Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ХОРЕОГРАФИЯ / ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коренякина Татьяна Николаевна, Арифулин Алексей Сергеевич

В данной статье предпринята попытка систематизации и обобщения результатов исследования, раскрывающего проблему художественно-эстетического развития младших школьников средствами хореографии в системе дополнительного образования. Определены противоречия, делающие возможным рассмотрение темы как актуальной и проблемной. Обоснование категориального аппарата базируется на понимании связи двух терминов - «художественный» и «эстетический». Описаны критерии и уровни художественно-эстетического развития воспитанников, которые разработаны с учетом возраста детей и хореографической направленности. В качестве примера приводится одно из заданий диагностической методики. Представлены некоторые практико-ориентированные исследовательские позиции и выводы, касающиеся специфики и условий осуществления художественно-эстетического развития учащихся начальных классов в рамках хореографической деятельности. Сам описываемый процесс смоделирован как компонент дополнительного образования воспитанников. Имеется описание используемых методов и приемов работы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS OF THE ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN AT THE LESSONS OF CHOREOGRAPHY

In this article, an attempt is made to systematize and generalize the results of the research, revealing the problem of artistic and aesthetic development of primary schoolchildren by means of choreography in the system of additional education. The contradictions that make it possible to consider the topic, as relevant and problematic are identified. The substantiation of the categorical apparatus is based on the understanding of the relationship of two terms - «artistic» and «aesthetic». Criteria and levels of artistic and aesthetic development taking into account the age of children and choreographic orientation are described. One of the tasks of the diagnostic technique is given as an example. Some practice-oriented research positions and conclusions concerning the specifics and conditions of the artistic and aesthetic development of primary schoolchildren within choreographic activities are presented. The described process itself is modeled as a component of additional education for children. The description of the methods and techniques used for working with children is given.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ»

УДК 792.8

Коренякина Татьяна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»

Арифулин Алексей Сергеевич

магистрант ФГБОУ «Астраханский государственный университет»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ

Аннотация:

В данной статье предпринята попытка систематизации и обобщения

результатов исследования, раскрывающего проблему художественно -

эстетического развития младших школьников средствами хореографии в

системе дополнительного образования. Определены противоречия,

делающие возможным рассмотрение темы как актуальной и проблемной.

Обоснование категориального аппарата базируется на понимании связи двух

терминов - «художественный» и «эстетический». Описаны критерии и

уровни художественно-эстетического развития воспитанников, которые

разработаны с учетом возраста детей и хореографической направленности.

В качестве примера приводится одно из заданий диагностической методики.

Представлены некоторые практико-ориентированные исследовательские

позиции и выводы, касающиеся специфики и условий осуществления

художественно-эстетического развития учащихся начальных классов в

1

рамках хореографической деятельности. Сам описываемый процесс смоделирован как компонент дополнительного образования воспитанников. Имеется описание используемых методов и приемов работы с детьми.

Ключевые слова:

художественно-эстетическое развитие, чувство прекрасного, эстетическое и художественное творчество, художественный вкус, художественный образ, хореография, танцевальное искусство, дополнительное образование.

Korenyakina Tatiyana Nikolayevna

Candidate of Pedagogical Sciences, FSBEI HE «Astrakhan State Univer-

sity»

Arifulin Alexey Sergeevich

Postgraduate of the direction «Pedagogical education», profile «Preschool education» FSBEI HE «Astrakhan State University»

THEORETICAL AND METHODICAL ASPECTS OF THE ARTISTIC AND AESTHETIC DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN AT THE LESSONS OF CHOREOGRAPHY

Abstract:

In this article, an attempt is made to systematize and generalize the results of the research, revealing the problem of artistic and aesthetic development of primary schoolchildren by means of choreography in the system of additional education. The contradictions that make it possible to consider the topic, as relevant and problematic

are identified. The substantiation of the categorical apparatus is based on the understanding of the relationship of two terms - «artistic» and «aesthetic». Criteria and levels of artistic and aesthetic development taking into account the age of children and choreographic orientation are described. One of the tasks of the diagnostic technique is given as an example. Some practice-oriented research positions and conclusions concerning the specifics and conditions of the artistic and aesthetic development of primary schoolchildren within choreographic activities are presented. The described process itself is modeled as a component of additional education for children. The description of the methods and techniques used for working with children is given.

