Научная статья на тему 'Сущностные характеристики эстетического опыта как элемента содержания образования'

Сущностные характеристики эстетического опыта как элемента содержания образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕКРАСНОЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРНОСТЬ / AESTHETIC EXPERIENCE / AESTHETIC WORK / THE WONDERFUL / CONTENTS OF EDUCATION / HUMANITARIAN NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова Инна Николаевна

Рассматриваются природа, особенности, сущностные характеристики эстетического опыта как элемента содержания образования. Выявляется значимость усвоения воспитанниками опыта эстетической деятельности как способа преобразования мира и самоорганизации индивида на основах законов гармонии, утверждения подлинно человеческого начала (эстетического образа) в окружающем мире и самом себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is considered the nature, peculiarities, essential characteristics of aesthetic experience as the element of educational contents. There is revealed the significance of the experience of aesthetic work as the way of transformation of the world and individual self-organization based on the laws of harmony, establishment of human origins (aesthetic image) in the world and in oneself.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики эстетического опыта как элемента содержания образования»

и.н. СОЛДАТОВА (Волгоград)

сущностные характеристики эстетического опыта как элемента содержания образования

Рассматриваются природа, особенности, сущностные характеристики эстетического опыта как элемента содержания образования. Выявляется значимость усвоения воспитанниками опыта эстетической деятельности как способа преобразования мира и самоорганизации индивида на основах законов гармонии, утверждения подлинно человеческого начала (эстетического образа) в окружающем мире и самом себе.

Ключевые слова: эстетический опыт, эстетическая деятельность, прекрасное, содержание образования, гуманитарность.

Понятие «эстетический опыт» широко и разносторонне рассматривается в ракурсе философской мысли. Исследователи (О.В. Буткевич, В.В. Бычков, Х.-Г. Гадамер, А.В. Гулы-га, П.С. Гуревич, М. С. Каган, О.А. Кривцун, В.И. Самохвалова, Л.Н. Столович, Е.Г. Яковлев и др.) отмечают сложность определения эстетического опыта, его неоднозначность и многогранность. Анализ педагогических исследований (А.В. Елисеева, Н.И. Киященко, Г.И. Королева, Н.Л. Лейзеров, Б.Т. Лихачев. Б.М. Неменский, Г.А. Петрова, И.Ф. Харламов и др.) также показывает, что роль эстетического в развитии личности, сущность и место эстетического в образовательном процессе остаются малоисследованными. В частности, по-прежнему не вполне изучены такие проблемы, как место эстетического компонента в структуре содержания общего образования, эстетические закономерности самого образовательного процесса, эстетический опыт как цель образования и сфера жизнедеятельности человека, одна из его культурных компетенций, ее взаимосвязь с другими компетенциями. Не определены методологические функции категорий и законов эстетики как инструментов выявления сущностных характеристик эстетического опыта в структуре содержания образования и способов его усвоения. Это относится как к самой природе эстетического опыта, формам его проявления в жизнедеятельности человека, так и к собственно

педагогическому инструментарию его усвоения - способам организации учебной и многообразных видов эстетической деятельности в образовательном процессе, а также к критериям сформированности такого опыта. Можно предположить, что формирование у воспитанника эстетического опыта - опыта переживания, чувствования прекрасного, красоты, потребности в общении с ней и созидания ее -является самостоятельной образовательной целью. Чтобы понять содержание и механизм образовательного процесса, формирующего у воспитанника эстетический опыт, обратимся к феномену и понятию «опыт», к представлениям о его видах и функциях.

