Научная статья на тему 'Эстетическое отражение действительности как важнейший фактор познания'

Эстетическое отражение действительности как важнейший фактор познания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2735
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / SCIENCE / ИСКУССТВО / ART / ЭСТЕТИКА / AESTHETICS / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ / RATIONAL COGNITION / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО / AESTHETIC FEELING / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ / AESTHETIC ASSIMILATION / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ARTISTIC IMAGE / ВОЗВЫШЕННОЕ / SUBLIME / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / HUMANISTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чередникова Нина Петровна

Статья освещает проблемы познания, как особую сферу человеческой деятельности. В работе раскрыты механизмы взаимоотношения рационального познания мира и его эстетического освоения, а также специфические особенности отражения и понимания мира посредством науки и эстетики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the problems of cognition as a special sphere of human activity. In this paper disclosed mechanisms relationships of rational cognition of the world and its aesthetic development, as well as the specific features of the reflection and understanding of the world through science and aesthetics.

Текст научной работы на тему «Эстетическое отражение действительности как важнейший фактор познания»

Обратим внимание на то, что в подобных ситуациях исследователь сталкивается практически с парадигмальными моментами в отношении определения того концептуального аппарата, который он должен принимать в отношении проведения, как реконструкции прошлого, так и воспроизведения и воображения тех реальных альтернативных тенденций, которые приведут к построению различных сценариев будущего времени. Дело в том, что формирование определённого и адекватного концептуального аппарата, эффективного для проведения работы в данном направлении предполагает, что эта работа связана как с реконструкцией исторических процессов и обращением к ряду проблем философского рассмотрения исторического знания, так и, с другой стороны, непосредственно с социально-философским подходом к темпоральной референции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ивин, А. А. Логика оценок / А. А. Ивин. - М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1970. - 302 с.

2. Музыка, О. А. Линейная (классическая) и нелинейная (постнеклассическая) концепции социально-исторического процесса: сравнительный анализ / О. А. Музыка, Д. В. Ковтунова //Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11. - С. 192-196.

3. Попов, В. В. Теория рациональности / В. В. Попов, Б. С. Щеглов. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2006. - 318 с.

УДК 130.122 ББК 87.2

Н. П. Чередникова

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПОЗНАНИЯ

Аннотация. Статья освещает проблемы познания, как особую сферу человеческой деятельности. В работе раскрыты механизмы взаимоотношения рационального познания мира и его эстетического освоения, а также специфические особенности отражения и понимания мира посредством науки и эстетики.

Ключевые слова: наука, искусство, эстетика, рациональное познание, эстетическое чувство, эстетическое освоение, художественный образ, возвышенное, гуманистическое воспитание.

N. P. Cherednikova

AESTHETIC REFLECTION OF REALITY AS AN IMPORTANT FACTOR OF COGNITION

Abstract. The article highlights the problems of cognition as a special sphere of human activity. In this paper disclosed mechanisms relationships of rational cognition of the world and its aesthetic development, as well as the specific features of the reflection and understanding of the world through science and aesthetics.

Key words: science, art, aesthetics, rational cognition, aesthetic feeling, aesthetic assimilation, artistic image, the sublime, humanistic education.

Рассматривая эстетическое освоение действительности в качестве наиважнейшей формы познания мира, необходимо выяснить, в чем заключается познавательная функция искусства и какова роль познания в нем.

Эстетическое освоение действительности связано со своеобразным эмоционально-чувственным переживанием красоты или безобразия, совершенства или несовершенства, гармонии или дисгармонии вещей, событий, процессов окружающего нас мира (эстетическим отношением к ним). Возникая на основе чувственно-предметной деятельности, способность эстетически относиться к ее объектам как бы возвышается над утилитарно-потребительским подходом к их восприятию, оценке и использованию. Для эстетического освоения характерно специфическое (неутилитарное) наслаждение, которое доставляет человеку деятельность - ее предмет, процесс результат.

Какова же эволюция взаимоотношения познания мира и его эстетического освоения?

Если проследить эволюцию взаимоотношения познания мира и его эстетического освоения, то ясно видно, как близки они были на начальных этапах развития общества и как усложнялись связи между ними в дальнейшем. Уже в Древней Греции заметен переход от первоначального этапа насквозь эстетизированного познания мира к познанию так называемого классического периода (Аристотель), в значительной мере утратившему непосредственный чувственный характер. Схоластика средневековья еще больше увеличила разрыв между тем и другим. В эпоху Возрождения вновь возникает тяготение к чувственному, эстетическому постижению целостным человеком целостного мира. Тем не менее, не познание эстетизируется, а, напротив, сфера эстетического освое-

ния, художественной деятельности как бы онаучивается, рационализируется в целом ряде моментов. Познавательная же деятельность, развиваясь в эпоху Возрождения, и в новое время, а особенно в XXI в. приобретает все более и более «сверхчувственный» характер и вроде бы совершенно деэстетизируется. В процессе познания, казалось бы, все менее возможной становится ситуация, когда природа, мир, объект воздействует на нас своим поэтически-чувственным блеском.

