Научная статья на тему 'ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОЛОНТЁРСТВА ЧЕРЕЗ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД'

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОЛОНТЁРСТВА ЧЕРЕЗ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
57
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЭКОЛОГИЯ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЛОНТЁРСТВО / ЭКСКУРСИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голубева Елена Александровна, Шевченко Ирина Александровна, Никулин Данил Иванович

В статье рассматривается естественнонаучная грамотность при организации геоэкологического волонтёрства через системно-деятельностный подход. Связываются понятия геоэкология, геоэкологическое образование и естественнонаучная грамотность в геоэкологическом волонтёрстве. Формируется естественнонаучная грамотность в этой области. Рассматривается системно-деятельностный подход в организации и проведении волонтёрских проектов. Влияние на мировоззрение учащихся. Описывается опыт проведения геоэкологической экскурсии в онлайн и офлайн формате. Подготовительный этап экскурсии. Проведение мероприятия. Акция помощи животным. Мотивы и результативность участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Голубева Елена Александровна, Шевченко Ирина Александровна, Никулин Данил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL SCIENCE LITERACY IN THE ORGANIZATION OF GEOECOLOGICAL VOLUNTEERING THROUGH A SYSTEM-ACTIVITY APPROACH

The article discusses natural science literacy in the organization of geoecological volunteering through a system-activity approach. The concepts of geoecology, geoecological education and natural science literacy in geoecological volunteering are connected. Natural science literacy in this area is being formed. The system-activity approach in the organization and conduct of volunteer projects is considered. Influence on the worldview of students. The experience of conducting geoecological excursions in online and offline format is described. The preparatory stage of the tour. Holding an event. Action to help animals. Motives and effectiveness of participation.

Текст научной работы на тему «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОЛОНТЁРСТВА ЧЕРЕЗ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД»

Педагогика

УДК 372.891

магистрант, учитель Голубева Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №6» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шевченко Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Никулин Данил Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОЛОНТЁРСТВА

ЧЕРЕЗ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация. В статье рассматривается естественнонаучная грамотность при организации геоэкологического волонтёрства через системно-деятельностный подход. Связываются понятия геоэкология, геоэкологическое образование и естественнонаучная грамотность в геоэкологическом волонтёрстве. Формируется естественнонаучная грамотность в этой области. Рассматривается системно-деятельностный подход в организации и проведении волонтёрских проектов. Влияние на мировоззрение учащихся. Описывается опыт проведения геоэкологической экскурсии в онлайн и офлайн формате. Подготовительный этап экскурсии. Проведение мероприятия. Акция помощи животным. Мотивы и результативность участия.

Ключевые слова: геоэкология, естественнонаучная грамотность, системно-деятельностный подход, геоэкологическое волонтёрство, экскурсия.

Annotation. The article discusses natural science literacy in the organization of geoecological volunteering through a system-activity approach. The concepts of geoecology, geoecological education and natural science literacy in geoecological volunteering are connected. Natural science literacy in this area is being formed. The system-activity approach in the organization and conduct of volunteer projects is considered. Influence on the worldview of students. The experience of conducting geoecological excursions in online and offline format is described. The preparatory stage of the tour. Holding an event. Action to help animals. Motives and effectiveness of participation.

Key words: geoecology, natural science literacy, system-activity approach, geoecological volunteering, excursion.

Введение. Чтобы понять, что такое геоэкологическое волонтёрство и что оно может дать подрастающему поколению обратимся к понятию геоэклогия и геоэкологическое образование.

Геоэкология в переводе с греческого - «учение о Земле как доме». Геоэкология по современным представлениям включает, кроме собственно географических и экологических, философские, этические и эстетические основы. Она развивается в русле экологизации географии в контексте культуры, поэтому в ее содержание входит не только естественнонаучный, но и аксиологический и прикладной аспекты. Следовательно, геоэкология - гармонизированная научная область, создающая содержательно-смысловые основы гармоничного взаимодействия человека с природой и гармоничного развития самого человека, способствующая особому «геоэкологическому видению» мира [2].

Геоэкологическое образование рассматривается как интегрированное образовательно-воспитательное направление в школьной географии, которое образовалась в результате внедрение экологического подхода в систему географического образования [4].

Изложение основного материала статьи. Объединение научно-ценностного потенциала географии и экологии в геоэкологическом образовании при изучении пространственно-временных особенностей взаимодействия человека со средой, решении экологических проблем и сохранении окружающей природной среды, как среды обитания человека и всего живого на Земле, обеспечивает ему приоритетную роль в образовании XXl века [6].

Следовательно, геоэкологическое образование привносит стратегически важные идеи образования для устойчивого развития, а интеграция в учебный процесс геоэкологических курсов реализует одно из ведущих направлений школьного образования - его экологизации [6].

