Научная статья на тему 'Формирование эстетически-художественного мышления в детском хореографическом коллективе'

Формирование эстетически-художественного мышления в детском хореографическом коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИ-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / AESTHETIC AND ARTISTIC THINKING / MUSIC AND DANCE IMAGE / CHOREOGRAPHIC ART / FORMATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко В.Н., Пекшин А.А.

В статье рассматривается формирование эстетически-художественного мышления в детском хореографическом коллективе, как способность эмоционально отзываться на «прекрасное» и осмысливать хореографическое искусство посредством художественного раскрытия характеров, через музыкально-танцевальный образ и музыкально-ритмическую деятельность танцоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эстетически-художественного мышления в детском хореографическом коллективе»

Карпенко В.Н., Пекшин А.А. ©

Кандидат педагогических наук, доцент, магистрант, кафедра теории и истории хореографического искусства «Белгородский государственный институт искусств и

культуры»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИ-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация

В статье рассматривается формирование эстетически-художественного мышления в детском хореографическом коллективе, как способность эмоционально отзываться на «прекрасное» и осмысливать хореографическое искусство посредством художественного раскрытия характеров, через музыкально-танцевальный образ и музыкально-ритмическую деятельность танцоров.

Ключевые слова: эстетически-художественное мышление, музыкально-танцевальный образ, хореографическое искусство, формирование личности.

Keywords: aesthetic and artistic thinking, music and dance image, choreographic art, the formation of personality.

Танцевальное искусство в России является одним из самых важных факторов формирования духовно богатой, гармонически развитой личности и с каждым годом приобретает все большую популярность. Благодаря регулярной системе занятий хореографическому искусству, воспитанию и образованию, учащиеся приобретают общую эстетически-художественную и танцевальную культуру. Развитие танцевальных и музыкальных способностей позволяет более тонко осознать и понять профессиональное хореографическое искусство.

У детей на занятиях в хореографическом коллективе развивается музыкальность и ритмичность, что имеет большое значение для эстетически-художественного мышления будущих танцоров. Как нам всем известно, музыка и танец тесно связаны друг с другом. Наряду с танцем музыка является одним из факторов эстетически-художественного мышления у детей. Доступная и простая музыка будоражит фантазию, увлекает, помогает преодолевать трудности. Танцевальность, образность, ясность, четкий ритмический рисунок - вот необходимые качества музыки для учащихся [1, 8].

Эстетически-художественное мышление как средство формирования личности - это способность эмоционально отзываться на «прекрасное», любить и ценить его. Все это «изящество» делает жизнь человека более содержательной, яркой и богатой. Такое мышление оказывает большое влияние на формирование человеческой личности и, в первую очередь, ее морального облика. Поведение, основанное на понимании красоты этических норм и правил, является более прочным и устойчивым. «Одно дело привлечение подарком, наградой или какими-нибудь благами для отдельной личности, - говорил А.С. Макаренко, -и другое дело - привлечение эстетикой поступка, его внутренней сущностью» [1, 9].

Таким образом, целью эстетически-художественного мышления является

формирование у подрастающих поколений идеала, который обобщает наиболее важные и существенные взгляды и представления детей хореографического коллектива об эстетике. А основной задачей такого мышления является формирование взглядов, суждений и вкусов, а также развитие творческих интересов и способностей у танцоров [3, 16].

Формирование эстетических суждений, взглядов и вкусов тесно связано с воспитанием «прекрасного» у детей в танцевальном коллективе. «Человек по своей натуре

© Карпенко В.Н., Пекшин А.А., 2015 г.

художник, - говорил А.М. Горький.- Он, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту» [3, 23]. Танцоры должны стремиться быть не только созерцателем «возвышенного», но и уметь понимать и ценить его, а также активно вносить это «великолепие» в повседневную жизнь, делать ее эстетически выразительной и содержательной.

Развитие творческих способностей помогает наслаждаться искусством и создает предпосылки для дальнейшего совершенствования. Так как формирование эстетически-художественного мышления у детей в танцевальном коллективе происходит в процессе всей учебно-хореографической работы [4, 23].

