Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ БОРЦОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ БОРЦОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирза Мурат Ю., Макеева Ангелина А., Ельникова Ольга О., Шишхова Аминат П.

Актуальность. Спорту присущи значительные резервы по эстетическому развитию человека. Тренером, преподавателем физкультуры с помощью воздействия на развитие учащихся физическим воспитанием, закладывается база для разностороннего становления его духовных и физических качеств, используются серьезные возможности по восприятию и эмоциональной чуткости, характерные для детского и подросткового возраста. Цель исследования: моделирование педагогического процесса с использованием ресурсного потенциала эстетического воспитания для формирования эстетической личности юных спортсменов. Методы и организация исследования: При моделировании педагогического процесса эстетического воспитания юных спортсменов происходит выделение его основных характеристик, которые составляют содержание блоков модели: проектировочного, методологического, содержательно-методического, организационного. Наполнение представленных блоков напрямую зависит от целей и задач, решению которых они подчинены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирза Мурат Ю., Макеева Ангелина А., Ельникова Ольга О., Шишхова Аминат П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AESTHETIC PERSONALITY OF YOUNG WRESTLERS

Relevance. Sport has significant reserves for the aesthetic development of a person. By influencing the development of students through physical education, a coach, a teacher of physical education, lays the foundation for the versatile development of his spiritual and physical qualities, uses serious opportunities for perception and emotional sensitivity, characteristic of childhood and adolescence. The purpose of the study: modeling the pedagogical process using the resource potential of aesthetic education to form the aesthetic personality of young athletes by highlighting and combining its main characteristics. Research methods and organization: When modeling the pedagogical process of aesthetic education of young athletes, its main characteristics are identified, which make up the content of the model blocks: design, methodological, content-methodical, organizational. The content of the presented blocks directly depends on the goals and objectives to which they are subject.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ БОРЦОВ»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-5-1 -76-82 Оригинальные статьи / Original Articles

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ БОРЦОВ

УДК 796.81

Мурат Ю. Мирза Ангелина А. Макеева Ольга О. Ельникова Аминат П. Шишхова

Адыгейский государственный университет, ФГБОУ ВО АГУ, г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия

Аннотация

Актуальность. Спорту присущи значительные резервы по эстетическому развитию человека. Тренером, преподавателем физкультуры с помощью воздействия на развитие учащихся физическим воспитанием, закладывается база для разностороннего становления его духовных и физических качеств, используются серьезные возможности по восприятию и эмоциональной чуткости, характерные для детского и подросткового возраста.

Цель исследования: моделирование педагогического процесса с использованием ресурсного потенциала эстетического воспитания для формирования эстетической личности юных спортсменов.

Методы и организация исследования: При моделировании педагогического процесса эстетического воспитания юных спортсменов происходит выделение его основных характеристик, которые составляют содержание блоков модели: проектировочного, методологического, содержательно-методического, организационного. Наполнение представленных блоков напрямую зависит от целей и задач, решению которых они подчинены.

Ключевые слова: тренировочный процесс, эстетическое воспитание, формирование мотивации.

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов Для цитирования: Мирза М.Ю., Макеева А.А., Ельникова О.О., Шишхова А.П. Формирования эстетической личности юных борцов // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2022. №1.. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-5-1-76-82

Статья поступила: 11.05.2022 г. Статья принята в печать: 04.06.2022 г. Статья опубликована: 28.06.2022 г.

Информация для связи с автором: mirza-murat@mail.ru

FORMATION OF AESTHETIC PERSONALITY OF YOUNG WRESTLERS

Murat U. Mirza Angelina A. Makeeva Olga O. Elnikova Aminat P. Shishkhova

Adygea State University, ASU, Maykop, Republic of Adygea, Russia Abstract

Relevance. Sport has significant reserves for the aesthetic development of a person. By influencing the development of students through physical education, a coach, a teacher of physical education, lays the foundation for the versatile development of his spiritual and physical qualities,

uses serious opportunities for perception and emotional sensitivity, characteristic of childhood and adolescence.

