Научная статья на тему 'Национально-художественная культура Чеченской республики в аспекте эстетического воспитания школьников'

Национально-художественная культура Чеченской республики в аспекте эстетического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
576
219
Поделиться
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Хаджимуратова Асет Даниловна, Арсалиев Шавади Мадов-хажиевич

В статье рассматриваются проблемы эстетического воспитания школьников средствами национальной художественной культуры и его влияние на развитие духовности и эстетического сознания учащихся Чеченской республики.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Хаджимуратова Асет Даниловна, Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич,

National artistic culture of the Chechen Republic in terms of aesthetic education

This article discusses the aesthetic education means national culture and its influence on the development of spirituality and aesthetic consciousness of the students of the Chechen Republic.

Текст научной работы на тему «Национально-художественная культура Чеченской республики в аспекте эстетического воспитания школьников»

УДК 37.018.2 ББК 34.5

Хаджимуратова Асет Даниловна

ассистент кафедра изобразительное искусство Чеченский государственный педагогический институт

г. Грозный Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич доктор педагогических наук, профессор декан исторического факультета Чеченский государственный университет г. Грозный Hadzhimuratova Asset Danilovna Assistant of the Department Fine Arts Chechen State Pedagogical Institute Grozny

Arsaliyev Shavadi Madov-Hazhievich Ed.D.,

Professor dean of the Faculty of History Chechen State University Grozny gadjiev82@mail.ru Национально-художественная культура Чеченской Республики в аспекте эстетического воспитания школьников National artistic culture of the Chechen Republic in terms of aesthetic education

В статье рассматриваются проблемы эстетического воспитания школьников средствами национальной художественной культуры и его влияние на развитие духовности и эстетического сознания учащихся Чеченской республики.

This article discusses the aesthetic education means national culture and its influence on the development of spirituality and aesthetic consciousness of the students of the Chechen Republic.

Ключевые слова: культура, национально-художественная культура, эстетическое воспитание, культурные ценности, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство.

Key words: culture, national artistic culture, aesthetic education, cultural values, crafts, arts and crafts.

История человечества в начале XXI века перешла в новую фазу, для которой характерны определенное стирание межэтнических границ, глобализация

экономики, унификация культурных традиций. Это, в свою очередь, является причиной возросшего внимания к этнической самобытности и жанрововидовому разнообразию национальных культур.

Чеченский народ имеет древнюю историю, богатую культуру, красивые, мудрые обычаи и традиции. Происшедшая в последнее десятилетие трагедия не сломила дух народа, не задержала развитие его духовной культуры, хотя и нанесла громадный урон памятникам материальной культуры, психологическому состоянию и здоровью нации. Не подлежит сомнению тот факт, что ни одна национальная культура, ни в коей мере не должна быть замкнута в себе, изолирована от внешнего влияния. Тем не менее, активно впитывая и успешно перерабатывая художественные достижения других народов, в частности народов РФ, культура Чечни никогда ни в коей мере не теряла своей традиционной самобытности и национального колорита.

Сохранить и не растерять традиции, не раствориться в общей массе, под влиянием изменчивой моды, жесткого рынка, требований конъюнктуры - вот основные задачи деятелей культуры любого уровня на сегодняшний день.

Национально-художественная культура чеченского народа самобытна и уникальна. Ее основа питается живительной влагой духовного самосознания народа, через века пронесшего культурный опыт прежних поколений, постоянно наполняя его новым смыслом и новыми идеями. Она, как и любая культура, в определенной степени универсальная, существует и развивается в многообразных связях с культурами других народов. Через эти связи происходят взаи-мообогащение и взаимовлияние культур разных народов, формирование определенных культурных архетипов, а в случае интенсивности и длительности культурного взаимодействия - формирование культурных общностей, которые имеют наднациональный и над конфессиональный характер.

«Универсальность культуры, - отмечает Л. Ильясов, - позволяет народу найти единый язык общения и культурного взаимодействия с другими народами, прежде всего соседними, свое место в культурном спектре многонацио-

нального государства. Культурная изоляция народа ведет к вырождению его культуры, утрате самобытности - к культурной ассимиляции»[2].