Однако на самом деле момент эстетического в определенной степени необходим для познавательной деятельности вообще и для теоретико-познавательной в частности, какой бы отвлеченной от утилитарных задач и чувственности она ни была внешне. Эстетическое переживание влияет на эффективность процесса познания, так как оно связано со способностью ученого чувственно улавливать выразительность, органичность, гармонию исследуемого объекта в его целостности. Правы те, кто считают, что любой творческий акт по своей природе эстетичен; чтобы обрести способность к творчеству, надо воспитать свое эстетическое чувство, доведя его до предела всеобщности. Когда Ж. Адамар пытается охарактеризовать понятием «изобретение» высшие достижения в области науки, он тут же утверждает, что «изобретение - это выбор; этим выбором повелительно руководит чувство научной красоты». Когда П. Дирак ощущал красоту формулы (или изящество ее) как гарантию ее истинности, то это предполагало появление в ходе движения его мысли критерия, позволяющего различить прекрасное и безобразное [1, 37].

Взаимосвязь познания и эстетического освоения носит двойственный характер: можно говорить не только об эстетических моментах в познавательной деятельности, но и о познавательных моментах в эстетическом отношении к действительности.

В самом деле, познание является органичной и непременной частью эстетического освоения действительности вообще и художественной деятельности в частности. Процесс художественного творчества, художественного восприятия, эстетическое наслаждение - все это невозможно безотносительно к знанию. Но знание здесь имеет свои специфические особенности. По своему отношению к объекту, форме выражения, структуре и композиции оно существенно отличается от собственно научного знания. Поэтому на него не распространяются в точности такие же нормы, идеалы и оценки, которые используются в науке. Мы согласны с Л. Г. Интымаковой, утверждающей: «От художественного научный тип мировоззрения отличается своим стремлением к логическому, максимально обобщенному объективному знанию о мире в целом. Это позволило некоторым авторам характеризовать искусство как «мышление в образах», а науку - как «мышление в понятиях». Однако данный факт не означает, что существует непроницаемая грань между этими двумя типами мировоззрения (ученые, например, довольно часто поднимают вопрос о «красоте научной теории»)» [5, 22].

Однако когда современные исследователи обсуждают познавательные (гносеологические, просветительные и т. п.) функции искусства, то они нередко исходят из того, что, например, верность, адекватность, истинность отражения действительности в искусстве имеет в принципе ту же природу, что и в науке. В то же время исследователи отмечают отличительные особенности художественного и шире - эстетического отражения по сравнению с научным. Эти особенности усматриваются, во-первых, в предмете, во-вторых, в способе и результате отражения. И удачно согласовать обе установки пока что не удается ни через «личностный план» эстетического отражения, ни через понятие «художественно-образная» форма познания в искусстве. То, что в сфере искусства оказывается близким к научному познанию, не является собственно художественным, имеет самое отдаленное отношение к эстетике, а то, что специфично для искусства и вообще эстетического освоения мира, лишь с большой натяжкой удается представить в качестве адекватного (в научном смысле) познания, и то в основном для реалистического искусства.

Главная слабость исходных исследовательских позиций в данном случае, видимо, определяется тем, что в XXI в. роль вненаучного знания оценивается не очень высоко, но в то же время к искусству относятся как к чему-то очень важному в жизни общества. В нашей же практической жизни мы сплошь и рядом действуем на основе не только научного знания, но и знаний иного рода. Можно до бесконечности спорить о сущности прекрасного, пытаться дать научное определение красоты, но знать, что такое красота, не испытав наслаждения ею, не пережив восторга от встречи с ней, невозможно. Мы можем в принципе проанализировать человека, но знать человека мы будем все же только тогда, когда ощутим, что он собой представляет в целом. Мир, противостоящий нам как объективная данность, изучаемый наукой в его многообразии, не будет дан нам как наш, человеческий мир, если в нашем сознании не отразилась его живая целостность и чувственная конкретность.

