы, а желает доставить эстетическое наслаждение и себе, и зрителям, он активно включен в различные формы эстетической деятельности в спорте. Поэтому вряд ли можно согласиться с распространенной точкой зрения, согласно которой всякий интерес к спорту и активные занятия спортом расцениваются как свидетельство грубого, неразвитого эстетического вкуса, поскольку спорт якобы лишен какой-либо эстетической значимости и может лишь отрицательно влиять на развитие эстетической культуры личности [8]. На самом деле спорт способен по своей эстетической значимости удовлетворить самые утонченные эстетические потребности человека. Организация процесса эстетического воспитания в спорте в том и заключается, чтобы увидеть в нем эстетические ценности и организовать их.
Современная педагогика использует различные методы эстетического воспитания в спорте. Наиболее простым и распространенным считается метод словесного разъяснения эстетической значимости спортивного действия, красоты двигательной деятельности, внешнего облика. Этот метод предполагает использование эстетических характеристик, разнообразных указаний эстетического характера, эстетических оценок, а также творческое использование экспрессивных возможностей слова: интонация словесных обращений, размеренности ритмичности фраз, их мелодичности, эмоциональной подвижности, звуковой яркости.
Другим столь же распространенным методом является показ. Он предполагает не просто словесное разъяснение проявления прекрасного в спорте, но мастерскую демонстрацию движения, приема, упражнения. Показ должен отличаться техническим совершенством, точностью, легкостью, свободой, согласованностью и ритмичностью движений и вместе с тем должен быть выразительным, отражать эмоциональный настрой исполнителя и оставлять впечатление прочувствованности движения [9]. В этих целях правомерно использовать различные вспомогательные действия в виде жестов, имитационных движений, которые способствуют активизации эстетического восприятия. Возможно применение и различных сочетаний этих приемов.
Большое значение, по мнению ученых и специалистов, имеет метод практического приучения к творческим проявлениям в двигательной деятельности, который предполагает многократное повторение и закрепление заданий и требований, обеспечивающих накопление положительного эстетического опыта, формирование и закрепление устойчивых, эстетически зна-
чимых двигательных навыков и привычек эстетики поведения.
Мастерство воспитателя, его умение раскрыть красоту своего вида спорта, создать на занятиях соответствующую эстетическую обстановку, научить своих учеников творить в спорте играет решающую роль в эстетическом воспитании [10].
От содержания, направленности деятельности всех специалистов в области физической культуры и спорта во многом зависит, что действительно видят в спорте и получают от него спортсмены, зрители, болельщики, а следовательно, характер и эффект воздействия спорта на эстетическое развитие личности.
Анализ эстетической значимости спорта, как элемента системы эстетического воспитания, показывает, что он действительно может оказывать различное воздействие на эстетическое состояние всех тех, кто с ним связан.
В определенных социальных условиях, при соответствующей деятельности людей спорт способен играть и играет важную роль в формировании эстетической способности спортсменов и любителей спорта. Причем эта способность развития на материале спорта затем переносится и на другие сферы, а усвоение эстетических ценностей через спорт и в спорте помогает усвоить всю систему культурных ценностей. Опыт эстетического общения со спортом, где в полной мере проявляется свободная, творческая деятельность, позволяет человеку вносить во все сферы своей деятельности и общения творческое начало, чувство прекрасного [11].
В новых условиях рыночной экономики спорт выступает как важное средство формирования общей эстетической культуры, значение которого неуклонно возрастает. В то же время повышение общей и эстетической культуры общества производит существенные изменения в структуре спорта, а тот, в свою очередь, способствует переходу эстетической культуры на новый, более высокий уровень. Этот уровень был заложен еще Пьером де Кубертеном [12].
Эстетический аспект патриотического воспитания заложен в самой спортивной культуре, в отношении к ней по формуле: «Мы - Они». «Человек должен верить в красоту, свободу, неотвратимость добра» [13], в законы развития общества и т. д.
Патриотизм — одна из важнейших характеристик личности, укрепляющей всю социальную структуру общества. Вне острого ощущения единства со своей страной, своим народом, родным языком и культурой нет личности в полном смысле этого слова [14].
Поэтому невозможно всерьез говорить об эстетическом и нравственном воспитании, если не предполагать при этом патриотического воспитания в историческом, традиционном смысле для каждой нации. Патриотизм — неотъемлемая черта многонациональной среды нашей страны. Он проявляется в самоотверженном стремлении выдающихся российских спортсменов к победе во славу своей Родины, единодушной поддержке россиянами своих спортсменов, высоком чувстве ответственности спортсменов перед своим народом.