В этом же аспекте может способствовать и развитие геоэкологического волонтёрства в школьной среде, которое на практике может погружать в социоприродное окружение и геоэкологические проблемы родного края через системно-деятельностный подход, обеспечивая социальную активность, правильное экологическое поведение и ответственность во взаимодействие с окружающим миром. При этом геоэкологическое волонтёрство может помочь в развитии естественнонаучной грамотности в области географии, экологии и части биологического мира.

Естественнонаучная грамотность отображает уровень культуры общества, в котором он живет, охватывая его способности к использованию естественнонаучных знаний; умению выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и изменений в нём. Понимание естественнонаучных явлений, умение их объяснять, описывать, оценивать, планировать исследовательскую деятельность, научно интерпретировать данные и доказательства являются основными компетентностями естественнонаучной грамотности [7]. Ученик должен уметь объяснять, исследовать, анализировать, делать выводы, предлагать альтернативные варианты. Развитие геоэкологического волонтёрства помогает получить навыки исследовательской, проектной и аналитической деятельности.

К практико-ориентированной деятельности в геоэкологическом волонтёрстве относится: создание и проведение геоэкологических экскурсий по родному краю, уроков социальной активности в области экологизации и рационального природопользования, проведение геоэкологических акций и проектов. Учащиеся учатся создавать проекты, добывать информацию, анализировать и систематизировать её, читать географические карты. В ходе мероприятий участники учатся решать практические задачи и находить альтернативные решения проблем в области взаимодействия человека с окружающей средой, экологией и сохранении окружающей природной среды. При этом осваивают культурные, географические, экологические, этические и эстетические основы, что существенно влияет на становление мировоззрения подрастающего поколения.

Пример такого мероприятия: интеллектуально-развлекательная экскурсия - квиз по родному краю, посвященная Бусыгинскому кварталу Автозаводского района Нижнего Новгорода, которая прошла успешно как в живом формате, когда волонтёры 11 класса подготовили и провели для начальных классов осенью, так и в формате онлайн игры-квизис в холодное зимнее время.

Подготовка и проведение такой экскурсии требует ситемно-деятельностного подхода, где категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Технологиями обучения здесь выступают проектная деятельность, компьютерные и модульная технологии, интерактивные и креативные методики, развитие критического мышления, коллективные способы и другие [3].

Подготовительный этап. Старшеклассники волонтёры разрабатывают проект: составляют карту экскурсии, изучают информацию, создают задания, информационные материалы (видео, текстовые или звуковые форматы), придумывают игровые моменты, размещают всё онлайн, затем кодируют через QR-коды и распечатывают их. Проходят по маршруту и размещают QR-коды в заданных точках на карте, проверяют маршрут.

Проведение экскурсии. Команда получает карту маршрута и под руководством волонтёров-старшеклассников и классного руководителя отправляются на экскурсию. Задача волонтёров: организация учеников, помощь наводящими вопросами в случае затруднения, обучение как пользоваться QR-кодами, обучение чтению карты, включение игровых моментов в ходе экскурсии.

Так в ходе такой экскурсии по Бусыгинскому кварталу участники научились пользоваться и ориентироваться на местности по карте, познакомились со стахановским движением и жизнью кузнеца, зачинателю стахановского движения на Автозаводе Бусыгиным Александром Харитоновичем, изучили историю создания комплекса и его архитектурные особенности, определили опытным путём, что звучание в арках разное и выяснили почему такой звук, посчитали колонны, изучили виды древнегреческих колонн и определили к какому стилю относятся данные колонны и т.д.

По итогам экскурсии самым активным дарятся памятные призы. Также проведение такой экскурсии возможно в виде соревнования между разными командами среднего звена. Команды победители получают грамоты с местами.

В зимнее время можно провести мероприятие в виде квиз игры онлайн с использованием интернет - сервиса quizizz.com. Преимущество его в том, что вы можете использовать большую базу самого сервиса по любой теме или придумать на свою тему онлайн викторину. Тематические квиз игры, например, на тему волонтёрства, ЗОЖ или рационального природопользования очень нравится, как детям, так и взрослым. Подключение участников проходит через телефон и интернет без регистрации, а свои имена участники придумывают на тему игры (например: волонтер, помогатор, эколог, название растений, деревьев и т.д., в зависимости от темы). Особенность игры ещё и в том, что после ответов -показана информация, можно использовать дополнительно видеоролики через проектор по теме для наглядности, а в случае карантина можно провести онлайн игру, предварительно анонсировав её через школьную соц группу и классные чаты.

