7. Хлевов A.A., Латышева E.ß., Чигрин S.A. Российская национально-культурная идентичность: опыт исследования исторической памяти молодежи республики Крым // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И, Вернадского, Исторические науки. - 2019. - Т. 5 (71). - № 1. -С. 158-169.
8. Лиман И.Г. "isoviha" в исторической памяти Финляндии П Альманах североевропейских и балтийских исследований. - 2019. - № 4. - С. 206-217.
9. Миронова М,В„ Носова М.С. Историческая память о великой отечественной войне в формате
социальных сетей. Дискурс-анализ П Устойчивое развитие науки и образования. - 2019, - № Î. -С 107-114.
10. Мазлумнн ДЭ. Историческая политика: определение и краткая история появления понятия Н Нацразвитие: сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ, - 2019, -С 26-28.
П. Воскресенская М.А. Историческая память в консциентальном медиаприцеле Н Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения: сборник материалов Международного научного форума: в 2-х томах, - 2019. - С. 41-42.
NATURAL RIGHTS: YES AND NOT
Gribakin A/eksandr Vasilyevkh, DSc of Philosophical sciences, Professor, Honorary Worker of the RF Higher Education, Ural State law University named after V.F. Yakovlev, Yekaterinburg
The author differentiates between the idea of belonging natural rights to people and the concept of natural rights that claims scientific approach. Intuitively feeling as creators of their rights, people periodically shook the thrones. Not knowing the actual sources of people's rights, thinkers of the previous epochs called them natural. It is alleged that the source of people's rights and obligations is their working activity.
Keywords: declaration; independence; resistance; natural rights; ideologeme; labor; values; obligation; individual. DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.20
УДК 1 ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА:
ДА И НЕТ
ВАК РФ 5.7.7/09.00.11
» Грибакин A.B., 2022
Проведено различие между идеей принадлежности народу естественных прав и претендующей на научность концепцией естественных прав. Народ, интуитивно осознавая себя творцом прав, периодически сотрясал троны. Не зная настоящих источников прав людей, мыслители прошлых эпох назвали их естественными. Утверждается, что источник прав и обязанностей людей ■ их трудовая деятельность.
Ключевые слова: декларация; независимость; сопротивление; естественные права; индивид; идеологема; труд; ценности; обязанность.
ГРИБАКИН Александр Васильевич, доктор философских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева, Екатеринбург
Тезис о наличии у каждого человека естественных прав на жизнь, свободу, справедливость, достоинство и т.п. пользуется популярностью в студенческой среде. Он убедительно подкрепляет присущее молодежному сознанию романтическое ощущение бесконечности индивидуальной жизни, имеющей, как думается, неограниченный, гарантированный естественными правами простор для активности, для счастья. Он тем охотнее усваивается, поскольку естественные права предоставляются на безвозмездной основе. Они, мол, даются так же, как тело, как воздух, солнечный свет и тепло и т.д. На прямой вопрос, каков же источник, скажем, права на жизнь, в светской аудитории чаще называют Природу, в религиозной - Бога. О родителях в таком качестве вспоминают редко и немногие. Как зарубежные, так и отечественные философы, теоретики права, пытаясь убедить читателя в реальности естественных прав, пишут объемные труды [ б]. Идея естественных прав легко укладывается в молодежном сознании еще и потому, что юноши и девушки с первого дня своего существования жили на счет родителей, родственников, общества в лице соответствующих государственных структур.
На самом деле идея принадлежности людям естественных прав является идеологическим фейком, обманом и ложью. Однако в от-
личие от рядовых фейков, эта идея, как и монета с ее орлом и решкой, имеет две стороны. Для неимущего населения, составляющего большинство, она является заблуждением, мечтой о лучшей жизни, ибо права - это ключ к социальным ценностям, простор для активности, доступность средств потребления. Публичное провозглашение народом своих естественных прав - это бунт на коленях с мольбой на устах и протянутой рукой. В условиях революционного воодушевления тезис о естественных правах людей звучал набатом, призывал на баррикады. Всвою очередь, доминирующий в обществе класс, используя этот тезис, лжет, обманывает в целях обоснования своих привилегий, возможности распоряжаться судьбами людей, не располагающими средствами производства [6. С. 1 69-206].