Сегодня возрождение национальной культуры в Чечне потребует консолидации общества и уверенности в том, что культурно-историческое наследие республики будет восстановлено. Уже сейчас проводится целенаправленная просветительская работа по достижению мира и общественного согласия в республике, по осмыслению прошлого и настоящего, выбору приоритетов развития культуры Чеченской республики.

За годы войны в Чечне были уничтожены многие культурные ценности, разрушена материальная и финансовая база, обеспечивающая ранее функционирование образования, науки и культуры. Это привело к культурной катастрофе в республике. И потому сейчас остро встала проблема возрождения и развития культурного наследия чеченского и других народов населяющих Чеч-ню[4].

Исследователи вайнахского общества утверждают, что истинные чеченцы больше всего ценят такие высокие понятия, как личная свобода, равноправие и честь.

В связи с этим небезынтересно вспомнить слова российского этнолога Яна Чеснова: «Установлено, что чеченцы являются наследниками той древнейшей цивилизации, которая создала к югу от Кавказа очаг духовных исканий. Тогда в годы Кавказской войны, на берегах Терека и в предгорьях Кавказа Л.Н. Толстой понял, что добро и прощение могут быть не озарениями мыслителей, лидеров человечества, а образом жизни простого и грешного человека, каким был его друг чеченец Садо Мисирбиев[2].

В ходе двух военных кампаний были практически полностью уничтожены три главные республиканские библиотеки, Музей изобразительных искусств им. П. Захарова, Краеведческий музей, здания театров, цирка и т.д. в стоимостном выражении даже трудно оценить эту культурную катастрофу.

Возрождение духа, пробуждение традиционной народной морали невозможны без обращения к историческим корням, ко всему богатству нравственных ценностей каждого из народов нашей многонациональной страны. В связи с этим как никогда остро возникла необходимость коренного изменения нравственной атмосферы, возрождения культуры, утраченной высокой духовности всех народов.

Народные песни позволяют вскрыть и осмыслить новые пласты общей истории северокавказских народов. В указанную историческую эпоху интенсивно развивались и завершились процессы оформления этно-исторических особенностей народа, своеобразия других форм его культуры (культура труда, художественная культура, культура быта и морали). Таков был великий скачок художественной мысли чеченского народа от сказочно-обобщенного восприятия жизни к сотворению грандиозных памятников материальной и художественной культуры, к анализу и осмыслению проблем реальной действительности. В прошедшем ХХ веке появились новые формы его культуры, они достигли высокого уровня развития. Художественная литература, профессиональная музыка, живописные и графические произведения чеченцев хорошо известны не только в России, но и во многих странах.

Ярким представителем национальной художественной культуры Чеченской республики, является Махмуд Эсамбаев. Эсамбаев как балетмейстер и блестящий исполнитель создал несколько новых типов эстрадных сюжетных чеченских танцев. Где бы Махмуд Эсамбаев ни оказался, свою концертную программу он начинал чеченским илли, подчеркивая сыновнюю любовь к прекрасному уголку родной земли. За свою многолетнюю плодотворную творческую жизнь М.А. Эсамбаев в балетных спектаклях, на эстраде, в кинофильмах «В мире танца», «Я буду танцевать», «Лебединое озеро», «Земля Санникова » и др. посвященных ему или созданных с его участием, сыграл немало балетных партий, исполнил около 100 танцев, новелл, легенд, хореографических миниа-тюр[4].

Он широко пропагандировал танцы народов СССР, России, мира, помогал сближению и взаимообогащению культур различных наций, народностей, воспитанию людей в духе дружбы, братства единой семьи. Эсамбаев внес весомый вклад в их развитие, тем самым пополнив копилку мирового искусства. Он вобрал в свое творчество пластические культуры чуть ли не всех народов мира.

