Научная статья на тему 'Физическое и эстетическое воспитание в средней школе Восточной Сибири в начале ХХ в'

Физическое и эстетическое воспитание в средней школе Восточной Сибири в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ / EASTERN SIBERIA / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / SECONDARY SCHOOL / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / СОКОЛЬСКАЯ ГИМНАСТИКА / SOKOLSKAYA GYMNASTICS / СПОРТ / SPORTS / ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / PRE-SERVICE TRAINING / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSICAL CULTURE / СЦЕНИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВКИ / STAGE PRODUCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилов Александр Иванович, Шилова Нина Васильевна

В статье изложены материалы из истории организации воспитательного процесса средней школы Восточной Сибири в начале ХХ в. Показано, что в средних учебных заведениях стали уделять больше внимание физическому и эстетическому воспитанию за счёт усиления и расширения кружковой работы, внеклассных мероприятий, создания спортивных секций, клубов и т.п. приобщению детей к богатствам музыкальной культуры, живописи, сценическому искусству и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилов Александр Иванович, Шилова Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND AESTHETIC EDUCATION IN SECONDARY SCHOOLS OF EASTERN SIBERIA IN THE EARLY XX CENTURY

The article describes the history of the organization of the educational process in a secondary school of Eastern Siberia in the early twentieth century. It shows that secondary schools' authorities began to pay more attention to physical and aesthetic education by strengthening and expanding of hobby group work, extracurricular activities, the establishment of sports groups, clubs, etc. and also by familiarizing children with the wealth of musical culture, fine art, dramatic art, etc.

Текст научной работы на тему «Физическое и эстетическое воспитание в средней школе Восточной Сибири в начале ХХ в»

ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В НАЧАЛЕ XX в.

PHYSICAL AND AESTHETIC EDUCATION IN SECONDARY SCHOOLS OF EASTERN SIBERIA IN THE EARLY XX CENTURY

А.И. Шилов, Н.В. Шилова

A.I. Shilov, N.V. Shilova

Восточная Сибирь, воспитательный процесс, средняя школа, физическое воспитание, эстетическое воспитание, сокольская гимнастика, спорт, допризывная подготовка, музыкальная культура, сценические постановки.

В статье изложены материалы из истории организации воспитательного процесса средней школы Восточной Сибири в начале XX в. Показано, что в средних учебных заведениях стали уделять больше внимание физическому и эстетическому воспитанию за счёт усиления и расширения кружковой работы, внеклассных мероприятий, создания спортивных секций, клубов и т.п. приобщению детей к богатствам музыкальной культуры, живописи, сценическому искусству и т.д.

Eastern Siberia, educational process, secondary school, physical education, aesthetic education, Sokolskaya gymnastics, sports, pre-service training, musical culture, stage productions. The article describes the history of the organization of the educational process in a secondary school of Eastern Siberia in the early twentieth century. It shows that secondary schools' authorities began to pay more attention to physical and aesthetic education by strengthening and expanding of hobby group work, extracurricular activities, the establishment of sports groups, clubs, etc. and also by familiarizing children with the wealth of musical culture, fine art, dramatic art, etc.

Физическое воспитание в восточносибирских средних учебных заведениях, как и в начальных школах региона, вплоть до начала XX в. стояло на низком уровне [Шилов, 2015, с. 156]. В мужских школах проводили занятия военным строем и гимнастикой, как правило, в необорудованных залах или раздевальнях и коридорах. Преподаватели гимнастики, «не обладая никакими педагогическими сведениями, без всяких знаний анатомии, физиологии и гигиены, переносили рутинные приёмы, практикуемые в казармах, на обучение юного, формирующегося, слабого организма. На этот слабый организм учитель гимнастики смотрел с точки зрения военного, имеющего за собой солдатскую школу и солдатскую решимость обучать вверенного ему ребёнка» [Филитис, 1900, с. 204].

В женских гимназиях до революции 1905-1907 гг. физическое воспитание ограничивалось обучением танцам как необязательному предмету. Эти занятия посещали немногие ученицы. Так, например, во второй Иркутской женской

гимназии в 1905/06 учебном году танцами занималось всего 34 ученицы (9,9 %) (ГАИО. Ф. 125. Оп. 1. Д. 167. Л. 2).

