Научная статья на тему 'Анализ актуальных проблем, стоящих перед средними школами г. Уральска, в контексте введения дополнительного урока физической культуры'

Анализ актуальных проблем, стоящих перед средними школами г. Уральска, в контексте введения дополнительного урока физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ актуальных проблем, стоящих перед средними школами г. Уральска, в контексте введения дополнительного урока физической культуры»

(специально организованной деятельности для решения научных задач) или только в условиях тренерской практической деятельности, плохо удается. Совместное использование анализа реальных событий из творческой лаборатории специалистов-практиков, экспериментальных количественных данных о биомеханической структуре спортивных двигательных действий может существенно повысить приращение и качество нового теоретического знания.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

2. Доронин, А.М. Физические упражнения как результат интеграции активности двигательного аппарата в качестве анализатора, двигателя и рекуператора энергии: автореф. дис... докт. пед. наук. - Майкоп, 1999. - 46 с.

3. Козлов, И.М. Биомеханические факторы организации движений у человека: дис. докт. биол. наук / И.М. Козлов. - Л., 1984. - 307 с.

4. Краевский, В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики / В.В. Краевский. - М.: Знание, 1977. - 64 с.

5. Муравьев, В.П. Техническая подготовка в беге на короткие дистанции с учетом особенностей формирования двигательных программ: дис. ... канд. пед. наук / В.П. Муравьев. - Л., 1991. - 157 с.

6. Озолин, Н.Г. Исторический очерк развития легкой атлетики / Н.Г. Озолин, Л.С. Хоменков. // Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культуры - М.: Физкультура и спорт, 1989. - С. 12-36.

7. Орлова, Н.А. Время реакции как показатель координационной сложности физического упражнения / Н.А. Орлова // Теория и практика физической культуры. -2005. - № 3. - С. 54-58.

8. Орлова, Н.А. Значение творческого наследия В.И. Алексеева для АФК / Н.А. Орлова // Адаптивная физическая культура. - 2007. - № 1. - С. 20-23.

9. Рид, Э.С. Уроки по теории действия / Э.С. Рид // Управление движениями. -М.: Наука, 1990. - С. 7-19.

10. Рудерман, Г. Метания в ХХ веке: Тенденции развития / Г. Рудерман // Легкая атлетика. - 2002. - №3-4. - С.33-35.

11. Самсонова, А.В. Моторные и сенсорные компоненты биомеханической структуры физических упражнений: дис. ... докт. пед. наук / А.В. Самсонова. - СПб., 1997. - 315 с.

12. Степанов, В. В. Исследование биомеханической структуры движений с целью повышения эффективности управления тренировочным процессом бегунов на короткие дистанции: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Степанов. - Л., 1977. - 18 с.

13. Степанов, В. С. Асимметрия двигательных действий спортсменов в трехмерном пространстве: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.С. Степанов. - Майкоп, 2001. - 48 с.

14. Степин, В.С. Теоретическое познание / В.С. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 744 с.

15. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения / К. Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1968. - 557 с.

АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ, СТОЯЩИХ ПЕРЕД СРЕДНИМИ ШКОЛАМИ Г. УРАЛЬСКА, В КОНТЕКСТЕ ВВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

М.В. Поляничко

Теоретический анализ и обобщение нормативных документов и литературных

источников показали что:

Третий дополнительный урок физической культуры не является продолжением двух уроков физической культуры федерального компонента базисного учебного плана. Поэтому практика слияния содержания трех уроков (2+1) противоречит самой идее выделения оздоровительной направленности регионального компонента физической культуры и является нежелательной. Несмотря на то, что преподавание третьего дополнительного урока могут обеспечивать учителя физической культуры, преподающие «классическую» физическую культуру, предпочтительным для эффективной реализации оздоровительной специфики курса является его ведение отдельным подготовленным специалистом.

Программа третьего дополнительного урока физической культуры должна основываться на принципе вариативности. Поэтому при его проведении учителем, который преподает два урока физкультуры федерального компонента базисного учебного плана, допускается установление преемственности между содержанием федерального и регионального компонента физической культуры в части разделов программ, отдельных дидактических единиц (тем занятий). Однако при этом не должны игнорироваться специфические задачи, стоящие перед третьим дополнительным уроком.

