УДК - 902. 7 (575.3)
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ТАДЖИКОВ
(По материалам произведений дореволюционных русских авторов)
ХАКИМОВА З. Г., Технологический университет Таджикистана
Один из вопросов этнографического изучения любого народа - внешние признаки этноса и выявление свойственного ему идеала красоты. В этом контексте заслуживают внимания материалы источников конца XIX - начала XX вв., в которых дана авторская оценка, нередко сравнительная, внешности таджиков.
В частности, описание внешности таджиков-горожан дано в 1820-1821 годах бароном Е. К. Мейендорфом, который связывал их происхождение с древними согдийцами. По заключению этого автора, таджикам свойственны коренастая фигура, европейские черты лица и красивый цвет кожи. Он отмечал, что таджики имеют черные волосы и по степени смуглости уступают персам. Особенностью лица таджика, отметил он, является всегдашнее выражение покорности и спокойствия [7, 103].
А. Д. Гребенкин, изучивший этнографию Зерафшанской долины, пишет, что городские таджики представляют собой цвет населения округа, по облику и по всему телосложению они стоят выше всех остальных его народностей. Лица у них, преимущественно, правильной формы, с чисто европейскими чертами. Лица нежные, белого цвета, с чуть заметным оттенком смугловатости. Нежности кожи лица могло способствовать использование косметических мазей. Телосложение легкое, грациозное, но не сильное. Глаза большие и с продолговатым разрезом, черные, изредка голубые. Волосы, как правило, черные, но иногда встречаются и рыжие. Брови прямые, точно подведенные. Борода густая, по форме разнится от окладистой до клиновидной. Форма носа от орлиного до «топорного».
Интересно, что многие антропологические черты таджиков А. Д. Гребенкин связывал с их смешением с другими народами. Так, причину появления у отдельных таджиков рыжих волос он видит в помеси с евреями или татарами. Помесь разных народов особенно отразился на форме носа, по которой внимательный наблюдатель может заметить наличие персидской, еврейской, афганской и прочей крови. А. Д. Гребенкин отмечает, что еврейские и персидские черты преобладают в облике самаркандских таджиков, охотно вступавших в брак с представителями указанных народов, в большом количестве проживавших в этом городе. Брак таджика с красивой еврейкой или прекрасной персиянкой положительно сказывался на привлекательности облика его потомства, отмечает А. Д. Гребенкин [5, 6-7].
Заключения разных дореволюционных русских авторов о внешности представителей таджикского народа, населяющих различные регионы Центральной Азии, систематизированы доктором А. П. Шишовым [10, 100-108].
В этом же аспекте заслуживает внимания первая часть этнографической работы Н. П. Остроумова о сартах, в которой есть материалы и о наружных признаках городских таджиков [9, 3-54].
Сравнительный анализ мнений иностранных авторов, побывавших в рассматриваемый период в Средней Азии, о внешности таджикской женщины показывает, что в целом, они положительно отзывались об облике горожанок, но да-
вали отрицательную характеристику внешности горянок. Так, русский управленец и горный инженер Т. С. Бурнашев, посетивший Бухару в самом конце XVIII века, писал о приятной физиономии местной (городской) женщины, что в какой-то мере компенсировала отчетливые изъяны, связанные с их нарядом. Его особо впечатлили черные, живые и блестящие глаза, немало украшавшие лица бухарских дам [2, 90].
Е. К. Мейендорфа впечатлили «черные, полные огня глаза, великолепные зубы и очень красивый цвет лица» уроженок г. Бухары. По его словам, местные женщины, когда встречали на узких городских улочках какого-либо члена русского посольства 1820-1821 года, тайком приподнимали с лица черную вуаль, давая возможность «увидеть их прекрасные глазки» [7,148]. Очевидно, русский барон писал о женщинах, которые свои зубы не красили в черный цвет.