Keywords:

artistic and aesthetic development, a sense of beauty, aesthetic and artistic creativity, artistic taste, artistic image, choreography, dance art, additional education.

Выделение проблемы художественно-эстетического развития младших школьников в качестве определяющей для развития детской личности обусловлено рядом причин, одна из которых - наличие данной области в качестве отдельного компонента в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В Законе РФ «Об образовании» также отдается приоритет личности творчески мыслящей, воспринимающей и понимающей прекрасное во всех его проявлениях, саморазвивающейся и находящейся в гармонии с самой собой и окружающим миром [1].

Разработка основ художественно-эстетического развития школьников именно в такой бинарной интерпретации - это относительно новое направление педагогической мысли. Принято полагать, что авторство принадлежит зарубежному ученому Н. Варкки, чьи идеи были поддержаны отечественным исследователем Е.О. Гусевым [2, с. 9].

Попытка объединения двух сфер - художественной и эстетической -привела к появлению множества определений данного термина, схожих по сути. Нами принято за основу следующее определение: художественно-эстетическое развитие - это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве (в том числе танцевальном), участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщаться к художественной деятельности, развивая художественный вкус и передавая воспринятое в художественных образах. Мы не указываем авторство, поскольку определение, выступающее как совокупность дефиниций от разных авторов, модифицировано нами под тему собственного исследования.

Современные достижения теории и практики в области художественно -эстетического образования отражают различные направления этого процесса. Так, изучены психологические основы художественного и эстетического творчества, восприятия, потребностей (Б.Г. Ананьев [3], Т.С. Гольденрихт [4], Г.Н. Джибладзе [5] и др.); сущность, содержание и методические вопросы эстетического развития и воспитания младших школьников (А.И. Буров, Е.В. Квятковский [6] и др.); методические вопросы эстетического воспитания и эстетической культуры учащихся (Н.С. Витковская, Д.Н. Джола и А.Б. Щербо [7], Т.С. Комарова [8], Г.С. Лабковская [9], Б.Т. Лихачев [10], В.А. Разумный [11] и др.).

Выявлено (Р.А. Галиуллина и Р.А. Фахрутдинова [12], Е.В. Зозуля [13],

Е.Н. Кадцина [14], В.И. Нилов [15], Л.Е. Пуляева [16], Е.Н. Фокина [17] и др.),

что занятия хореографией являются одним из важнейших аспектов в русле

художественно-эстетического развития детей начальной школы. Это

обосновывается прежде всего физиологическими потребностями данного

возраста. Для детей характерна непосредственность, жизнерадостность,

эмоциональная заряженность ситуацией и подвижность, которые планомерно

вписываются в искусство танца. Отмечено, что занятия хореографией не просто

дают выход детской энергии, на них школьники учатся правильно воспринимать

4

произведения танцевального искусства, вживаться в образы, испытывать наслаждение и переживания от танца в целом и от взаимодействия со сверстниками и взрослыми в хореографическом коллективе в частности. Новые впечатления, полученные от участия в сценических постановках, способствуют появлению потребности во внешних впечатлениях: слушании музыки, посещении культурно-массовых мероприятий с последующей передачей увиденного и услышанного в собственной практике.

Описанное выше хореографическое направление работы находит широкое применение в системе дополнительного образования, о чем имеются сведения в литературных источниках и периодике (Е.М. Красная [18], Э.И. Медведь [19], О.А. Рындина [20], Л.А. Сахарова и А.И. Шахова [21] и др.).

