Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание школьников средствами национально-художественной культуры'

Эстетическое воспитание школьников средствами национально-художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА И ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаджимуратова Асет Даниловна

В статье рассматривается эстетическое воспитание школьников средствами национальной художественной культуры. Освещены основные проблемы использования культуры, в частности национальной художественной культуры, в эстетическом воспитании школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хаджимуратова Асет Даниловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF THE NATIONAL ARTISTIC CULTURE

The article considers the aesthetic education of schoolboys means national culture schoolchildren. The basic problems of the use of culture, in particular national culture in aesthetic education of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание школьников средствами национально-художественной культуры»

УДК 373.1

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье рассматривается эстетическое воспитание школьников средствами национальной художественной культуры. Освещены основные проблемы использования культуры, в частности национальной художественной культуры, в эстетическом воспитании школьников.

Ключевые слова: культура, национальная культура, художественная культура, эстетическое воспитание, художественные ремесла и традиции.

AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF THE NATIONAL ARTISTIC CULTURE

Abstract. The article considers the aesthetic education of schoolboys means national culture schoolchildren. The basic problems of the use of culture, in particular national culture in aesthetic education of schoolchildren.

Keywords: culture, national culture, art culture, aesthetic education, crafts and traditions.

Россия издревле населена многочисленными народами и народностями с различными культурными традициями. Каждый этнос имеет более или менее развитую культуру и изобразительное искусство, в основном декоративно-прикладного характера и тех видов, которые инициируются наличием местных природных материалов (на российском Севере - береста, моржовая кость, на Кавказе - металлы и ценные породы дерева и т.п.). Таким образом, естественное наличие природных материалов в значительной мере определяет видовое и жанровое разнообразие народного искусства. Каждый из народов, населявших Российскую Федерацию, обладал и обладает своим национальным искусством, достигшим более или менее высокой степени развития, обоюдно обогащающим друг друга и культурные традиции ближних и дальних соседей. Исходя из этого, каждый народ имеет право и должен непрерывно развивать и совершенствовать родную культуру и искусство.

В многонациональной Чеченской Республике необходимо последовательно формировать у молодежи как нравственное сознание, так и эстетическую культуру. Ведь каждый наш народ, народность, этническая группа уникальны, их историческое, культурное и национальное развитие имеют свою специфику. Нам необходимо органически усвоить и освоить культурные ценности более развитых на сегодняшний день цивилизаций, но при этом непременно тщательно сохранить, сберечь, моральные ценности горцев, художественную культуру и эстетические критерии наших народов.

Поскольку настоящее исследование ориентировано на эстетическое воспитание школьников средствами национально-художественной культуры, формирование у школьников внутреннего мира, духовно-нравственных, культурно-исторических ценностей, то перед нами встает необходимость осмысления понятий культуры и ее ценностей. Итак, культура - сложное понятие, относящееся как к материальным, социальным явлениям, так и к индивидуальному поведению, репродукции, организованной деятельности. В широком философском смысле культура - совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, применения и передачи, которые вырабатываются человечеством в процессе трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и общества. Составляющими культуры, по мнению многих ученых, являются материальные объекты, идеи, образы, технология их изготовления и оперирования ими; устойчивые связи между людьми и способы их регулирования; оценочные критерии, имеющиеся в обществе (С.Н. Артановский, С. Библер, П.С. Гуревич, И.С. Кон) [7].

© Хаджимуратова А.Д., 2014

А.Д. Хаджимуратова

Asset Hadzhimuratova

М.С. Каган понимает культуру как целостный системный взгляд на вещи, способность видеть в разнообразии множества взаимосвязанных элементов специфические образования, а также как способ деятельности человека, состоящий из двух граней (продукт и технология) и трех слоев (материальная, духовная и художественная культура). Характеризуя строение духовной культуры, М.С. Каган отмечает наличие в ней продуктов познавательной и ценностноориентационной деятельности. На этих же позициях стоит и Г.Н. Волков [2]. Феномен культуры рассматривается и исследуется специалистами в рамках многих гуманитарных дисциплин, например, социальной и культурной антропологии, а так же социологии, структурной лингвистики, семиотики, психологии, социальной философии (Ю.А. Сорокин), философии культуры (В.С. Библер, М.С. Каган), культуроведения (Ю.В. Рождественский), культурологии (А.А. Белик, Б.С. Ерасов, Л.Г. Ионин, В.М. Розин) и др. [3; 4].