Патриотическая направленность лежит в основе всей системы спорта и физического воспитания и неразрывно связана с эстетическими ценностями физической культуры и спорта. В рамках школьных соревнований и в спортивных состязаниях на самом высоком уровне, в вузовских коллективах и в сборных командах страны, в рамках спорта высших достижений, включая и олимпийский спорт, совершенно четко прослеживается патриотизм спортсмена, его оптимистическое мироощущение [15].
В течение 2018 г., например, в Дагестане, прошли несколько спортивных мероприятий по единоборству международного уровня. Дагестанские спортсмены порадовали не только любителей спорта. Успехи дагестанских спортсменов стали приятным событием для всей России, объединившей здоровые патриотические силы, зрелищным эмоциональным наслаждением для взрослых и примером для подрастающего поколения для достижения новых спортивных высот во имя Родины, для поднятия международного престижа России. Социальная активность, связанная с любовью к Родине и своему народу, привносит красоту в спорт, придает ему не только нравственную, но и эстетическую значимость [16].
При естественной сменяемости спортивных поколений неизменным в большинстве случаев остается традиционный спортивный дух. Основу его образуют неведомые прежде в мире спорта качества — патриотизм и коллективизм, высокий нравственный потенциал и социальная активность, убежденность и преданность идеалам спорта.
Если принять во внимание, что спорт высших достижений, помимо прочего, служит еще
важным ориентиром в системе ценностей для людей различных возрастных групп, и особенно для молодежи, трудно переоценить значимость этих принципов, утверждаемых в спорте и с помощью спорта. Чем глубже они проникают в сознание самих спортсменов, становясь побудительным мотивам их деятельности, тем более сильными становятся спортсмены и тем ближе для них спортивная победа. Это свидетельствует о глубокой связи патриотизма и красоты спорта как общечеловеческой ценности.
Литература
1. Талканова К. Оранжевая любовь, культура и искусство [Электронный ресурс]. — URL : https:// taylakovaeka.livejournal.com (Дата обращения: 07.12.2018).
2. Бервинова, Н. С. Исследование эстетической подготовленности студентов физкультурных вузов на занятиях гимнастикой : дис. ... канд. пед. наук. 13.00.04; Утв 18.07.79. — М. 1977.
3. Глушак, Н. М. Эстетическое воспитание и урок физической культуры / Н.М. Глушак // Физическая культура в школе. 1974. № 11.
4. Грудницкая, Н. Н. Формирование знаний студентов факультета физической культуры на основе современных информационных технологий : дис. ...канд. пед. наук. 2002.
5. Кальянов, В. Т. Эстетическая подготовка учителя в школе : дис... канд. пед. наук. — М., 1970. С. 4-6.
6. Матвеев, А. П. Теория и методика физической культуры/А.П. Матвеев. — М. : ФиС, 1991.
7. Теория и методика физического воспитания ; под. ред. Б.А. Ашмарина. — М. : Просвещение, 1990.
8. Френкин, А. А. Эстетика физической культуры / А.А. Френкин. — М. : ФиС, 1983.
9. Якимова, Л. А. Структура двигательной профессиональной деятельности выпускников физкультурных вузов с учетом будущей профессии / Л.А. Якимова // Тезисы 25 научной конференции студентов и молодых ученых вузов юга России. — Краснодар, 1998. С.143-144.
10. Маймин, Е. А. Эстетика — наука о прекрасном /Е.А. Маймин. — М. : Просвещение, 1982.
11. Краткий словарь по эстетике : книга для учителя ; под ред. Аконьшина Е.А., Аронова, В.Р., Овсянникова, М.Ф. — М. : Просвещение, 1983.
12. Столяров, В. И. Идеи Пьера де Кубертена и современное олимпийское движение // Теория и практика физической культуры [Электронный ресурс]. 2014. —URL: http://naukarus.com/idei-piera-de-kubertena-i-sovremennoe-olimpiyskoe-dvizhenie.
13. Гасанов, З. Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан /Гасанов З.Т. //Педагогика. 2005. № 6. С. 50-63.
14. Хамицев, Ю. Ф. Воспитание патриотизма //Внешкольник. 2001. № 5. С. 14-15.
15. Сборник нормативно-правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе ; сост. Н.В. Мазыкина, Б.И. Мишин ; под. ред. А.К. Бруднова.
— М. : Мнемозина, 2005.
16. Путин вручил награды медалистам Олимпиады в Сочи / NEWSLAND в рубрике спорт [Электронный ресурс]. — URL : https://newsland.com/user/4296647990/content/putin-vruchil-nagrady-medalistam-olimpiady-v-sochi/4575729 (Дата обращения: 12.12.2018).
17. Пилоян, Р. А. Мотивация спортивной деятельности. — М. : Физкультура и спорт, 1984.