Поражение в русско-японской войне ярко обнажило недостатки физического развития новобранцев, поэтому были предприняты попытки улучшить состояние физического воспитания. Начали преподавать гимнастику и в женских гимназиях (пластические движения). Было обращено внимание на развитие в регионе таких «полезных и необходимых видов спорта, как лыжи и коньки». Для решения данного вопроса главный инспектор училищ созвал специальное совещание начальников учебных заведений в 1912 г., на котором решили привлечь родительские комитеты в помощь по развитию этих видов спорта, прежде всего по обустройству катков (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 138. Л. 29).

В период после 1908 г. при ряде средних учебных заведений были построены хорошо оборудованные гимнастические залы (Иркутская мужская и женская гимназии, Читинская

<

m

Щ

I %

tí m

о

b х к

w m н u

Рч < ^

о ^ О о ^ h o Q

w

H

S о

Рч

w

0

! X

1 «

«

и w v S

Ь

1-4

<c

ri w с

«

S M

H U

W PQ

мужская и женская гимназии, Иркутское и Якутское реальные училища и другие учебные заведения) (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 204. Л. 26).

При гимназиях и реальных училищах, где позволяла площадь школьного двора, стали устраивать летние спортивные площадки и городки (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 19. Л. 25). Енисейская мужская гимназия специально ходатайствовала перед городской думой о расширении площади школьного двора с целью постройки гимнастического зала и расширения гимнастического сквера, где и устроили спортивную площадку (Ен. ф. ГАКК. Ф. 9. Оп. 1. Д. 8. Л. 3). На площадке были установлены: «карусель, исполинский шаг, отведено место для игр с мячом, в крикет и прочие игры, устроены снаряды для гимнастических упражнений, каковыми в летнее время занимались учащиеся под руководством преподавателя гимнастики» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 17. Л. 4).

Вместо военной гимнастики постепенно начали вводить сокольские и шведские виды гимнастических упражнений (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 204. Л. 27). К началу мировой войны соколь-ская гимнастика стала обязательной во всех мужских средних школах. Кроме лыжного и конькобежного спорта, в школах получили развитие футбол, гребля, лёгкая атлетика. Так, например, в Якутском реальном училище было 3 лодки вместимостью в 10, 15 и 30 человек. В летнее время они находились на озёрах, где под руководством преподавателя гимнастики учащиеся занимались гребным спортом. Учащиеся Красноярских мужской гимназии и реального училища занимались спортом в местном спортивном обществе «Сокол». Плата была невысокой - 30 коп. в месяц. В этом обществе ученики, кроме проведения подвижных игр (лапта, городки, футбол), занимались и лёгкой атлетикой - «мерный бег, вольные движения, прыжки, бросание дротика, упражнения на снарядах» и т.д. (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 19. Л. 25; ГАКК. Ф. 855. Оп. 1. Д. 43. Л. 3-4).

В военные годы усилили занятия военной подготовкой. 8 декабря 1915 г. царём было утверждено «Положение о мобилизации спорта», согласно которому «на время настоящей войны» следовало организовать «допризывную

подготовку лиц, подлежащих в войска». Допризывная подготовка проводилась при содействии и под наблюдением военно-спортивных комитетов (ГАКК. Ф. 855. Оп. 1. Д. 22. Л. 29).

В своих письмах от 23 декабря 1915 г. и затем от 30 сентября 1916 г. П.Н. Игнатьев даёт разъяснения по вопросам практического применения «Положения» в средних учебных заведениях, согласно которому эти занятия должны были проводить в двух старших классах гимназий и реальных училищ (ГАКК. Ф. 855. Оп. 1. Д. 61. Л. 10).

С выпускными классами следовало проводить занятия, требующие военных построений и овладения винтовкой.

В ряде средних школ начали обустраивать специальные гимнастические городки. В них, как, например, в Якутском реальном училище, учащиеся занимались маршировкой, рассыпным строем и т.д. (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 19. Л. 25).