Сегодня важно отметить, что национально-художественная культура каждого народа представляет для эстетического воспитания учащихся широкие возможности, она имеет многовековые традиции, сохраняет этнопедагогический потенциал и представляет большой простор для всестороннего развития личности и эстетического воспитания школьников. Культура чеченского народа самобытна и уникальна, ее корни питаются живительной влагой духовного самосознания народа, которое через тысячелетия пронесло культурный опыт предыдущих поколений, постоянно наполняя его все новым смыслом и новыми идеями. Она же, как и любая культура, в определенной степени и универсальна. Она существует и развивается в многообразных связях с культурами других народов, живущих в одной ландшафтно-географической зоне. Через эти связи происходят взаимообогащение и взаимовлияние культур разных народов, формирование определенных культурных архетипов, а в случае интенсивности и длительности культурного взаимодействия - формирование культурных общностей, которые имеют национальный и надконфессиональный характер.

Самобытность культуры, традиции позволяют народу сохранить и пронести через века свою этническую идентичность и своеобразие, культурные коды, которые через тысячелетия открывают потомкам заново духовные тайны и сокровища далеких предков, наполняют их новым смыслом и идеями, сообразными времени. Сохранение этнической самобытности и общечеловеческой универсальности, гармоничное развитие всех жанров и видов культуры являются основой ее прогрессивного развития. Истоки культуры чеченского народа уходят в глубокую древность. Они ведут к эпохе неолита, когда начинается распад кавказской языковой семьи и формирование отдельных языков.

Для многонациональной Чеченской республики характерно уникальное разнообразие народных художественных ремесел. Каждое из них имеет особую технику и технологию изготовления изделий, руководствуется своими специфическими композиционными и эстетическими закономерностями, требованиями к практической технологии изготовления предмета, работы с определенным материалом: металлом, деревом, глиной и т.д. Яркое воплощение народное искусство Чечни получило в изделиях из металла, в том числе и в оформлении холодного оружия. Со второй половины XIX в. традиционное для чеченцев холодное оружие приобретает все более ярко выраженный декоративный характер. В частности, кинжалы становятся более легкими и изящными, а художественной обработке клинков и украшению рукояти уделяется особое внимание. Так, рукояти, изготовленные из рога или кости, покрывались позолотой и богатым орнаментом, а деревянные ножны покрывались дорогим сафьяном и дополнительно декорированными накладками из серебра.

Знакомя учащихся с основными техническими приемами и путями поиска наилучшего художественного решения изделий, учитель изобразительного искусства должен выявить и показать наиболее характерные выразительные возможности того или иного материала, основные приемы практической работы, технологию и принципы сплава металлов, постоянно подчеркивая главную цель -конечный результат учебной творческой работы.

Особенно широкое распространение в Чечне имели художественные поделки из дерева. Тем более, что деревообработка издревле составляла один из наиболее распространенных видов народных промыслов. При этом чеченские мастера широко использовали разные виды деревообрабатывающих и токарных станков, включая снабженные механическим приводом, работающие при помощи текущей воды. Со второй половины века чеченские поделки из дерева начинают украшаться орнаментом, чаще геометрическим.

Гравировке металла чеченские мастера уделяют особое внимание, покрывая растительным или точечным орнаментом практически все изделия из металла, начиная с холодного оружия и заканчивая предметами обихода. При этом в качестве декоративного орнамента широко используются солярные знаки, известные у чеченцев еще с кобанского периода, что само по себе говорит о замечательной преемственности чеченского прикладного искусства. Кроме того, чеченские мастера-ювелиры для украшения своих изделий также прибегали к использованию традиционных узоров, которые выполнялись методом гравировки, чернением, позолотой и насечкой на стали золотом. Широко использовалась также филигрань с эмалью. Следует отметить, что филигрань - одна из наиболее кропотливых художественных техник, она требует большого трудолюбия, воспитывает усидчивость, аккуратность, развивает вкус, чувство меры, соразмерности частей изделия.

Традиционный орнамент широко применяется и при обработке камня, например, при изготовлении традиционных каменных надгробий. Впрочем, в этом виде прикладного искусства традиционный чеченский орнамент постепенно вытеснялся арабской вязью. Вместе с тем традиционный узор сохранялся в различного рода изделиях из шерсти, например, традиционные для чеченского жилища шерстяные и войлочные ковры (инстанги) покрывались разнообразными и разноцветными узорами. Наиболее широко применялись ярко-желтый, оранжевый, красный, зеленый, черный и синие цвета. В целом цветовая гамма чеченских ковров была яркой, а орнамент, в основе которого лежали символические изображения солнца, полумесяца, звезд, растительные и животные мотивы, имел простую, строгую форму.