Известно суждение о том, что идеология есть ложное сознание людей, общества о самих себе. Скорее всего, это утверждение излишне категорично. Действующая в обществе идеология, как правило, имеет несколько смысловых "пластов": 1) ценностно значимое для народа содержание; 2) ложные установки, оправдывающие, защищающие существующий общественный порядок; 3} нейтральные бла-гопожелания общечеловеческого характера, Абсолютно лживая идеология не имеет шансов укорениться в общественном сознании.
Для гуманитариев соблазнительно заявлять отом, что идея наличия у людей естественных прав, доставшихся им без каких-либо личных усилий, автоматически в связи с самим фактом пребывания в мире, противоречит данным науки и здравому смыслу. Однакоученые-генетики как раз утверждают, что права людей записаны в геноме человека [8]. Эту чисто гипотетическую идею подхватили гуманитарии: философы и юристы. Так, В.В. Бибихин уверенно заявляет, что естественное право записано генетически в каждом из нас [2. С. 14]. Поэтому, утверждает философ, люди не могут не знать свои права [2. С. 14]. На это уместно спросить, а знаютли люди также неотвратимо свои обязанности? И генетики, и гуманитарии замалчивают этот вопрос.
Аналогичную позицию встречаем у теоретиков права. Так, согласно В.Д. Перевалову, современные научные достижения убеждают, что "есть врожденные юридические знания, которые имеют своим материальным носителем человеческий геном и состоят из структур, делающих возможным усвоение информации об окружающем мире, в данном случае о государстве и праве различных стран" 112. С. 19].
Это утверждение, как неисчислимое множество подобных ему, касающихся самых разных предметов, наглядно демонстрирует, что "современные научные достижения" стали легко конвертируемой монетой, с помощью которой пытаются подкрепить любые "соображиз-мы", в том числе исключающие друг друга. Полагаем, что во всех этих рассуждениях имеет место древний, но не оставшийся в прошлом антропоморфизм (греч. ап^гороБ - человек и тогрИе - форма) - перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам [15. С. 25]. А может быть антропоморфизм не возродился в XXI веке на генетическом уровне, а современность двинулась назад, во времена оные. В последнее время много пишут о движении человечества вспять, в рабство в электронном варианте. Интуиция подсказывает, что в этих заявлениях много правды... Но не будем уходить от нашей темы.
Студенты на просьбу привести пример естественного права, как правило, называют право на жизнь, Это понятно. Жизнь - первейшее достояние каждого человека. Правда, в некоторых обстоятельствах человек может поставить над собственной жизнью другие ценности: свобода Родины, благополучие дорогих сердцу близких и др. Источником права на жизнь считают, как отмечено, Природу. Но ведь в Природе жизнь питается жизнью. Живые особи имеют инстинкт выживания, и его достаточно для продолжения рода в дееспособном состоянии. Феномен прав сугубо социального происхождения, В Природе его нет и не может быть. Просто потому, что он не нужен, он ей противопоказан, вреден. Человек же превзошел в этом отношении Природу. Имеющийся у него биологический инстинкт физического самосохранения дополнен социальными средствами сбережения себя, в том числе правом на жизнь. В среде живого доми-нируетзоологический индивидуализм, а человек - общественное образование. Инстинкт охраняет конкретную единичную особь, он срабатывает внутри ее. Действие прав личности нацелено на Других людей, при отсутствии которых они не имеют значения. Проявление прав личности направлено во вне, на всех других индивидов. Для Робинзонов социальный институт прав человека безразличен. Но он сразу же приобретает актуальность, как только у них появляется Пятница.
Попытки определить словосочетание "естественное право" в качестве научного поня-
си си О си
-О 0-
9 к
У-
X ш О
со
Ё
119
тия малоудачны, неубедительны. Так, ученый-юрист С.С, Алексеев пишет, что естественное право - "сумма требований, в своей исходной основе рожденных непосредственно без какого-либо людского участия, самой натуральной жизнью общества, "природой", "естеством" человеческого бытия, объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом вещей" [1. С. 18]. Эту трактовку сущности естественного права от своего имени дословно воспроизводят некоторые философы [8. С. 17].
