УДК 37
Трифонова Д.А.
студент 5 курса Заочного обучения «Педагогическое образование (хореография)» Кафедры Хореографического искусства Высшей школы искусств Казанский государственный институт культуры (г. Казань, Россия)
РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в данной статье представлен анализ понятия «хореографические данные». Раскрыта значимость хореографии для полноценного эстетического совершенствования ребенка. Проанализированы возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Описана специфика развития хореографических данных у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: хореография, хореографические данные, младший школьный возраста.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного познавательного, творческого и физического развития.
Танец как один из видов хореографического искусства, является действенным средством музыкально-пластического, художественно -эстетического, нравственно-этического воспитания и физического развития. Он служит источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его
художественное «я». Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец дает возможность творческого и познавательного развития [4].
При развитии хореографических данных у младших школьников необходимо учитывать их возрастные особенности.
На современном этапе одной из острых и актуальных проблем является проблема сохранения и укрепления здоровья детей в младшем школьном возрасте, что ведет к необходимости осуществления поиска комплекса инновационных форм, методов, направленных на повышение психофизического потенциала детей, обеспечение необходимого уровня физической готовности к различным нагрузкам [1].
Развитие различных физических качеств, в число которых входит гибкость, имеет свою специфику, что играет важную роль в повышении двигательных возможностей людей и отражается на степени овладения человеком различными движениями. Этап возрастного развития, рассматриваемый в литературе как «младший школьный возраст» является важным в развитии детей. Данный этап характеризуется в качестве переломного, сопровождающегося целым рядом качественных изменений, затрагивающих все функции организма. На данном этапе констатируется качественное развитие физических качеств, причем наиболее эффективен данный процесс в ходе применения при обучении школьников движениям игровых форм [2].
Занимаясь физическими упражнениями с младшими школьниками, очень важно учитывать особенности их эмоциональных состояний. Однако в силу повышенной эмоциональности дети 6-10 лет часто перевозбуждаются. Поэтому для формирования общего положительного эмоционального фона во время занятий важно организовать их таким образом, чтобы они способствовали положительному эмоциональному состоянию, но при этом не перевозбуждали их. В возрасте 7-10 лет дети становятся более самостоятельными, более уверенными в себе. Они могут заниматься хореографией длительное время,
выполнять определенные задания педагога. Младшие школьники, в отличие от дошкольников, лучше понимают, что от них требуется, и у большинства из них уже сформирована осанка и первоначальные двигательные навыки.
В свою очередь, сама хореографическая деятельность способствует всестороннему развитию детей. Так, анализ элементов движений позволяет сформировать у детей пространственное мышление, узнают новую информацию про страны, из которых пришел тот или иной танец. Пространственный рисунок любой танцевальной композиции включает такие понятия, как круг, линия, диагональ, угол поворота. Построения в танце могут быть углом, ромбом, квадратом, пересекающимися диагоналями.
В младшем школьном возрасте на уроке хореографии знакомится на практике с такими понятиями, как «центр тяжести», «ось поворота», «сила тяжести», «импульс движения», «действие и противодействие» и т.д.
Также занятия хореографией позволят познакомиться с иностранными словами. Все движения классического танца имеют французские названия, европейский стандарт - английские, немецкие, латино-испанские. Соединение образа движения с его смысловым названием поможет лучшему запоминанию иностранных слов.
Кроме того, хореография предоставляет широкие познавательные возможности для расширения знаний ребенка об окружающем мире, человеке и человеческих взаимоотношениях. Язык танца, понятный человеку любой национальности без перевода, был и остается важным средством коммуникации.
Современная система образования в области хореографии предъявляет особые требования к обучающимся в сфере развития эстетических качеств личности. Поскольку потребности современного общества диктуют новые условия функционирования личности, то для большинства руководителей уже недостаточно решения тех задач, которые связаны только с механическим выполнением действий, что в свою очередь требует внедрения в процесс
обучения новых нестандартных методов, способствующих дальнейшему совершенствованию образования.