Опыт - важнейшее свойство живого организма на любом уровне его бытия - генетическом, физиологическом, социальном, личностном. Под опытом, приобретаемым личностью, понимаются, с одной стороны, разнообразные «личностные конструкции: выводы, установки, привычки, взгляды, убеждения, вынесенные из жизненных событий, переживаний, деятельности, а с другой - это сами предметы, ситуации, порождаемые ими проблемы, задачи, которые актуализируют соответствующий опыт, служат его источником» [5, с. 164]. У развивающегося человека складываются различные виды опыта - бессознательнорефлексивный, предметно-когнитивный, опыт готовых способов деятельности, творческий и эмоционально-ценностный (В.В. Краевский, И.Я. Лернер), компетентностный (В.А. Болотов), рефлексивный (В.И. Слободчиков), этнокультурный (Г.Н. Волков, А. Б. Панькин), опыт поиска жизненных смыслов (Д.А. Леонтьев). В.В. Сериков раскрывает в своих исследованиях особенности личностного опыта. Опыт, обретенный личностью, проявляется в ее качественных характеристиках - отношениях, способах поведения. Хотя опыт и основывается на переживаниях и жизненных событиях, таковые не всегда с объективной строгостью отражаются в сознании личности, поскольку в сформировавшемся опыте эти переживания представлены с позиций их личностного смысла и субъективного вывода, извлеченного из них. Личностный опыт как раз и образует субъективную реальность индивида. В конечном счете, как показывает В.В. Сериков, даже сама личность - это тоже особый вид опыта. В личностном опыте важнейшей становится сфера ценностей и смыслов, совершаемых человеком поступков, а не внешние атри-

© Солдатова И.Н., 2014

буты и регламентация его деятельности. Ключевые характеристики развитого личностного опыта - отношение к другому как самоценности, как источнику собственного субъективного мира («я сделан из других людей»). В этическом плане это проявляется у индивида в его способности к самоотдаче, свободно избираемому нравственному поступку, в творческой созидающей жизни с постоянной рефлексией ее целей и смыслов, в проявлении стремления жить «по своему плану», к духовному усилию, не позволяющему свернуть на поверхностно-развлекательный путь, к «легкому», малоответственному образу жизни. Все это, как нам представляется, - эстетические аспекты личностного опыта, обусловливающие духовное возвышение человека, что в итоге и является назначением эстетического в его жизнедеятельности. Механизмом актуализации подлинно эстетических переживаний являются не просто «мероприятия по эстетике», а коллизионные ситуации-события, ставящие воспитанника перед необходимостью проявления избирательности, рефлексии, смысло-определения, ответственности, творчества, свободы. Личностно значимое событие порождает эмоционально-рефлексивные переживания (нравственные, эстетические и т.п.), результатом которых является осмысление (наделение смыслами) собственного Я, отношений с другими людьми, т.е. происходит «ревизия смыслов своего бытия», что и является благоприятной почвой для появления подлинно эстетических переживаний, оставляющих «последействие» в сознании и поведении человека.

Говоря о специфике эстетического опыта, мы ведем речь о том эмоциональночувственном «знании», которое проявляется в способности человека воспринимать и осознавать воспринимаемое как прекрасное, выражать свое отношение к прекрасному. Отсюда можно предположить, что первым структурным элементом эстетического опыта является представление личности о специфике эстетического. Ребенок уже в раннем детстве выделяет эстетическое из других элементов предметного мира. В его сознании разделяются образы сказки и явления реального мира, вещь и атрибуты ее украшения, значение слова и то, как оно сказано. Знание об эстетическом вначале носит характер неосознанного отношения и влечения к красивому и лишь позднее вер-бализируется, аргументируется, сопоставляется с аналогами, обобщается, становится взглядом, принципом и т.п. Уже в подростковом возрасте развивающийся эстетический опыт

превращается в структурный элемент целостного образа мира. Красота раскрывается подростку как универсалия, которая «вездесуща», но не сливается с остальными проявлениями мироздания. Это и красота уголка природы, и красивый интерьер «приведенной в порядок» детской комнаты, и творение великого мастера искусства. Ребенок не может не заметить, что те же самые вещи, но расставленные «в порядке», выглядят иначе. И если он подойдет к фортепиано, на котором сестра только что играла красивую пьесу, и начнет нажимать на клавиши, прозвучит бессмысленная какофония. Он начинает понимать, что красота - это не вещь сама по себе, а определенное обращение человека с ней, работа, творческое усилие. Эстетический опыт вначале приходит к ребенку не через курс лекций по эстетике, а через собственные ощущения, переживания, озарения. Степень остроты и яркости этих ощущений, несомненно, зависит от общей и специальной одаренности ребенка. К подростковому возрасту он начинает понимать значимость прекрасного, красоты в жизни человека, в том числе владения эстетическими качествами (музыкальными, хореографическими, литературными, художественно-графическими) для самореализации, поскольку такие качества, как замечает подросток, ценятся в обществе, включая сообщество его сверстников.