Легко оправдать данный факт, сославшись на трудноопределимость "права" в качестве научного понятия, о чем, начиная с И. Канта, писали очень многие авторы. Не будет ошибкой сказать, что в науке имеется немало подобных понятий. Все знают, что такое число. Однако научного определения понятия число не существует [3. С. 18-19]. Все знают, что такое знание. Но предложенные определения понятия "знание" вызывают недоумение своей неадекватностью.
На наш взгляд, нескончаемые сетования на трудности определения права в качестве научного, философского понятия искусственного происхождения. Аналогична проблема типов правопонимания, являющаяся ложной, намерено подогреваемой в целях отвлечения от анализа качества реального законодательства, его философии и методологии, действительного состояния дел в области прав человека. 6 последнем мы имеем в виду не только практику соблюдения или нарушения прав человека, но и события использования общественных ценностей, благ людьми, не имеющими право на них, Данная сторона проблемы состояния соблюдения прав человека в литературе замалчивается. Тем самым недооценивается феномен иждивенчества (благоприобретенное за счет накопленного богатства; вынужденное как безработица; волевое путем имитации трудовой активности). А между тем, приобретая массовое распространение, оно всегда становилось одним из значимых факторов социальных революций.
Надо провести демаркацию, разграничение понятий юридического закона и права как достояния человека, Это попытался сделать В,С. Нерсесянц, но, рассмотрев их соотношение как формы и содержания, сущности и явления, он еще более завуалировал их связи. В основной части книги он называет юридические законы правом [11]. Есть два интересующих нас в данном случае феномена: управленческие акты государственной власти, т.е. юридические законы и права людей, граждан
этого государства. Обозначать словом "право" юридические законы - этоудваивать понятия. В литературе пишут, что юридический закон содержит право, а право - это правила, нормы поведения. В этой цепочке среднее звено -право, как очевидно, является лишним. Здесь имеется переизбыток в определении. Проще и яснее понять суть дела, сказав, что юридический закон - это правила жизнедеятельности субъектов общественной жизни с присущими им свойствами (общеобязательность, системность, формальная определенность, нормативность, связь с государством). В этом отношении перспективна позиция П.В. Крашенинникова, отметившего, что "закон - это имеющий всеобщую юридическую силу акт, принимаемый в установленном порядке парламентом или населением государства" (выделено автором) [9. С. 14].
С удовлетворением можно отметить, что не все ученые-юристы признают научный статус идеи естественного права [4]. Подобная позиция имела место и в прошлом. B.C. Соловьев (1853-1900 гг.) писал, что идея естественного права - это "общая алгебраическая формула", "отвлечение ума" философов относительно того, каким может быть законодательство, Это то его содержание, которое закрепляет равенство людей, справедливость, добро, свободу, личность [13. С. 90]. Идея естественных прав есть философская разработка мечты угнетенного народа о свободе, справедливости, равенстве, достоинстве личности [6. С, 199-206],
Поэтому надо различать мысль, мечту народа о правах и концепцию естественного права, представленную в философской и юридической литературе. Как материальная реальность естественное право отсутствует.
Однако претендующая на научный статус концепция естественных прав не является индифферентной, т.е. безучастной, равнодушной относительносознания и деятельности людей, Известно, что идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой, Именно в предреволюционной ситуации идеи наличия у людей естественных прав получают широкую поддержку в народе. Так было в Англии в XVM в., во Франции в XVIII в. накануне буржуазных революций, в СССР в XX в. в период перестройки, готовившей контрреволюцию и развал великой державы. Требование масс, поднимающихся для протеста против устаревшего общественного строя, просто и крайне односторонне: "Даешь права". Однако последствия воздействия его на сознание людей многосторонни. Прежде всего, этот лозунг вызывал и
вызывает сегодня нравственное воодушевление доминируемых масс. Веками вбивавшийся в их головы моральный кодекс уважения, преклонения перед господами отбрасывался. На место их почитания заступала ненависть, готовность к самопожертвованию в борьбе. Идея естественных прав подкрепляла претензии масс на политическую власть, на свободу и демократию, участие в решении государственных задач, на уничтожение привилегий аристократии, элиты вообще. Идея естественных прав предлагала критерии для совершенствования юридического законодательства. Она дает моральную силу для сопротивления. Хотя бы в форме выкрика произволу госструктур, силовиков. Наконец, за всеми политически, нравственно значимыми атрибутами идеи проглядывала "сладкая надежда" на кардинальное улучшение экономического, имущественного состояния семьи и т.п, Собственно говоря, ради этого срабатывало моральное, нравственное и политическое содержание идеи естественного права. В литературе отмечается, что в середине XX в. на Европейском континенте естествен но- пра вовы е и деи сыгра-ли видную роль в дискредитации фашизма. С этим можно согласиться, не забывая, однако, что хребет фашизму сломала Красная (Советская) армия.
