Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание младших школьников средствами хореографии'

Эстетическое воспитание младших школьников средствами хореографии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ВОСПИТАНИЕ / ХОРЕОГРАФИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиуллина Регина Альбертовна, Фахрутдинова Резида Ахатовна

В статье анализируется эстетическое воспитание младших школьников средствами хореографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галиуллина Регина Альбертовна, Фахрутдинова Резида Ахатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание младших школьников средствами хореографии»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ

1 2 Галиуллина Р.А. , Фахрутдинова Р.А.

1Галиуллина Регина Альбертовна - магистрант, кафедра психологии и педагогики;

2Фахрутдинова Резида Ахатовна - профессор, доктор педагогических наук,

факультет психологии и педагогики, кафедра педагогической психологии и педагогики, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, г. Казань

Аннотация: в статье анализируется эстетическое воспитание младших школьников средствами хореографии.

Ключевые слова: эстетика, воспитание, хореография, младший школьник.

Актуальность исследования. Одним из значимых вопросов на сегодняшний день считается подготовка детей к жизни, формирование как личности. Ребенку от природы даны эстетические интересы и весьма немаловажно их поддержать, сделать так, чтобы с годами они стали лучше. В силу особенности возраста эстетическое воспитание в начальной школе считается особенно результативным. Учет возрастных особенностей, а точнее наличие ярко проявленных художественных потребностей, эмоциональности, чувственности в младшем школьном возрасте объясняет целостность высоконравственного и эстетического.

Эстетическое воспитание младших школьников посредством искусства всегда считалось актуальным вопросом. Оно способствует развитию идеалов, эстетически развивает, делает человека искренне внимательным к другим людям, нетерпимым к проявлениям безнравственности и безвкусицы; создает нацеленность интересов; формирует умение творить по законам красоты; порождает высокие эстетические и высоконравственные требования; пробуждает потенциальные способности каждого человека, о каковых он зачастую и не подозревает.

Занятия хореографией, благодаря своей универсальности, очень важны для воспитания подрастающего поколения: дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально. Становясь пластичнее, вырабатывают эстетику движений, благодаря дисциплине во время занятий развивают самоконтроль и ответственность [24].

Степень разработанности проблемы. В настоящее время создаются школы нового типа, где эстетическому воспитанию детей придаётся особое внимание. Всё это обусловило целесообразность и необходимость комплексного исследования потенциальных возможностей хореографии в системе эстетического воспитания младших школьников. Проблема эстетического воспитания требует анализа философской (Гегель Г.В.Ф. [6], Ушинский К.Д. [18], Бердяев Н.А. [4], Вышеславцев Б.Д. [5], Соловьёв B.C. [15], Каптерев П.Ф. [24], Сухомлинский В.А. [16]), социально-культурной (Арнольдов А.И. [2], Осипов Г.В. [14], Филлипов Ф.Р. [19] и др.), психолого-педагогической (Азаров Ю.П. [1], Бакланова Н.К. [3], Кузин B.C. [13], Черниченко В.И. [22]) и хореографической (Грищенко М.Г. [7], Ивлева Л.Д. [10], Чурко Ю.М. [23], Уральская В.И. [17], Жорницкая М.Я. [8], Яценко Н.М. [25]) литературы.

Объект исследования: эстетическая культура детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: формирование эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами хореографии.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования эстетической культуры детей младшего школьного возраста средствами хореографии.

В широком понимании слова хореография - танец под музыку. Искусство хореографии - это искусство танца. Искусство танца - средство воспитания и развития ребенка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей еще маленького человека. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым [7].

Безусловно, хореография как вид искусства сформулировала целую систему особых, специфических приемов и средств, свой собственный эстетично выразительный язык, при помощи чего и создается уникальный хореографический образ, рождающийся из ритмичных движений под музыку. Он характеризуется условно обобщенным характером, раскрывая духовный мир и внутреннее состояние человека. Основой для любого хореографического образа является движение, которое имеет непосредственную связь с ритмом [24].

