ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
УДК 781
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ
ОБ. Буксикова1), ВВ. Булах2)
^ Белгородский государственный институт искусств и культуры 1,2) e-mail: o.buksik@mail.ru
В статье рассматриваются основные закономерности взаимосвязи музыкального и хореографического искусства. Анализируется роль музыкального искусства в воспитании пластической культуры детей на занятиях хореографией. Выявляются необходимые требования к подбору музыкального материала для работы на уроке хореографии. Раскрывается взаимосвязь танцевального и музыкального искусств, которая способствует формированию эмоций, чувства ритма, развивает музыкальную память и слух (ритмический, гармонический, тембровый, ладовый).
Ключевые слова: хореография, психология, искусство, современная хореография, танцевальные способности, танец, хореографическое творчество, музыкальное искусство, темп, ритм.
Одной из мало изученных проблем, в настоящее время, остается проблема взаимодействия музыкального искусства и хореографии. Исследуя этот вопрос можно утверждать, что правильно подобранный музыкальный материал, может быть использован на занятиях хореографией для развития музыкально-пластической деятельности участников хореографического коллектива. Исследователи в области музыкального и хореографического искусства выделяют три
взаимосвязанных этапа развития музыкального искусства, которые были направленны на решение ряда проблем.
Первый этап развития музыкального искусства был направлен на выявление форм взаимодействия музыкального и хореографического искусства. Второй этап был направлен на разделение музыкального искусства на различные виды и формы. На основе данного разделения были выявлены ведущие и подчиненные виды музыкального искусства. Третий этап представлял собой синтез музыки, хореографии, пантомимы, а также на данном этапе осуществлялся поиск новых форм их взаимодействия [6, с. 4].
Обращаясь к истокам теоретической мысли о музыке, необходимо рассматривать ее генезис в философии древних греков, где музыка, танец и танцевальное образование занимали приоритетное значение и рассматривались в аспекте «мусических искусств». Греки, также как и славяне, не представляли себе танца без музыки. Аристотель в своей теории музыкального воспитания отмечал, что музыка способствует воспитанию ума. Музыка, по Аристотелю, ближе всех стоит к психике, так как каждый музыкальный лад содержит в себе эмоциональную природу, указывающую на душевное состояние человека, поэтому при восприятии музыки, душа настраивается соответствующим образом [7, с. 34].
Как непосредственное воспроизведение характера, музыка содержит в себе основные компоненты, указывающие на то, или иное движение человеческой души. Одновременно, воспринимаемые слухом мелодические звуки, воздействуют на двигательные нервы и либо сопровождаются движением, либо воздействуют на движение, которое в свою очередь вызывает энергию. Музыка вкупе с пластикой тела воздействует на психические состояния человека, такие как: радость и горе, гнев, и умиротворенность [7, с. 36].
Связь телесности и музыки нашла свое отражение в специальном труде Жана Эмиля Далькроза «Ритм», который разработал, целую систему телесно-музыкального воспитания человека на основе пульсирующего ритма Вселенной. Ритм должен стоять на первом месте при формировании у ребенка более сложных конфигураций, таких как: метр, стиль, образ, логика мышления. Это связано с тем, что все в нашем мире подчинено воздействию ритма: отливы и приливы, смена времен
года, дня и ночи, молодости, зрелости и старости. Ритм самое естественное, самое природное явление во вселенной, связывающее живую и неживую материю. Отсюда, взаимосвязь музыки и движения закономерно и продиктовано сущностной структурой, возникшей в результате многовекового развития танцевального творчества.
Впервые движение, как художественное явление, нашло отражение, в профессиональной подготовке артистов балета. Это было связано с тем, что в балете требовалась трансформация условного жеста в жест выразительно-художественный. Все хореографические движения подчиняются темпу музыкального произведения. Михайлов Е.Н. в своей работе отмечал, что «на восприятие темпа оказывают влияние длительность ритмических единиц и скорость чередования метрических долей. Многомерность темпа определяется скоростью чередования мотивов, фраз, разделов формы. Однако, основным фактором, создающим ощущение той или иной скорости музыкального движения, является «частота метрической пульсации» [5, с. 62].
Музыка, являясь основным выразительным средством хореографического произведения, отражает характер танцевальных движений, взаимосвязь пластики и ритма. В связи с этим, хореографическое образование нацелено не только на формирование тела танцовщика и его исполнительских способностей, но и на развитие эстетического восприятия музыки для интерпретации характера танцевальных движений.
Процесс обучения осуществляется в единстве музыки и танца, так как в противном случае у обучающегося не возникнет понимания данного синтеза и в итоге он не сможет объединять движения с музыкальным материалом, как в плане техническом, а именно -танцевать в музыку, так и в плане отражения характера движения.
Начинать обучение лучше всего с детского возраста, когда у ребенка ярко выражена тяга ко всему новому и прекрасному. Музыка в этом возрасте для него проецирует желание двигательной активности, поэтому ее восприятие происходит с легкостью игры, помогая понять структуру и представить определенный образ.
