УДК 37
Паскидова Д.С.
магистрант, факультет НХТ, кафедра хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Аша, Россия)
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ
Аннотация: в статье анализируется эстетическое воспитание младших школьников средствами хореографии.
Ключевые слова: эстетика, воспитание, хореография, младший школьник.
Актуальность исследования. Одним из значимых вопросов на сегодняшний день считается подготовка детей к жизни, формирование как личности. Ребенку от природы даны эстетические интересы и весьма немаловажно их поддержать, сделать так, чтобы с годами они стали лучше. В силу особенности возраста эстетическое воспитание в начальной школе считается особенно результативным. Учет возрастных особенностей, а точнее наличие ярко проявленных художественных потребностей, эмоциональности, чувственности в младшем школьном возрасте объясняет целостность высоконравственного и эстетического.
Эстетическое воспитание младших школьников посредством искусства всегда считалось актуальным вопросом. Оно способствует развитию идеалов, эстетически развивает, делает человека искренне внимательным к другим людям, нетерпимым к проявлениям безнравственности и безвкусицы, создает нацеленность интересов, формирует умение творить по законам красоты, порождает высокие эстетические и высоконравственные требования,
пробуждает потенциальные способности каждого человека, о каковых он зачастую и не подозревает.
Занятия хореографией, благодаря своей универсальности, очень важны для воспитания подрастающего поколения: дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально. Становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, благодаря дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность [24].
Степень разработанности проблемы. В настоящее время создаются школы нового типа, где эстетическому воспитанию детей придаётся особое внимание. Всё это обусловило целесообразность и необходимость комплексного исследования потенциальных возможностей хореографии в системе эстетического воспитания младших школьников.
Объект исследования: эстетическая культура детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами хореографии.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами хореографии.
В широком понимании слова хореография - танец под музыку. Искусство хореографии - это искусство танца. Искусство танца - средство воспитания и развития ребенка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей еще маленького человека. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым [7].
Безусловно, хореография как вид искусства сформулировала целую систему особых, специфических приемов и средств, свой собственный эстетично выразительный язык, при помощи чего и создается уникальный хореографический образ, рождающийся из ритмичных движений под музыку.
Он характеризуется условно обобщенным характером, раскрывая духовный мир и внутреннее состояние человека. Основой для любого хореографического образа является движение, которое имеет непосредственную связь с ритмом [24].
Хореография как вид искусства имеет одну специфическую особенность — непосредственную связь с той музыкой, которая, собственно, и помогает раскрыть во всей полноте и яркости хореографический образ [20].
Хореография - один из самых массовых и эффективных средств эстетического воспитания, содержит результативное воздействие на многостороннее гармоничное формирование личности. Танец- любимый и известный вид самодеятельного искусства- способствует эстетическому обучению и физическому развитию ребенка. Учась хореографии, дети знакомятся с искусством хореографии, приобретают конкретную танцевальную подготовку, формируют гибкость, способность красиво двигаться, укрепляют организм, исправляют некоторые физические недостатки.
Хореография для детей - отличный способ развить музыкальный слух, координацию, гибкость. Ребенок сможет сформировать хорошую осанку, стать боле уверенным в себе, открытым. Попадая в танцевальный коллектив, дети учатся идти на контакт со своими сверстниками, находить общий язык, вести диалог. Также уметь слушать и слышать педагога, быть внимательным, ответственным [10].
Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности [12].
Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать
хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам эстетической деятельности [9].
Таким образом, через ознакомление с хореографическим искусством и творчеством у детей формируется понимание прекрасного, лучше усваиваются эталоны красоты. Хореографическое искусство во всем своем многообразии обладает большим воспитательным потенциалом и помогает приобщать детей к культуре своего народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. М.: Эксмо, 2015. 496 c.;
2. Арнольдов А.И. Общество и культура: Современный портрет. М.:МГУКИ, 2007. 112 с.;
3. Бакланова Н.К. Шаг к успеху. Психология для Вас. Учеб-метод. пособие. М.: ИПО Профиздат, 2000. 144 с.;
4. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: ACT Москва: Хранитель, 2006. 414 с.;
5. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Избранные сочинения // Вышеславцев Б.П. М.: Астрель, 2006. Стр. 1040;
6. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Основы, 2004;
7. Грищенко М.Г. Понимание педагогического артистизма в деятельности хореографа // Вестник МГУКИ. № 2, 2008. 186 с;
8. Жорницкая М.Я. Традиционные танцы западных бурят. // Сибирь: этносы и культуры. Вып. 3. Традиции и инновации в этнической культуре бурят. М. Улан- Удэ, 2000;
9. Захаров Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. М.: Иск-во, 1998. 224 с.;
10. Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей Возрастной группе. Челябинск, 1999;
11. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М. Воронеж, 1999;
12. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. М.: Академия, 2009;
13. Кузин В.С. Психология живописи. Издательство: Оникс 21 век, 2005;
14. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке // Социс., 2004. № 3;
15. Соловьёв В.С. Философское начало цельного знания. Минск, 1999;
16. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Школьная пресса, 2003;
17. Уральская В.И. Тайна познания / В. Уральская // Советский балет, 1999. № 2. С. 63-64;
18. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М., 2002;
19. Филиппов Ф.Р. Социология образования // Социологические исследования, 1994. № 8-9. С. 62-70;
20. Фиш Э.М. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. В. Царьковой. СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2000. 320 с;
21. Фомина Н.И., Демиденко Э.А. Особенности планирования занятий по хореографии для дошкольников и младших школьников // Молодой ученый, 2014. № 21.1. С. 218-220;
22. Черниченко В.И. К проблеме поиска новых технологий в работе менеджера социокультурной сферы // Человек в мире духовной культуры. М.: МГУК, 1999. С. 103-106;
23. Чурко Ю.М. Линия, уходящая в бесконечность / Ю.М. Чурко. Беларусь: Полымя, 1999. 228 с.
Paskidova D.S.
South Ural State University of Humanities and Education
(Asha, Russia)
AESTHETIC EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF CHOREOGRAPHY
Abstract: the article analyzes the aesthetic education of younger schoolchildren by means of choreography.
Keywords: aesthetics, education, choreography, junior high school student.