Свои ролевые свойства рассматриваемая идея не утратила по сей день. Этим и обусловлена ее популярность в народе.
В чем усматриваются недостатки философских разработок народной идеи естественного права и естественных прав личности? Прежде следует заметить, что их осмысление - удел философов. Ученые-юристы занимаются ею вопреки своему предмету исследований [1 б]. Юридические науки относятся к числу конкретных социально-гуманитарных наук, имеющих практически доступный ареал действительности для теоретического и эмпирического познания. Духовное освоение трансцендентных сущностей, т.е. находящихся за пределами нашего опыта, недоступных созерцанию - привилегия философии, а не наук о конкретном, реально наличном. У Платона таковым был находящийся в Гиперурании сонм вечных и объективных эйдосов, идей. У Гегеля так же вечная объективно существующая Абсолютная идея, в религиозной философии - пребывающий вне времени Бог и т.д. Все названные сущности признаются создателями мироздания в целом, предметов его составляющих, творимых ими "по образу и подобию своему". В философии И. Канта права личности, ее свобода, долг, досто-
инство, честь и т.п. - трансцендентальные, т.е. внутренние качества личности, не имеющие причины своего появления и присущие индивиду как разумному существу.
Первый недостаток естественно-правовых концепций - отсутствие внятного онтологического решения природы отражаемого ими предмета. Банально нет научного определения понятия естественного права. Каков его источник? Называя несколько (природа, Бог, тело человека, его разум, государство и т.д.), авторы только безнадежно дискредитируют проблему. Второе - сколько у человека естественных прав. Дж. Локк (1632-1704 гг.) называл три: права на свободу, жизнь, на собственность [10. С. 24]. Однако Дж. Л окк - философ.
Какие права человека фиксируются в официальных юридически значимых документах? В "Декларации независимости соединенных Штатов Америки" от 4 июля 1 776 года названо четыре вида прав: 1) на жизнь, 2) свободу, 3) стремление к счастью, 4) упразднять, изменять правительственные формы. И одна обязанность народа: свергать правительство, чинящее неограниченный деспотизм.
Еще больше прав человека и гражданина осмыслено в период Французской буржуазной революции. В Декларации от 26 августа 1789 года отмечаются следующие права и свободы человека и гражданина: 1) свободы личности, слова, убеждений, 2) право на сопротивление насилию, угнетению, 3) право собственности, 4) право участвовать в создании законов, 5) право на доступ ко всем постам, публичным должностям, 6) право не быть обвиненным, задержанным или заключенным не на основании закона, 7) право на наказание строго и бесспорно необходимое, 8) право на презумпцию невиновности, 9) право устанавливать государственное обложение, 10) право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности, 11) право на справедливое и предварительное возмещение в случаях законного лишения собственности. Одиннадцать прав, возвышающих достоинство личности, защищающих ее от произвола государственных структур.