The purpose of the study: modeling the pedagogical process using the resource potential of aesthetic education to form the aesthetic personality of young athletes by highlighting and combining its main characteristics.

Research methods and organization: When modeling the pedagogical process of aesthetic education of young athletes, its main characteristics are identified, which make up the content of the model blocks: design, methodological, content-methodical, organizational. The content of the presented blocks directly depends on the goals and objectives to which they are subject.

Key words: training process, aesthetic education, motivation formation.

Conflict of interest: Author declares absence of conflict of interest

For citation: Mirza M.Yu., Makeeva A.A., Yelnikova O.O., Shishkhova A.P. Formation of aesthetic personality of young wrestlers // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2022. №1 https://doi.org/10.57006/2782-3245-2022-5-1-76-82

Введение. Как считают специалисты, работники культурной сферы, тренеры, спорту присущи значительные резервы по эстетическому развитию человека. Тренером, преподавателем физкультуры с помощью воздействия на развитие учащихся физическим воспитанием, закладывается база для разностороннего становления его духовных и физических качеств, используются серьезные возможности по восприятию и эмоциональной чуткости, характерные для детского и подросткового возраста. Юные спортсмены должны обладать прочными эстетическими знаниями, иметь представление об эстетических ценностях, иметь правильные вкус и манеру держаться, соблюдать внимание к внешнему виду. Но опыт физического воспитания свидетельствует, что потенциал, заложенный в двигательной деятельности, весьма редко используется в целях привития учащимся нравственных и эстетических основ.

При моделировании педагогического процесса эстетического воспитания юных спортсменов происходит выделение его основных характеристик, которые составляют содержание блоков модели: проектировочного, методологического, содержательно-методического, организационного. Наполнение представленных блоков напрямую зависит от целей и задач, решению которых они подчинены.

Проектировочный блок модели эстетического воспитания юных спортсменов.

Целью эстетического воспитания выступает формирование эстетической культуры личности. Цель детализируется в структурных компонентах эстетической

культуры личности, наполненных общим и специфическим (спортивно-ориентированным) содержанием: когнитивном (знания, представления, суждения об общем и специфическом, спортивном проявлении прекрасного в окружающем мире, соответствующие эстетические идеалы), эмоцио-нально-мотивационном (чувства, интересы, потребности в области эстетических проявлений жизни в целом и спорта в частности), деятельностно-поведенческом (умения и навыки в области эстетики жизнедеятельности и спортивной деятельности отношений).

Структура и содержание эстетической культуры личности обусловливают постановку комплекса взаимосвязанных задач эстетического воспитания:

-формирование системы общих и специфических эстетических знаний, и представлений;

-воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей относительно эстетических явлений жизни, спортивной деятельности;

-обучение эстетике поведения, общения, спортивной деятельности.

Степень эффективности решения задач эстетического воспитания определяется по уровням сформированности эстетической культуры юных спортсменов. Они, в свою очередь, определяются на основе критериев сформированности структурных компонентов:

-когнитивного, характеризующего объем и осознанность эстетических знаний и представлений, способность эстетически характеризовать явления, эстетические идеалы;

-эмоционально-мотивационного, описывающего эмоциональные проявления и реакции, развитость потребностей и интересов в области эстетических явлений жизни;

-деятельностно-поведенческого, демонстрирующего проявление эстетического в поведении и действиях, умения «создавать эстетическое пространство»; оценивается по проявлению творческих способностей в эстетической деятельности (быстрота ориентировки, находчивость, сообразительность, самостоятельность, оригинальность, инициативность, умение спланировать работу).

Диагностика осуществляется с применением разработанного диагностического комплекса, включающего:

-для когнитивных критериев - анкеты и опросники, задания на восприятие эстетического в произведениях искусства и в спортивной деятельности;

-для эмоционально-мотивационных критериев - анкеты, тесты, задание на восприятие эстетического в произведениях искусства и в спортивной деятельности, ранжирование, педагогическое наблюдение;

-для деятельностно-поведенческих критериев - педагогическое наблюдение, экспертная оценка.