О характере гимнастических занятий и допризывной военной подготовки можно получить представление из отчёта директора Енисейской гимназии (1916). «Учащиеся проходили все виды гимнастических упражнений: шведскую и сокольскую гимнастику, упражнения с палками, упражнения на снарядах, но особое внимание в старших классах обращалось на обучение ружейным приёмам и военному строю. Учащиеся вместе с чинами местной команды в высокоторжественные дни принимали участие в военном параде. 5 сентября была устроена военная прогулка за город учеников всех классов гимназии. 26 и 29 сентября ученики с 4 по 8 класс приняли участие под руководством капитана Воло-китина в военных маневрах, на которых они изучали рассыпной строй и перебежку. С 29 апреля по 30 мая ученики 8 класса по 3, а иногда по 4 часа в день занимались допризывной военной подготовкой и вполне удовлетворительно изучили гимнастику, ружейные приёмы, изготовку к стрельбе, фехтование, отдание чести, рассыпной строй, сведения из уставов, знание частей винтовки и т.д.» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 17. Л. 15).

В своём письме, направленном попечителям учебных округов от 30 сентября 1916 г., П.Н. Игнатьев сообщал главному инспектору училищ, что

«установленные занятия по допризывнои подготовке учеников старших классов не только имели своим результатом более или менее значительное удовлетворение назревшей государственной потребности, но и оказали весьма благотворное влияние как на физическое, так и на нравственное воспитание молодёжи, увеличив собой число факторов, способствующих формированию личности ученика, и усилив и укрепив в окончивших курс средней школы сознание лежащего на них гражданского долга вообще и воинского в частности» (ГАКК. Ф. 855. Оп. 1. Д. 22. Л. 13). Таким образом, подводя итоги первого учебного года занятий допризывной подготовкой, министерство было вполне удовлетворено её результатами.

Начиная с периода «нового курса» эстетическому воспитанию учащихся начали придавать более серьёзное значение. Известную роль в этом отношении имели уроки рисования, пения и гимнастики, в женских гимназиях ещё и танцы.

На уроках рисования у учащихся развивали технику рисования, давали знания об известных художниках, направлениях в живописи, но также обращали внимание на красоту в сочетаниях линий и красок (ГАИО. Ф. 63. Оп. 5. Д. 52. Л. 12).

Пение было классное и хоровое. На уроках пения дети, кроме разучивания несложных песен светского содержания, изучали элементарную теорию музыки. Хоровое пение предусматривало разучивание более сложных произведений светского и духовного пения. Во всех учебных заведениях из лучших голосов составляли церковные хоры. На уроках пения обращали внимание учащихся на красоту созвучий, тонов, гармонию звуков, проводили беседы о жизни и творчестве выдающихся композиторов, музыкальных жанрах и т.д. Для ведения занятий музыкой и пением учебные заведения приобретали музыкальные инструменты и фисгармонии, последние распределяли по классам в постоянное пользование учащимися (ГАИО. Ф. 63. Оп. 5. Д. 13. Л. 117; Д. 52. Л. 12).

Во многих учебных заведениях были организованы внеклассные занятия музыкой, на которых обучали желающих игре на музыкальных инструментах, народных и духовых; а из учащих-

ся, овладевших игрой на этих инструментах, образовывали оркестры - струнные и духовые (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 13. Л. 26).

Обучать игре на музыкальных инструментах и создавать оркестры в восточносибирских средних учебных заведениях начали после известного циркуляра от 15 августа 1902 г., в котором рекомендовалось в шестом пункте «танцы, пение, обучение игре на музыкальных инструментах» (ГАКК. Ф. 348. Оп. 1. Д. 196. Л. 37).

Дальнейшее развитие «обучения игре на музыкальных инструментах, в особенности в оркестровом исполнении», получило после издания П.Н. Игнатьевым циркуляра от8 июля 1915 г., в котором он говорит, что «на преподавание музыки и пения давно уже обращено внимание как на одно из серьёзных и естественных средств эстетического развития учащихся» и что обучение пению «стало на твёрдую почву», однако следует дополнительно ещё обучать и «так называемым русским народным инструментам -балалайкам и др.», которые «прекрасно передают мелодии народных песен, выражая тонкими оттенками их дух и настроение» (ГАКК. Ф. 855. Оп. 1. Д. 22. Л. 70).