Хореография как вид искусства имеет одну специфическую особенность — непосредственную связь с той музыкой, которая собственно и помогает раскрыть во всей полноте и яркости хореографический образ [20].

Хореография - один из самых массовых и эффективных средств эстетического воспитания, содержит результативное воздействие на многостороннее гармоничное формирование личности. Танец- любимый и известный вид самодеятельного искусства- способствует эстетическому обучению и физическому развитию ребенка. Учась хореографии, дети знакомятся с искусством хореографии, приобретают конкретную танцевальную подготовку, формируют гибкость, способность красиво двигаться, укрепляют организм, исправляют некоторые физические недостатки.

Хореография для детей - отличный способ развить музыкальный слух, координацию, гибкость. Ребенок сможет сформировать хорошую осанку, стать боле уверенным в себе, открытым. Попадая в танцевальный коллектив дети учатся идти на контакт со своими сверстниками, находить общий язык, вести диалог. Также уметь слушать и слышать педагога, быть внимательным, ответственным [10].

Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности [12].

Педагог, создающий творческую, эмоционально-положительную атмосферу в классе, доставляет удовольствие ученикам своими занятиями.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам эстетической деятельности [9].

Таким образом, через ознакомление с хореографическим искусством и творчеством у детей формируется понимание прекрасного, лучше усваиваются эталоны красоты. Хореографическое искусство во всем своем многообразии обладает большим воспитательным потенциалом и помогает приобщать детей к культуре своего народа.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и

творчестве / Ю.П. Азаров. М.: Эксмо, 2015. 496 с.

39

2. Арнольдов А.И. Общество и культура: Современный портрет. М.:МГУКИ, 2007. 112 с.

3. Бакланова Н.К. Шаг к успеху. Психология для Вас. Учеб-метод. пособие. М.: ИПО Профиздат, 2000. 144 с.

4. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: ACT Москва: Хранитель, 2006. 414 с.

5. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Избранные сочинения // Вышеславцев Б.П. М.: Астрель, 2006. Стр. 1040.

6. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Основы, 2004.

7. Грищенко М.Г. Понимание педагогического артистизма в деятельности хореографа // Вестник МГУКИ. № 2, 2008. 186 с.

8. Жорницкая М.Я. Традиционные танцы западных бурят. // Сибирь: этносы и культуры. Вып. 3. Традиции и инновации в этнической культуре бурят. М. Улан-Удэ, 2000.

9. Захаров Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта. М.: Иск-во,

1998. 224 с.

10. Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей Возрастной группе. Челябинск, 1999.

11. . Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. М. Воронеж, 1999.

12. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. М.: Академия, 2009.

13. Кузин В.С. Психология живописи. Издательство: Оникс 21 век, 2005.

14. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке // Социс., 2004. № 3.

15. Соловьёв В.С. Философское начало цельного знания. Минск, 1999.

16. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Школьная пресса, 2003.

17. Уральская В.И. Тайна познания / В. Уральская // Советский балет, 1999. № 2. С. 63-64.

18. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. М., 2002.

19. Филиппов Ф.Р. Социология образования // Социологические исследования, 1994. № 8-9. С. 62-70.

20. Фиш Э.М.Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред.

B. Царьковой. СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2000. 320 с.

21. Фомина Н.И., Демиденко Э.А. Особенности планирования занятий по хореографии для дошкольников и младших школьников // Молодой ученый, 2014. № 21.1.

C. 218-220.

22. Черниченко В.И. К проблеме поиска новых технологий в работе менеджера социокультурной сферы // Человек в мире духовной культуры. М.: МГУК, 1999. С. 103-106.

23. Чурко Ю.М. Линия, уходящая в бесконечность / Ю.М. Чурко. Беларусь: Полымя,

1999. 228 с.

24. Щекалов В.А. / Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей [Текст] / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. Д.: Феникс, 2004. 416 с.

25. Яценко С.А. Костюм древней Евразии (иноязычные народы). М., 2006. С. 5-27, 4782, 131-170, 279-363.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.