УДК 331 МУТАЛИМОВ АБДУЛМУСЛИМ ЭМЕЕВИЧ
д.соц.н., профессор кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Махачкале,
e-mail: [email protected]
DOI 10.26726/1812-7096-2019-2-68-74 ПАТРИОТИЗМ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЭТИЧЕСКИХ И ЭТНОНАЦИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Аннотация. Целью работы является показ становления патриотизма в новых политических и социально-экономических условиях России и как граждане нашей страны понимает патриотизм. Научная работа основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных мыслителей по проблемам развития гражданского общества и правового государства. Результаты проведенного исследования могут использоваться в молодежной среде, в школах, высших учебных заведениях, среди армейской молодежи при формировании у них политического сознания, способствующего управлению обществом. Общество развивается благополучно, если большая часть ее граждан разделяет общие установки и ценности. В современной ситуации можно выделить патриотизм как базовую ценность. Анализ развития духовных ценностей общества и постоянное и системное обращение к ним необходимо для преодоления противоречий препятствий во взаимодействии гражданского общества и государства. Важнейшей задачей на современном этапе является поиск возможностей и форм участия общества в преобразовании и совершенствовании существующей в настоящее время систему ценностей в России.
Ключевые слова: патриотизм, героизм, мировоззрение, национальная идея, воспитание, образование, гражданское и патриотическое сознание, чувство родины, ценность, долг, добропорядочность, язык, культура, личность, нация, эстетические ценности спорта.
MUTALIMOV ABDULMUSLIM ELEVIC
D. social.Professor of the Department "Humanitarian and socio-economic disciplines» North Caucasus Institute (branch) of all-Russian state University University of justice (RPA of the Ministry of justice of Russia)" in Makhachkala,
e-mail: [email protected]
PATRIOTISM THROUGH THE LENS OF ETHICAL AND ETHNO-NATIONAL ASPECTS OF SOCIETY EVOLUTION
Abstract. The purpose of the article is to show how the patriotism has evolved and transformed in the new political and socio-economic reality of Russia and how citizens of our country perceive the patriotism. The article has relied on the general scientific methodology that assumes utilization and application of system approach to problem-solving. The author relied on the studies of both domestic and overseas scholars on issues of strengthening the civil society and the rule of law (country of laws). The findings of the study can be used among the youth, by schools, universities, among the army youth in shaping their political viewpoints that contribute to the management of the society. A society grows and evolves successfully if the majority of its citizens share common attitudes and values. In the contemporary situation, we can distinguish patriotism as a basic value. The analysis of the rise of spiritual values in the society and the constant and systemic addressing thereof is required in order to overcome the hindrances in the communication between the civil society and the state. The most important issue at the current stage is the search for opportunities and forms of the participation of society in transforming and improving the existing system of values in Russia.
Keywords: Patriotism, heroism, worldview, national idea, training, education, civil and patriotic viewpoints, the sense of homeland, value, duty, honesty, language, culture, personality, nation, aesthetic values of sports
Прошло более двух столетий со дня вторжения наполеоновских войск на русские земли и начала первой Отечественной народной войны против иностранных захватчиков, где, начиная от рядовых людей до известных государственных и военных деятелей, показывали чудеса храбрости и преданности отечеству. Героизм и патриотизм русского и других народов России и русских полководцев до сих пор исследуется историками, описывается в художественном творчестве, воспевается поэтами и композиторами.
Император Александр1 достиг заветной цели. Он со своими союзниками, пруссаками и австрийцами, разгромив у ворот Парижа последних защитников Наполеона, вступил, в сдавшуюся на милость победителя, столицу Франции. Злонамеренный визит Наполеона в Москву был оплачен визитом победителя Александра I в Париж [1].
Русский император 19 марта 1814 г. въехал в Париж через Пантенские ворота и Сен-Жерменское предместье, верхом на светло-сером коне по кличке Эклипс. Этот конь Александру! был подарен Коленкуром, когда он еще служил послом в Петербурге [2]. Александр I, в противоположность Наполеону Бонапарту, нес с собою мир.