Мы не отрицаем роли внешкольных учреждений дополнительного образования при приобщении школьников к искусству, основам художественно -эстетического развития, однако в своей статье описываем школьную систему дополнительного образования в рамках кружковой работы. Считаем, что она не только дает возможность закрепить полученные на уроках знания о красоте во всех ее проявлениях (лица, тела, отношений, обстановки, природы, произведений искусства), но и создает условия для творческой самореализации учащихся, нацеливает их находить свое место, призвание в современном обществе.

Аналитический обзор литературы позволил нам не просто сориентироваться в проблеме, но и выявить противоречия в данном направлении работы между:

потребностью общества в эстетически развитой личности и недостаточностью научно-методического сопровождения образовательного процесса;

объективно существующими возрастными предпосылками художественно-эстетического развития младших школьников и недостаточной ориентацией на них в практике эстетического воспитания;

универсальными возможностями хореографии как средства художественно-эстетического развития учащихся и ограниченным их использованием.

Наличие противоречий помогло сформировать проблему нашего

исследования следующим образом: в чем заключается специфика осуществления

художественно-эстетического развития младших школьников на занятиях

хореографией в условиях дополнительного образования?

Решая данную проблему, мы предположили, что художественно-

эстетическое развитие младших школьников на занятиях хореографией в

условиях дополнительного образования будет проходить более успешно, если

смоделировать этот процесс с учетом:

требований в этой области, прописанных в Федеральном государственном

образовательном стандарте начального общего образования;

разработки и экспериментальной проверки критериев оценки

художественно-эстетического развития учащихся в хореографической

деятельности и программы его организации;

определения условий, форм, методов и приемов его осуществления в

рамках дополнительного образования.

Данные предпосылки проверялись практическим путем, что дало нам

возможность сделать несколько выводов.

1. Младшим школьникам присуще «любование» окружающим миром и

возникающие на его основе художественно-эстетические переживания по

отношению к предметам и объектами, природе, другим людям, произведениям

искусства. В процессе хореографических занятий происходит ознакомление

детей с образцами художественной, в частности танцевальной культуры;

расширяется кругозор в области хореографической подготовки; приобретаются

танцевальные навыки (ритмичности, гибкости, пластичности и пр.), навыки

артистизма, на основе которых происходит приобщение к эстетическим

параметрам человеческого тела, красоте линий, пропорций; прививается любовь

к музыке и танцу; происходит выстраивание эстетически ценных отношений с

6

окружающими. Несформированность этих компонентов в детстве приводит к становлению личности, не способной воспринимать, понимать, оценивать художественно-эстетические ценности, самореализовываться и жить по «законам красоты».

2. Изучение особенностей художественно-эстетического развития в младшем школьном возрасте наиболее продуктивно, если оно осуществляется с учетом требований Федерального государственного стандарта начального общего образования, а также на основе специально разработанного диагностического инструментария, включающего следующие критерии оценки: знания о художественно-эстетических категориях; сформированность художественно-эстетического кругозора, вкуса, качеств; наличие навыков в художественно-эстетической области и специальных хореографических данных.

Одним из заданий, входящих в диагностическую методику было анкетирование, которое включало следующие вопросы:

Какие виды искусства ты знаешь?

Что относится к искусству: рисунок, книга, музыка, танец, кино, театр, скульптура?

К какому виду искусства относится танец?

Что ты знаешь о хореографии? Что рассказывал педагог?

Посещаешь ли ты хореографический кружок?

Почему ты занимаешься хореографией? (Варианты ответа: хочу научиться танцевать современные танцы; хочу быть физически здоровым; интересно познакомиться с разными видами танцев; хочу выступать с танцами; хочу общаться с друзьями; получаю удовольствие от движения под музыку; так захотели родители.)

Хорошо ли у тебя получаются движения под музыку?

Какие движения тебе нравится исполнять больше всего?

Помогают ли тебе танцы общаться с друзьями?

