Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
эстетика / воспитание / хореография / младший школьник / aesthetics / education / choreography / junior high school student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паскидова Д. С.

В статье анализируется эстетическое воспитание младших школьников средствами хореографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF CHOREOGRAPHY

The article analyzes the aesthetic education of younger schoolchildren by means of choreography.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ»

УДК 37

Паскидова Д.С.

магистрант, факультет НХТ, кафедра хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Аша, Россия)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

Аннотация: в статье анализируется эстетическое воспитание младших школьников средствами хореографии.

Ключевые слова: эстетика, воспитание, хореография, младший школьник.

Актуальность исследования. Одним из значимых вопросов на сегодняшний день считается подготовка детей к жизни, формирование как личности. Ребенку от природы даны эстетические интересы и весьма немаловажно их поддержать, сделать так, чтобы с годами они стали лучше. В силу особенности возраста эстетическое воспитание в начальной школе считается особенно результативным. Учет возрастных особенностей, а точнее наличие ярко проявленных художественных потребностей, эмоциональности, чувственности в младшем школьном возрасте объясняет целостность высоконравственного и эстетического.

Эстетическое воспитание младших школьников посредством искусства всегда считалось актуальным вопросом. Оно способствует развитию идеалов, эстетически развивает, делает человека искренне внимательным к другим людям, нетерпимым к проявлениям безнравственности и безвкусицы, создает нацеленность интересов, формирует умение творить по законам красоты, порождает высокие эстетические и высоконравственные требования,

пробуждает потенциальные способности каждого человека, о каковых он зачастую и не подозревает.

Занятия хореографией, благодаря своей универсальности, очень важны для воспитания подрастающего поколения: дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально. Становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, благодаря дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность [24].

Степень разработанности проблемы. В настоящее время создаются школы нового типа, где эстетическому воспитанию детей придаётся особое внимание. Всё это обусловило целесообразность и необходимость комплексного исследования потенциальных возможностей хореографии в системе эстетического воспитания младших школьников.

Объект исследования: эстетическая культура детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами хореографии.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами хореографии.

В широком понимании слова хореография - танец под музыку. Искусство хореографии - это искусство танца. Искусство танца - средство воспитания и развития ребенка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей еще маленького человека. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым [7].

Безусловно, хореография как вид искусства сформулировала целую систему особых, специфических приемов и средств, свой собственный эстетично выразительный язык, при помощи чего и создается уникальный хореографический образ, рождающийся из ритмичных движений под музыку.

Он характеризуется условно обобщенным характером, раскрывая духовный мир и внутреннее состояние человека. Основой для любого хореографического образа является движение, которое имеет непосредственную связь с ритмом [24].

Хореография как вид искусства имеет одну специфическую особенность — непосредственную связь с той музыкой, которая, собственно, и помогает раскрыть во всей полноте и яркости хореографический образ [20].

Хореография - один из самых массовых и эффективных средств эстетического воспитания, содержит результативное воздействие на многостороннее гармоничное формирование личности. Танец- любимый и известный вид самодеятельного искусства- способствует эстетическому обучению и физическому развитию ребенка. Учась хореографии, дети знакомятся с искусством хореографии, приобретают конкретную танцевальную подготовку, формируют гибкость, способность красиво двигаться, укрепляют организм, исправляют некоторые физические недостатки.

Хореография для детей - отличный способ развить музыкальный слух, координацию, гибкость. Ребенок сможет сформировать хорошую осанку, стать боле уверенным в себе, открытым. Попадая в танцевальный коллектив, дети учатся идти на контакт со своими сверстниками, находить общий язык, вести диалог. Также уметь слушать и слышать педагога, быть внимательным, ответственным [10].

Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности [12].

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать

хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам эстетической деятельности [9].

Таким образом, через ознакомление с хореографическим искусством и творчеством у детей формируется понимание прекрасного, лучше усваиваются эталоны красоты. Хореографическое искусство во всем своем многообразии обладает большим воспитательным потенциалом и помогает приобщать детей к культуре своего народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. М.: Эксмо, 2015. 496 c.;

2. Арнольдов А.И. Общество и культура: Современный портрет. М.:МГУКИ, 2007. 112 с.;

3. Бакланова Н.К. Шаг к успеху. Психология для Вас. Учеб-метод. пособие. М.: ИПО Профиздат, 2000. 144 с.;

4. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: ACT Москва: Хранитель, 2006. 414 с.;

5. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Избранные сочинения // Вышеславцев Б.П. М.: Астрель, 2006. Стр. 1040;

6. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Основы, 2004;

7. Грищенко М.Г. Понимание педагогического артистизма в деятельности хореографа // Вестник МГУКИ. № 2, 2008. 186 с;

8. Жорницкая М.Я. Традиционные танцы западных бурят. // Сибирь: этносы и культуры. Вып. 3. Традиции и инновации в этнической культуре бурят. М. Улан- Удэ, 2000;

9. Захаров Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. М.: Иск-во, 1998. 224 с.;

10. Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей Возрастной группе. Челябинск, 1999;

11. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М. Воронеж, 1999;

12. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. М.: Академия, 2009;

13. Кузин В.С. Психология живописи. Издательство: Оникс 21 век, 2005;

14. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке // Социс., 2004. № 3;

15. Соловьёв В.С. Философское начало цельного знания. Минск, 1999;

16. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Школьная пресса, 2003;

17. Уральская В.И. Тайна познания / В. Уральская // Советский балет, 1999. № 2. С. 63-64;

18. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М., 2002;

19. Филиппов Ф.Р. Социология образования // Социологические исследования, 1994. № 8-9. С. 62-70;

20. Фиш Э.М. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. В. Царьковой. СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2000. 320 с;

21. Фомина Н.И., Демиденко Э.А. Особенности планирования занятий по хореографии для дошкольников и младших школьников // Молодой ученый, 2014. № 21.1. С. 218-220;

22. Черниченко В.И. К проблеме поиска новых технологий в работе менеджера социокультурной сферы // Человек в мире духовной культуры. М.: МГУК, 1999. С. 103-106;

23. Чурко Ю.М. Линия, уходящая в бесконечность / Ю.М. Чурко. Беларусь: Полымя, 1999. 228 с.

Paskidova D.S.

South Ural State University of Humanities and Education

(Asha, Russia)

AESTHETIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF CHOREOGRAPHY

Abstract: the article analyzes the aesthetic education of younger schoolchildren by means of choreography.

Keywords: aesthetics, education, choreography, junior high school student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.