Если под эстетическим опытом понимать все многообразие форм и способов взаимодействия человека с миром эстетических явлений и ценностей, то к сфере эстетического опыта можно отнести широкий спектр гуманитарных, т.е. истинно человеческих проявлений человека, его способностей, или, как чаще говорят сегодня, компетенций. Во-первых, это эстетическое восприятие как построение эстетического образа в процессе перцепции собственно художественных явлений (произведений, текстов), а также выделение и конструирование данного образа при восприятии явлений природы, социума, бытия человека, в которых эстетический аспект не задан заранее, а требует творческого конструирования. Во-вторых, сюда можно отнести понимание, но не только сюжета художественного произведения, если речь идет о его восприятии, а именно эстетического, художественного смысла, авторского замысла. В-третьих, важнейшей способностью (или компетентностью) в структуре эстетического опыта является эстетический вкус как способность к выявлению эстетической ценности, выражению ее через систему субъективных оценок. Известный парадокс

эстетического вкуса состоит в том, что субъективная оценка эстетического явления в нем сочетается с ориентацией оценивающего на определенные эстетические нормы. Последние, впрочем, как и нормы нравственности, не прописаны в виде готовых правил, а ориентируются на внелогические и нерациональные структуры сознания, представленные в пара-дигмальных формах художественного мышления (классицизм, модернизм и т.п.), в менталитете, дискурсе, моде и др. Как показывает Х.-Г. Гадамер, «феномен вкуса следует определить как духовную способность к различению, <...> индивидуальный способ познания» [2, с. 80]. Отмечаемая «способность к различению» выступает как некое чувство меры -меры эстетической целесообразности. Развитый эстетический вкус - это и способ проявления индивидуальности, субъектной позиции в оценке прекрасного, способности выражать собственные суждения по поводу прекрасного (произведение искусства, явление природы, человеческий поступок и т.д.).

Эстетический опыт содержит и освоенные индивидом различные виды эстетических практик, включающие как опыт применения известных способов деятельности (И.Я. Лернер), который «после его усвоения имеет форму умений и навыков» [5, с. 100], так и творческий опыт, предполагающий самостоятельное создание эстетических феноменов. Эстетический опыт проявляется в особых «навыках» и «умениях» воспринимать эстетические ценности, а также в специфическом неверба-лизуемом «знании», установках, предчувствии встречи с прекрасным, «предощущении стиха», по выражению Е. Евтушенко. В то же время это конкретный процесс, акт эстетической деятельности (восприятия и творчества), который невозможен без того особого «знания» и «умения» [1]. Если переживание красоты - это «результат определенного восприятия субъектом явлений действительности, “суждений вкуса”, “вчувствования”, “проецирования духовного богатства на действительность”» [7, с. 73], то опыт эстетического восприятия является предпосылкой эмоционального переживания, чувствования человеком красоты, прекрасного. «Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия» [4, с. 266, 267]. В способности восходить от просто восприятия, пассивного созерцания красоты «к уси-

лию понимания» ее (С.Л. Рубинштейн) проявляется уровень сформированности эстетического опыта.