Социальные проекты помощи животным особенно нравятся учащимся, родителям и педагогам. Технология организации такая же как в экологической акции по сбору макулатуры [1], плюс мы организуем выезд учащихся на урок социальной активности в приюты. На них обязательно рассказывается об ответственности перед домашним питомцем, звучат разные истории жителей приюта, об уходе за ними. Из команды учеников выделяется заранее медиа команда, которая снимает репортаж, берёт интервью у своих одноклассников, показывает эмоции от общения с питомцами, монтирует потом в полноценную передачу (https://vk.com/rvz_golosdobra?w=wall-197575267_404), которая показывается на уроках социальной активности, в интернет пространстве и классных чатах родителей и учеников. С каждым годом к этой акции присоединяются всё больше родителей, которые помогают в организации и перевозке собранной помощи, а положительный эффект ещё и в том, что бездомные животные находят потом и дом в семьях наших учеников. Дети знают как действовать в случае обнаружении бездомного животного, что подтвердилось на практике. За последние два года уже неоднократно привечали и проводили целые спасательные акции по своей инициативе по устройству брошенных котят и щенков. Привлекали взрослых, лечили их, ухаживали, снимали видеоролики и через социальные группы школы и приютов находили им новый дом.

Волонтёрство предполагает не только бережное отношение к другим людям или животным, но и также к окружающей природе, собственному физическому и психоэмоциональному состоянию. Мотивы вступления подрастающего поколения в волонтёрское движение могут различаться: от желания изменить мир вокруг себя к лучшему до внутренней психологической потребности быть нужным и значимым в своих глазах и глазах окружающих, реализуется потребность в общении, ребёнок чувствует себя взрослым и самостоятельным, вызывает интерес за счет нестандартного подхода и новых возможностей. Некоторых в начале своего пути привлекает антураж - внешняя привлекательность, форма, кепки, значки, грамоты за заслуги и т.д. - чем идея и результат. На первый план может выходить завоевание авторитета в глазах окружающих, карьера и самореализация, возможность попробовать себя в других видах деятельности вне зависимости от возраста. Но жизнь внутри волонтёрского коллектива позволяет по-другому взглянуть на многие аспекты своих убеждений, пробудить иные мотивы в своей деятельности. В итоге у учащегося формируется определённое мировоззрение по отношению к окружающему миру и своей роли в нём.

Выводы. Итогом геоэкологического волонтёрства в школе за три последних года стало более пятнадцати реализованных индивидуальных проектов волонтёрами школьниками в области экологии, бережливых технологий, социальных акций, рационального природопользования. Призёрами и победителями районного и городского уровня в научной конференции «Эврика» в номинации «Журналистика» по социальному ролику и газете стали три ученицы. Участники научились разрабатывать проект, научно оформлять его, организовывать и проводить, решать определённые задачи и проблемы, что подтверждает способность геоэкологического волонтёрства помочь в развитии естественнонаучной грамотности в области географии, экологии и части биологического мира.

Волонтёрство со школьной скамьи - это неиссякаемый источник, который даёт нравственность, человеческие ценности, фундамент построения всего гражданского общества, а также возможность реализации каждым участником своего творческого и интеллектуального потенциала. Путь становления личности человек проходит всю жизнь, но с малых лет важно пройти осознание и принятие того, что он является членом семьи, общества, окружающей среды, мира, который несёт на себе обязанности и ответственность за свои поступки и поступки своего товарища, на протяжение взросления формируется устойчивая гражданская позиция и социально значимая личность.

Литература:

1. Геоэкологическое воспитание как путь самопознания и становления духовно-нравственной личности через волонтёрское движение / Голубева Е.А., Шевченко И.А., Давыдова Ю.В., Агафонова Н.А. // Орфановские чтения - 2022. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. О.В. Аракчеевой, И.Ю. Кривдиной. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2022. - 156 с.

2. Винокурова, Н.Ф. Геоэкологическое образование для устойчивого развития: теория и образовательная практика / Н.Ф. Винокурова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 96-99

3. Игнатьева, А.А. Реализация системно-деятельностного подхода при обучении географии в школе [Электронный ресурс] / А.А. Игнатьева // Экологическое равновесие: антропогенные изменения географической оболочки земли, охрана природы / под ред. В.Н. Скворцова - сборник трудов конференции ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. - Санкт-Петербург, 2013 г. - 271 с. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21449760_90734078.pdf

4. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития / Под ред. А.Н. Захлебного, 2010. - URL: http:// www.raop.ru/content/Prezidium. 2010.09.29. Spravka.l.pd.

5. Мамедов, Н.М. Экология и устойчивое развитие: учебное пособие / Н.М. Мамедов. - М.: Изд. Центр МГАДА, 2013. - 365 с.