Французы восторженно сыпали цветы под ноги русского царя, ехавшего по бульварам в сопровождении прусского короля и пышной, не виданной до сих пор свиты из тысячи офицеров и генералов разных чинов и народностей. Зрители махали платками и кричали: «Да здравствует Александр! Да здравствуют русские!». Французы думали: «Да неужели же это те самые дикари, потомки азиата Чингисхана, о которых нам твердили такие ужасы?» - удивленно спрашивали себя парижане и парижанки, разглядывая нарядные и молодые русские полки, шедшие по бульварам к Елисейским полям. «Нет, - думали они, - это не азиаты пустыни, это наши спасители. Да здравствуют русские! Да здравствует Александр! Долой тирана!» [3].
Весело зажгли русские в Париже. Начальство и офицеры посещали театры, кофейни, клубы, танцевальные вечера. У дома Талейрана, где поместился император Александр, по целым дням стояли толпы народа, встречавшие и провожавшие русского царя радостными восклицаниями. У подъезда этого дома и на Елисейских полях, где расположилась русская гвардия, по ночам раздавались русские и немецкие оклики, напоминая о себе, что здесь «русский дух, здесь Русью пахнет». Восторженный дух русского воина передавался на родину победителей, поднимая патриотический порыв русского народа.
Французы изумлялись великодушию своих победителей. В оперном театре готовили аллегорическую пьесу «Торжество Трояна». Русскому губернатору Парижа, генералу Сакену, на каждом шагу делали шумные овации, как писали тогда в русской и зарубежной прессе [4]. Сенат голосовал за лишение престола Наполеона и его династии. Все русское входило в большую моду. Это был другой тип патриотизма, проявляемый французами в знак благодарности русским и русскому императору за их освобождение от многолетней тирании в лице Наполеона Бонапарта. Главной целью поступков людей, по Канту, тогда было моральное совершенство героев войны в виде патриотизма [5].
Патриотизм - это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями в действиях и поступках людей. О патриотах пишут книги, слагают стихи, их воспевают в песнях народных, их образы воссоздаются в художественном творчестве, помогая сформировать мировоззренческие взгляды подрастающего поколения.
Исторически элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться еще в древности. В условиях капиталистического способа производства, формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью общественного сознания. В современном обществе каждый выражает свое отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы.
Идея патриотизма как принцип - это цементирующая основа общества, субстанциональная составляющая сохранения суверенитета страны. В силу этого она (идея) должна быть равноудалена как от националистической, так и выпячивания конфессиональной конкретики.
Особенность всех национальных или общенациональных идей заключается в их обращенности в будущее, обеспечивающих долгое существование самой идеи, если правильно выбраны цели и средства их достижения. В полной мере это относится и к нашей стране России и ее субъектам.
Важно подчеркнуть, что национальная идея патриотизма реализуется в пяти основных функциях:
- она отражается в пространстве жизнедеятельности людей, в среде их формирования, задавая определенные приоритеты воспитанию и образованию;
- она задает определенное содержание процессу формирования личности молодых людей;
- она проявляется в особом отношении к гражданам России, их защите, где бы они ни находились;
- исходя из национальной идеи патриотизма, определяется стратегия конкретных воздействий и конкретной помощи социальным группам в решении их жизненных проблем [6];
- язык и сознание, как неотъемлемые функции человеческого мышления, а последняя позиционирует как высшая ступень познавательной деятельности.
Поскольку этот путь сложный и долгий, национальная идея может пройти в своем формировании ряд этапов, скорость которых будет зависеть от общих усилий. Регулирующая роль государства, особенно в лице президента и всей политической элиты, безусловно, важна и приоритетна.
На первом этапе предлагалось сосредоточиться на роли общенациональной идеи в формировании и развитии гражданского и патриотического сознания россиян, уделяя особое внимание детям и молодежи. Быть гражданином значит не только ассоциировать себя с новой реальностью, в которой находится Россия с живущими в ней народами, с культурой и историей, важна их трансформация в разряд высших ценностей и реальная готовность отстаивать и защищать эти ценности.
