Научная статья на тему 'ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ КЛАССОВ НОВЫХ ТИПОВ'

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ КЛАССОВ НОВЫХ ТИПОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL LIGHTING OF CLASS-ROOMS OF NEW TYPES

Investigation showed one-sided lighting to be unfit for large size class-rooms. Corner, double-sided and one-sided lighting with additional upper lighting is more preferable. Certain suggestions are made as to the choice of lighting systems and their arrangement in classrooms of various sizes.

Текст научной работы на тему «ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ КЛАССОВ НОВЫХ ТИПОВ»

составляла у них 7,4 нг/мин, а норадреналина — 12,7 нг/мин. Показатели гемодинамики у большинства работниц также не изменялись. По-видимому, выполняемая ими работа не вызывала значительного напряжения.

« Исследования позволяют заключить, что с возрастом реактивность

симпатико-адреналовой системы изменяется. Выраженные сдвиги при напряженной умственной работе обнаружены у детей среднего и старшего школьного возраста. Однако не все показатели изменялись одинаково. Так, у 11—12-летних школьников при выполнении контрольной работы и на экзаменах более выраженные изменения наблюдались в экскреции адреналина и систолическом давлении, а у 15—16-летних — в экскреции норадреналина и диастолическом давлении. Это может быть объяснено различным действием на систему кровообращения адреналина и норадреналина: первый, увеличивая сердечный выброс, больше действует на систолическое давление, а второй, действуя на артериолы, изменяет тонус сосудов и оказывает большее влияние на диастол и чес кое давление. Функция же медиаторного звена, как известно, связана в основном с действием норадреналина. Отсутствие изменений в медиаторном звене симпатико-адреналовой системы и незначительные изменения в гормональном звене у 8—9-летних школьников, связаны, по-видимому, с тем, что эти дети ^ не могут еще оценить важности выполняемой или работы и она не сопровождается эмоциональным эффектом; возможно также, что причина здесь в меньшей трудности контрольных работ в начальных классах. Существенные изменения в состоянии симпатико-адреналовой гемодинамической системы возникают только при умственной деятельности, связанной со значительным психоэмоциональным напряжением. По-видимому, эти изменения определяются не столько интенсивностью работы, сколько наличием или отсутствием в ней психоэмоционального компонента.

ЛИТЕРАТУРА

Б а р у А. М. Биохимия, 1962, т. 27, с. 260. — Г о л о в Д. О. и др. <t>i3icui. ж., 1964, т. 10, с. 681. — 3 а с у х и н а В. И. Вопр. охр. мат., 1957, № 2, с. 63. — О с и н-с к а я В. О. Биохимия, 1957, т. 22, с. 537.

Поступила 21/11 1969 г.

* EFFECT OF INTELLECTUAL WORK OF DIFFERENT

INTENSITY ON THE STATE OF THE SYMPATHICOADRENALINE AND HAEMODYNAMIC SYSTEMS IN SCHOOL-CHILDREN

F. I. Grishko, A. N. Ratushnaya

Examination of school-children showed that the fulfillment of intellectual work accompanied by psycho-emotional strain caused considerable strain of the sympathicoadre-naline and haemodynamic systems. These changes were more pronounced in older and middle-age groups of school-children.

УДК 371.62:628.9

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ КЛАССОВ НОВЫХ ТИПОВ

Архитектор Н. С. Придонова

Центральный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования учебных зданий

Возникшее противоречие между требованиями к знаниям учащихся и способами их передачи привело к отмене традиционных методов обучения в школе. Однако развитие новых направлений в педагогике нередко тор-

4

49

мозится из-за отсутствия соответствующих условий для работы в классах. Поэтому Еозникла необходимость изыскания новых, более рациональных учебных помещений, перехода к занятиям по кабинетной системе обучения, пересмотра площадей и оснащения учебных помещений.

Опыт показывает, что при использовании технических средств обучения и для работы по новым методам минимальная рабочая площадь классов должна составлять 1,5 м2 на 1 ученика (без учета зоны шкафов,), тогда как площадь существующих классов составляет 1,25 м- на ученика.

Помимо недостаточной площади в учебных помещениях, наблюдается неудовлетворительное состояние микроклимата. Снижение высоты классов, недостаточное оснащение и отсутствие сквозного проветривания привели к созданию дискомфортных условий для работы, что вредно отражается на здоровье и успеваемости учащихся.

Мы поставили перед собой задачу разработать рекомендации по выбору систем освещения и определить необходимые размеры светопроемов и их расположение для получения достаточного и равномерного освещения в зависимости от геометрических параметров учебного помещения.

Судя по результатам исследований, наиболее удачная расстановка оборудования и мебели при различных перемещениях, необходимых для организации новых форм учебного процесса, достигается при глубине учебного помещения не менее 7 м. Активные методы обучения предусматривают размещение учащихся в любом положении относительно источ( и-ков света; это делает неудобным направление^света только с одной стороны и требует более равномерного освещения по всей площади классов-кабинетов, что в свою очередь влечет за собой пересмотр принципов их естественного освещения.

Проведены расчеты коэффициентов естественного освещения (КЕО) для учебных помещений с размерами, соответствующими действующим и возможным планировочным модулям: 7,5x7,5 м, 9x7,5 м (продольный), 7,5x9 м (поперечный) и 9x9 м.