6. Пасынкова, О.А. Школьное геоэкологическое образование: алгоритмы реализации во внеурочной деятельности О.А. Пасынкова, Н.Ф. Винокурова // Орфановские чтения - 2022. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. О.В. Аракчеевой, И.Ю. Кривдиной. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2022. - 156 с.

7. Чикина, Н.А. Развитие естественнонаучной грамотности как один из компонентов функциональной грамотности. [Электронный ресурс] / Н.А. Чикина // Современная образовательная среда: теория и практика. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары, 2022. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_49711503_30255715.pdf

8. Шевченко, И.А. Средовой подход в проектировании учебного занятия по формированию экологической ответственности средствами географии / И.А. Шевченко, А.В. Бикмаева, О.Н. Ямашкина, А.А. Лощилова // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 1. - С. 159-162

Педагогика

УДК 378.2

профессор, доктор филологических наук, доцент Джаубаева Фаина Ибрагимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); доцент, кандидат педагогических наук, доцент Узденова Земфира Каншаубиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕДЛОГОВ

ПРИЧИНЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются методические приемы, обращается внимание на методику употребления иностранными обучающимися предлогов причины: из-за и благодаря. Определяются некоторые методы и рекомендации в помощь обучающимся. В исследовании даны различные типы предложных сочетаний, связанные с употреблением обозначенных предлогов. Надеемся, что результаты исследования могут заинтересовать иностранных студентов при прохождении данной темы. Комплексный подход к обучению падежной системы русского языка способствует эффективному формированию грамматических и коммуникативных навыков обучающихся. Целью исследования является возможность помочь иностранным обучающимся освоить принципы правильного употребления предлогов причины (благодаря, из-за) при изучении русского языка как иностранного.

Ключевые слова: методические приемы, иностранные обучающиеся, предлоги причины: из-за и благодаря, рекомендации, предложные сочетания, результаты исследования, комплексный подход, падежи русского языка, формирование грамматических и коммуникативных навыков обучающихся. правильного употребления предлогов.

Annоtation. In this article, methodological techniques are considered, attention is drawn to the methodology of using the prepositions of the reason by foreign students: because of and thanks to. Some methods and recommendations are defined to help students. The study presents various types of prepositional combinations associated with the use of designated prepositions. We hope that the results of the study may be of interest to foreign students when studying this topic. An integrated approach to teaching the case system of the Russian language contributes to the effective formation of grammatical and communicative skills of students. The purpose of the study is to help foreign students to master the principles of the correct use of prepositions of reason (thanks, because) when learning Russian as a foreign language.

Key words: methodological techniques, foreign students, prepositions reasons: because and thanks, recommendations, prepositional combinations, research results, an integrated approach, cases of the Russian language, the formation of grammatical and communicative skills of students. correct use of prepositions.

Введение. Целью данной статьи является оказание помощи при освоении грамматики русского языка, в частности, обучение правильному употреблению многозначных предлогов студентов-иностранцев, для которых эта тема вызывает постоянную трудность. Правильное использование предлогов причины в русском языке способствует формированию у обучающихся грамматических и коммуникативных компетенций. Общеизвестно, что освоение любого языка студентом-иностранцем осуществляется, прежде всего, посредством общения и особенностями речевой деятельности.

Естественно, основная роль отводится преподавателю: это не только обучение грамматическим формам, но и оказание внимания на речемыслительную деятельность обучающихся. Употребление неправильного предлога - самая распространенная ошибка студентов. Очень важно помнить, что модели построения предложных форм - лучший способ обучению правильной связной речи.

Изучение предлогов причины студентами-иностранцами встречает известные трудности, которые связаны как с тем, что в русском языке довольно много предлогов причины, употребляющихся в разных случаях, так и с тем что часто бывает трудно установить точное соответствие обозначения причины в русском языке. Данная тема представляет трудность не только для студентов-иностранцев, но и для русскоязычных студентов.

В данной статье рассматриваются наиболее употребительные предлоги: из-за, благодаря. Знакомить студентов-иностранцев с этими предлогами необходимо на первом году обучения при изучении темы: «Употребление падежей». Закончив эту тему, полезно в плане повторения и углубления материала провести одно или два занятия по предлогам, обозначающим причину.

Если студенты-иностранцы освоили тему: «Употребление падежей» и знакомы с предлогами причины, можно для углубления и закрепления и провести одно или два занятия по теме: «Предлоги, обозначающие причину» без последовательного изучения всех других предлогов. «Усвоение стилистических аспектов языка считается вершиной постижения законов языка. Стилистические оттенки предложных конструкций также важны для формирования навыков коммуникативно совершенной русской речи» [1, С. 34].

Актуальность данного исследования связана не только с тем, что в русском языке достаточно большое количество многозначных предлогов, но и с тем, что в грамматике некоторых языков предлоги не существуют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.