Как нам показывает история хореографического искусства: путь к танцевальному творчеству идет через психологию и художественное раскрытие характеров, через музыкально-танцевальный образ и музыкально-ритмическую деятельность танцоров [2, 33].

Музыкально-ритмическая деятельность и музыкально-танцевальный образ у танцоров - это яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Чтобы их развить - для начала необходимо обратить внимание на сам процесс музыкальности у учащихся не только как способность понять, но и глубоко пережить, почувствовать мелодию. Только тогда она надолго останется в эмоциональной памяти у детей и будет сказываться на их мироощущении и поведении [5, 20]. Сама музыка является душой танца. Она создает творческое настроение и эмоциональную атмосферу, которые необходимы для создания образа в танце. Только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность. Весь постановочный процесс хореографической работы способствует физическому развитию исполнителей, развитию их танцевальных способностей и эстетически-художественных мышлений [5, 21].

Задача танцевально-музыкального движения - воспитывать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к танцу и потребность в нем, готовить учащихся становиться быть более чуткими слушателями и любителями танцевально-музыкального искусства, черпающих в этом искусстве вдохновение, радость, поддержку, а также пробуждать в детях «художников» и «творцов» [7, 11].

Музыкально-ритмическая деятельность и музыкально-танцевальный образ у танцоров проявляется по-разному: и тогда, когда дети, слушая музыку, самостоятельно выражают свое эмоциональное восприятие движениями, которых требует музыка; и в тех случаях, когда они исполняют упражнения с заданными движениями, но придают им выразительность, отвечающую собственному восприятию музыки. В постановочном процессе этой работы учащихся надо знакомить с музыкой, содержащей разнохарактерные образы от: веселых, беззаботных, лиричных, нежных, до: энергичных, волевых. Сопоставление конкретного музыкально-танцевального характера помогает исполнителям сильнее и глубже переживать и четче выражать его, обогащает и организует яркий и эмоциональный мир. Одной из самых важных задач хореографа в постановочном процессе является создание образа посредствам музыки и движения. Успех работы заключается не в количестве пройденных упражнений, занятий, игр, танцев, а умением детей переживать их содержание.

Танцевально-музыкальные движения помогают воспитывать эстетически-

художественное мышление в коллективе, совершенствовать и развивать способность творчески воплощать музыкально-танцевальный образ. Кроме того, каждое «па» имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного технически-двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности сценического образа).

Основой музыкально-танцевального образа является «мелодия». Дети

хореографических коллективов учатся вслушиваться, запоминать, двигаться, а также напевать ее про себя. В постановочных танцевальных номерах движения помогают обучающимся следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли. Для того чтобы учащиеся могли легко и непринужденно реагировать на музыку, надо воспитывать у них необходимые качества самого танцевального движения, дать им ряд технических навыков. Постановочный танец имеет большое

эстетически-художественное и воспитательное значение, а также оказывает положительное влияние на развитие исполнителей, на рост их общей культуры. Цель хореографических занятий - научить детей и подростков красиво и правильно двигаться в танцевальном номере [6, 33].

Необходимо расширять горизонты танцевально-музыкального развития

исполнителей, воспитывать их вкус на музыке мелодичной, понятной, богатой мыслями и чувствами. Танцевальный номер должен явиться средством, способствующим закреплению танцевально-музыкальных впечатлений. Музыку слышат дети на уроке и в постановочной практике, которая должна быть доступной и эстетически-художественной, будь то народные мелодии и ритмы или произведения композиторов-классиков и современных авторов.

Учащиеся во время занятий должны получить представления и впечатления о том, как танцевально-музыкальное движение выражает внутренний мир человека, что красота композиции - это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, легкость, сила, грация. Только при таком глубоком восприятии музыкальнохореографического искусства, раскрывается эстетически-художественное мышление у танцоров.