Вместе с тем, русские авторы с сожалением писали о том, что из-за установившегося образа жизни таджикская женщина преждевременно старела и ее красота рано угасала. Раннее замужество, замкнутость, полное подчинение воле мужа не могли не сказаться на ее здоровье и красоте. В частности, живописец и литератор В. В. Верещагин в 1883 году утверждал, что судьба среднеазиатской женщины более печальна, чем у персиянок и турчанок, не говоря о европейских дамах. Он указал на более низкое гражданское положение местной женщины, большую замкнутость и отверженность от супруга, по сути своего властителя. В ее чисто семейной деятельности В. В. Верещагин видел, скорее, физический и даже животный аспект. «С колыбели запроданная мужчине, неразвитым, неразумным ребенком взятая им, она, даже в половом отношении, не живет полною жизнью, потому что к эпохе сознательного зрелого возраста уже успевает состариться, задавленная нравственно ролью самки и физически работою вьючной скотины», - с горечью отмечает он [4].
Наряду с этим, В. В. Крестовский указывает еще на одну причину раннего старения женщин в Средней Азии. Причину, которая имеет непосредственное отношение к разрабатываемой нами теме. Он пишет: «К сожалению, они портят свою естественную красоту тем, что очень уж мажутся и раскрашивают себя разными косметическими снадобьями домашнего изделия» [6, 276-277]. Так он писал о горожанках.
Итак, выясняется, что в дореволюционный период, несмотря на то, что в городах таджикская женщина не имела возможности в обществе показать свое лицо, особливо тем, кто более других склонен оценить ее красоту (т.е. мужчинам), она все же уделяла большое внимание прихорашиванию себя. Объектом ее пристального и скрупулезного внимания и тщательного выбора в вопросе формирования внешности служили не только одежда и украшения, но и косметика. Причем, как видим, здесь она нередко перебарщивала, пытаясь делать незаметными появившиеся на лице морщины, стремясь подчеркнуть сладострастие своих глаз, норовя привлечь внимание к своим губам и т.п. Можно не сомневаться, что в этом аспекте костюма замужние женщины вряд ли уступали девушкам, готовившимся к началу супружеской жизни.
Супруги Наливкины писали, что для женщины-мусульманки забота о своем внешнем благообразии и привлекательности является нравственной задачей, так как это установлено религиозными предписаниями [8,105].
Этого вопроса почти семь десятилетий ранее В. В. Крестовского затрагивал Е. К. Мейендорф. Назвав бухарских дам «прекрасными созданиями», он недоуме-
вал, почему они не ценят свою естественную красоту, перебарщивая в использовании косметики и «пропуская через ноздри кольцо». Тем самым, женщины уродуют себя, писал Е. К. Мейендорф [7,148].
Теперь что касается внешности таджика-горца. А. Д. Бобринской характеризует типичного горного таджика как человека с сильно загорелым, коричневого оттенка, лицом. Изредка, по его словам, встречается темно-смуглый и красный загар лица. По форме лица, как правило, продолговатые, но есть и скуластые. Глаза сидят глубоко, они по цвету коричневые, зеленые, серые и, очень редко, голубые. Нос выдающийся. Если он с горбинкой, то он тонкий, если же без горбины - длинный, ноздри большие. Встречаются, продолжает он, и широкие носы, с тупым окончанием. Что касается волос на лице и голове, А. А. Бобринской указывает на их густоту, темно-каштановый, реже черный, а также, очень редко, белокурый цвет. Данный автор отмечает внешнее сходство типа горного таджика с европейцем и евреем. Он добавляет при этом, что есть и другие типы, а такую разнородность обуславливает разобщенностью и замкнутостью жителей, приютившихся в горах и ущельях [1,47].
Что касается внешности горной таджички, графа А. А. Бобринского, к примеру, она не впечатлила. На его субъективный взгляд, таджикская горянка непривлекательна, у нее худое и грубое лицо, нездоровое и бледно-желтое, одутловатое и с тупым выражением. Не добавляет ей привлекательности походка (вялая), повседневный наряд (грязная рубаха), прическа (растрепанные волосы) и даже голос со смехом (грубый). Причину такого отрицательного явления А. А. Бобринской видит в раннем замужестве, из-за чего здоровая и свежая девочки-подростки 7-15 лет быстро превращаются в истрепанных и изношенных старух. Выйдя замуж, они по большей части проводили пассивный образ жизни в своих темных, сырых и дымных домах, что не могло не сказаться на их здоровье и внешности. По его словам, в горных селениях ему не удалось увидеть ни одной молодой женщины в полном расцвете сил, здоровой и жизнерадостной.