Процесс образования детей необходимо выстраивать в связи с целями обучения и наличием первоочередных задач, среди которых: побуждение к восприятию выразительности в музыкальном
произведении и передачи ее характера в хореографических движениях; приобщение к элементарным музыкально-ритмическим и танцевальным движениям; побуждение к первоначальным музыкально-творческим проявлениям [1, с. 34].
Важным фактором для развития музыкально-ритмической деятельности является пластическое апробирование музыкального материала. Л.С. Выготский в своих трудах отмечал, что «чем младше ребёнок, тем непосредственнее он воспринимает музыку, так как движение позволяет воспринять музыкальное произведение полнее, интенсивнее; во-вторых, двигательная природа свойственна воображению школьников» [2, с. 67].
Для наилучшего усвоения музыкального материала в работе с детьми эффективно применение игровых технологий, которые, как правило, являются продуктом двигательного воображения с элементами пантомимы и танцевальных движений. Исходя из того, что основным видом деятельности в этом возрасте является игра, педагогу необходимо раскрывать способности детей с помощью игровых технологий музыкального и хореографического характера на уроках ритмики и хореографии. Музыкальный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей, так, для детей младшего школьного возраста необходимы занятия ритмикой, где ребенок учится соединять в единое целое элементарные танцевальные движения и простейшие музыкальные ритмы. При подборе игры, необходимо разработать тему, подобрать музыкальный материал с учетом его соответствия возрастным особенностям ребенка. Игровой метод способствует развитию умений и навыков соединения хореографического и музыкального материала; обогащению хореографической лексики в зависимости от характера, темпа и динамики музыки.
В процессе сюжетно-ролевых игр или игр-драматизаций, если перед ребенком поставлены задачи и подобран соответствующий музыкальный материал, он может интуитивно создать художественный образ действующих персонажей, передать их эмоции и характеры посредством хореографических движений. Двигательные реакции человека и восприятие музыкального ритма связанны с моторной природой музыкального ритма [4, с. 25].
Важным аспектом при обучении детей искусству хореографии является формирование способности к восприятию музыки. Это заложит прочную основу для развития самих музыкальных способностей. При этом необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся и их художественный вкус.
Грамотный подход к организации обучения поможет участникам хореографического коллектива быстрее понять главное правило, которое заключается в том, что движения и музыка органически связаны. Коренева Т.Ф. отмечает, что «только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный образ. Выражение музыки через действие усиливает эмоционально-моторную реакцию детей, придает ей конкретно-образный смысл» [3, с. 79].
Основой музыкального произведения является мелодия, поэтому педагогу-хореографу необходимо научить детей вслушиваться в мелодию, запоминать, напевать или простукивать ее. В танцевальных постановках музыкальный материал помогает следить за развитием номера, определяет его завязку, кульминацию, развязку, расставлять акценты на ключевых этапах хореографического произведения. Для верного понимания хореографического и музыкального материала детей необходимо обучить ряду базовых движений и научить воплощать их в простых мелодиях.
Музыкальный слух ребенка необходимо развивать с первого года обучения, это можно делать одновременно с освоением детьми экзерсиса, так как любое движение экзерсиса исполняется под определенный характер музыкального материала. Для передачи характера движения необходимо использовать определенный специально подобранный музыкальный материал, в связи с тем, что это кардинальным образом влияет на процесс усвоения детьми учебного материала. Бегидова С.Н., в своих трудах отмечает, что: «Восприятие музыки - это творческий процесс, при котором, каждый человек становится со творцом, переосмысливая смыслы музыки. В данном случае сотворчество имеет деятельную природу. Оно заключается в поиске субъективного двигательного отклика, который возможен лишь в виде импровизационного движения» [1, с. 25].
Для более полного восприятия ребенком музыки, необходимо подбирать образные хореографические движения. При изучении научной
литературы было выявлено, что детское восприятие музыки часто сопровождается двигательными проявлениями, такими как выстукивание ритма ногами, покачивание головой и т.д. В связи с этим отмечена важность простых движений (выстукиваний, хлопков) как приемов осознанного восприятия музыкального материала, развитие музыкального слуха.
Основной задачей на занятиях хореографией является формирование сценического образа с помощью музыкального искусства и хореографических движений. При анализе музыкального произведения необходимо максимально точно выявить присущий музыке образ и средства выразительности, к которым относятся: ладовая окраска, гармония, мелодическая линия, временные соотношения и т.д. Грамотное применение данных средств для создания хореографического образа поможет постановщику танцевального произведения раскрыть красоту самих движений и их эмоциональную окраску.
Исторически сложившееся взаимопроникновение музыки и танца позволило решить важный вопрос в искусстве хореографии, а именно, создать художественный образ за счет развития и смены музыкально-хореографических образов, а также темповых, метроритмических и динамических изменений. Как подчеркивает в своих исследованиях Т.Ф. Коренева: «с помощью музыкально-ритмических формул происходит развитие эмоционального восприятия музыки и формируется чувство ритма» [3, с. 64].
Сегодня нам точно известно, что синтез музыки и танца оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу человека. Это происходит благодаря первичному внутреннему анализу музыкального материала, а затем включению процесса его осмысления.