Танцуешь ли ты в обычной жизни перед родителями, на праздниках?

Как проходят занятия в кружке по хореографии?

Можешь показать какое-нибудь любимое танцевальное движение? Интерпретация уровней художественно-эстетический развитости исследуемых нами учащихся происходила с опорой на теорию Б.Т. Лихачева и характеризовалась следующим образом:

оптимальный (высокий) уровень - предполагает полноценное знание испытуемыми художественно-эстетических основ, т. е. сформированность представлений, взглядов и убеждений в этой области. В проявлении у младших школьников авторской позиции, в исполнении, импровизации в хореографии: обучающийся проявляет хороший уровень сформированности эстетического вкуса при подборе музыки и хореографического текста; использует сопоставление образов хореографии с изобразительным искусством и поэзией; кроме хореографии занимается и другими видами художественно -эстетической деятельности;

специализированный (средний) уровень - проявляется в некоторой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

односторонности в знаниях художественно-эстетического цикла либо

деятельности ученика только в одном каком-либо направлении (музыка,

изобразительное искусство, литература и т. д.). В хореографии этот уровень

наблюдается в сосредоточении внимания на технике движений, недостаточно

внимательном отношении к выбору музыкального произведения, выражению

музыкального образа в танце. Ребенок мало интересуется другими видами

художественно-эстетической деятельности;

поверхностный (низкий) уровень - характеризуется разрывом между

знаниевым потенциалом в области художественно-эстетического развития и его

практической реализацией: у ребенка отсутствует способность к танцевальным

движениям и импровизации; он не может объяснить характер музыкального

образа в танце; не проявляет устойчивости в увлечениях какими-либо видами

художественно-эстетической деятельности, в том числе хореографией [22].

Количественные показатели по результатам выполнения учащимися

диагностических заданий в большинстве своем были сосредоточены на

поверхностном и специализированном уровне, лишь частично затрагивался

оптимальный, что продиктовало необходимость проведения с детьми обучающего эксперимента, который был построен на основе моделирования.

Процесс художественно-эстетического развития младших школьников на занятиях хореографией в условиях дополнительного образования четко смоделирован, имеет свои цели, задачи, условия, формы, методы и приемы осуществления, а также программу реализации, позволяющие детям творчески проявить себя в музыкальном, импровизационном, интеллектуальном плане (сочинить танцевальную композицию, выразительно оформить ее, экспериментируя со светом и тенью, музыкальным рядом; создать сценический костюм; разработать программу выступления и пр.).

Среди используемых форм и методов работы хотелось бы акцентировать внимание на следующих:

ознакомление учащихся на доступном уровне с историей народа, традициями, бытом, костюмами, образами и характерами, на основе которых создается хореографическая постановка. Используется рассказ с демонстрацией красочных иллюстраций;

использование проблемной тематики. Методически это выглядит так: детям предлагается творчески подойти к делу, поэкспериментировать, дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Все это помогает раскрепостить учащихся, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют или дополняют их интересы;

подбор музыкального и танцевального репертуара с учетом его художественно-эстетической и воспитательной ценности, увлекательности, доступности, согласно возрастным возможностям младших школьников, что способствует формированию эстетических предпочтений, вкусов, идеалов;

совместный анализ концертных выступлений кружка (акцент на положительные и неудачные моменты, успехи и неудачи каждого с учетом индивидуальности и перспективного раскрытия способностей);

творческие отчеты и обмен опытом между участниками хореографического коллектива и творческая помощь друг другу. Приведение детей к мысли о том, что участие в концертах, конкурсах, фестивалях дает стимул в учебно-тренировочной работе, позволяет приобрести опыт собственной художественно-эстетической деятельности, добиться положительных и даже блестящих результатов;

проведение вечеров отдыха с участием детей и родителей; организация полной занятости детей в репертуаре коллектива (дело и роль для каждого без исключения);

использование воспитательного потенциала примера исполнительского мастерства педагога-руководителя, его профессионального показа как метода обучения, который должен восхищать детей, вызывать стремление ему подражать, эстетически развивать;

использование в хореографической деятельности игровых технологий, включение в занятия элементов актерского мастерства с целью раскрепощения детей;

коллективный разбор музыкального и хореографического материала,

просмотр специальных фильмов, прослушивание музыки. Это дает основания к

появлению общих тем для разговора, где педагог является направляющим

звеном в организации рассуждений, а дети - комментаторами.