Через полтора века после принятия рассматриваемого документа во "Всеобщей декларации прав человека", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года перечислено, начиная с права на свободу, более 50 различных прав личности. В "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 г. записано около 40 гражданских и политических прав личности,
си си О си
-о 0-
9 у-
з:
ш О
со
Ё
121
нуждающихся в государственной поддержке. В научных публикациях некоторые авторы перечисляют более сотни прав индивидов. Поскольку права для свободного проявления личности важны, как воздух, то ясно, что теоретическая определенность относительно их количества не является лишней. Ибо само их количество имеет качественное значение
В-третьих, философская концепция естественных прав человека с "успехом"используется для обоснования самых разных, зачастую противоположных социальных целей. Древнегреческие философы-софисты аргументировали равенство людей. Платон, Аристотель, русский князь М.М. Щербатов, историк Н.М, Карамзин и многие другие мыслители, политические деятели, законодатели посредством ее оправдывали рабство, крепостничество. Ссылками на естественное право Т. Гоббс защищал монархическую власть, а Дж. Локк протестовал против государственногоабсолютиз-ма, отстаивая разделение властей. Одни теоретики тем жеаргументом доказывали преимущества коллективистской организации общества, с жесткой фиксацией места граждан в структуре целого, а другие - ратуют за построение общества на началах индивидуализма и либерализма, предполагающих предоставление каждому человеку возможности самому распоряжаться своей судьбой.
В эпоху разложения феодализма в Западной Европе концепция естественных прав человека, содержавшая в себе протест против действовавшего законодательства, которое закрепляло монополию на власть и другие привилегии земельных магнатов, служила альтернативой элитарным, аристократическим теориям. Она сыграла заметную роль в арсенале буржуазной идеологии на начальных стадиях развития капитализма. В 80-х гг, XX в. в СССР концепция естесгвенныхправ была включена в число аргументов несостоятельности социалистического строя.
В-четвертых, концепция естественных прав представляет собой набор деклараций и умолчаний. И это не случайно, поскольку нельзя доказать реал ьное существованиетого, что яв-ляется результатом фантазии. Можно показать причины, корни, механизмы формирования вымышленного образа, обрисовать его место в духовной жизни, но невозможно аргументировано убедить кого-либо в его реальном существовании. Естественное право и есть один из таких феноменов, созданных воображением философов в целях критики наличного бытия людей, протеста против порядков в обще-
стве, в интересах выбора критерия для создания лучших общественных отношений, защиты личности.
В-пятых, практически никто из сторонников рассматриваемой концепции не поставил вопроса о естественных обязанностях людей, что вызывает недоумение. Ведь право, предоставленное индивиду некоей инстанцией, открывает доступ к ценностям, значимым для других. Чтобы право субъекта могло быть реализовано, нужно ограничить других людей, возложив на них обязанность, воздержаться от посягательств на предмет права. Последнее без коррелятивно связанной с ней обязанностью равно нулю, оно ничтожно.
В-шестых, в концепции замалчивается вопрос о происхождении предметов права,т.е.тех ценностей, правом обладания которыми индивид, якобы, располагает. Нечто должно существовать прежде, чем кто-либо получит на него право.
Критическая оценка теории естественных прав не должна заслонять от нас ее гуманистическую направленность, позитивные пропагандистские, воспитательные функции, блестяще использованные в Западной Европе в XVII— XVIII вв., а в СССР в конце XX в. В Новое время ее разработка потребовала от авторов мужества, научной смелости, поскольку отрицала элитаристские концепции. Теоретически она защищала здоровье, жизнь, имущество, рабочее время людей от произвола со стороны государства и частных лиц. Учение о естественных правах человека органично вошло в арсенал средств теоретического оправдания буржуазных революций. В СССР она послужила аргументом в пользу свержения Советской власти. В ее содержании прозвучали ставшие своеобразным каноном слова о принадлежности каждому "естественных, неотчуждаемых и священных прав" [17. С, 26-29]. Слово "естественный" в этой фразе, на наш взгляд, имеет более глубокий смысл, чем пишут о нем в "Словарях русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова (1873-1942 гг.) и СИ. Ожегова (1900-1964 гг.): совершающийся без постороннего вмешательства, под действием законов природы, прирожденный, природный, не искусственный, нормальный, обусловленный общим, привычным ходом вещей. В названных Декларациях оно обозначает, скорее, нечто надчеловеческое, происходящее вне и до воли и сознания человека. Понятно, что это нечто должно иметь непререкаемый авторитет, пользоваться абсолютным доверием людей. В этом состоит его идеологический, пропагандистский, а, в конеч-
ном счете, и политический смысл, ибо естественные права противопоставлялись сознательно установленным правам-привилегиям доминирующего класса аристократов. Абсолютным доверием в культуре всегда пользовалось нечто трансцендентное. Некоторые отечественные ученые предложили писать слово "право" с большой буквы как обозначение имени собственного. Это уже мистификация, не правда ли?