В хореографическом и музыкальном искусстве немаловажную роль играют индивидуальные характеристики личности, среди которых можно выделить следующие: предпочтения, музыкальная грамотность, эмоциональное состояние, психическое и психологическое здоровье. В детском возрасте большое влияние на процесс восприятия музыкального материала оказывает темперамент. Отечественные исследователи в области хореографического и музыкального искусства отмечали, что музыка побуждает человека к действиям, регулирует его поведение, эмоции, в связи, с чем отмечается стимулирующая и воспитательная роль
музыки. Музыкальное развитие ребенка происходит постепенно, по определенным уровням:
- на эмоциональном уровне - вначале обучения происходит эмоциональный отклик на простейшие музыкальные ритмы, что гарантирует развитие импульсивного отклика и реакции на различные музыкальные ритмы;
- на уровне ощущений, - вначале ребенок воспринимает на слух лишь отдельные музыкальные звуки, а затем, в процессе обучения, начинает целостно, осознанно воспринимать законченное музыкальное произведение;
- на уровне отношения к процессу обучения - на начальном этапе у ребенка не сформирована устойчивая мотивация к процессу обучения хореографии, но, в процессе обучения, постепенно происходит трансформация его мотивации.
- на уровне исполнительской деятельности - вначале действует принцип подражания педагогу, а затем в процессе обучения, дети самостоятельно учатся сочинять танцевальные движения, на предварительно заданный музыкальный материал [4, с. 82].
Одной из главных задач на уроках хореографии является развитие музыкальности, умение определять размер, форму музыкального произведения, а также отражать музыкальную фактуру произведения при помощи танцевально-пластических движений. Исследования в области синтеза хореографического и музыкального искусств доказывают, что тонкое восприятие музыки способствует развитию эмоционально-выразительного движения, раскрытию «услышанного» образа, делает исполнение одухотворенным и наполненным.
В ходе работы над данным исследованием нами были выявлены основные задачи музыкально-ритмического воспитания детей. Важнейшей задачей является активизация творческого мышления детей, формирование и развитие координационных способностей, двигательных навыков и умений. Также неотъемлемой задачей является психомоторное развитие детей, которое включает в себя ориентировку детей в пространстве. При создании хореографического произведения необходимо учитывать возрастные особенности детей, доступность и верную интерпретацию ребенком хореографического образа, подбор
необходимого музыкального материала (образного, но не перенасыщенного).
Таким образом, можно констатировать, что танцевальное искусство неразрывно связано с музыкой, которая способствует раскрытию музыкально-хореографических образов на сцене. Правильно подобранный музыкальный материал способствует пластическому воспитанию детей на занятиях хореографией, предоставляет им возможность познать мир посредствам синтеза музыкального и хореографического искусства, благодаря чему формируется творческое мышление.
Взаимосвязь танцевального и музыкального искусства формирует эмоции, чувство ритма, музыкальную память, слух (ритмический, гармонический, тембровый, ладовый). Тесная взаимосвязь музыки и танца влияет на развитие координационных способностей детей (ориентировка в классе и пространстве сцены, переход из одной позы в другую, от одного движения к другому), а также на развитие его нравственно-коммуникативных качеств. Постепенно происходит развитие музыкального слуха обучающегося, его музыкальной отзывчивости, а затем и умение передать музыкальный образ средствами пластики. Синтез музыки и танца способствует психологическому раскрепощению ребенка через осознанное освоение своего тела, как выразительного «музыкального инструмента».
Список литературы
1. Бегидова, С.Н., Соловьева, О.В. Ритмика, игры, танцы: основы музыкально-ритмического воспитания детей. - Майкоп, 1999. - 130 с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
3. Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2001. - 98 с.
4. Лифшиц, П.А. Ритмика: Учебное пособие. - М., 1999. - 65 с.
5. Михайлов, Е.Н. Формирование адекватного отражения музыки в движениях как условие музыкального развития младших подростков: Дисс. ... к.п.н. - М., 1986. -103 с.
6. Островских, Н.Н. Полихудожественный подход к проблеме взаимодействия музыки и движения на музыкальных занятиях в общеобразовательной школе: Выпускная квалификационная работа. - М., 1996. - 69 с.
7. Соковикова, Н.В. Психология балета. - Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2012. -330 с.
KEY NATURAL INTERRELATION OF MUSIC AND MOVEMENT
O.B. Buksikova1), V. V. Bulakh2)
1,2) Belgorod State Institute of Arts and Culture 1,2) e-mail: o.buksik@mail.ru
The article examines the main regularities of the relationship between musical and choreographic art. The article analyzes the role of musical art in the upbringing of the plastic culture of children in choreography lessons. Here, the necessary requirements for the selection of musical material for work in a choreography lesson are revealed, the relationship between dance and musical arts is revealed, which contributes to the formation of emotions, a sense of rhythm, develops musical memory and hearing (rhythmic, harmonic, timbre, modal).
Keyword: choreography, psychology, art, modern choreography, dance skills, dance, choreographic creativity, musical art, tempo, rhythm.