Особо следует назвать А. Айдамирова - писателя с блестящим талантом, создателя романа-эпопеи в своем народе. Ничто не смогло сломить характер, волю, стремление к правде и истине, глубокую любовь этого человека к Чечне и Чеченскому народу. Он является совестью нации. Пером Айдамирова двигала мечта о возрождении мирной, созидательной жизни чеченского народа. При этом писатель в своих произведениях принципиально осуждал кровопролитие, напоминал читателям завет чеченского мудреца Кунта-Хаджи: никогда не решать никаких проблем с помощью оружия. Он прилагал все усилия, чтобы отвести беду от родного края. Сопереживая страданиям чеченского народа, Ай-дамиров исполнял свой писательский и гражданский долг: писал прозу, публицистику, в интервью призывал к цивилизованному решению любых вопросов, боролся за культуру мира. У него немало единомышленников, к его голосу прислушивается чеченский народ.

Первым собирателем чеченского фольклора следует называть Абдул-Муслима Магомаева. Он родился в 1885 г. в семье кузнеца-оружейника, уроженца с. Старые Атаги. Маленький Муслим был музыкальным, легко подбирал на гармонике народные мелодии, прекрасно рисовал, пел танцевал, играл на разных музыкальных инструментах.

М. Магомаев - автор таких сочинений, как оперы «Шах Исмаил», «Наргиз», а так же народных мелодий: «Маленькая фантазия», «Поппури из туземных мотивов», «Чеченская пляска» «Песни и танцы Чечни». Первые контакты с русскими, казаками оставили свой след в народном фольклоре. Контакты эти были разные, но в целом обогащали культуру, работали на прогресс.

Среди деятелей науки и культуры России начали появляться первые чеченцы. Один из них - художник Петр Захаров, вывезенный из сожженного аула Дады-Юрт братом генерала Ермолова. Великий русский художник К.П. Брюллов, лично знавший Петра, назовет его вторым после себя мастером портрета [1].

Среди его работ, следует отметить: портреты Елизаветы Валерьяновны Войековой, княгинь Волконской и Бороздиной, а так же портрет самого Алексея Петровича Ермолова, того самого генерала, уничтожившего родное село Петра Захарова, Дади-Юрт. Под каждой своей картиной художник с гордостью подписывался: «Захаров-чеченец».

Эстетическое воспитание школьников средствами национальной культуры направлено на формирование эстетического сознания, по которому судят об эстетической культуре человека. Главным звеном является эстетический идеал. В школе им могут служить персонажи чеченских народных сказок, былин, песен.

В чеченской культуре представлены все виды и жанры, свойственные культурам цивилизованных народов. При этом она обладает определенным этническим своеобразием, которое определяется географическим положением, конфессиональными особенностями и этнокультурным окружением.

Для многонациональной Чеченской республики характерно уникальное разнообразие народных художественных ремесел. Каждое из них имеет особую технику и технологию изготовления изделий, руководствуется своими специфическими композиционными и эстетическими закономерностями, требованиями к практической технологии изготовления предмета, работы с определенным материалом: металлом, деревом, глиной и т.д.

Яркое воплощение народное искусство получило и в изделиях из металла, в том числе и в оформлении холодного оружия. Со второй половины XIX века традиционное для чеченцев холодное оружие приобретает все более ярко выраженный декоративный характер. В частности, кинжалы становятся более лег-

кими и изящными, а художественной обработке клинков и украшению рукояти уделяется особое внимание. Так, рукояти, изготовленные из рога или кости, теперь покрывалось позолотой и богатым орнаментом. А деревянные ножны покрывались дорогим сафьяном и дополнительно декорированными накладками из серебра.

Знакомя учащихся с основными техническими приемами и путями поиска наилучшего художественного решения изделий, учитель изобразительного искусства должен выявить и показать наиболее характерные выразительные возможности того или иного материала, основные приемы практической работы, технологию и принципы сплава металлов, постоянно подчеркивая главную цель конечный результат учебной творческой работы.

Особенно широкое распространение в Чечне имели художественные поделки из дерева. Тем более, что деревообработка издревле составляла один из наиболее распространенных видов народных промыслов. При этом чеченские мастера широко использовали разные виды деревообрабатывающих и токарных станков, включая снабженные механическим приводом в действие при помощи текущей воды. Со второй половины века чеченские поделки из дерева начинают украшаться орнаментом, чаще геометрическим.

