Научная статья на тему 'Роль эстетического в процессе построения картины мира'

Роль эстетического в процессе построения картины мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
679
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY OF CULTURE / КАРТИНА МИРА / PICTURE OF THE WORLD / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ / AESTHETIC / ЧУВСТВО КРАСОТЫ / THE FEELING OF BEAUTY / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зыкова Ирина Владимировна

В статье показано, что процесс построения картины мира во многом зависит от эстетического, являющегося мощнейшей движущей силой в создании определенных представлений о действительности и человеке как неотъемлемой ее части. В статье также разрабатывается определение картины мира, описываются основные этапы развития чувства красоты, каждый из которых вносит свой весомый вклад в формирование определенного мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article centers on the notion 'aesthetic' and sets out to show that 'the picture of the world' is being built under the constant and immediate influence of the aesthetic which is the most significant driving force in developing particular ideas about reality and a human as an integral part of this reality. The definition of 'the picture of the world' is also worked out, and the major stages of the development of the feeling of beauty are also described, each of which makes a substantial contribution to the formation of a specific world-view

Текст научной работы на тему «Роль эстетического в процессе построения картины мира»

существования, обладающий уникальными эмпирическими знаниями об окружающем мире и передающий эти знания в закодированном виде на уровне межличностного общения в форме наиболее значимых ценностей: общечеловеческих и национальных, которые в свою очередь включают нравственные и духовные аспекты.

Диалог бурятской и русской культур — диалог целостных смыслов, сложившихся моделей мира, неустранимое различие которых приводит к социокультурным обусловленностям, прежде всего

к необходимости восприятия мира как единого целого, а также проникновения в микрокосмос ценностей другой цивилизации, осознания ее культурного кода и основополагающих архетипов. При этом он должен сопровождаться сложными поисками путей перевода оперируемых категорий на язык генетически других (по культурному материалу) понятий и представлений. Лишь тогда удастся перейти на новый, более глубинный (высочайший) уровень взаимоотношений, который, по сути, и будет представлять собой диалог.

Примечания

1. Лосский Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М., 1991.

2. Санжеева Л. В. Модель мира в традиционной культуре бурят Х1Х-ХХ вв. / Л. В. Сан-жеева. - СПб., 2006.

3. См.: Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб., 1997; Выжле-цов Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. - СПб., 1996.

4. Трубецкой Н. С. О туранском элементе в русской культуре / Н. С. Трубецкой // Наследие Чингисхана. - М., 1999.

5. Флиер А. Я. Тезаурус основных понятий культурологии / А. Я. Флиер, М. А. Полетаева. - М., 2008.

И. В. Зыкова

РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ПРОЦЕССЕ ПОСТРОЕНИЯ КАРТИНЫ МИРА

В статье показано, что процесс построения картины мира во многом зависит от эстетического, являющегося мощнейшей движущей силой в создании определенных представлений о действительности и человеке как неотъемлемой ее части. В статье также разрабатывается определение картины мира, описываются основные этапы развития чувства красоты, каждый из которых вносит свой весомый вклад в формирование определенного мировоззрения. Ключевые слова: теория культуры, картина мира, эстетическое, чувство красоты, творчество.

The article centers on the notion 'aesthetic' and sets out to show that 'the picture of the world' is being built under the constant and immediate influence of the aesthetic which is the most significant driving force in developing particular ideas about reality and a human as an integral part of this reality. The definition of 'the picture of the world' is also worked out, and the major stages of the development of the feeling of beauty are also described, each of which makes a substantial contribution to the formation of a specific world-view. Keywords: theory of culture, the picture of the world, the aesthetic, the feeling of beauty, creative work.

Культура является результатом постепенного освоения человеком окружающего мира. В основе этого освоения

лежит познавательная деятельность людей. В ходе познания внешней реальности происходит сбор и накопление

жизненно важной информации о мире, о разнообразных элементах, составляющих этот мир, которая в дальнейшем подвергается интеллектуальной обработке и систематизируется, что приводит к формированию определенной картины мира.