Как отмечалось выше, раннее замужество было характерно и для женщин из равнинных областей. Однако там они, по словам очевидцев, выглядели намного привлекательнее. Столь ощутимую разницу А. А. Бобринской объясняет следующим: «Ранний брак в скудной и суровой обстановке горцев, связанный при этом с нездоровой работой, предоставленной женщине обычаем, почти исключительно дома сильнее должен быть отозваться на горной женщине, чем на женщинах, одинаково рано вступающих в брак, но находящихся в других, более благоприятных условиях климата и экономической обстановки» [1, 53-54].
Топограф М. А. Варыгин, составивший подробное описание Кулябского бек-ства, дал характеристику внешности таджичек из предгорных районов. Живописно подбирая эпитеты, он пишет, что среди них часто встречаются весьма красивые женщины с правильным овалом лица, «матовым цветом румяных щек», «замечательно красивым носом», черными бровями правильной дуговой формы, «миндалевидными глазами и пунцовыми губами небольшого рта» и все это гармонирует между собой эффектно. Далее этот автор косвенно выражает свое согласие с А. А. Бобринским, с горечью отмечая, что «раннее замужество, непосильная работа и тяжелое положение этих невольниц закона и рабынь полновластных супругов скоро кладет неизгладимый след горя, болезней и недостатка». Положение замужней женщины в семье М. А. Варыгин уподобил вьючному животному, на которого возложены все тяготы. «Немудрено, поэтому, - пишет он,
что все женщины скоро старятся и ходят нетвердой поступью, согнувшись в три погибели в 25-30 лет» [3].
Внешность человека, очевидно, определяется не только телосложением, формой, цветом и чертами лица, видами и количеством использованной косметики, но и другими костюмными атрибутами. Поэтому приведем краткое описание женского и мужского одежных комплексов, бытовавших в рассматриваемый период в равнинных и горных районах. Отдельно остановимся на характеристиках причесок и украшений.
Учитывая основное значение косметики как приема для улучшения человеческой внешности, заслуживает внимания отзывы иноземных наблюдателей о природной внешности народа и факторах, которыми пользовался он для соответствия идеалу красоты эпохи.
Исходя из этого, идеалу мужской красоты таджика в лице мужчины-горожанина соответствуют коренастая фигура, легкое и грациозное, но не сильное, телосложение, европейские черты лица и нежный, красивый цвет кожи, белый с чуть заметным оттенком смуглоты. Отмечается использование косметики для обеспечения нежности кожи. Правильная форма лица, его выражение покорное и спокойное. Черные волосы, большие с продолговатым разрезом глаза, черные, изредка голубые. Брови прямые, точно подведенные. Борода густая, по форме разнится от окладистой до клиновидной. Форма носа от орлиного до «топорного». Разнообразие форм носа у таджиков связывается со смешением крови, источниками которых выступили персы, узбеки, евреи, афганцы и другие народы. Появления у отдельных таджиков рыжих волос видится в помеси с евреями или татарами.
Идеалом таджички иностранные наблюдатели видят горожанку. Они отмечают приятную физиономию городской таджички, черные, живые и огненно блестящие глаза, служившие значительным украшением для лица очень красивого цвета. Дана характеристика зубам как великолепным. Одновременно дореволюционные авторы писали о ранней утрате таджикской женщиной своей красоты, объясняя это ранним замужеством и условиями затворничества (замкнутость жизни и полное подчинение воле мужа). Другим фактором раннего старения таджички указывалось избыточное использование косметики в ущерб естественной красоте.