Важно особо отметить, что учащиеся, выросшие до поступления в школу в тех районах, где основным художественным ремеслом является ковроделие, очень тонко и точно чувствуют соотношения цветовых масс и пятен, легко усваивают и воспроизводят, создают образцы геометрического, растительного, зооморфного, антропоморфного орнамента. Почти любой предложенный преподавателем изобразительный мотив они достаточно легко перекладывают на условный «ковровый язык», решая даже относительно сложный композиционный комплекс элементов согласно традиционным законам «ковровой» орнаментики.

Главный вопрос, с которым сталкивается исследователь любой самобытной культуры, - в чем состоят ее духовный посыл и главная идея, вокруг которой формируется ее духовное содержание? По мнению подавляющего большинства знатоков чеченской традиционной духовной культуры, в ее основе лежит уважение к человеку, признание не только человеческой жизни, но и личности в качестве высшей ценности. Причем уважение к человеку в решающей мере определялось не его социальным статусом или происхождением, а личными качествами, в том числе и уровнем его собственной культуры.

Анализируя историю обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству на различных этапах его развития, мы приходим к выводу, что во все времена его основой был опыт прошлого, усвоение и использование сложившихся художественно-педагогических эстетических традиций народа. Это положение не устарело и на современном этапе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в средней общеобразовательной школе. Ценность народного, исторически сложившегося опыта обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству состоит в том, что он складывался столетиями; прошел проверку практикой, а это, в свою очередь,

позволило выявить наиболее удачные образцы, своего рода эталоны для дальнейшей художественной практики. Умелое использование национальных художественных традиций позволяет учителю не только развивать у учащихся уже имеющиеся художественные и творческие навыки, но и приобщать их к ценностям национально-художественной культуры.

Итак, основа эстетического воспитания средствами национально-художественной культуры -это, прежде всего, эстетическое осмысление произведений искусства, фольклора. Воздействуя на чувственную, эмоциональную сферу учащихся, эти произведения способны вызвать разнообразные переживания, связанные с сознанием тех или иных явлений как прекрасных, так и безобразных, комических или трагических, возвышенных или низменных. В изучении и познании произведений национально-художественной культуры необходима предварительная подготовка школьников к встрече с ними, соответствующая установка, определенная сумма знаний, готовность их воспринимать. Если школьников не приобщать к законам изобразительной грамоты, которые лежат в основе искусства, то их восприятие остается поверхностным, на уровне констатирующего факта.

При этом большинство школьников связывает то, что они видят, лишь со знакомыми представлениями. Необходимо отметить, что эстетическое воспитание, сведенное к эстетическому образованию, т.е. передаче определенного количества информации о национально-художественной культуре, может привести к однобокому развитию, резкой диспропорции между общим знанием об искусстве и крайне скудным уровнем подлинного переживания. Поэтому важно добиться максимального приближения восприятия учащимися произведений национально-художественной культуры и их сопереживания.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что у чеченцев наиболее эффективной формой обучения и воспитания молодежи, учащихся школ является национально-художественная культура -база с использованием культурно-нравственных художественно-эстетических ценностей. Следовательно, самое важное, значимое в эстетическом и художественном образовании подрастающего поколения - добиваться у учащихся интереса и уважения к нравственному и эстетическому наследию предков. В значительной степени оно нашло свое воплощение в художественном творчестве, ремеслах, конкретных приемах, орнаментальных мотивах. Это заложенная дедами и отцами основа, на которой и должно строиться здание эстетического воспитания в современной школе.

Библиографический список

1. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учебное пособие / Н.М. Лебедева. - М.: Ключ-С, 1999. - 224. - С. 24.

2. Волков Г.Н. Три лика культуры / Г.Н. Волков. - М.: Мол. Гвардия, 1986. - С. 92.

3. Макарян Э.С. Теория культуры и современная наука (Логико методологический анализ) / Э.С. Макарян. -М.: Мысль, 1983. - С. 123.

4. Филимонюк Л.А. Становление и развитие проектной культуры будущего педагога / Л.А. Филимонюк. -М. - Ставрополь, 2007. - С. 19-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.