Картина мира, как считает О. Шпенглер, есть необходимая форма «воспри-нимания всего, что действительно существует, как осуществляющего себя в устроенном порядке» (14). Э. Фромм называл картину мира «картой нашего природного и социального мира и нашего места в нем» (12). Согласно Г. С. Кнабе, картина мира являет собой особенную, лишь данному обществу присущую систему представлений, которая оказывает существенное влияние на мировосприятие, на сознание и, следовательно, на поведение людей (2). По определению же Ю. В. Осокина, картина мира - это целостная многоуровневая система «представлений о мире, о взаимосвязях его составляющих, о других людях, о себе и своей деятельности, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значении и целях». Он также указывает на то, что картина мира является своеобразной «культурной матрицей», в рамках которой человек действует в мире (7, с. 378).

С нашей точки зрения, картина мира - это созданное на основе чувственно-интеллектуального опыта познания человеком действительности и самого себя (как неотъемлемой ее части) интериори-зированное структурированное динамичное «изображение» (или «отображение») мира и всех его взаимодействующих и взаимосвязанных составляющих (включая в первую очередь самого человека), в рамках которого человек живет и не только действует, но и, главным образом, творит, создавая новую (отличную от природной) среду своего существования (то есть культуру).

Особо отметим, что в разработке определения картины мира мы не случайно используем термин «изображение» и опираемся на подразумеваемое под этим термином понятие «изображение». При-

чин для этого, по меньшей мере, пять. Во-первых, потому, что изображение -это, прежде всего, воспроизведение. Из этого следует, что картина мира - это внутреннее воспроизведение всего окружающего как познанного и освоенного. Во-вторых, изображение самым непосредственным образом связано с процессами моделирования (или конструирования), предполагающего построение моделей (или «образцов»)всего реально существующего (объектов, явлений и т.д. мира). Из этого вытекает, что картина мира - это результат внутреннего «моделирования» мира, в связи с чем она представляет собой структурное комплексное образование, состоящее из иерархически упорядоченного множества интериоризированных «макро- и микромоделей» - заместителей, или репрезентантов, оригиналов действительности. В-третьих, важными, на наш взгляд, являются и основные сущностные признаки изображения, к каковым относят, в первую очередь, целостность, непрерывность и сходство (степень которого может быть выражена в понятии «подобия»). В-четвертых, изображение направлено не только на передачу (в той или иной степени сходства с оригиналом) увиденного (или иным способом воспринятого), прочувствованного и осмысленного. Оно несет в себе также определенную оценку и разного рода «предписания», или установки. И, наконец, в-пятых, изображение является, главным образом, актом творческого создания.

Таким образом, перечисленные выше причины дают нам все основания для раскрытия сущности картины мира посредством понятия «изображение». В продолжение этой мысли отметим, что, подобно изображению, созданному в разное время и людьми разного уровня чувственно-интеллектуального развития (например, изображения различных фрагментов действительности первобытными и средневековыми людьми), важной особенностью картины мира также является так называемая «временная подвижность». Подвижность картины

мира, то есть ее изменчивость, добавление новых жизненно важных «штрихов» к уже имеющемуся «изображению», -это не только одно из главных ее свойств, но и одно из важных свидетельств эволюционного развития человечества и культуры. Накапливаемый со временем чувственно-интеллектуальный опыт существенно расширяет представления человека о мире и о самом себе, «модифицирует» его миро- и самовоззрение и, соответственно, увеличивает формат «изображения», запечатлевающего все познанное человеком чувственно и интеллектуально, наделяя его качественно новым содержанием. Все это говорит о том, что картина мира является не статичным образованием, а напротив, образованием, характеризующимся постоянным прогрессивным развитием. И здесь возникает вопрос о том, что же является движущей силой этого развития, что позволяет картине мира так стремительно и продуктивно развиваться, фиксируя все новые и новые чувственно-интеллектуальные достижения человечества, задавая новые ориентиры его культурного существования и развития. На наш взгляд, одной из главных движущих сил формирования и дальнейшего совершенствования картины мира является все то, что стоит за столь содержательно емким понятием «эстетическое».

