Раздел I. Педагогика
УДК 371 ББК 74.200.554
В. Е. Гармонова, Т. Н. Занина ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. Раскрывается процесс формирования художественного образа, понимание сущности объекта в физической культуре, его общепедагогическое значение, воздействие на эстетические чувства и представления школьников.
Ключевые слова: физическое воспитание, художественный образ, учитель, ученик, создание образа.
V. E. Garmonova, T. N. Zanina AESTHETIC ASPECTS PHYSICAL EDUCATION
Abstract. The formation of word picture, understanding of the nature of the object in physical culture, its general pedagogical value, impact on the aesthetic sense and represent students are reviewed.
Key words: physical education, word picture, teacher, pupil, pattern creation.
Эстетика - слово греческое. Его этимологический первоисточник - «эстесис», то есть чувство. Жители древней Греции так называли любое эмоциональное проявление человека. Однако из века в век смысловые оттенки этого слова менялись, пока оно не приобрело современное значение. В настоящее время прилагательным «эстетический» люди обычно выражают те объективно существующие в окружающем мире - природе и обществе, цивилизованной и естественной среде, науке и искусстве - предметы, явления, связи и отношения, которые вызывают у взрослых и детей чувство и понимание прекрасного, а также представления о нем [1].
Истоки наших ощущений находятся за пределами сознания, то есть в объективном мире. Именно он, этот лежащий вне нас мир, воздействуя на органы чувств, вызывает раздражения, которые передаются в подкорку и центральный аппарат высшей нервной деятельности и преобразуются там. Сначала возникают ощущения, потом - впечатления и представления, наконец - на высшей стадии переработки информации - логические понятия и художественные образы.
Художественный образ, как и логическое понятие, будучи конечным результатом переработки первичной информации, поступающей в наш мозг из вне, есть форма достоверного отражения действительности [1]. Специфичен он только тем, что, в отличие от понятия, всегда содержит в себе эмоционально окрашенные оттенки субъективного, индивидуального, личностного отношения к воспринимаемому предмету или явлению. Склад мышления отдельного человека, характерное для него видение мира, сила его воображения, изобразительно-выразительные способности так или иначе сказываются на возникающем образе.
Формирование художественного образа, таким образом, процесс двусторонний, в котором равно активны объект и субъект. Первый из них передает, второй принимает на себя воздействие, то есть перво-сигнальную и второ-сигнальную информацию. Объектом могут быть не только произведения искусства, но и любые творения природы, в том числе и люди - ведь они тоже входят в состав нашего окружения. Субъект же - всегда человек. Одаренный сознанием и мышлением, волей и воображением, он воспринимает и перерабатывает поступающую к нему информацию, в том числе и ту, что приходит от немых - перво-сигнальных источников воздействия (от «датчиков» естественной среды) [1]. Как только между субъектом и объектом устанавливается контакт, они тотчас вступают во взаимодействие. Так рождается художественный образ.
К физическому воспитанию, точнее - к его эстетическому аспекту полностью приложимы названные выше положения. В частности, и здесь не теряет своего многоцветья художественный образ, «сплетаемый» в процессе взаимодействия субъекта и объекта (оно неизбежно на уроках и внеклассных занятиях) из сенсорной (перво-сигнальной и второ-сигнальной) информации, порожденных ею положительных эмоций, вызванных на поверхность сознания подспудных ассоциаций, и, наконец, более или менее сильно выраженных интеллектуальных проявлений [1]. Художественный образ, в своем оптимальном варианте - возникает не всегда, а лишь при соблюдении двух обязательных условий: первое - субъект достаточно восприимчив, эмоционально и интеллектуально подготовлен к пусть сравнительно небольшой, но все-таки творческой операции; второе - объект обладает всеми качествами, чтобы быть настоящим «источником вдохновения».
Выполнение первого условия обеспечивается обучением и разносторонним воспитанием, которые дает детям образовательное учреждение. Ведь субъектом, творящим художественный образ, в нашем случае служит ученик, хотя при других обстоятельствах он может быть объектом. Поэтому, если говорить об эстетическом аспекте физического воспитания, то надо будет признать, что здесь, как и в любой отрасли педагогической деятельности, максимализм неуместен: нельзя предъявлять одинаковые требования к детям различных возрастных групп. Дифференцированный подход как раз и базируется на этом фундаментальном принципе. Ясно, что школьник может создать только такой образ, который соответствует его возрастным особенностям, уровню развития, ступени обучения. Вот почему важна преемственность во всем, в том числе и в воспитании чувств, воли, творческих способностей детей.
Не менее сложно обеспечить и второе условие - организовать и «настроить» объект таким образом, чтобы он стал источником вдохновения. Сделать это нелегко уже потому, что объект множествен и разнолик.