Гравировке металла чеченские мастера уделяют теперь особое внимание, покрывая растительным или точечным орнаментом практически все изделия из металла, начиная с холодного оружия и заканчивая предметами обихода. При этом в качестве декоративного орнамента широко используются солярные знаки, известные у чеченцев еще с кобанского периода, что само по себе говорит о замечательной преемственности чеченского прикладного искусства. Кроме того, чеченские мастера-ювелиры для украшения своих изделий также прибегали использованию традиционных узоров, которые выполнялись методом гравировки, чернением, позолотой и насечкой на стали золотом. Широко использовалась также филигрань с эмалью.

Следует отметить, что филигрань - одна из наиболее кропотливых художественных техник, она требует большого трудолюбия, воспитывает усидчивость, аккуратность, развивает вкус, чувство меры, соразмерности частей изделия.

Традиционный орнамент широко применяется и при обработке камня, например при изготовлении традиционных каменных надгробий. Впрочем, в этом виде прикладного искусства в традиционный чеченский орнамент постепенно вытеснялся арабской вязью. Вместе с тем, традиционный узор сохранялся различного рода изделиях из шерсти, например, традиционные для чеченского жилища шерстяные и войлочные ковры (инстанги) покрывались разнообразными и разноцветными узорами. Наиболее широко применялись ярко-

и Ч_/ Ч_/ Ч_/ Ч_/ Т~У

желтый, оранжевый, красный, зеленый, черный и синие цвета. В целом, цветовая гамма чеченских ковров была яркой, а орнамент, в основе которого лежали символические изображения солнца, полумесяца, звезд, растительные и животные мотивы, имел простую, строгую форму.

Важно особо отметить, что учащиеся, выросшие до поступления в школу в тех районах, где основным художественным ремеслом является ковроделие, очень тонко и точно чувствуют соотношения цветовых масс и пятен, легко усваивают и воспроизводят, создают образцы геометрического, растительного, зооморфного, антропоморфного орнамента. Почти любой предложенный преподавателем изобразительный мотив они достаточно легко перекладывают на условный «ковровый язык», решая даже относительно сложный композиционный комплекс элементов согласно традиционным законам «ковровой» орнаментики.

Анализируя историю обучения изобразительному и декоративноприкладному искусству на различных этапах его развития, мы приходим к выводу, что во все времена его основой был опыт прошлого, усвоение и использование сложившихся художественно-педагогических эстетических традиций народа. Это положение не устарело и на современном этапе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в средней общеобразовательной школе.

Ценность народного, исторически сложившегося опыта обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству состоит в том, что он складывался столетиями: прошел проверку практикой, а это в свою очередь, позволило выявить наиболее удачные образцы, своего рода эталоны для дальнейшей художественной практики. Умелое использование национальных художественных традиций позволяют учителю не только развивать у учащихся уже имеющиеся художественные и творческие навыки, но и приобщать их к ценностям национально-художественной культуры.

Обобщая вышеизложенное, можно делать вывод, что у чеченцев наиболее эффективной формой обучения и воспитания молодежи, учащихся школ является национально-художественная культура - база с использованием культурнонравственных художественно-эстетических ценностей. Следовательно, самое важное, значимое в эстетическом и художественном образовании подрастающего поколения - добиваться у учащихся интереса и уважения к нравственному и эстетическому наследию предков. В значительной степени оно нашло свое воплощение в художественном творчестве, ремеслах, конкретных приемах, орнаментальных мотивах. Это заложенная дедами и отцами основа, на которой и должно строиться здание эстетического воспитания в современной школе.

Библиографический список

1. Ильясов Л. Культура чеченского народа. - М., 2009. С. 4-5.

2. Осмаев М.К. Проблемы возрождения и развития национальной культуры в Чечнестр. С. 426.

3. Чеснов Я.В. Россия и Чечня. Чеченская земля. 1996. 4 июня.

4. Шабуев С.А. Культура Чечни. С. 427-454.

Bibliography

1. Ilyasov L. Culture of the Chechen people. - M., 2009. Pp. 4-5.

2. Osmaev M.K. Problems revival and development of the national culture in Chechnestr. S. 426.

3. Chesnov Y. Russia and Chechnya. Chechen land. 1996. June 4.

4. Shabu S.A. Culture of Chechnya. Pp. 427-454.