Необходимо отметить, что искусство «показывает нам мир в его «эстетическом многообразии». Оно открывает в обыденном необычное, придает или возвращает вещам привычным исключительную прелесть, как это бывает, например, в натюрмортах. Известно, что красоту русских пейзажей «открыли» для русского общества такие художники, как Васильев, Левитан. В эстетическом эмоциональном переживании действительности человек, и не будучи профессиональным художником, постигает красоту или уродство, изящество или смешную неуклюжесть, то есть по-

знает действительность эстетически. И это нисколько не принижает значения науки и научного познания мира, поскольку для полноценной жизни человека и общества всегда требуется, не только знание, но знание не только научное.

Гносеологический план эстетического освоения мира как раз и своеобразен потому, что знание, необходимое и вырабатываемое в процессе такого освоения, не являясь антинаучным, обладает иной, чем научное знание, природой.

Существенным, хотя и не единственным элементом эстетического освоения действительности выступает специфическое отражение объекта субъектом в виде самоотражения, саморефлексии субъекта. Ни отражение свойств объекта, ни саморефлексия субъекта в данном случае целиком не сводимы к познавательной деятельности, однако они неизбежно предполагают использование и получение некоторого знания, специфичность которого пока что раскрыта наукой лишь в отдельных аспектах. Механизм его появления, усвоения и передачи крайне сложен, и многое в нем еще остается неясным. Но, исходя из многовековых и ряда современных разработок данной проблемы, представляется очевидным, что знание, возникающее в процессе эстетического освоения мира, - это знание не просто о свойствах объекта как такового и не о субъекте безотносительна к объекту.

Эстетически осваивая действительность, субъект неизбежно отражает целостность субъект-но-объектного взаимодействия. Отражение мира, объекта в данном случае необходимо содержит в себе одновременно знание и о мире, рассматриваемом главным образом под углом зрения «прекрасное - безобразное», и о субъекте, чувственно отражающем мир в таком его ракурсе. Отделить одно от другого возможно только неверное понимание эстетического отражения проистекают именно из попыток абстрагироваться от свойств либо субъекта, либо объекта.

Будучи чувственным, эстетическое отражение необходимо совершается в акте непосредственно индивидуально-конкретного переживания. Субъектом эстетического познания выступает, таким образом, прежде всего индивид. Но уже сама чувственность индивида социальна, и потому знание, возникающее у него в процессе эстетического освоения действительности, несет на себе печать социальности, каким бы интимно-личностным оно ни было. Как отмечает Л.Г.Интымакова, «...в самосознании личности гармонично сосуществуют индивидуальное и коллективное, что способствует максимально успешной адаптации человека к социуму» [6, 212].

В этом знании особым образом выражается связь субъекта как с природой, так и с обществом, к которому он принадлежит. При соответствующих условиях оно может быть передано другим. Известно, что общественно значимые компоненты этого знания так или иначе закрепляются в произведениях искусства, в стереотипах эстетического восприятия, в нормах вкуса и эстетических оценок, в установках, в том числе и групповых, определяющих тот или иной характер эстетического освоения. Это знание передается в. общении, а способности к его получению и потребности в таком знании развиваются посредством эстетического и художественного воспитания, и таким образом оно функционирует как общественный феномен.

Образ, возникающий у художника, тем более эстетически значим и художественно истинен, чем органичное в этом образе воплощается общественное, всечеловеческое содержание. При этом об адекватности художественного образа нельзя судить, абстрагируясь от общественно-исторических условий, в которых работает художник. Ведь в художественном образе фиксируется не столько действительность как таковая, сколько отношение к ней человека. Каждой исторической эпохе, каждому конкретному обществу (слою, классу, сословию) свойствен свой уровень и характер развития социального человека, в том числе и его чувственности. Мера человеческого в человеке, развитость его высших социальных эмоций, предметной чувственности различны в разное время и разных социокультурных условиях. И адекватность эстетического познания всегда определена своеобразием той или иной культуры, конкретно-историческими условиями, в которых оно происходит.

Познание мира в процессе его эстетического освоения совершается через переживание, возникающее в непосредственном чувственном взаимодействии с объектом. Испытывая эстетическое наслаждение от созерцания корабельной рощи, человек, конечно, обретает вместе с тем и некоторые элементы того знания о ней, которое может быть получено путем научного изучения леса. Но главное, что в данном случае отражено и выражено в его восприятии, переживании, — это красота, живое представление о которой нельзя получить средствами логического анализа. Казалось бы, что тут мы явно имеем дело соступенью чувственного познания (уровнем восприятия). Это и так, и не совсем так, ибо хотя чувственное отражение (а значит, и познание) — необходимый компонент созерцания, но эстетическое постижение красоты лишь базируется на нем, но ни в коей мере не ограничивается им. Для того чтобы появилось именно эстетическое наслаждение, чтобы объект был освоен и познан эстетически, предметная чувственность, как это ни странно на первый взгляд, должна, оставаясь чувственностью, выйти на высокий «теоретический» уровень, уровень социальных опосредованный, обобщений, наполнения богатым социальным содержанием.