В научно-исследовательской литературе «эстетическое» трактуется по-разному. Диапазон расхождений в подходах к эстетическому довольно широк: от понимания эстетического в качестве определенных внутренних возможностей и потребностей человека, сведения его исключительно к сфере красоты и/или искусства до включения в понятие «эстетическое» многочисленных взаимосвязанных и взаимообусловленных друг другом феноменов - таких, как эстетическое видение мира, эстетические ценности, эстетическая ситуация, эстетический опыт, эстетический вкус, эстетический объект и др. Так, например, с точки зрения А. Маслоу, эстетическое представляет собой результат свободной игры ду-

ховных сил в процессе неутилитарного созерцания объекта или в ходе творческого акта, завершающегося созданием произведения искусства (5). Г. Маркузе отмечает, что в философской истории термин «эстетическое» «обнимает мир свободы, который хранит истину чувств и примиряет "низшие" и "высшие" способности человека, чувственность и интеллект, удовольствие и разум» (4). По мнению А. Ф. Лосева, «эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений» (3, с. 223). В. В. Бычков же рассматривает эстетическое как категорию, которой «обозначается особый духовно-материальный опыт человека, направленный на конкретно-чувственное освоение внешней по отношению к нему реальности, и все поле связанных с ним субъект-объектных отношений» (1, с. 145). И. П. Никитина под эстетическим понимает прежде всего эстетическое видение мира. Она указывает на то, что «понятие эстетического видения мира (курсив И. Н. - И. З.) («эстетического опыта», «эстетической ценности», «эстетической ситуации», или просто эстетического (курсив И. Н. - И. З.)) является одной из центральных, причем интегральных категорий» современной эстетики и философии искусства. По ее мнению, «эстетическое видение мира - одна из характерных особенностей человека, связанная с другими специфическими его чертами и составляющая одно из неотъемлемых качеств природы человека» (6, с. 118).

Таким образом, определение эстетического - явления довольно многогранного и неоднозначного - во многом зависит от изначально заданного вектора его рассмотрения, от того, в фокусе какой проблемной области оказывается это понятие. С нашей точки зрения, при рассмотрении той значимости, которой обладает эстетическое в процессе построения картины мира, а также ее (этой картины мира) эволюционного развития необходимо остановиться прежде всего

на том, что является зарождающим началом эстетического, а также фундаментальным условием его существования.

Эстетическое, понимаемое нами как мощнейшая движущая сила процесса построения картины мира, как источник ее духовно-ментального обогащения и как основная причина ее совершенствования, зарождается и формируется в результате развившейся у человека на определенном этапе эволюции способности эстетического переживания мира. Переживать мир эстетически - это открывшаяся человеку перспектива нового пути освоения, нового способа постижения объективной реальности, ознаменовавшая собой начало «новой эры» человеческого существования, обогащенного до этого неведомым человеку качественно новым чувственным восприятием мира и озаренного творческим вдохновением. Эстетическое переживание человеком мира становится возможным только благодаря достижению высокого уровня развития эмоциональной и чувственной сфер человеческой психики, существенному накоплению эмоционально-чувственного опыта, его значительному расширению и углублению в процессе освоения человеком внешней реальности. Другими словами, эстетическое переживание мира доступным человеку становится не сразу, а лишь по прошествии многих долгих столетий эмоционально-чувственного самосовершенствования, основанного на развитии двух главных человеческих «устройств» переработки внеположенных фактов действительности во внутренний мир человека - чувств и интеллекта. Поэтому эстетическое переживание мира может быть определено как особый уровень целостного всеохватывающего чувственного постижения мира, которое в значительной степени способствует облагораживанию человека, возвышая человека в духовном плане, а также и облагораживанию человеческой жизни во всех ее направлениях и аспектах. Эстетическое переживание мира - это, по сути, специфическое «эстетическое измерение» (термин Г. Мар-кузе) действительности, внесшее суще-