Создаваемые оркестры принимали участие во многих школьных вечерах, торжествах и празднествах, проводимых в городах, как в самостоятельном исполнении, так и в музыкальном сопровождении ученических хоров. Так, например, в Читинской мужской гимназии в 1916 г. занятия духового оркестра проводил капельмейстер Забайкальского казачьего полка Ганин, а струнным оркестром руководил ученик 8 класса Глеб Морозов. Для духового и струнного оркестров в гимназии было 50 музыкальных инструментов стоимостью в 2 264 руб. 70 коп. В Енисейске при мужской гимназии существовал оркестр, который сопровождал выступления объединённого хора мужской и женской гимназий и выступал на торжествах, например, вёл музыкальное сопровождение торжественного акта и проведение литературно-музыкального вечера со спектаклем в честь празднования трёхсотлетия дома Романовых, проходивших в здании Енисейской мужской гимназии (материалы музея шк. № 1

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

г. Енисейска) (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 13. Л. 7, 26; Ен. ф. ГАКК. Ф. 5. Оп. 1. Д. 6. Л. 8-11).

Сокольская гимнастика, пластические движения (в женских гимназиях), танцы также способствовали развитию чувства ритма, красоты и гармонии движения.

Элементы искусства присутствовали и на уроках естествознания, когда «внимание воспитанников обращалось на красоту всей природы, этого стройного целого с её цветами, лесами, долинами, горами» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 5. Д. 52. Л. 121).

Развитию художественного вкуса у учащихся служили рукоделие, кружковые занятия лепкой (в мужских и женских школах) и резьбой по дереву.

Формированию и развитию эстетического вкуса, связанного с приучением учащихся чувствовать красоту и гармонию окружающего, способствовала и вся обстановка школ, из которых постепенно удалялись серость и казёнщина. Чистота, уют, цветущие растения, эстетически оформленное оборудование классов и лабораторий, рисунки и вышивки детей, украшающие стены, - всё это должно было способствовать развитию эстетического чувства учащихся.

Яркое, неизгладимое впечатление производили на детей школьные праздники, вечера, концерты и спектакли. Трудно назвать хотя бы одну школу, где бы ни ставились на школьной сцене разнообразные сценки или пьески. Многие школы рассматривали эти спектакли и т.п. как важную форму внеклассных занятий учащихся, способствующую эстетическому воспитанию. В младших классах проводимые вечера и утренники больше носили характер игр, конкурсов, отрывков из детских пьесок и т.д. В средних классах - это уже больше литературные чтения с волшебным фонарём, туманными картинами и несложные постановки; в старших классах - концерты художественной самодеятельности, спектакли с более сложной программой, к которым учащиеся сами мастерили декорации, шили костюмы. В Красноярской гимназии ещё в 90-е гг. «чаще, чем в прежние годы, устраивались литературные вечера и спектакли» [Бакай, 1893, с. 102]. С начала XX в. в этой гимназии на-

чал работать драматический кружок, ставивший «как отдельные сцены, так и целые несложные пьесы из родного классического репертуара» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 5. Д. 42. Л. 4). В Красноярской женской гимназии «ежегодно раза два устраивались литературно-музыкальные вечера» [Бакай, 1895, с. 53], иногда совместно с учащимися мужской гимназии - спектакли, как, например, «13 февраля 1892 года, когда в зале городского собрания был дан спектакль А. Островского "На всякого мудреца довольно простоты"» [Циркуляр..., 1893, с. 57]. Учащиеся Енисейских мужской и женской гимназий в 1916 г. поставили комедию А.Н. Островского «Горячее сердце» и детскую пьесу «Спящая царевна» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 3. Д. 17. Л. 15-16).

Наряду с поощрением художественной самодеятельности учащихся, учебные заведения уделяли внимание приобщению детей к богатствам музыкальной культуры, живописи путём организации бесед, экскурсий, посещения театров, музеев, выставок.

Важно отметить, что участие в деле эстетического развития детей принимали не только учителя, но и родители, прежде всего финансовыми средствами, а также помогая разрабатывать программы конкурсов, концертов.