На основании параметров, заложенных в гигиенических требованиях к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях и регионального базисного учебного плана, вынесение третьего дополнительного урока физической культуры за пределы шести учебных часов в день (проведение нулевым или седьмым уроком) является недопустимым. В данной ситуации хотелось бы предостеречь администрации образовательных учреждений от восприятия третьего урока физической культуры как факультативного курса или курса по выбору. Третий дополнительный урок физической культуры должен незыблемо присутствовать в расписании учебных занятий.

Отличительной чертой нового подхода к разработке средств третьего урока является его оздоровительная направленность, насыщенная конкретным материалом, который позволит повлиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у данного конкретного школьника. При этом предлагается использовать оздоровительные упражнения, направленные не только на формирование физического здоровья. Здоровье рассматривается как единство физической, психической и социальной составляющих.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно заключить, что содержание третьего (оздоровительного) урока физической культуры предполагает дополнительный (к Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11-х классов) перечень знаний, навыков и умений, которыми необходимо овладеть школьникам с преимущественной ориентацией на оздоровительные, общеразвивающие, общеприкладные и спортивно-рекреационные задачи. При этом приоритетное внимание уделяется формированию физического, психического и социально-нравственного здоровья, личностно-ориентированному подходу в системе индивидуального выбора способов физкультурной деятельности с параллельным сокращением количества задач на третьем уроке.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Инструментарием исследования является выборочный массовый опрос в форме личного интервью. Вопросник включает в себя 24 вопроса.

Выборка - комбинированная, сочетающая элементы целенаправленной и вероятностной выборок в количестве 575 респондентов: 45 директоров школ, 90 завучей, 180 учителей, 130 учащихся школ, 130 родителей, имеющих детей обучающихся в школах г. Уральска.

Опрос специалистов (директоров школ, завучей, организаторов внеклассной работы и учителей) проводится по месту их работы (квотные признаки - место работы и должность: в каждой школе опрашивается директор, завуч, организатор внеклассной

работы, учитель физкультуры, учитель 1-4 классов, учитель 5-9 классов, учитель 10-11 классов). Опрос учащихся и родителей осуществляется по месту их жительства (квотные признаки - пол и национальность: 46% респондентов мужского пола, 54% - женского пола; 37% респондентов казахов, 54% - русских, 9% - представителей других национальностей). Маршруты для поиска опрашиваемых по месту их жительства задаются с расчётом охвата разных районов г. Уральска. В многоквартирных домах счёт ведётся с первой квартиры, пока не будет найден нужный по квоте респондент, затем делается шаг в 5 квартир. В частном секторе города шаг 3 дома.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

С тем, чтобы получить от респондентов больший объём информации о ситуации сложившейся на сегодняшний день в сфере городского образования им было предложено определить, на сколько актуален для их школ ряд следующих проблем. (таблица 1)

Таблица 1.

Рейтинг актуальности школьных проблем_________________________

№ Проблемы. Общее количество респондентов посчитавших их актуальными. (в % )

1 Курение среди учащихся. 73

2 Низкая успеваемость учеников. 68

3 Отсутствие должного внимания родителей к учёбе своих детей. 61

4 Аварийное состояние здания школы. 60

5 Отсутствие дополнительного урока, посвященного формированию здорового образа жизни 58

6 Насилие среди учащихся (драки, избиения, вымогательство, унижения). 58

7 Употребление учащимися спиртных напитков. 57

8 Плохие условия для проведения внеклассной (кружковой, секционной и др.) работы. 55

9 Употребление учащимися наркотиков, токсикомания. 45

10 Некорректное отношение со стороны учеников к представителям администрации и учителям. 37

11 Опасность заражения учащихся СПИДом, венерическими заболеваниями. 36

12 Некорректное отношение со стороны администрации и учителей к ученикам. 29

13 Плохая работа классных руководителей. 27

14 Низкое качество работы администрации школы (директора, завучей). 26

15 Низкое качество преподавания. 18

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Как видим, восемь проблем посчитали для своих школ актуальными группы респондентов включающие в себя абсолютное большинство опрошенных (от 55% до 73%). Остальные же семь проблем были определены как злободневные также немалым количеством участников опроса (от 18% до 45%). Такое количество острых проблем, обозначенных таким большим числом опрошенных, ещё раз свидетельствует о наличии весьма непростой ситуации сложившейся во многих школах города.