Типичный горный таджик дореволюционного периода - человек с сильно загорелым, с коричневым оттенком, лицом. Изредка загар лица темно-смуглый и красный. Форма лица - продолговатая, иногда скуластая. Посадка глаз глубокая, цвет - коричневый, зеленый, серый, изредка голубой. Нос выдающийся, тонкий с горбинкой или длинный без горбины, большие ноздри. Есть и широкие носы, с тупым окончанием. Густые волосы на голове и в бороде, цвет темно-каштановый, реже черный, изредка белокурый. Подмечено внешнее сходство типа горного таджика с европейцем и евреем. Разнородность типов связывается с разобщенностью и замкнутостью жизни в условиях гор и ущелий.
Русские дореволюционные авторы к внешности горной таджички относились, по большей части, критически. В составленной ими общей характеристике, отмечается, что она, по преимуществу, непривлекательна, с худым и грубым, нездоровым бледно-желтым, одутловатым и ничего не выражающим лицом. Ее походка оценивается как вялая, одежда как грязная, прическа как неизящная, голос и смех как грубые. Эти отрицательные качества принято было связывать с
-муаррих-историк-historian-
положением женщины в дореволюционном обществе - ранним замужеством, пассивным образом жизни после заключения брака, отсутствием санитарно-гигиенических условий (темнота, сырость и задымленность). Ко всему этому следовало добавить непосильную работу, тяжелое невольничье положение, сходное со статусом рабыни, способствующем формированию неизгладимого следа горя, болезни и недостатка. Замужнюю женщину уподобляли вьючному животному, на которого возложены все тяготы жизни, из-за чего. она скоро старилась и в 25-30 лет ходила нетвердой поступью, согнувшись в три погибели.
При этих условиях в горных районах очень редко можно было встретить молодых женщин в полном расцвете сил, здоровых и жизнерадостных. По этой причине идеал красоты таджички из горных районов был составлен на основе внешних качеств маленьких девочек и тех редких молодых женщин, облик которых оценивали как привлекательный. Это - весьма красивая женщина с правильным овалом лица, матовым цветом румяных щек, замечательно красивым носом, правильными дугами черных бровей, миндалевидными глазами, небольшим ртом, пунцовыми губами и эффектной гармонией всего этого между собой.
Таким образом, беспристрастные суждения дореволюционных русских авторов по данной теме являются весьма ценными, так как позволяют составить объективный эстетический идеал таджикского народа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобринской А. А. Горцы верховьев Пянджа (ваханцы и ишкашимцы). Очерки быта по путевым заметкам//-М., 1908. - 150 с.
2. Бурнашев Т. С. Путешествие от Сибирской линии до города Бухары в 1794 и обратно в 1795 году//Сибирский вестник. - М., 1818. - Ч. 3. - С. 75 - 110 (95 - 130).
3. Варыгин М. А. Опыт описания Кулябского бекства//Известия Императорского Русского географического общества. - Т. 52. - Вып 10. - Петроград: Тип-я М. М. Стасюлевича, 1916. - 67 с. -(Отд. оттиск).
4. Верещагин В. В. Из путешествия по Средней Азии//Очерки, наброски, воспоминания. - СПб., 1883.
5. Гребенкин А. Д. Таджики/А. Д. Гребенкин//Русский Туркестан: Сборник, изданный по поводу политехнической выставки. - М., 1872. - Вып. 2. Статьи по этнографии, технике, сельскому хозяйству и естественной истории. - С. 1-50.
6. Крестовский В. В. В гостях у эмира Бухарского//-СПб., 1887. - 431 с.
7. Мейендорф Е. К. Путешествие из Оренбурга в Бухару//-М.: Наука, 1975. - 182 с.
8. Наливкин В. П. Очерк быта женщины туземного оседлого населения Ферганы//-Казань, 1886. - 245 с.
9. Остроумов Н. П. Сарты. Этнографические материалы//-Вып. 1. - Ташкент, 1890. - 137 с.