На основе результатов диагностики определяется уровень сформированности эстетической культуры личности юных спортсменов: высокий (полное соответствие критериальным индикаторам); достаточный (соответствие большинству критериальных индикаторов (50% - 75%)); средний (соответствие менее, чем половине критериальных индикаторов (25% -50%)); низкий (соответствие незначительному количеству критериальных индикаторов (менее 25%)).

Методологический блок модели эстетического воспитания юных спортсменов.

Данный блок модели представлен педагогическими условиями эстетического воспитания, которые описывают требования к организации воспитательного процесса, ориентируют на выбор и применение определенных средств и методов, определяют характеристики поведения и деятельности всех членов спортивного коллектива, включая тренера.

Система педагогических условий включает в себя использование средств и методов эстетического воспитания:

в учебно-тренировочном процессе: -специфических средств (реальная эстетически окрашенная двигательная деятельность, музыкальное сопровождение двигательной деятельности и др. методов);

-эстетичный показ двигательных действий, эмоционально-выразительное (яркое, образное) объяснение физических упражнений, практическое приучение к проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе выполнения физических упражнений, анализ эстетики движений показательных выступлений, спортивных праздников и др.).

во внетренировочной деятельности: -общих средств (красота природы, искусства, человеческих отношений и др.);

-методов (эстетические беседы, экскурсии, походы, встречи и др.);

-специфических средств (произведения литературы, кинематографа, изобразительного искусства посвященные физической культуре, спорту).

-эстетическое насыщение тренировочного и внетренировочного процесса (музыкальное сопровождение, эстетика материального окружения, акцентирование внимания на эстетических проявлениях спорта и т.д.);

-целенаправленное использование эстетического потенциала всей спортивной жизни (спортивных праздников, соревнований, личностей спортсменов, спортивных взаимоотношений и пр.);

-использование специальных заданий для овладения эстетическими представлениями и навыками в ходе тренировочного процесса и вне его;

-стимулирование творческого отношения к тренировочному и соревновательному процессу;

-благоприятный психологический климат в спортивном коллективе;

-внутренняя и внешняя эстетичность личности тренера, его поведения, общения с воспитанниками;

мониторинг результатов эстетического воспитания.

Содержательно-методический блок модели эстетического воспитания юных спортсменов.

Непосредственное создание педагогических условий обеспечивается применением конкретных средств, методов, приемов, использования конкретного содержания эстетического воспитания юных спортсменов. В соответствии с представленностью общих и специальных содержательных элементов в содержании эстетической культуры личности юных спортсменов, в составе средств и методов также выделяются общие и специфические элементы:

В содержание эстетического воспитания входят элементы:

-общие (красота природы, искусства, человеческих отношений и пр.) и специфические (эстетика спортивных движений, спортивных взаимоотношений);

В средства эстетического воспитания:

- общие (произведения литературы, кинематографа, изобразительного искусства; эстетически окрашенная деятельность, поступки, поведение человека, музыкальные произведения и др.) и специфические (произведения литературы, кинематографа, изобразительного искусства, посвященные физической культуре, спорту; реальная эстетически окрашенная двигательная деятельность музыкальное сопровождение двигательной деятельности и др.,);

В методы и формы эстетического воспитания:

- общие (эстетические беседы, экскурсии, походы, встречи) и специфические (эстетичный показ двигательных действий, эмоционально-выразительное (яркое, образное) объяснение физических упражнений, практическое приучение к проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе выполнения физических упражнений, анализ эстетики движений, показательных выступлений, спортивных праздников и др.).

Особенности содержания эстетической культуры личности юных спортсменов (наличие общих и специфических содержательных элементов в структурных компонентах) определяют два ведущих целевых направления эстетического воспитания:

-ориентированный на совершенствование общего содержания эстетической культуры личности воспитанников (организуется как педагогическое взаимодействие

с учителями-предметниками и классными руководителями, а также с родителями воспитанников);

- ориентированный на формирование специфического содержания эстетической культуры личности воспитанников (организуется посредством целенаправленного включения в учебно-тренировочный процесс и внетренировочную деятельность эстетического содержания, средств, методов, приёмов и пр.).