На втором этапе неизбежно формируется общероссийский настрой на осознание себя гражданином великой страны, которую необходимо строить своими руками. Чувство Родины зависит от того, сколько труда и страсти вложили в ее жизнь ее гражданин и народ в целом. Оно отсутствует у бездельников да, пожалуй, и людей, не прошедших социализацию в течение своей сознательной жизни.
Необходима отечественная модель нового курса, система либерально-консервативных ценностей, основанная на патриотизме, которая сочетала бы в себе активность, самоорганизацию и инициативу людей с политикой социально-ориентированного государства.
В основе понимания сути общенациональной идеи должны быть положены представления о том, что идея должна жить в уме и сердце человека с его повседневными житейскими проблемами, служить маяком, ориентирующим его деятельность в любой жизненной ситуации.
Возникает вопрос, чем же отличается патриотизм XXI в. от патриотизма прежних лет? Отвечая на этот вопрос, нужно вспомнить, что изменились экономическая парадигма общества и идеология государства, в рамках которых сформировалось прежнее понимание патриотизма, у которого имелся классовый характер. Социализм как формация перестала существовать в нашей стране, и вектор воспитания подрастающего поколения, потеряв свою устойчивую направленность, стал размытым, неопределенным. Патриотизм в начале века перестал восприниматься многими представителями разных поколений, кроме военного и послевоенного поколений, как ценность. Долг, честь добропорядочность, нравственные устои стали претерпевать деградацию. Актуальными стали двойные стандарты, двуличие, обман во всех сферах жизни общества. Уважение к старшим и друг к другу было «затемнено» неправильно интерпретированными рыночными отношениями.
Говоря о патриотизме, он в нашем сознании ассоциируется с двумя основными типами патриотизма - военным и гражданским. Безусловно, они взаимосвязаны и достойно дополняют друг друга. Военный патриотизм отличается от гражданского патриотизма внутренним духом своим, системностью, педагогикой, глубокой верой служения Родине. Военный патриотизм набирает популярность не только потому, что, став профессиональным защитником отечества, его служение может быть оплачено на приличном уровне, но еще и потому, что быть защитником Родины престижно, почетно, вызывает глубокое уважение в обществе. Патриотизм воспитывается в семье, в школе, в учебных заведениях, в организованных подростковых движениях, а также формирует у подрастающего поколения экологическое сознание, бережное отношение к окружающей среде, к малой и большой родине, что также является одним из основных направлений патриотического воспитания [7].
Не менее интересным является эстетический аспект патриотического воспитания в спорте. Переплетение эстетического направления со спортивной деятельностью составляет интересный духовный аспект патриотизма.
Патриотизм - одна из важнейших характеристик личности, укрепляющая всю социальную структуру общества. Вне острого ощущения единства со своей страной, своим народом, родным языком и культурой нет личности в полном смысле этого слова.
Поэтому невозможно всерьез говорить об эстетическом и нравственном воспитании, если не предполагать при этом патриотического воспитания в историческом, традиционном смысле для каждой нации. По утверждению Путина В.В, патриотизм - неотъемлемая черта полиэтнического народа нашей страны. Он проявляется в самоотверженном стремлении выдающихся российских спортсменов к победе во славу своей Родины, единодушной поддержке россиянами своих спортсменов, высоком чувстве ответственности спортсменов перед своим народом [8].
Патриотическая направленность, например, лежит в основе всей системы спорта и физического воспитания и неразрывно связана с эстетическими ценностями физической культуры и спорта. Начиная со школьных соревнований и спортивных состязаний, пробуждается интерес и закладывается основа патриотического воспитания. Оно продолжает расти в вузовских коллективах и сборных командах страны, на занятиях групп здоровья и в спортивной деятельности. А в рамках спорта высших достижений, включая и олимпийский спорт, совершенно четко прослеживается, что именно патриотизм спортсмена, его оптимистическое мироощущение, социальная активность, связанные с любовью к Родине и своему народу, привносят красоту в спорт, придают ему не только нравственную, но и эстетическую значимость.
При естественной сменяемости поколений неизменным в большинстве случаев остается традиционный характер народа. Основу его образуют неведомые прежде в любой социальной сфере качества - патриотизм и коллективизм, высокий нравственный потенциал и социальная активность, убежденность и преданность идеалам дела, за которое мы ответственны.