Что же это за «лики» объекта, сколько их и в чем они проявляют свою сущность?
Во-первых, это непосредственное окружение ученика, то есть та искусственная, или, выражаясь условным языком цивилизованная среда, в которой дети выполняют физические упражнения на уроках и внеклассных занятиях. Во-вторых, учитель, педагог. В-третьих, сами школьники, воспринимающие, повторяющие, и усваивающие программный материал. В-четвертых, естественная среда (природа), в которой дети действуют во время пеших прогулок, путешествий, купания и плавания.
Число объектов можно увеличить до пяти-шести или даже удвоить, присоединив к ним, например, музыкальное сопровождение выполняемых учениками упражнений, коллективные действия школьников, двигательный материал, который составляет основное содержание уроков и внеклассных занятий, и т.д. Ясно, что всё названное выше оказывает самое непосредственное влияние на эстетические чувства и представления детей. Однако верно и то, что музыкальным сопровождением, как и другими средствами воспитания управляет учитель (объект 2), а коллективные действия выполняют ученики (объект 3). Что касается программного материала, то он представлен в виде описательного текста или графической записи. Это своего рода математическая (следовательно, умозрительная) модель движений, которая не затрагивает ни ощущения ребенка, ни тем более его эмоции [1]. Для того, чтобы приобрести реальную, вполне конкретную и доступную нашим ощущениям наглядно-осязаемую форму, материал учебной программы должен превратиться в активные мышечные движения и статические позы, осмысленно выполняемые как учителем, так и его учениками. А это значит, что двигательный материал равно относится как ко второму, так и к третьему объекту. Следовательно, его можно выделить в самостоятельный объект.
ОБЪЕКТ 1. Что такое цивилизованная, или искусственная среда? В том значении, которое принято, это прежде всего специально оборудованные места для занятий физическими упражнениями. Сюда в первую очередь относятся школьные гимнастические залы, спортивные площадки и бассейны для плавания. Далее, в состав объекта 1 входит полный комплект оборудования и оснащения, включая снаряды, мелкий инвентарь, наглядные пособия и технические средства обучения. К той же группе можно причислить ударные (например, тамбурин, метроном) и музыкальные инструменты (фортепиано). Сюда же надо отнести внешний облик мест соревнований, физкультурных праздников.
Обычно все ценят хорошую учебно-материальную базу, и в то же время явно недооценивается ее общепедагогическое значение, а главное - силу её воздействия на эстетические чувства и представления школьников [2]. Учебно-материальная база в каждой школе должна полностью удовлетворять выполнение требований программы: просторный гимнастический зал, удобно расположенные и хорошо спланированные спортивные площадки, бассейн для плавания. Учителю физической культуры необходимо помнить, что кроме чисто технических характеристик гимнастического зала, есть и такое понятие, как интерьер, о котором забывают. И вот итог: огромный зал с «загражденными» проволочной сеткой окнами, подвесными, пристенными, съемными и передвижными снарядами, с самой совершенной аудиовизуальной аппаратурой. Всё это является предметом гордости администрации. Однако их чувства далеко не всегда разделяются учениками. У детей возникают подчас иные ассоциации, чем у педагогов. Гимнастический зал, до отказа заполненный оборудованием и инвентарем, какими-то своими чертами напоминает школьникам складское помещение. Акустика в спортивных залах не предусмотрена нормами строительной техники, в связи с этим голос учителя не всегда звучит приятно на уроке. Речь становится нечленораздельной, а музыкальное сопровождение порой становится небезопасным для здоровья детей. При всей своей современной цивилизованности столь мало гармоничная среда едва ли вызовет у учащихся побуждение к созданию образов - основе эстетического восприятия действительности.
Если говорить об интерьере гимнастического зала, то гармония здесь должна проявляться во всем: в соотношении линий - горизонтальных и вертикальных, прямых и кривых; в окраске стен, потолка, дверей, пола, отопительных батарей и других предметов; в рисунке и цвете сетки, защищающей оконные стекла от попаданий мячом; в форме и расположении осветительных приборов. Не меньше внимания требуют к себе снаряды стационарные (например, гимнастические
стенки), переносные и передвижные (мостики, конь, брусья). Необходимо более внимательно относится к акустическим свойствам зала, к тому, что обычно называют резонансом.
Немаловажное значение имеет интерьер раздевалки, так как именно здесь ученики получают свою первую перед уроком эмоциональную зарядку. Какую - положительную или отрицательную? А это уже зависит от чистоты и порядка, от оформления раздевалки.