Эстетическое наслаждение возникает именно на теоритическом уровне. Человек эстетически осваивает мир при помощи органов чувств, но освоение, переживание производится человеком в целом, чувственным сознанием в его целостности (участвует и подсознание), в единстве

всех психических механизмов (памяти, воображения, эмоций и интегрирующего их мышления). В процессе эстетического переживания утверждается, вырабатывается и познается, целостное богатство человеческой личности (а через это и общества), происходит познание мира (объекта) как человеческого мира и одновременно человека в его небезразличном человеческом отношении к этому миру (объекту).

Знание, являющееся имманентным моментом эстетического освоения человеком мира, необходимо обществу, так как оно создает основу для возвышения человека, максимального очеловечивания его чувственности, пробуждения стремления к деятельности «по законам красоты», для развития (путем формирования вкуса) способности к различению прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического в жизни и в искусстве. Эстетическое знание способствует утверждению отношения к другим людям, к миру в целом, как к цели, а не средству.

Словом эстетическое постижение мира формирует в человеке феномен возвышенного. Возвышенное, на наш взгляд, это род явлений несоизмеримых с физическими способностями человека и возможностями его познания. Возвышенное - это особое состояние духа и чувства. При встрече с возвышенным человек как бы теряет себя, ибо нарушена естественная связанность и устойчивость его представления о самом себе как о единственном центре Вселенной и автономном субъекте [4, 12]. Феномен эстетического понимания мира обуславливает успешность гуманистического воспитания человека, которое естественно включает в себя моменты передачи эстетического опыта, знания, установок в отношении к нему. Особую роль играет при этом искусство, поскольку именно в процессе художественной деятельности эстетическое постижение мира становится познавательной целью и осуществляется на профессиональном уровне. Однако нас будет интересовать прежде всего художественное мышление как процесс движения мысли художника в актах восприятия действительности, создания творческого замысла и опредметчивания его в произведениях искусства.

Специфика художественного мышления обусловлена своеобразием задач и целей. Что касается задач искусства, то они не являются ни непосредственно познавательными; ни истина, ни польза сами по себе не являются главной целью, к которой стремится художник. Художественное мышление - это особый способ отражения природной и социальной действительности, и оно в общем смысле имеет своей специальной задачей постижение целостности человека, его экзисте-ции. Непосредственной же целью художественного мышления, прежде всего, является «создание» эстетического отношения человека к миру, поскольку именно в этом отношении выражается исторически обусловленная составляющая человеческого в человеке.

Но эстетическое отношение - не только цель, а и средство объективизации художественного мышления исходя из того, что искусство формирует и организует сферу эмоционально-чувственного, эстетического постижения и освоения мира, художественное обобщение создает, организовывает эстетическое отношение. Отражая действительность, художник подходит к ней эстетически, и те, для кого он творит, улавливает этот подход, эту эстетическую ориентацию. Все идейно составляющее художественного произведения (философия, политика, нравственность) становятся элементами художественного образа постольку, поскольку «втянуты» художником в сферу эстетического постижения мира. И поскольку эстетические отношения возникают, образуются в реальной жизни человека, то и искусство воспроизводит ее, на основе которого могут развиться реальные эстетические отношения. Искусство, таким образом, можно определить как специфический способ осмысления мира, который направлен на конкретное выражение и утверждение человечности человека. Исходя из вышесказанного следует, что знание и сам процесс и способ получения такого знания, которое формируется искусством крайне своеобразны.

Не смотря на то, что знание, которое несет в себе искусство и имеет свою специфику, научное знание как результат познания почти всегда включается в структуру произведения искусства.

Искусство в этом качестве очень многое может дать и дает истории, этнографии, археологии, психологии, педагогике и другим наукам. Человек, воспринимающий искусство, получает такие знания, даже не будучи настроенным на познание, и получает их в живой, непосредственной форме. Не менее значимы в этом отношении возможности литературы, изобразительного искусства, художественной фотографии, театра, киноискусства. В художественной форме могут обсуждаться и популяризироваться как научные так и вне научные идеи. Границы между научно -популярным и художественным изложением довольно подвижны. Что представляет собой, например, поэма Лукреция Кара «О природе вещей» - научный трактат или произведение искусства, а может быть и другое?!