Однако самые разные официальные документы, провозглашающие "естественные права человека", убедительно демонстрируют их "человеческое" происхождение.Прежде всего, в них отражается социально-политическая обстановка, в которой создается документ, стоящие перед обществом задачи, опыт философского осмысления возможностей изменения образа жизни людей. Не случайно в принятой тринадцатью соединенными Штатами Америки "Декларации независимости" от 4 июля 1776 г. записано право народа упразднять несущие ему зло правительственные формы. В ней утверждается, что право и обязанность народа свергнуть правительство, ведущее по отношению к нему политику неограниченного деспоти зма. П онятно, почему во время буржуазной революции во Франции в "Декларации прав человека и гражданина" от 26августа 1789 года записано: "Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не прописано законом", В ходе революции шел слом старой государственной машины, отброшена мораль феодального обществам новая мораль грядущего капиталистического социума не сложилась. В этих условиях общественные отношения могут регулироваться только рационально обдуманными законами, принятыми представителями народа, В этой же Декларации провозглашается как одно из важнейших "естественных" прав народа - сопротивлению угнетению, насилию. По значимости оно поставлено на один уровень с "естественными" правами на свободу, собственность и безопасность.
Ряд международных документов, представляющих реестр "естественных" прав человека, открываются положением о том, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Как не вспомнить существовавшее веками "естественное" правило, что ребенок, родившийся у рабыни, - раб, сын крепостного - крепостной. Эти правила признавались естественными, справедливыми настолько, что иначе и нельзя. В эпоху капитализма их стали
считать ошибочными, искажающими природу человека. Не исключено, что сегодняшние страсти вокруг прав человека завтра будут осуждаться. Сложится обстановка, которая позволит игнорировать соображения прав личности, будет провозглашена новая декларация, в которой людей объявят автоматами, биологическими машинами, белковыми роботами, выполняющими любые приказы [14. С. 3].
Исторический характер концепции прав человека, их производность от деятельности людей прочитываются во "Всеобщей декларации прав человека", принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Позади самая страшная в истории человечества война, нанесшая колоссальный ущерб России, странам Европы. Обогатились на войне США и ее население. Страшную трагедию переживает японский народ. Обозначились новые противоречия между государствами. Война измучила людей, они устали от тягот, лишений, от страха за свою жизнь и т.д. Нужен был духоподъем-ный документ. В Декларации резко увеличивается число прав личности. Их более 50, Рост от 4. Сделан акцент на создании условий для подъема потребительской активности населения, на защите личности от произвола от кого бы он ни исходил и т.д.
"Всеобщая декларация прав человека" написана с позиций материалистического мировоззрения. В ней констатируется общественно-историческая природа человека, Коль скоро это так, то следует признать, что на самом деле права человека являются естественными, т.е. объективным результатом его жизнедеятельности и прежде всего трудовой активности в сферах материального, социального и духовного производства [5. С. 194-201].
Литература:
1. Алексеев С.С. Философия права / С. С. Алексеев - М.: Норма, 1998. - 336 С. Надо заметить, что С.С, Алексеев, долгие годы стоявший на позициях диалектико-материалистической теории права, принял идею естественного правд только после публичной "порки" в журнале "Государство и право"; {1995 № 2.), переориентировавшись на методологию субъективного идеализма.
2. Бибихин В.В. Введение в философию права / В.В. Бибихин. - М.: ИФРАН, 2005. - 340 С
3. См. об этом: Бибихин В. В. Мир. - Томск: Водолей, 1995. - 144 С
4. Большой юридический словарь / под ред. А. S. Малько. - М.: Проспект, 2009. -714 С.
5. Грибакин А. В, Трудовая природа прав и обязанностей личности Н KANT. - 2079. - № 3 (32).
6. См.об этом подробнее: Грибакин А. В. Естественные права как грезы оскорбленных и униженных // Социально-гуманитарные знания, - 2020. - №2.
CU 0J
0 си
-О Q-
9
01
у-
з:
ш О
со
S
123
7. Анализ этой позиции см., например: Диди-кин А.Б., Беляев М.А., Горбань B.C. Право и нейронаука: сб. статей. - Екатеринбург, 2018.