ОБЪЕКТ 2. Как было сказано выше, это учитель. На уроках и внеклассных занятиях он воздействует на учеников своим внешним обликом, костюмом, обувью, мимикой, жестикуляцией, манерами, поведением, словом, показом, целесообразным использованием технических средств обучения, демонстрацией наглядных пособий, подбором музыкального сопровождения, приёмами наблюдения за учениками и исправления их ошибок, способами управления педагогическим процессом. Учитель всегда на виду у детей, поэтому он не может, просто не имеет права пренебрегать даже мелочами. Его можно сравнить с актером, выступающим на сцене. На своей «сценической площадке» учитель должен действовать столь же свободно, уверенно, непринужденно и раскованно, но вместе с тем всегда по хорошо разработанному сценарию - для этого пишут планы-конспекты уроков, рассчитывая каждый жест, каждое слово [2].
Во всём, чтобы не делал и как бы ни поступал учитель, должна проявляться высокая культура манер и поведения - в позах, в походке, движениях и, конечно, осанке. Истинный педагог даже детали своей одежды, малейший поворот головы или туловища использует с воспитательной целью, причем никогда не выпускает из виду и задачи эстетического воспитания.
Одежда, в которой работает учитель на уроках и внеклассных занятиях, конечно, варьируется в зависимости от сезона и места деятельности - в зале, на площадке, учебной лыжне, но при всех условиях она должна быть элегантной, а, значит, не стандартной. Как бы ни был элегантен рабочий костюм, пользоваться им можно только во время проведения уроков и внеклассных занятий. К сожалению, это обязательное требование нарушается. Не столь редки случаи, когда учитель приходит в школу и уходит домой в спортивной «спецовке», сидит в ней на заседаниях педагогического совета, родительских собраниях, подчеркивая тем самым свою обособленность. А между тем нам надо было бы не выделяться из педагогической среды, а стремиться к общности, в том числе в костюме, манерах, языке, поведении. Следовательно, на улице, в театре и кино, на собраниях и заседаниях, на вечерах и праздниках учитель должен появляться в элегантной, но отнюдь не броской повседневной или выходной одежде.
Кроме элегантности, рабочий костюм учителя должен заключать в себе и некоторые чисто педагогические функции, в частности, быть удобным для показа упражнений, поскольку от того, что и как будет показано ученику, зависит качество сложившегося у него представления о движении, сформировавшегося в голове школьника художественного образа [2]. Техника и методика показа требуют особого внимания. Необходимо указать на три основных требования: никогда не злоупотреблять показом; к личному показу прибегать только в случае необходимости, всячески стараясь «выдать» детям идеальный образец; когда из-за возраста, состояния здоровья или других каких-либо объективных причин учитель не может образцово выполнить упражнение, лучше вызвать из строя физически подготовленного школьника и поручить показ ему [2].
В педагогическом мастерстве учителя так много различных сторон, элементов и компонентов, что почти невозможно их даже перечислить, не пропустив ни одной. Все они, разумеется, важны. Однако ведущая роль принадлежит всё-таки умению подавать запланированный программный материал и, вовремя включая, выключая или переключая его, искусно управлять учебным процессом. Все двигательные действия и упражнения, которыми учитель предполагает пользоваться на уроке, сами по себе всегда нейтральны - нет в них ни «цвета», ни искорки жизни. В своем латентном состоянии - когда они скрыты в голове педагога, в составленном им плане-конспекте урока - это лишь схематическая модель движения [2]. Педагогическое мастерство учителя при самом деятельном участии детей позволит «оживить» эту модель. Конечно, в каждой из таких моделей таится художественный образ. Однако он лежит не на поверхности, а скрыт, подобно тому, как в спичечной головке скрыта потенция воспламенения. Учитель должен обладать искусством вызывать художественный образ у детей в процессе их двигательной деятельности. Не все учителя в равной мере одарены умением исподволь и вместе с тем направленно влиять на чувства и воображение школьников, побуждая их к созданию образов. Именно поэтому нередко можно видеть, как заведомо скучные (по общепринятому мнению) упражнения повышают сверх ожидания настроение детей, а двигательные действия, которые должны повышать эмоциональное состояние, не вызывают у учащихся должного интереса. Значит, дело не в самом двигательном действии, а преимущественно в том, как учитель, вооружившись всеми доступными ему средствами - словом, показом, демонстрацией, командой, голосом, музыкальным сопровождением и т.п., - сумеет подать программный материал и, следовательно, сформировать у учащихся художественный образ.