На восприятие прекрасного в различных сферах жизни влияет, безусловно, общий культурный потенциал личности. Однако доминирующую роль при этом играет, вероятно, художественная образованность, т.е. образованность в сфере искусства, которое интегрирует в себе эстетический потенциал бытия человека. Понимание законов искусства также важно для обретения эстетического опыта, как, скажем, знание законов физики для ориентировки в мире природы. В этом случае восприятие красоты становится своего рода культуросообразным. Опыт эмоциональных переживаний прекрасного имеет форму своего рода «душевного события» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет в новом, часто в более возвышенном и обобщенном ракурсе увидеть феномены собственной жизни, свои внутренние драмы, раздумья и страдания. В этом смысле то, что называют «встречей с красотой», становится событием для личности, когда позволяет ей найти новые смыслы и решения своих проблем. так, вхождение в мир искусства порождает переживания остроты коллизий встреч с прекрасным, которые эмоционально захватывают и потрясают личность. «Встреча - это, на первый взгляд, обыденное, случайное, непредсказуемое событие, столкновение с другой реальностью. Оно часто приводит к неожиданному, резкому повороту жизненного пути человека, к моментальному повороту в восприятии мира -к обращению, пробуждению» [3, с. 181]. Таким образом, опыт личностного восприятия прекрасного опосредует переживание коллизий в собственном духовном мире, обеспечивает художественно-образные средства «работы» с собственными душевными исканиями. В этом плане эстетический опыт - составная часть целостного личностного опыта, своеобразный инструментарий своего личностного «самостроительства». человек, малознакомый с исканиями героев Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П. Чехова и др., часто оказывается безоружным и в решении собственных жизненных проблем.

Если к сфере эстетической реальности относить все то, что утверждает, а значит, и возвышает человека, следует признать, что эстетический опыт выступает в таком случае и как опыт духовный, если под духовностью понимать те феномены бытия, которые поднимают человека над обыденным, вещным, меркантильным и делают его человеком в истинном

смысле слова. Наконец, всякий опыт - продукт определенной деятельности. И невозможно спроектировать образование, в структуре содержания которого был бы представлен эстетический опыт, если не иметь представления о содержании и предмете той деятельности, которая рождает данный вид опыта.

Результаты анализа философских, психологических, педагогических исследований (В.В. Бычков, Л.С. Выготский, М.П. Гальперин, С.С. Гольдентрихт, А.Л. Гройсман, Р.А. Куренкова А.Н. Леонтьев, Б.т Лихачев,

Н.И. Рейнвальд, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Те-плов и др.) свидетельствуют о том, что эстетическая деятельность в широком значении этого слова есть создание предметов (произведений, текстов, событий), обладающих эстетической ценностью. Авторами она понимается как «творчество по законам красоты», которое проявляется в разнообразных сферах жизни человека (наука, искусство, природа, отношения между людьми, профессиональная деятельность, повседневность и др.). В словаре по эстетике такая деятельность трактуется как «специфический вид практически-духовной (создание произведений искусства, фольклор, дизайн и др.) и духовной (эстетическое созерцание, эстетическое восприятие и пр.) деятельности» [6, с. 75]. Следовательно, эстетическая деятельность может выражаться как в восприятии, созерцании личностью прекрасного, так и в творении, созидании красоты. Посредством эстетической деятельности человек вступает во взаимосвязь с окружающим миром как с «другой духовной реальностью» (В.В. Сериков), как с текстом, требующим понимания (А.Ф. Закирова). При этом происходит обогащение личностного опыта посредством диалога с миром Другого. Прекрасное как высокая мера красоты и мера духовного, доброго (Е.А. Маймин) побуждает личность к самореализации, «самообоснованию» (В.В. Сериков), духовному поступку. Эстетическая деятельность, как всякая деятельность, по А.Н. Леонтьеву, формирует новую потребность человека за счет создания новых предметов и смыслов как продуктов этой деятельности. Вот почему представитель подлинного искусства как высшей (профессиональной!) формы эстетической деятельности так авторитетен и почитаем в человеческом обществе: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал...» (А.С. Пушкин).

Включение человека в создание прекрасного рождает потребность реализовать себя через творчество, переустроить окружающий

мир по высшим законам человечности (по законам красоты), перенести эстетические ре-гулятивы и в сферу собственного поведения, что выражается в активной «эстетической позиции» (А. Шопенгауэр) во всей жизнедеятельности, в направленности личности на совершенство как принцип собственной жизни, на восприятие и понимание прекрасного, в готовности к совершению красивого, духовного поступка, причем нередко длиною в жизнь: «.я поступаю всей своей жизнью.» (М.М. Бахтин). Можно предположить, что природа красивого поступка заключается в единстве нравственного и прекрасного, в бескорыстии и жертвенности, в утверждении Другого. Наиболее развитой формой эстетической деятельности является художественная деятельность, предполагающая создание и продуцирование произведений искусства. Основанный на этой деятельности эстетический опыт есть, как уже выше мы отметили, не у каждого человека, т.к. предполагает обязательное наличие специальных способностей.