18. Иваненко, И. П., Колита, В. Д., Мартышевский, М. А. Вопросы интернационального и патриотического воспитания советской молодежи в процессе занятий спортом / Иваненко И.П., Колита В.Д., Мартышевский М.А. //Воспитательная работа в физкультурных и спортивных организациях.
— Киев : КГИФК, 1983. С. 107-111.
19. Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе. — Волгоград : Авторское перо, 2006.
20. Осипов, А., Кудрявцев, М., Стручков, В. и др. Экспертный анализ конкурентныхуровеней юных российских спортсменов по дзюдо, которые готовятся к активным боевым атакам //Журнал физкультуры и спорта. 2016. № 4. С. 1153-1158. DOI: 10,7752 / jpes.2016.04185.
21. Шифрин, А. С. Технико-тактическая подготовка юных борцов в связи с изменением правил соревнований и с учетом зрительского интереса : дис... канд. пед. наук. — Малаховка, 2003.
References:
1. Talkanova, K. Orange love, culture and art [Electronic resource]. — URL : https: // taylakovaeka.livejournal.com/ (Revision: 12/07/2018).
2. Bervinova, N. S. Study of aesthetic preparedness of students of physical education universities in the gymnastics classroom : dis. ... cand. ped. sciences. 13.00.04; 18.07.79 approved. — M., 1977.
3. Glushak, N. M. Aesthetic education and physical education lesson / КМ. Glushak // Physical culture at school. 1974. No. 11.
4. Grudnitskaya, N. N. Formation of knowledge of students of the Faculty of Physical Culture based on modern information technologies : dis. ... cand. ped. sciences, 2002.
5. Kalyanov, V. T. Aesthetic teacher training at school: dis. ... cand. ped. sciences. — M., 1970. P. 4-6.
6. Matveyev, A. P. Theory and methods of physical culture / A.P. Matveev. — M. : FiS, 1991.
7. Theory and methods of physical education ; Under. ed. B.A. Ashmarina. — M. : Education, 1990.
8. Frenkin, A. A. Aesthetics of physical culture / A.A. Frenkin. — M. : FiS, 1983.
9. Yakimova, L. A. The structure of the motor professional activity of graduates ofphysical education universities, taking into account the future profession / L.A. Yakimova // Abstracts of the 25th scientific conference of students and young scientists of universities of southern Russia. — Krasnodar, 1998. P. 143-144.
10. Maymin, E. A. Aesthetics is the science of beauty / E.A. Maymin. — M. : Enlightenment, 1982.
11. A concise dictionary on aesthetics : A book for a teacher; Ed. Akonshina E.A, Aronova V.R., Ovsyannikova M.F. — M. : Enlightenment, 1983.
12. Stolyarov, V. I. The ideas of Piera de Cuberten and the modern olympic movement // Theory and Practice of Physical Culture [Electronic resource]. 2014. — URL : http://naukarus.com/idei-piera-de-kubertena -i-sovremennoe-olimpiyskoe-dvizhenie
13. Gasanov, Z. T. Purpose, tasks and principles of patriotic education of citizens / Z. T. Gasanov // Pedagogy. 2005. No. 6. P. 50-63.
14. Khamitsev, Yu. F. Education of patriotism // Vneshkolnik. 2001. No. 5. P. 14-15.
15. Collection of legal documents and materials on the patriotic education and training of students for military service ; Comp. N.V. Mazykina, B.I. Mishin ; Under. ed. A.K. Brudnova. — M. : Mnemosyne, 2005.
16. Putin presented awards to medalists of the Olympic Games in Sochi // NEWSLAND in the category sport [Electronic resource]. — URL : https://newsland.com/user/4296647990/content/putin-vruchil-nagrady-medalistam-olimpiady-v-sochi/4575729} (circulation date: 12.12.2018).
17. Piloyan, R. A. Motivation for sports activities. — M. : Physical Culture and Sports, 1984.
18. Ivanenko, I. P., Kolita, V. D., Martyshevsky, M. A. Issues of international and patriotic education of Soviet youth in the process of doing sports / Ivanenko I.P., Kolita V.D., Martyshevsky M.A. // Educational work in physical culture and sports organizations. — Kiev : KGIFK, 1983. P. 107-111.
19. Vyrschikov, A. N., Kusmartsev, M. B. Patriotic education of youth in modern Russian society. — Volgograd : Author's pen, 2006.
20. Osipov, A., Kudryavtsev, M., Struchkov, V. et al. Expert analysis of the competitive level of young Russian judo athletes who are preparing for active combat attacks // Journal of Physical Education and Sports. 2016. No. 4. P. 1153-1158. DOI: 10,7752/ jpes.2016.04185.
21. Shifrin, A. S. Technical and tactical training of young wrestlers in connection with a change in the rules of the competition and in view of spectator interest: Dis. ... Cand. ped. sciences. — Malakhovka, 2003.