ственные коррективы в непрерывно протекающий процесс построения картины мира, что повлекло за собой радикальные изменения принципов создания картины мира и принципов организации составляющих ее элементов. Главной основой и причиной всех этих перемен стала открывшаяся человеку красота воспринимаемого. Иначе говоря, благодаря эстетическому переживанию реальности, ее эстетическому измерению человек познал красоту мира, ощутил его полноту и глубину, а также постиг красоту всего его много- и разнообразия, вкусив наслаждение и полностью отдавшись во власть восхищения. Как говорил Плотин: «Без красоты что сталось бы с бытием? Без бытия что сталось бы с красотой?» (10).

Однако для того чтобы воспринимать и постигать красоту, необходима высокая степень развитости чувственно-интеллектуальной сферы человека, когда человек становится способным оценить «качество» воспринимаемого в параметрах «красивое - некрасивое», опираясь при этом на такое эстетическое чувство, как чувство красоты. Именно чувство красоты позволило человеку по-новому увидеть мир и самого себя в этом мире, по-новому выстроить свои с ним отношения, дало новое ощущение своего бытия и позволило открыть новый смысл своей жизни, способствовало постижению глубинных основ организации действительности. Как говорил Платон: «...дела богов пришли в порядок только тогда, когда среди них появилась любовь, разумеется, любовь к красоте, ибо безобразие не вызывает любви» (8). С. Т. Кольридж писал также о том, что: «Чувство красоты состоит в одновременном прозрении взаимного отношения между частями и отношения всех частей к целому - доставляющее непосредственное и безусловное удовольствие и, следовательно, не предполагающее никакого практического интереса, будь то чувственного или интеллектуального» (15, с. 313).

Особо подчеркнем, что чувству красоты, как и любому другому чувству,

свойственно последовательное (или поступательное, поэтапное) развитие. В связи с этим в формировании у человека чувства красоты можно выделить некие отдельные ключевые, исторически значимые моменты, в соответствии с которыми образуются/складываются главные составляющие «компоненты» уже целостного чувства. Мы считаем, что это прежде всего: 1) чувство красоты окружающего мира; 2) чувство красоты самого себя; 3) чувство красоты собственной жизни и деятельности. Остановимся коротко на каждом из выделенных этапов и том вкладе, который вносит каждый «компонент» в процесс построения картины мира.

Этап первый. Чувство красоты окружающего мира развивается у человека постепенно. Те или иные объекты действительности начинают вызывать у человека определенную положительную реакцию, обусловленную взаимодействием таких эмоций и чувств в процессе чувственного восприятия этих объектов, как наслаждение, радость, восхищение, очарование, восторг и другие. В результате у человека постепенно складывается особое положительное отношение к воспринимаемым объектам на основе сначала довольно смутного, а потом и достаточно четкого/уверенного ощущения наличия у этих объектов неких «лучших» качеств (характеристик, свойств, черт), которые делают их значительно более «приятными» и «желанными» для чувственного восприятия по сравнению с другими объектами. Именно в этой реакции, в этом ощущении и зарождается у человека чувство красоты окружающего мира, развивается способность человека чувственно «распознавать», чувственно улавливать (схватывать), чувственно «разграничивать» менее совершенное и более совершенное, обладающее такими особыми характеристиками, как симметрия, пропорциональность, стройность, соразмерность, гармония, мера и т.д., другими словами - такими характеристиками, которые делают их, с точки зрения человека, красивыми.

Таким образом, открыв для себя кра-

соту мира, именно мир (как «идеальная модель») начинает занимать центральное место в построении картины мира, совершенное устройство действительности становится тем «образцом», по которому «воздвигается» мировоззрение человека.