Если принять во внимание, к примеру, что спорт высших достижений или служба в армии, помимо прочего, служит еще важным ориентиром в системе ценностей для людей различных возрастных групп, и особенно для молодежи, трудно переоценить значимость этих принципов, утверждаемых в спорте и с помощью спорта. Чем глубже они проникают в сознание самих спортсменов, становясь побудительными мотивами их деятельности, тем более сильными становятся спортсмены и тем ближе для них спортивная победа. Это свидетельствует о глубокой связи патриотизма и красоты спорта как общечеловеческой ценности.
Чувство Родины зависит от того, сколько труда и страсти вложили в ее жизнь ее гражданин и народ в целом. Оно отсутствует у бездельников да, пожалуй, и людей, не прошедших социализацию в течение своей сознательной жизни.
Необходима отечественная модель нового курса, система либерально-консервативных ценностей, основанная на патриотизме, которая сочетала бы в себе активность, самоорганизацию и инициативу людей с политикой социально ориентированного государства.
В основе понимания сути общенациональной идеи должны быть положены представления о том, что идея должна жить в уме и сердце человека с его повседневными житейскими проблемами, служить маяком, ориентирующим его деятельность в любой жизненной ситуации. Патриотизм должен быть как результат сформировавшейся нравственно здоровой личности [11, с. 349-350].
Возникает вопрос, чем же отличается патриотизм XXI века от патриотизма прежних лет? Отвечая на этот вопрос нужно вспомнить, что изменились экономическая парадигма общества и идеология государства, в рамках которых сформировалось прежнее понимание патриотизма, у которого имелся классовый характер. Социализм как формация перестала существовать в нашей стране, и вектор воспитания подрастающего поколения, потеряв свою устойчивую направленность, стал размытым, неопределенным. Патриотизм в начале века перестал восприниматься многими представителями разных поколений, кроме военного и послевоенного поколений, как ценность. Долг, честь добропорядочность, нравственные устои стали претерпевать деградацию. Актуальными стали двойные стандарты, двуличие, обман во всех сферах жизни общества. Уважение к старшим и друг к другу было затемнено неправильно интерпре-
тированными рыночными отношениями.
Говоря о патриотизме, он в нашем сознании ассоциируется двумя основными типами патриотизма - военным и гражданским. Безусловно, они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Военный патриотизм отличается от гражданского патриотизма внутренним духом своим, системностью, педагогикой, глубокой верой служения Родине. Военный патриотизм набирает популярность не только потому, что, став профессиональным защитником отечества, его служение может быть оплачено на приличном уровне, но еще и потому, что быть защитником Родины престижно, почетно, вызывает глубокое уважение в обществе.
Чувство патриотизма закладывается сначала в семье, а потом воспитывается в школе, в учебных заведениях, в организованных подростковых движениях и многих других молодежных движениях, а также формирует у подрастающего поколения экологическое сознание, бережное отношение к окружающей среде, к малой и большой родине, что также является одним из основных направлений патриотического воспитания.
Идея патриотизма как принцип - это скрепляющая основа общества, субстанциональная составляющая сохранения суверенитета страны.
Идея патриотизма может выразиться через язык. Язык - это система знаков, с помощью которых люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию, управляют поведением друг друга. В языке можно выделить естественную систему знаков, которые выражаются в звуковом языке и пластике человеческого тела: позе, жесте, мимике, а также в искусственно созданном людьми языке логики, математики, языке живописи, языке дорожных знаков и т. д. Язык - явление общественное: он возникает в процессе формирования общества, становится главным моментом его функционирования. Язык выполняет в обществе множество функций: номинативную, познавательную, информативную, коммуникативную и др.
Родной язык формирует в человеке бессознательным для него способом чувство ритма, музыкальности, а также многие другие качества души, в т. ч. и качество патриотизма [14]. Какими они будут - хорошими или не очень - зависит от того, кто рядом с ребенком в первые его годы. Любящая мать, которая в речевом обращении к ребенку использует самые красивые и нежные слова, произнося их с соответствующей интонацией, или чужие безразличные люди, слова которых холодны, деловиты, сухи, производят разные впечатления на психику ребенка. Если учесть, что формирование личности начинается с детства, становится понятной огромная роль речевого пространства, в котором находится ребенок. В подобном речевом пространстве должен вырасти молодой человек в масштабах государства.