Два направления воспитательной деятельности взаимосвязаны и осуществляются на основе разработанной программы. Программа отражает деятельность тренера в рамках учебно-тренировочного процесса и за его рамками в соответствии с названными направлениями деятельности.

Направление 1. Педагогическое взаимодействие с образовательными организациями, где обучаются воспитанники, с родителями юных спортсменов. Включает в себя:

-работу с администрацией школ (встречи, согласование задач эстетического воспитания школьников, нормативно-правовое оформление взаимодействия);

-работу с педагогическими коллективами школ (встречи, беседы относительно согласования задач и средств эстетического воспитания обучающихся; внесение предложений по организации внеучебной жизни школьников, насыщения ее эстетическими элементами; помощь в организации эстетико-ориентированных мероприятий (походов, экскурсий, классных часов и пр.); методическая помощь педагогам по физической культуре в области эстетического насыщения уроков и внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности);

-работу с родителями (осуществляется в рамках индивидуальных встреч, индивидуальных и коллективных бесед, родительских собраний; содержит пропаганду сотрудничества с общеобразовательной и спортивной школами в вопросах эстетического воспитания; просвещение в сфере целей и задач, средств и методов эстетического воспитания детей, в том числе, в рамках семейного воспитания; организация совместных мероприятий по эс-

тетическому воспитанию юных спортсменов (походов, экскурсий, спортивных праздников).

Направление 2. Эстетическое воспитание юных спортсменов в условиях тренировочного процесса и внетренировочной деятельности. Включает, в соответствии с выделенными педагогическими условиями, следующее содержание:

-повышение эстетичности окружающей обстановки и атмосферы занятий:

-привлечение воспитанников к украшению мест проведения занятий, стимулирование их творчества в данной деятельности;

-подбор и использование музыкального сопровождения двигательной деятельности;

-обеспечение личного примера в области эстетики человека (аккуратность в одежде, во внешнем виде в целом; вежливость в общении с воспитанниками, с коллегами; стремление к постоянной демонстрации красоты движений);

Включение средств и методов эстетического воспитания в учебно-тренировочный процесс:

-разработка и применение специальных творческих заданий эстетической направленности: объяснить, почему те или иные движения воспринимаются как прекрасные / безобразные; найти ошибки в собственных действиях, нарушающих красоту движений; подобрать гармонично сочетающиеся двигательные действия; придумать танец из освоенных двигательных действий и т.д.; для овладения эстетическими представлениями и навыками в ходе тренировочного процесса и за его пределами;

-эстетичный показ и эмоционально-выразительное объяснение двигательных действий, акцент не только на технических деталях двигательных действий, но и на их красоте, гармонии их составляющих и сочетаний;

-практическое приучение к проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе выполнения физических упражнений;

-организация рефлексивной деятельности воспитанников, побуждение их к анализу не только правильности выполнения упражнений, но и эстетики движений,

телесной и пластической красоты показательных выступлений, не только ошибок и удач участников соревнований, но и эстетичности их борьбы и т.д.;

Включение средств и методов эстетического воспитания во внетренировочный процесс:

-организация «эстетических бесед» для целенаправленного обсуждения эстетических категорий, явлений, процессов -как общих, так и их проявлений в спортивной деятельности;

-организация «эстетических пауз» и «эстетических часов» для совместного обсуждения произведения литературы, кинематографа, изобразительного искусства, посвященных физической культуре, спорту;

-организация совместных (как с родителями, так и без них) походов (на природу, по городу; в кинотеатры и театры и т.д.), экскурсий (в музеи, выставочные залы), встреч с известными спортсменами; акцентирование внимания на эстетической стороне увиденного, услышанного и т.п.;

-обеспечение благоприятного психологического климата: организация бесед о спортивной дружбе и взаимопомощи, проявление доброжелательного, уважительного отношения к юным спортсменам, пресечение проявлений грубости, невоспитанности;

-систематическая диагностика уровня эстетической культуры юных спортсменов.