Анализ этой таблицы показывает, что хотя необходимость введения дополнительного урока физической культуры (по мнению опрошенных) занимает только пятое ранговое место, проблемы, которые он должен решать занимают практически всю таблицу: 1-е ранговое место - курение среди учащихся; 6 - Насилие среди учащихся (драки, избиения, вымогательство, унижения): 7 - Употребление учащимися спиртных

напитков; 9 - Употребление учащимися наркотиков, токсикомания; 11 - Опасность заражения учащихся СПИДом, венерическими заболеваниями.

НАРОДНО-ХАРКТЕРНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИМНАСТИКЕ И ТАНЦАМ НА ПАРКЕТЕ

О.Г. Румба

В технико-эстетических видах спорта успех спортсменов во многом определяется гармоничным сочетанием технических и эстетических компонентов упражнения с безукоризненностью исполнения. Под эстетическими составляющими, как правило, подразумевается культура движений, музыкальность, выразительность, артистизм исполнения, а также грамотное композиционное оформление соревновательных программ, проявление индивидуального исполнительского стиля, создание на площадке эмоционально-двигательного образа.

В вопросе формирования эстетических компонентов мастерства спортсменов особенно велика роль хореографической подготовки. В целом, специалисты говорят о хореографии в спорте как о системе и отмечают её техническую, специальную физическую, эстетическую, общеобразовательную функции, а также ее роль в композиционном оформлении спортивных упражнений.

Одним из значимых разделов хореографической системы является народнохарактерный танец. Народными считаются танцы, возникшие в условиях народной среды естественным образом. Народно-характерная хореография базируется на элементах народного танца, положенных на классическую основу, и представляет собой огромный комплекс разнообразных по технике, стилю и характеру исполнения движений. Систематизированные и упорядоченные в соответствии с законами сценического искусства народно-характерные танцы представляют собой совокупность музыкальных, двигательных, эмоциональных и культурных характеристик различных народов. Именно взаимосвязь этих характеристик является залогом эмоциональной яркости, выразительности и неповторимости каждого народного танца.

Установлено, что эмоциональная насыщенность, выразительность, яркость народных танцев, как и их музыкальное сопровождение, являются очень привлекательными для многих современных спортсменов. Однако в спортивных упражнениях, к сожалению, не всегда наблюдается соответствие хореографического текста музыкальному, что снижает впечатление о качестве композиции в целом и отрицательно сказывается на таких показателях спортивного мастерства, как музыкальность и выразительность исполнения.

В связи с этим занятия народно-характерной хореографией со спортсменами представляются особенно целесообразными. Грамотно использованные нюансы танца, такие как наклон головы, положение рук, поза, к месту употреблённый танцевальный элемент, помогли бы решить проблему соответствия музыки и хореографии. Кроме того, природа народно-характерного танца такова, что есть все основания ожидать положительного воздействия этих занятий на весь комплекс эстетических составляющих мастерства спортсменов. В частности, на музыкальность и выразительность исполнения, поскольку именно на них делается основной акцент в процессе занятий народно-характерной хореографией.

Средства народно-характерной хореографии применяются в гимнастических видах спорта и танцах на паркете в двух аспектах: в учебно-тренировочном процессе и в соревновательном. В учебно-тренировочном процессе их применяют с целью развития специфических компонентов исполнительского мастерства спортсменов, таких как культура движения, музыкальность, выразительность. В соревновательном - при постановке спортивных программ. По вопросу о способах применения средств народнохарактерной хореографии специалисты, в целом, придерживаются двух вариантов: эпизодическое применение (иногда, по мере необходимости) и систематическое (регу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.