Сознание и язык неразрывно связаны между собой. Достаточно указать на тот факт, что одним из условий возможности является его способность сказать о себе «Я» и тем самым заявить о своем относительно самостоятельном бытии. Все нормальные люди знают о своем «Я» и выражают его словесно.
Благодаря языку мое сознание становится действенным, существующим и для других людей. Сознание всегда есть мое отношение к миру. Но, чтобы другие люди узнали о содержании этого отношения, «Я» должно выразить его вовне, объективировать [15]. Социальной философии Маркса удалось выявить основные характеристики содержания сознания людей современного ему буржуазного общества. Например, в ходе конкурентной борьбы, когда успех одного может разорить и уничтожить другого, что несовместимо с этическими общечеловеческими нормами, высокие человеческие чувства начинают обмениваться на деньги, а межличностные отношения становятся продолжением товарно-денежных отношений [16]. Деньги превращаются в своеобразное средство взаимоотношения, в рамках которого вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, корыстное стремление к грабежу общего достояния становятся нормой. К. Маркс и Ф. Энгельс неоднократно подчеркивали, что становление буржуазного, т. е. «нового, цивилизованного, классового» общества происходит с помощью таких «гнусных средств», как «воровство, насилие, коварство, измена» [17].
В нашей стране проводится реформа, цель которой - построить цивилизованное (т. е. буржуазное) общество. Это обязывает нас помнить о том, что одновременно с изменением общественного строя произойдут изменения сознания людей, и притом не в лучшую сторону, что мы и видим сегодня.
Великий русский писатель Алексей Толстой в своем знаменитом рассказе «Русский характер», говоря о патриотизме, отмечает, что люди, защищающие Родину, патриотически настроены, и вся «всякая чепуха с них слетается, как нездоровая кожа после солнечного ожога» [18].
В творчестве Ахмедхана Абу-Бакара в «Ожерелье для моей любимой» существует такой эпизод, когда два парня из-за девушки подрались между собой, и это заметил старый человек, он их заставил помириться. Он попросил подать друг другу руки, спрашивая, чувствуют ли они теплоту рук. Когда молодые люди подтвердили его догадку, старик произнес, что на этом тепле держится весь мир [19]. Это ценность высокого порядка. Это есть тепло, которое кроется в каждом человеке. Его надо почувствовать, и ее чувствуют особенно патриотически настроенные военные. Это тепло отличается от того тепла Чарльза Дугласа, которое он выражает в своей работе «Зачем они убили Кеннеди?» [20] . В его произведении показаны люди, постоянно думающие о ядерной войне, которым не жалко, чтобы другие люди горели в огне ядерной войны, но не они.
Исторически элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются еще в древности. В условиях развития капитализма, формирования наций, образования национальных государств патриотизм становится неотъемлемой частью общественного сознания. В современном обществе каждый выражает свое отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы.
Литература
1. Лобанов, М. Е. Песнь на взятие Парижа. 19 марта 1814 года : Посвящается высокому имени государя императора. -СПб., 1816; Медаль «За взятие Парижа 14марта 1814 г.».
2. Императорские подарки и чувство патриотизма [ Электронный ресурс]. - URL : http:// cultobzor.ru/2016/07/griboedov-imperatorskie-podarki-i-chuvstvo-patriotizma/.
3. Данилевский, Г. П. Сожженная Москва ; под ред. Сидорок Е.Ю. - Аст, 2011. С. 13-17.
4. Труайя, А. Русские в Париже. - 2008. С. 35-48.
5. Нравственный закон Канта - общечеловеческая мораль [Электронный ресурс]. - URL : http:// www. newreferat. com/ref-74-14. html.
6. О патриотизме : основные понятия и краткий исторический аспект. -URL : http://www. nravstvennost. info/library/newsdetail. php? ID=2263.