Этап второй. Помимо постижения красоты окружающей действительности человек также постепенно приходит и к постижению красоты самого себя. Как указывает В. С. Соловьев, результат природного процесса есть человек как самое прекрасное (11). Отметим, что в развитии чувства красоты самого себя можно выделить два подэтапа: 1) чувство красоты своей физической организации; 2) чувство красоты своего внутреннего содержания.

Итак, чувство красоты самого себя зарождается в процессе эстетического переживания человеком собственного тела, чувственного постижения особенностей и нюансов его организации. «Человек - мера всех вещей», - сказал когда-то Протагор. Именно человеческое тело становится «образцом» совершенства, той «мерой», в соответствии с которой человек начинает воспринимать внешнюю реальность, а также чувственно постигать суть составляющих ее компонентов (или элементов). Именно человеческое тело воспринимается как безукоризненная, безупречно организованная и предельно выраженная «форма», иначе говоря, «форма форм» мировых (или природных) объектов, интенсивно стимулирующая максимальное проявление и развитие чувства красоты.

Со временем в развитии у человека чувства красоты самого себя намечается переход к эстетическому постижению особенностей своей внутренней организации. Как отмечает Платон, чувство красоты, вызванное видом физического совершенства, представляет собой лишь начальный импульс эстетического восприятия, следующий же шаг — это эстетическое постижение внутреннего, постижение внутренней красоты (9). Таким образом, в фокусе эстетического переживания оказываются внутренний мир

человека и составляющие его (этот мир) разнообразные духовные образования -такие, как различные внутренние состояния и качества, специфические эмоции и чувства, мысли, идеи, фантазии, желания и мечты и т.д. (например, человеческая душа, любовь, мудрость, уравновешенность, порядочность, различные теории, гипотезы, суждения и т.п.)

Из всего этого следует, что стремительно развивающееся чувство красоты самого себя вносит существенные коррективы в процесс построения картины мира, который раз и навсегда становится антропоориентированным.

Этап третий. Со временем эстетическое чувство красоты настолько развивается и утверждается в человеке, что полностью «подчиняет» себе человеческую жизнь и человеческую деятельность.

Чувствовать красоту собственной жизни - значит для человека чувствовать ее неповторимость, уникальность, своеобразие, единичность, а следовательно, дорожить ею и стремиться к ее улучшению и облагораживанию, к сохранению и духовному обогащению, к реализации в ней лучшего из того, что имеет или чего достиг человек. По словам Н. Г. Чернышевского: «Прекрасное есть жизнь», «прекрасное то, в чем мы видим жизнь так, как мы понимаем и желаем ее, как она радует нас» (13).

Чувствовать красоту своей деятельности - значит чувствовать, насколько (полно) воплощен эстетический потенциал человека, насколько глубоко удалось человеку постичь и передать (или раскрыть) в своих творениях самую суть воспринимаемых и познаваемых им вещей. Это значит также постоянно ощущать потребность создавать прекрасное и неустанно стремиться в этом творческом процессе ко все большему и большему совершенству.

С самого момента зарождения чувства красоты собственной жизни и деятельности в человеке начинают активно развиваться творческие способности, и вся его жизнедеятельность получает творческую направленность. Творчество является неиссякаемым источником

самосовершенствования человека, а также мощнейшим стимулом его эволюционного развития; развития, направленного как на познание, постижение красоты, которой обладает жизнь и все, что ее составляет или с ней связано, так и на создание прекрасного посредством своей деятельности, на достижение прекрасного в разнообразных актах своей конструктивной активности, в различных продуктах своего созидательного труда. На наш взгляд, можно выделить два основных уровня творческой реализации чувства красоты в жизнедеятельности человека: 1) творческая реализация чувства красоты в трудовой деятельности, в процессе которой создаются предметы преимущественно утилитарной направленности; 2) творческая реализация чувства красоты в искусстве, под которым понимается создание предметов преимущественно неутилитарной направленности.

Таким образом, благодаря стремительному развитию у человека чувства красоты собственной жизни и деятельности, процесс построения его картины мира получает конструктивно-креативную направленность.