ОБЪЕКТ 3. Многое из того, что сказано об учителе, имеет прямое отношение к его воспитанникам. И в первую очередь это программный материал, который усваивают ученики в процессе активного взаимодействия с педагогом. Ведь именно учащиеся, повторяя упражнение, овладевают запланированными для освоения на уроке и внеклассном занятии двигательными действия-
ми. Задача учителя заключается в том, что бы доступно, точно объяснить технику выполнения двигательных действий, следить за правильным выполнением упражнений, вовремя и тактично исправлять ошибки детей, руководить учебным процессом и управлять им. Не следует также забывать, что объект 3 - это тот центр, где фокусируется, воспринимается и перерабатывается пер-во- и второ-сигнальная информация, поступающая из разных источников: учителя, выполняемых учеником движений, окружающей среды цивилизованной и естественной [2]. Для нас, для избранной темы важно и то, что именно в подкорке и аппарате высшей нервной деятельности школьника совершается процесс создания образов, представляющий собой психологическую основу эстетического воспитания [3].
Необходимо отметить то, что объект 3 - это не только отдельно взятый ученик, но и весь классный коллектив, который тоже посылает свою сигнализацию. Следовательно, школьник получает информацию в виде впечатлений и от внешнего вида одноклассников, их поз, походки, осанки, движений, совместных действий в строю и вне строя - в игре, во время выполнения групповых, парных или индивидуальных упражнений, участия в соревнованиях, в физкультурных праздниках. Однако, мы не должны ставить какой-то особый акцент на этой информации, поскольку процесс ее переработки и трансформации в художественный образ совершается по тем же неизменным законам, действие которых распространяется и на другие объекты.
ОБЪЕКТ 4. Естественная среда - природа во всем многообразии ее горных, лесных, степных, речных, озерных и морских ландшафтов, настолько значительный, «заразительный» и очевидный источник вдохновения двигательно активных детей. Необходимо подчеркнуть то, что учитель должен уделить большое внимание выбору места для лыжной подготовки и других занятий на местности, разработке маршрута для туристского похода или экскурсии. Конечно, этим не исчерпываются функции педагога: многое зависит от того, как он сумеет «подать» ученикам и раскрыть перед ними внутреннее обаяние картин природы. И еще одна существенная деталь, которую хочется акцентировать: надо стремиться, чтобы школьная спортивная площадка хорошо вписывалась в ландшафт и чтобы она была заключена в рамку природного окружения - «зеленого друга».
ОБЪЕКТ 5. Это тот состоящий из двигательных действий запрограммированный материал, который осваивается детьми на уроках и внеклассных занятиях. Он активно влияет не только на физическую природу школьников, но и на их ум, воображение, память, мораль. Сила этого воздействия во многом зависит как от таланта учителя, так и от восприимчивости учеников, их готовности к творческой переработке информации. Однако не следует забывать и о том, что в любом движении в той или иной мере таится в скрытом состоянии возможность вызвать у ребенка реакцию эстетического характера. Возможно, вначале это будут не очень яркие впечатления, но в дальнейшем, постепенно накапливаясь и ассоциируясь с другими, они послужат «кирпичиками» для построения художественного образа.
Разумеется, не все двигательные действия обладают этой потенцией в одинаковой степени. В большей мере она присуща, например, выразительно -изобразительным средствам художественной гимнастики и фигурного катания на коньках, некоторым другим видам двигательного искусства - прыжкам в воду, акробатике, вольным упражнениям спортивной гимнастики, а также фигурной маршировке и порядковым упражнениям. Однако не следует понимать эти слова в том смысле, что бег, метания и прыжки не являются средством для эстетического воспитания. В руках опытного и влюбленного в свое дело педагога каждое двигательное действие может стать как источником вдохновения, так и стимулом создания образов.
Естественно, что каждый из пяти названных объектов, посылающих свою перво- и второ-сигнальную информацию школьнику, действует на него не изолированно, а в сочетании с другими. Это создает дополнительные трудности для учителя: его задача осложняется необходимостью организовывать окружающую среду и учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы исходящая от объектов сигнализация воспринималась детьми избирательно и, кроме того, влияла на них направленно. Добиться этого нелегко, тем более что на уроке, внеклассном занятии и соревновании, в туристском походе и на экскурсии наш воспитанник выступает не как пассивный созерцатель, а как активно действующее лицо. Перед учителем поставлена задача так организовать свою работу, чтобы в процессе умело направляемой им двигательной деятельности глубже воспринимались детьми, дольше удерживались разнообразные впечатления дня, эстетические чувства и переживания. Но как ни тяжелы ступени, ведущие к успеху, они все-таки преодолимы.
Для этого надо немного и много: обладать высокой культурой - общей, педагогической, эстетической.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Адаскина, A. A. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 100-110.
2. Лукьяненко, В. П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие / В. П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2007. - 228 с.