Значимость и мощь изображения действительности искусством бывают необычайно велики. Книги Бальзака, Достоевского, Толстого и других писателей являются не только вершиной высочайшей духовности, но и дают нам знать о гносеологической возможности художественной деятельности великих писателей. Осознавая это, следует четко отметить «собственно художественное познание» как неотъемлемый элемент эстетического освоения мира от просветительской функции некоторых видов и жанров искусства, произведения которых могут служить источниками знания.

Собственно художественное познание характеризуется тем, что через художественное переживание достигается главный результат творческого процесса - воплощенная в произведении конкретная проблема человеческого бытия. Мир, отражаемый и постигаемый искусством, как мы уже говорили - это не мир вне человека, а мир экзистенциальный, в связи с человеком. И система, в которую в данном случае вписываются мыслимые объекты, в которой устанавливаются отношения между объектами, то есть система художественного мышления - это не причинно-следственные, не функциональные и другие связи между объектами, а совокупность отношений человека к миру, материальных и духовных форм его бытия. В искусстве поэтому правдивость, действительность художественной идее определяется тем, насколько художник сумел воплотить умонастроения, чувствования, надежды и опасения человека той или иной исторической эпохи, тех слоев общества к которым он принадлежит или, по крайней мере, сочувствовал. В переживаниях, которые возникают в процессе творчества и восприятия, безусловно, присутствует информация о том, каковы духовные и материальные потребности общества, каков механизм становления различных общественных отношений и т.п.

Таким образом, искусство, отличаясь от науки, является одним из важнейших способов познания мира и прежде всего самопознание человека и общества. Необычайно ценным для общества является то, что искусство способно не только к целостному отражению каждой эпохи, но и к отражению её своеобразия. Искусство создает наглядный образ исторического движения человечества. Художественное познание обеспечивает знание живых отношений между людьми данного исторического периода (социальной группы, класса, нации). Существующих идей, мыслей, чувств и настроений сегодняшнего времени и будущих времен. Подлинное искусство, как правило, выступает своеобразным обобщением отражаемого конкретного, ставит и пытается разрешить идеологические, нравственные и другие проблемы, будучи генератором новых идей. В художественной картине представляется человек отражающий окружающий мир с позиции прекрасного и безобразного, совершенства и несовершенства, света и тьмы. Благодаря искусству мы постигаем мир вещей, эмоций, политических и прочих отношений эстетически, что в свою очередь пробуждает в нас чувства любви или ненависти, восторга и сострадания, наше существование порождает эмоциональные мысли о смысле жизни, её устройства, об обществе и человеке вообще, о сущем и должном в нашей действительности, о будущем, о судьбе нашего мира.

Искусство конца XX века и начала XXI, например, даже его модернистские направления несет информацию о том, как люди видели себя изнутри. О сомнениях, неуверенности, об их страхах, об их предчувствиях, самопредостережении, о поиске смыслах и целей конечного бытия. Необходимо отметить, что сегодня роль художественного познания существенно растет, поскольку познание действительности познание действительности через искусство активизирует творческо-познавательные способности личности, дает возможность развивать ее продуктивное воображение и интуицию. Искусство вовлекает человека в эстетическое переживание реальности, является средством осознания культурно-гуманистического, личностного знания, истинного знания о действительности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арутюнова, Н. Д. Языки эстетики: концептуальные поля прекрасного и безобразного / Н. Д. Арутюнова; РАН, Институт языкознания. - М.: Индрик, 2004. - 718 с.

2. Ахмад Ахмади. Глубинные слои познания / Ахмади Ахмад. - М.: Науч. кн., 2011. - 186 с.

3. Берман, Я. А. Диалектика в свете современной теории познания / Я. А. Берман. - 2-е изд. - М. : ЛКИ, 2011. - 236 с.

4. Завалько, Г. А. Философские проблемы эстетики / Г. А. Завалько. - М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2011. - 400 с.

5. Интымакова, Л. Г. Мировоззрение в духовной жизни общества // Вестник Российского Нового Университета. - М. : РосНОУ, 2009. - Вып. 1. Проблемы социально-гуманитарных и психологических наук. - 260 с.

6. Интымакова, Л. Г. Психологические аспекты исследования феномена идентичности личности // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2. - 368 с.

7. Киященко, Н. И. Эстетика - философская наука / Н. И. Киященко. - М.: Вильямс, 2005. - 592 с.

УДК 316.3 ББК 87.22я73

Б. С. Щеглов

СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЬЕКТ В КОНТЕКСТЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

К ПОНИМАНИЮ СОЦИУМА

Аннотация. В статье рассматривается социальный субъект в рамках деятельностного подхода к пониманию развития социума. Приоритетная роль принадлежит целеполагающей и целенаправленной деятельности. Предложены уровни понимания социальным субъектам развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.