Эстетические переживания отражают различные грани эстетического, описываемые соответствующими категориями эстетики. Следовательно, сюда относятся переживания прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического, героического и обыденного и др. Это наиболее общие описания эстетических чувств (переживаний), но могут быть и более конкретные, ситуационные. Например, переживания коллизий нравственного и эстетического, части и целого, таланта и бездарности, «судьбы больших заслуг перед судом ничтожеств» (В. шекспир), индивидуальности и «толпы», шедевра и его временного непризнания, объективных достоинств произведения и его субъективных оценок, отношений «правды искусства» и «правды жизни», искусства и идеологии, современности и классики и др. Чувство прекрасного является способом познания прекрасного, т.к. красота познается посредством эстетических чувств (О.В. Буткевич). Таким образом, эстетический опыт является многогранным, сложным продуктом социализации человека, важнейшей формой существования собственно человеческого в человеке. Любое гуманитарное исследование человека, в том числе и построение модели гуманитарного образования, не может быть реализовано без обращения к феномену эстетического опыта как метапредметного компонента содержания образования.

В этом плане эстетическое развитие воспитанников будет состоять в усвоении ими опыта эстетической деятельности как определенного способа преобразования мира и одновременно самоорганизации индивида на основах законов гармонии, холизма, утверждении подлинно человеческого начала (эстетического образа) в окружающем мире и самом себе. Именно поэтому предметом дальнейшего исследования должно стать моделирование ситуации усвоения эстетического опыта, наличие которой в образовательном процессе будет выступать критерием его гуманитарности -человекоразвивающего потенциала.

литература

1. Бычков В.В. Эстетика : учебник. М. : КНОРУС, 2012 .

2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики / пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М. : Прогресс, 1988.

3. Лузина Л.М. Человек в проблемном поле воспитания : моногр. Псков: Изд-во ПГПУ, 2008.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. М. : Педагогика, 1989. Т. I.

5. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М. : Академия, 2008.

6. Эстетика : словарь / под общ. ред. А.А. Беляева [и др.]. М. : Политиздат, 1989.

7. Эстетика : учеб. пособие для вузов / под ред.

А.А. Радугина. М. : Центр, 2000.

* * *

1. Byichkov V.V. Estetika : uchebnik. M. : KNORUS, 2012 .

2. Gadamer H.-G. Istina i metod: osnovyi filosof-skoy germenevtiki / per. s nem.; obsch. red. i vstup. st.

B.N. Bessonova. M. : Progress, 1988.

3. Luzina L.M. Chelovek v problemnom pole vospitaniya : monogr. Pskov: Izd-vo PGPU, 2008.

4. Rubinshteyn S.L. Osnovyi obschey psihologii : v 2 t. M. : Pedagogika, 1989. T. I.

5. Serikov V.V. Obuchenie kak vid pedagogiches-koy deyatelnosti : ucheb. posobie dlya stud. vyissh. ucheb. zavedeniy / pod red. V.A. Slastenina, I.A. Kole-snikovoy. M. : Akademiya, 2008.

6. Estetika : slovar / pod obsch. red. A.A. Belyaeva [i dr.]. M. : Politizdat, 1989.

7. Estetika : ucheb. posobie dlya vuzov / pod red. A.A. Radugina. M. : Tsentr, 2000.

Essential characteristics of aesthetic experience as the element of educational contents

There is considered the nature, peculiarities, essential characteristics of aesthetic experience as the element of educational contents. There is revealed the significance of the experience of aesthetic work as the way of transformation of the world and individual self-organization based on the laws of harmony, establishment of human origins (aesthetic image) in the world and in oneself.

Key words: aesthetic experience, aesthetic work, the wonderful, contents of education, humanitarian nature.

(Статья поступила в редакцию 21.03.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.