Основным результатом экспериментальной работы можно считать

повышение уровня художественно-эстетического развития исследуемых

воспитанников. Занятия по хореографии в рамках кружковой работы в школе

способствовали развитию у учащихся эстетических представлений о

танцевальном искусстве; знаний в области сценического мастерства;

эстетического восприятия обстановки (станки, зеркала, сцена,

звукозаписывающее оборудование, световые установки и пр.) и ее

преобразования; формированию эстетической оценки по отношению к

собственным хореографическим достижениям и членов танцевального

коллектива; выработке хореографических умений и навыков для создания

10

художественного образа. Было отмечено, что младшие школьники не просто стали хорошо информированными в художественно-эстетической сфере, но и научились использовать полученные данные на практике. Они стали более аккуратными по отношению к себе и окружающей их обстановке, подтянутыми, общительными, уверенными, чувственными, эмоционально открытыми, действующими согласно своим эстетическим предпочтениям. Их вхождение в мир танцевального искусства состоялось.

Таким образом, в результате опытно-экспериментальной работы научно обоснована необходимость и доказана возможность использования хореографии в художественно-эстетическом развитии детей младшего школьного возраста как своеобразного катализатора творческих проявлений воспитанников.

Ссылки:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС / под ред. А.А. Казаковой. М.: Просвещение, 2019. 53 с.

2. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. СПб.: Детство-Пресс, 2018. 94 с.

3. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество: вопросы комплексного изучения. СПб.: Питер, 2013. 245 с.

4. Гольденрихт Т.С. О природе эстетического творчества. Издание 2-е. М.: Гардарики, 2017. 156 с.

5. Джибладзе Г.Н. Эстетическая потребность. М.: Просвещение, 2016.

191 с.

6. Буров А.И., Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развития личности школьника. М.: Педагогика, 2017. 96 с.

7. Витковская Н.С., Щербо, А.Б., Джола, Д.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников. М.: Научная школа, 2015. 136 с.

8. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М.: Мозаика -Синтез, 2011. 347 с.

9. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя / сост. Г.С. Лабковская. М.: Просвещение, 2013. 304 с.

10. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 2015. 175 с.

11. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 2019. 190 с.

12. Галиуллина Р.А., Фахрутдинова Р.А. Эстетическое воспитание младших школьников средствами хореографии // Наука, образование и культура. 2020. Вып. № 6. С. 17-20.

13. Зозуля Е.В. Хореография как средство эстетического воспитания младших школьников // Publishing House «ANALITIKA RODIS». 2014. Вып. № 1-2. С. 73-82.

14. Кадцина Е.Н. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами хореографии // Альманах педагога. 2016. Вып. № 2. С. 2142.

15. Нилов В.И. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников. Теория и практика. М.: Московский государственный университет культуры, 2018. 121 с.

16. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. 180 с.

17. Фокина Е.Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности: Дисс. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2002. 195 с.

18. Красная Е.М. Хореографическая подготовка детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования // Молодой ученый. 2017. Вып. № 7 (141). С. 197-199.

19. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования: учебное пособие. М.: Академия, 2012. 231 с.

20. Рындина О.А. Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2004. 142 с.

21. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях / сост. Л.А. Сахарова, А.И. Шахова. М.: АРКТИ, 2016. 127 с.

22. Лихачев Б.Т. Указ. соч. С. 88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.