Итак, рассмотрение трех исторически значимых этапов развития чувства красоты (трех составных «компонентов» целостного чувства) позволяет нам говорить о том, что каждый этап непосредственным образом влияет на процесс построения картины мира, каждый раз задавая новый «эстетический» вектор ее развития. В результате устанавливаются три основных и последовательно сменяющих друг друга эстетических направления формирования картины мира: 1) ми-роцентристское (мир как «идеальная модель»); 2) антропоцентристское (человек как «идеальная модель»); 3) креативное (творчество как «идеальная модель», то есть как высшая форма жизнедеятельности).

Из всего вышесказанного мы делаем общее заключение о том, что эстетическое, зарождающееся в эстетическом переживании мира и активно проявляющееся в чувстве красоты, играет определя-

ющую роль в процессе построения картины мира, поскольку является и источником, и основой, и установкой, и ориентиром, и целью, и смыслом человеческого бытия, не представляющегося возможным без стремления человека познать или постичь сущность мира (и всего того, что его составляет) в его целостности и совершенстве. Эстетическое -

это то, от чего непосредственным образом зависит как направление развития, так и «качество» картины мира, ее насыщенность, глубина и полнота, а также объективность. Эстетическое - это то, что определяет жизненный стимул и жизненную мотивацию человечества, а потому требующее всестороннего и особо тщательного изучения.

Примечания

1. Бычков В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - М.: Гардарики, 2006.

2. Кнабе Г. С. Понятие архетипа и архетип внутреннего пространства / Г. С. Кнабе // Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима // Культурология: классические труды. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. - С. 18-303.

3. Лосев А. Ф. Две необходимые предпосылки для построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины / А. Ф. Лосев // Эстетика и жизнь. - М., 1979. - Вып. 6.

4. Маркузе Г. Эстетическое измерение / Г. Маркузе // Эрос и цивилизация // Культурология: классические труды. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. - С. 20-902.

5. Маслоу А. Психология личности: [тексты] / А. Маслоу. - М.: МГУ, 1982.

6. Никитина И. П. Философия искусства / И. П. Никитина. - М.: Омега-Л, 2008.

7. ОсокинЮ. В. Современная культурология в энциклопедических статьях / Ю. В. Осо-кин. - М.: Комкнига, 2007.

8. Платон. Пир [Электронный ресурс] / Платон. - Режим доступа: www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/Platon/pir.php

9. Платон. Сочинения: в 3 т. / Платон. - М.: Мысль, 1970. - Т. 2.

10. Плотин. Эннеады / Плотин. - К.: «УЦИММ-ПРЕСС», 1995-1996. - V: 8, 9.

11. Соловьев В. С. Общий смысл искусства [Электронный ресурс] / В. С. Соловьев // Сочинения: в 2 т. - Т. 2. - Режим доступа: www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Solov/ ObSm.php

12. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фромм. - М.: Прогресс, 1990.

13. Чернышевский Н. Г. Эстетика / Н. Г. Чернышевский. - М.: Госполитиздат, 1958.

14. Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. - Новосибирск: Наука, 1993. - Том 1. Образ и действительность.

15. Coleridge S. T. Selected Poetry and Prose / S. T. Coleridge; ed. Stephen Potter. - New York: Random House, 1933.

Г. М. Джагарова

ФЕНОМЕН ИНДИВИДУАЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕРВЫХ РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ

В статье раскрывается связь между эгоцентрацией субъекта художественного творчества и индивидуализмом. Творчество первых русских символистов представлено как поле проблематизации соотношения личностного и индивидуального в жизнедеятельности человека, взаимосвязи холизма и индивидуализма. Ключевые слова: теория культуры, русский символизм, индивидуальность субъекта художественного творчества, эгоцентрация, индивидуализм.

The creative activity of first Russian symbolists is characterized as a triumph and a defeat of individualism. The connection between absolute egocentrism and individualism is revealed in the article. Keywords: theory of culture, Russian symbolists, egocentrism, individualism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.