Кинодраматург Полонский и артист Чирков заметили однажды, что современный спорт "взял на себя часть огромной ответственности за воспитание человека, "конструирование" личности, нравственности, доброты, честности, товарищества". "И здесь у спорта, - по их мнению, - может быть не меньше возможностей, чем у просвещения и искусства". Эти слова в полной мере можно отнести к взаимной возможности влияния как спорта на эстетическую культуру, так и эстетической культуры на спорт.

© Мурат Юнусович Мирза, 2022 © Ангелина Александровна Макеева, 2022 © Ольга Олеговна Ельникова, 2022 © Аминат Пшимафовна Шишхова, 2022

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арнольд, П.Дж. Эстетические аспекты спорта (сокр. пер. Л.В. Соменко) / П.Дж. Арнольд // Спорт, духовные ценности, культура. — М., 1997. Вып. 5. — 19 - 24.

2. Макарова, Е.И. Занятия физической культурой и спортом как средство эстетического воспитания / Е.И. Макарова // http://fit35.ru/blog/esteticheskoe-i-fizicheskoe-vospitanie-sportsmenov.

3. Сергиенко, В.В. Педагогические условия эффективности осуществления эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования спортивного профиля / В.В. Сергиенко // http://www.science-education.ru/pdf/2015/1/290.pdf.

4. Сараф М.Я. Эстетика спорта // Спортивная энциклопедия систем жизнеобеспечения / Ред. А.Д. Жуков. — М.: Юнеско, 2011. — 212-214.

5. Щелкотунова В. Эстетические аспекты спорта // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск: — М.; Наука, 2014. — 117-119.

REFERENCES

1. Arnold, P.J. Aesthetic aspects of sports (sokr. per. L.V. Fomenko) / P.J. Arnold // Sport, spiritual values, culture. — M., 1997. Issue. 5. — 19 - 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Makarova, E.I. Physical culture and sports as a means of aesthetic education / E.I. Makarova // http://fit35.ru/blog/esteticheskoe-i-fizicheskoe-vospitanie-sportsmenov .

3. Sergienko, V.V. Pedagogical conditions of the effectiveness of aesthetic education in institutions of additional education of sports profile / V.V. Sergienko // http://www.science-educa-tion.ru/pdf/2015/1/290.pdf .

4. Saraf M.Ya. Aesthetics of sports // Sports encyclopedia of life support systems / Ed. A.D. Zhukov. — Moscow: Unesco, 2011. — 212-214.

5. Shchelkotunova V. Aesthetic aspects of sports // Scientific community of students of the XXI century. Social sciences: Sat. Art. on mat. XIX International student scientific and practical conf. No-vosi-birsk: — M.; Nauka, 2014. — 117-119.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Мирза Мурат Юнусович ст.преподаватель кафедры ФВ Адыгейский государственный университет, ФГБОУ ВО АГУ, г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия Mirza Murat Yunusovich Senior lecturer of the Department of FW Adygea State University, ASU, Maykop, Republic of Adygea, Russia

Макеева Ангелина Александровна аспирант кафедры Т и М Адыгейский государственный университет, ФГБОУ ВО АГУ, г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия Makeeva Angelina Aleksandrovna Postgraduate student of the Department of T and M Adygea State University, ASU, Maykop, Republic of Adygea, Russia

Ельникова Ольга Олеговна ст.преподаватель кафедры ФВ Адыгейский государственный университет, ФГБОУ ВО АГУ, г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия Melnikova Olga Olegovna Senior lecturer of the Department of FW Adygea State University, ASU, Maykop, Republic of Adygea, Russia

Шишхова Аминат Пшимафовна преподаватель кафедры ФВ Адыгейский государственный университет, ФГБОУ ВО АГУ, г. Майкоп, Республика Адыгея, Россия Shishkhova Aminat Pshimafovna teacher of the Department of FW Adygea State University, ASU, Maykop, Republic of Adygea, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.