- 42 с.
8. См. например: Икомиикова Г.И., Ляшенко Ё.П. Философия права: учебник / Г.И, Иконникова, В.П. Ляшенко. - М.: Гардарики, 2007. - 303 С-
9. Крашенинников ГШ. Закон и законотворческий процесс. - М,: Статут, 2017.
10. Локк Дж. Избранные философские произведения: в 2-Х Т. - М., 1960, - Т, 2,
11. Нерсесянц B.C. Философия права: учебник для вузов. - М.: ИНфРА-М - НОРМА, 1997. - 652 с.
12. См, Российский Юридический Журнал. - 2009. -№14.
13. Соловьев B.C. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли.-Л., 1990.
14. Шнуренко И. Погружение во тьму И Завтра. -июнь, 2020. - № 23 (1381).
15. См. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987.
16. См., например, финнис, Джои. Естественное право и естественные права / Дж. финнис; пер. с англ. Ё.П, Гайдамака и А.В. Панихиной. - М.; Челябинск: ИРИСЭН, Социум, 2016. - 554 С.; Михайлов А. М. Философия права: идея естественного праеа / AJVL Михайлов: учебное пособие, - М,; ЮРАЙТ, 2020, - 426 с
17. См. Французская республика: Конституция и законодательные акты. - М., 1989,
TO THE QUESTION OF THE USE OF THE CONCEPT "MILITARY CULTURE" IN THE PHILOSOPHY OF CULTURE: PRO ET CONTRA
Ivanov Vladimir Nikolaevich, Lecturer, Military Educational and Scientific Center of the Ground Forces "Combined Arms Order of Zhukov Academy of the Armed Forces of the Russian Federation", Moscow; Postgraduate student, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk
The purpose of the study is to analyze the concept of "military culture" for the correctness of its use in the philosophy of culture. The publication presents the positions of various authors regarding the essence of the "military culture" construct and their assessments on the issue of the correctness of its use in philosophy and cultural studies. The paper shows that all the studied studies on this topic can be divided according to the problematic principle into those in which this concept receives a status certainty in humanitarian knowledge and those in which the correctness of its introduction into scientific circulation is denied,I The scientific novelty lies in substantiating the need for a cultural-philosophical analysis of the phenomenon of military culture. As a result, it was established that the concept of "military culture" has a significant heuristic potential for analyzing the transitional state of modern Russian society from the standpoint of the philosophy of culture.
Keywords: military culture; philosophy of culture; concept; categorical-conceptual apparatus; debatable questions of cultural philosophy.
DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.21
УДК 130.2
ВАК РФ 5.7.8/09.00.13
Ф Иванов B.H., 2022
ИВАНОВ Владимир Николаевич, преподава тель, Военный учебно-научный центр Сухопутных войск "Общевойсковая ордена Жукова академия Вооружённых Сил Российской федерации" Москва; соискатель, Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова- Тян-Шанского, Липецк
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОНЦЕПТА "ВОЕННАЯ КУЛЬ ТУРА "В ФИЛОСОФИИ КУЛЬ ТУРЫ: PRO ET CONTRA
Цель исследования заключается в анализе концепта "военная культура" на предмет корректности его использования в философии культуры. В публикации представлены позиции различных авторов относительно сущности конструкта "военная культура" и их оценок по вопросу корректности его употребления в философии и культурологии. В работе показано, что все изученные исследования по этой теме, исходя из проблемного принципа, можно разделить на те, в которых данный концепт получает статусную определённость в гуманитарном знании и те, в которых отрицается корректность его введения в научный оборот. Научная новизна заключается в обосновании необходимости культурфилософского анализа феномена военной культуры. В результате установлено, что концепт "военная культура" имеет значительный эвристический потенциал для анализа переходного состояния современного российского общества с позиции философии культуры.
Ключевые слова: военная культура; философия культуры; концепт; категориально-понятийный аппарат; дискуссионные вопросы культурфилософии.
Любое новое понятие вводимое в оборот той или иной науки всегда проходит процесс получения статусной определённости. Под последним понимается утверждение соответствующего понятия в науке. Этот процесс представляется достаточно сложным, посколь-