Важную роль в воспитательном процессе играет музыкальный материал, являющийся основным выразительным средством хореографии и основополагающим компонентом в формировании исполнительского мастерства и музыкального слуха благодаря метроритмической и ладогармонической составляющей. Кроме этого, музыка, состоящая из собственных выразительных средств, обладает колоссальным многосторонним воздействием на человека, формируя его эстетический вкус [6].
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность [5] Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей [3].
Танцы - хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости, реакции на музыку. Занятия танцами дают возможность осваивать простые, а затем более сложные танцевальные комбинации, тренировать пространственно -мышечное чувство. Систематические занятия исправляют сутулость, излишний изгиб в пояснице, ребенок становится более стройным, изящным. Танцы приобщают детей к миру прекрасного, учат разбираться в искусстве, с ранних лет прививают хороший вкус.
Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает
возвышенные чувства, но в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка [Димура].
Хореография оказывает благотворное влияние на эмоциональное, художественно-эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создаёт почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом. Особая ценность танца заключается как раз в том, что физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы здесь соединяются в единое целое [1].
Посредством занятий хореографией складывается и развивается психологические новообразования, которые являются фундаментальными для развития лидерских, мотивационных и волевых качеств личности. Л.С. Выготский, отмечал тот факт, то для детей характерно наглядно-образное мышление, которое выстраивается на основе окружающих предметов, но в условиях хореографического коллектива у детей развивается также и отвлеченное мышление посредством импровизации, актерского мастерства и игровой деятельности. В хореографическом творчестве ребенок учится сочетать проблемы духовные и повседневные, выражая это в хореографической пластике и художественном мышлении. В танце ребенок выражает свою концепцию восприятия мира и собственную индивидуальность.
Таким образом, развитие хореографических данных детей младшего школьного возраста должно быть осуществлено с учетом возрастных особенностей детей и быть комплексным. В свою очередь, участие в хореографической деятельности способствует формированию у детей пространственного мышления, эмоциональной отзывчивости, чувства ритма, умения слышать и понимать музыку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дрогомерецкий В.В. Низкая двигательная активность как фактор проявления отклонений в состоянии здоровья у детей дошкольного и школьного возраста // Научный журнал Дискурс. 2017. № 7 (9). С. 27-34.
2. Ересько И. Е. Развитие физических данных хореографов в рамках дисциплины «Хореографическая подготовка: тренаж классического танца // Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства: профессиональные стандарты и трудоустройство молодого специалиста : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 26 апреля 2019 года / Под научной редакцией Е.В. Савеловой. Хабаровск: Хабаровский государственный институт культуры, 2019. С. 107-112.
3. Королева Н. Е. Коррекция физического развития детей средствами хореографии // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 1. С. 139-143.
4. Кустовская Е. А., Патрикеева Л. А., Фархутдинова Г. Р. Значение народной хореографии в формировании и развитии творческой личности ребенка // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 3(9). С. 126 -128.
5. Назаревская О. А. Уроки хореографии в системе дополнительного образования как средство физического и эстетического развития детей и подростков // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : Сорок седьмая международная научно-практическая конференция, Белгород, 25 апреля 2022 года. Белгород: ООО ГиК, 2022. С. 135-139.
6. Ходусов А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика : учебник. Москва : ИНФРА-М, 2018. 405 с.
Trifonova D.A.
Kazan State Institute of Culture (Kazan, Russia)
DEVELOPMENT OF CHOREOGRAPHIC DATA IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Abstract: this article presents an analysis of the concept of "choreographic data". The importance of choreography for the full-fledged aesthetic improvement of the child is revealed. The age characteristics of children of primary school age are analyzed. The specifics of the development of choreographic data in children of primary school age are described.
Keywords: choreography, choreographic data, primary school age.