Хореографическое искусство сплачивает детей, развивает чувство требовательности, принципиальности, ответственности. Ведь в танцевальном номере проявляется характер и духовные качества. Красота и пластичность поз танцоров в постановке можно сравнить с живописью и скульптурой. Все это позволяет использовать хореографию композиции как средство эстетически-художественного мышления у исполнителей [7, 19].

Музыка и танец развивают яркую и эмоциональную сферу у детей хореографических коллективов. Если научные предметы сообщают им знания о мире, то музыкальнотанцевальное искусство вызывает эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танцевальном номере явлениями объективного мира.

Например, танцевально-музыкальный образ «Весны» может вызвать целую гамму переживаний, связанных представлением об этом времени года: запахами зелени, травы, яркостью неба и солнца. Такие эмоции могут быть вызваны музыкой, такой как «Подснежник» П.И. Чайковского, «Весенние воды» С.В. Рахманинова и другие. Танец, поставленный на такую мелодию, вносит новые ассоциации - трепетности, нежности, хрупкости первых ростков, тянущихся к солнцу. А яркая и эмоциональная сфера танцоров наполняется чувством восторга, нежности, бережности и доброты, пережитая в танцевальномузыкальной практике детей, и оставляя след в их душах [7, 22].

Хореографическое искусство, близкое к «растительным» и «животным» формам танцевально-музыкальных движений природы, ассоциативно может показать всю ее многоплановую красоту и духовность. Скажем, «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, где рассматривается драматургия конфликта человека и природы может стать воспитывающей основой для детей. Осмеяние и порицание может служить содержанием танцевальномузыкального образа, чтобы по признаку от «противного», позитивные чувства пробудить эстетически-художественную и нравственную реакцию на то или иное произведение или явление жизни [7, 23].

Танцоры всегда находятся в движении, изменении и развитии в физическом, нравственном отношениях и эстетически-художественном мышлении. И от того, какова атмосфера в танцевальном коллективе, будет зависеть развитие учащихся как личности. В связи с этим совсем не безразлично, каким является руководитель хореографического коллектива. Насколько ясно и эмоционально он воспринимает цели воспитания, задачи и развития детей сегодняшнего дня. Насколько его интересы, желания, помыслы становятся действенными и способными развивать, изменять к лучшему поведение исполнителей. И насколько его педагогическая культура отвечает требованиям времени.

Только богатство внутренней жизни руководителя хореографического коллектива, его наполненность чувством, творческая фантазия, воображение, устремленность к идеалам одухотворяет танцевальный номер, делает самые простые движения содержательными. Как

часто богатство костюмов, программы выступлений заслоняют подлинную работу по обучению, развитию и воспитанию детей. Часто об успешной работе руководителя судят по чисто внешним признакам его творческой деятельности, не учитывая и не замечая порой тех эстетически-художественных и нравственных издержек и цену успеха. Этот успех достигается подчас перегрузкой танцоров, выпячиванием одних и тех же детей в ущерб другим, стимулированием коллектива не всегда оправданными средствами.

Таким образом, формирование эстетически-художественного мышления

исполнителей является развитие творческих интересов и способностей в хореографическом искусстве. Мы выяснили, что танцевально-музыкальные движения помогают воспитывать эстетически-художественное мышление у детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-танцевальный образ. А также, воспитание у танцоров способности к более глубокому восприятию танцевально-музыкальному искусству, развитие танцевально-музыкальных способностей, формирование эстетически-художественного мышления, вкуса и интересов.

Литература

1. Баранов А.Б. Развитие артистизма у детей в детских хореографических

коллективах./А.Б.Баранов //Дополнительное образование, 2003. — №11. С. 8 - 13.

2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 416с.

3. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1984. - 224с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия 2000. - 456с.

5. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Ритмика. Музыкальное движение. - М.: Просвещение, 1972. - 334с.

6. Фельденкрайз М. Осознавание через движение. Оздоровительные движения для личностного роста. - М.: Современник, 1994. - 191с.

7. Эндрюс Т. Магия танца. - М.: Ваклер, 2003. - 247с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.