10. Шишов А. П. Таджики. Этнографическое исследование//-Алматы, 2006. - 392 с.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ТАДЖИКОВ (По материалам произведений дореволюционных русских авторов)
В статье затрагивается вопрос об одном из составляющих этнографического изучения таджикского народа - внешние признаки этноса и выявление свойственного ему идеала красоты. Разрабатываемая проблема имеет отношение к сфере истории национального костюма. В качестве источника использованы материалы памятников письменности конца XIX - начала XX веков, которые содержат авторскую оценку облика представителей таджикского народа. Проблема разработана с учетом социально-экономического состояния общества в тот период и господствовавшим типом хозяйствования. На основе проанализированного материала автором статьи составлены идеалы мужской и женской красоты таджиков с конкретизацией для равнинного и горного населения.
Ключевые слова: таджики, равнинное население, горцы, облик, телосложение, идеал красоты, письменный источник, дореволюционный автор.
-муаррих-историк-historian-
ОРМОНИ ЗЕБОИШИНОХТИИ ТОЧИКОН
(Дар заминаи маводи асардои муаллифони тоинкилобии рус)
Дар макола масъалаи марбут ба яке аз чузъдои тадкики мардумшиносии халки точик -аломатдои берунии этнос ва ошкор кардани ормони зебоишинохтии хоси он омухта мешавад. Ин масъала ба содаи таърихи сарулибоси миллй иртибот дорад. Ба сифати сарчашма маводи ёдгоридои хаттии охири асри XIX - ибтидои асри XX истифода шудааст, ки дар ондо ба симои намояндагони халки точик муаллифон бадогузорй намудаанд. Масъалаи мавриди назар бо ба гирифтани вазъи ичтимой ва шакли дукмронбудаи хочагидорй тадкик шудааст. Дар асоси маводи тадлилшуда муаллифи макола ормони зебоишинохтии мардона ва занонаи точиконро бо мушаххасоти адолии дамворидо ва кудистон тадия кардааст.
Калидвожадо: точикон, адолии дамворидо, сокинони кудистон, симо, кадубаст, ормони зебой, сарчашмаихаттй, муаллифи тоинкилобй.
THE AESTHETIC IDEAL OF TAJIKS
(BASED ON THE WORKS OF PRE-REVOLUTIONARY RUSSIAN AUTHORS)
The article touches upon the issue of one of the components of the ethnographic study of the Tajik people - the external signs of the ethnic group and the identification of its inherent ideal of beauty. The problem being developed is related to the sphere of the history of the national costume. As a source, materials from written monuments of the late 19th - early 20th centuries were used, which contain the author's assessment of the appearance of the representatives of the Tajik people. The problem was developed taking into account the socio-economic state of society at that time and the dominant type of management. On the basis of the analyzed material, the author of the article compiled the ideals of male and female beauty of Tajiks with specification for the lowland and mountainous population.
Key words: Tajiks, lowland population, highlanders, appearance, physique, ideal of beauty, written source, pre-revolutionary author.
Маълумот дар бораи муаллиф: Хдкимова Замира Райратовна - номзади илмдои таърих, муаллими калони кафедраи технологияи маснуоти нассочии Донишгоди технологии Точикистон. Email: [email protected].
Information about the author: Khakimova Zamira Gayratovna - Senior Lecturer, Department of
Technology of Textile Products, Technological University of Tajikistan. E-mail: [email protected]. ♦-■---♦
УДК - 90
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МАХМУДА ГАЗНАВИ С КАРАХАНИДАМИ (ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)1
ХУСЕНОВ Ф. Р., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша
Тема дипломатических отношений Махмуда Газнави с караханидами затрагивалась многими исследователями. Но, данная тема получила наиболее подробный анализ академиком В. В. Бартольдом [2, 333-346]. Особо следует отметить его анализ встречи Махмуда Газнави и Юсуфа Кадырхана. Целью нашего исследования наряду с рассмотрением интересов сторон, сблизивших отношения двух государств или ставших причиной их вражды, являются также анализ процесса проведения переговоров, рассмотрение церемониала приёма послов и встреч государей.
Газнавиды имели особые отношения со своими соседями Караханидами. Как сообщает Байхаки, при газнавидских правителях - Махмуде и Масъуде, багдад-
1 Статья написана на основе проекта «История таджикского народа» (III - начало XX вв.), государственный регистрационный номер 0121TJ1211.