Большое значение в эстетическом воспитании учащихся имела красота природы. Заинтересованное отношение к ней детей проявлялось не столько в объяснениях на уроках природоведения или ботаники, сколько в проводимых экскурсиях и загородных прогулках с играми, где дети имели возможность любоваться и очаровываться красотой природы. Природа способствует пробуждению у детей высокой нравственности, связывая в их сознании образ Родины с неповторимой красотой родной земли. «Чувствовать себя среди природы - в лесу, на лугу, - как среди знакомых, - это чувство имеет великое значение для души человека. Оно служит лучшим залогом тяготения к природе. Существование этого чувства у человека ведёт к духовному сближению с природой, а сближение драгоценно для духовно-нравственного воспитания человека» (ГАКК. Ф. 348. Оп. 1. Д. 196. Л. 43).

Значимость эстетического воспитания была подтверждена и в резолюции «Об эстетическом воспитании», принятой на краевом съезде деятелей средней школы (Иркутск, 1917 г., июнь), в которой было сказано, что «развитие чувства красоты» является «необходимым и в высшей степени ценным элементом воспитания и образования...» (ГАИО. Ф. 63. Оп. 1. Д. 859. Л. 31).

Таким образом, фактические исторические данные, представленные в статье, дают основания для следующих выводов.

Развитие капитализма в стране поставило задачу развития личности, её творческих, деятельных сил согласно законам детской природы.

Постепенно воспитательная работа в школе всё больше приобретает самостоятельное значение. Прежние задачи, формы и методы воспитательной работы подвергаются сомнению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руководители школ, стараясь подчинить своему влиянию учащуюся молодёжь, наполняли жизнь школы воспитательными мероприятиями, развивая у учащихся самостоятельность, общительность, укрепляя их волю и характер.

Большее внимание стали уделять физическому и эстетическому воспитанию за счёт усиления и расширения кружковой работы, внеклассных мероприятий, создания спортивных секций, клубов и т.д. В деле эстетического воспитания, наряду с поощрением художественной самодеятельности учащихся, учебные заведения уделяли внимание приобщению детей к богатствам музыкальной культуры, живописи путём организации бесед, экскурсий, посещения театров, музеев, выставок. Яркое, неизгладимое впечатление производили на детей школьные праздники, вечера, концерты и спектакли. Многие школы рассматривали эти спектакли и т.п. как важную форму внеклассных занятий учащихся, способствующую эстетическому воспитанию.

Важно отметить, что участие в деле эстетического развития детей принимали не только учителя, но и родители.

В области воспитательной работы получило начало развитие гуманистических тенденций, связанных с переходом от исключительно внешних форм надзора к усилению внимания содержанию воспитательной работы; к воспитанию творческой личности учащегося.

Список сокращений

1. ГАИО - Государственный архив Иркутской области.

2. Ф. 63 - Фонд 63. Главный инспектор училищ Восточной Сибири.

3. Ф. 125 - Фонд 125. Вторая Иркутская женская гимназия И.С. Хаминова.

4. ГАКК - Государственный архив Красноярского края.

5. Ф. 348 - Фонд 348. Красноярская мужская гимназия.

6. Ф. 855 - Фонд 855. Красноярское городское реальное училище Енисейского губернского отдела народного образования.

7. Ен. ф. ГАКК - Енисейский филиал государственного архива Красноярского края.

8. Ф. 5 - Фонд 5. Енисейская мужская гимназия.

9. Ф. 9 - Фонд 9. Енисейская городская управа.

Библиографический список

1. Бакай H.H. К 25-летию Красноярской губернской гимназии (1869-1893 гг.). Красноярск, 1893. С. 35-120.

2. Бакай H.H. К 25-летию Красноярской женской гимназии (1869-1894 гг.). Красноярск, 1895. С. 11-56.

3. Филитис Н. Гимнастика в средней школе // Вестник воспитания. 1900. № 3. С. 190-206.

4. Циркуляр по восточносибирским учебным заведениям Министерства народного просвещения за 1892 год. Иркутск, 1893. 245 с.

5. Шилов А.И. Патриотическое и физическое воспитание в начальной школе Восточной Сибири в начале XX в. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2. С. 154-159.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

Н U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.