7. Козлов, А. А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект // О патриотизме и гражданственности : учеб. пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов ; под ред. д.с.н., проф. А.А.Козлова. - СПб. : «Элексис Принт», 2005. С. 12-26.
8. Путин рассказал об истинной роли патриотизма [Электронный ресурс]. - URL : https://vz.ru/ politics/2016/2/4/792180.html.
9. Ружа, В. А. Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества. - Екатеринбург, 2013. С.176.
10. Герасимова, А. А. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества : дис. и автореф. ... канд. полит. наук. - М., 2007. С. 246.
11. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности //Молодой ученый. 2014. №10. С. 349-352.
12. Зубова, О. Г., Бухтиярова, И. Н. Патриотизм как основа формирования национальной идеи в современном российском обществе // Теория и практика общественного развития. - Краснодар : Изд. дом «ХОРС»,. 2017. № 5. С. 26-29.
13. Патриотизм в России : если завтра война, если завтра в поход //ВЦИОМ. 2016. №3136. 22 июня.
14. Матяш, Т. П. Сознание как целостность и рефлексия. - Ростов н/Д, 1988.
15. Метафизические рассуждения о сознании, символике, языке. - М., 1999.
16. Маркс К. Капитал //Маркс К, Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. Т. 23. Гл. 24.
17. Там же.
18. Толстой, А. Русский характер. - М., 1942-1944.
19. Абу-Бакар, А. //Знамя. 1967.
20. Дуглас, Ч. Зачем они убили Кеннеди? - М., 2019.
References:
1. Lobanov, M. E. Song on the capture of Paris. March 19, 1814 : Dedicated to the high name of the Emperor. -SPb. 1816; Medal For the capture of Paris on March 14, 1814"
2. Imperial gifts and a sense of patriotism [ Electronic resource]. - URL : http://cultobzor.ru/2016/07/ griboedov-imperatorskie-podarki-i-chuvstvo-patriotizma/.
3. Danilevsky, G. P. Burned Moscow ; ed. Sidorok E. Yu. - AST, 2011. P. 13-17.
4. Truaya, A. Russians in Paris. - 2008. P. 35-48.
5. Kant's moral law is a universal morality [Electronic resource]. - URL : http://www.newreferat.com/ref-74-14.html.
6. About patriotism : basic concepts and a brief historical aspect. -URL : http://www. nravstvennost. info/ library/newsdetail. php? ID=2263.
7. Kozlov, A. A. On patriotism. Basic concepts and brief historical aspect // On patriotism and citizenship : studies. a Handbook for students, educators and youth policy of teachers ; ed. by D. S. doctor of Economics, Professor A. A. Kozlov. - SPb. : Elixis Print,"2005. P. 12-26.
8. Putin spoke about the true role of patriotism [Electronic resource]. - URL : https://vz.ru/ politics/2016/2/4/792180. html.
9. Ruzha, V. A. Formation and development of culture ofpatriotism of modern students. - Ekaterinburg, 2013. P. 176.
10. Gerasimova, A. A. Formation ofpatriotism of modern youth as a condition ofpolitical stabilization of Russian society : dis. and author. ... kand. polit. sciences'. - M., 2007. P.246.
11. Bakhtin, Yu. K. Patriotic education as a basis for the formation of a morally healthy personality // Young scientist. 2014. No. 10. P. 349-352.
12. Zubova, O. G., Bukhtiyarova, I. N. Patriotism as a basis for the formation of the national idea in modern Russian society // Theory and practice of social development. - Krasnodar : Publishing House. house HORS". 2017. No. 5. P. 26-29.
13. Patriotism in Russia : if tomorrow war, if tomorrow in approach // VTSIOM. 2016. No. 3136. June 22.
14. Matyash, T. P. Consciousness as integrity and reflection. - Rostov n/A, 1988.
15. Metaphysical arguments about consciousness, symbolism and language. - M., 1999.
16. Marx K., Capital //Marx K, Engels F. Soch. - 2nd ed. Vol. 23. GL. 24.
17. Ibid.
18. Tolstoy, A. Russian character. - M., 1942-1944.
19. Abu Bakar, A. //Banner. 1967.
20. Douglas, Why did they kill Kennedy? - M., 2019.