Рассмотрены основные еиды освещения (для условий Москвы). КЕО определялся графоаналитическим методом Данилюка. Условно приняты помещения в каркасно-панельной конструкции с толщиной стен 30 см, высотой от пола до потолка Зли ленточным остеклением. Коэффициент светопропускания окна при обычном остеклении принят равным 0,5, при верхнем освещении через купола из акрилового стекла — 0,7, а средневзвешенный коэффициент отражения стен, потолка и пола равным 0,5.

В процессе выбора оптимальных систем освещения учитывалось, что принятую норму КЕОмииим, равную 1,5%, нельзя считать достаточной для новых типов классов. При оценке освещения принимался КЕОмиыим. равный 2%. Учитывалась и равномерность освещения (Крав.= КЕО \

= KEQM"""M') по среднему разрезу в помещении. Значение КЕОмшшм

и Крав. Для основных из рассмотренных вариантов освещения приведены в табл. 1.

При одностороннем освещении по расчетам в помещениях глубиной 7,5 и 9 м освещенность уже в 3-м ряду парт от окна меньше нормы. Но в классах глубиной 7,5 м можно достичь требуемого уровня освещения, если организовать подсвет справа через остекленную перегородку и глубине рекреации 4,5 или 3 м, располагая нижний уровень светопроемов в наружных стенах и перегородке на высоте рабочих поверхностей ученических столов. Но при остеклении до уровня рабочих мест не создается зрительной изоляции от рекреации, что отвлекает учеников и учителей; кроме того, неудобно использовать пространство вдоль перегородки для размещения шкафов. Перегородка из стеклоблоков, создавая зрительную изоляцию, не обеспечивает достаточного уровня освещенности и также препятствует размещению оборудования. Следовательно, одностороннее освещение без подсвета и с подсветом через остекленную перегородку меж-

Таблица 1

Влияние различных видов естественного освещения на освещенность при разных параметрах учебного помещения

Вид освещения Высота окна, расположение окна от уровня пола (в м) Размеры учебных помещений (в м)

7.5x7,5 9x7,5 (продольный) 7,5x9 (поперечный) 9x9

слева справа 5 <0 о на потолке КЕ^МИНИМ. Крав. КЕОминим Крав. КЕОмнннм Крав. КЕОминнм_ Крав.

Одностороннее 2101 75 0,8 0,07 0,9 0,08 0,5 0,04 0,6 0,04

Двустороннее 210 75 210 75 120 75 150 75 60 225 90 195 90 195 150 135 2,5 0,21 2,4 0,34 2,6 0,22 4,3 0,30 2,5 0,41 3,2 0,36 1,5 0,12 2,4 0,19 2,3 0,30 1,6 0,13 2,5 0,20 2,4 0,33

Угловое 150 75 150 135 1,9 0,10 1,6 0,08 1,6 0,08 1,2 0,06

Одностороннее с верхним подсветом 210 75 120 75 1 ряд фонарей 2 ряда фонарей 3,3 0,30 4,5 0,66 3,1 0,30 3,7 0,65 2,1 0,22 2,6 0,45 2,1 0,21 3,3 0,45

1 Здесь и дальше в числителе указана высота окна, в знаменателе—расположение окна от уровня пола. КЕОмнним. дан по разрезу, проходящему по последнему ряду парт от доски, для углового освещения—по среднему разрезу в помещении.

ду классом и рекреацией в основных учебных помещениях с высотой от пола до потолка Зли глубиной более 6 м обладает существенными недостатками, и в классах глубиной 7,5 и 9 м нужны иные системы освещения.

Двустороннее освещение (прямое с обеих сторон) может быть организовано по-разному: окна слева и справа разной высоты при основном свете слева; окна равной (небольшой) высоты слева и справа подняты с обеих •сторон к потолку, опущены до уровня рабочих поверхностей, или слева — низ окна на уровне рабочих поверхностей, справа — окно поднято к потолку и др. Расчеты указывают на то, что во всех рассматриваемых учебных помещениях при высоте окна слева 210 см и справа 69, 90 и 150 см освещенность больше нормы. Расположение окон справа в верхней части стены позволяет удобно размещать вдоль нее шкафное оборудование.

В эксплуатационном отношении наиболее удобно расположение низа окон слева на уровне рабочих мест, а справа — поднятых к потолку, так как это не препятствует использованию зоны вдоль правой стены для размещения оборудования. Сравнение освещенности при различном расположении окон равной величины свидетельствует о том, что наиболее высокое и равномерное освещение достигается, если окна расположены с обеих сторон в верхней части ограждений. Однако такое расположение не может

а

s ч чэ я Н

Z

£ —

о ■в-

v

0> S о с

X 3

0

1

ь ° о*©* о о

I-

с * с ч

« 2

ч

X

я

2

В

s

S

f

0> S О С

5? Is

в*

а

О)

О.

Я

S А А А А

о

■е-

Я я

Bt Ч >=£ ЕС

к А к Я я

о. о. о. а.

—. — см — см

Ч? ю

т со

m ю

а> О!

—* —"

юю ю ю 1Я ю ш

t- t- t— t~- Г-

о о о

о о о

X X X

о о о

о о о

22 ооооооо

СМ СМ СМ СМ СМ — см <м ¡2

§

с

Е S

5

с

Я

X!

о.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9

с

<v

О)

к ж о

8 8 2

а а

о о

ч ч

U U

О) о О) Я Я I

X о о о. о. о

О

!- Н U

<L> U о " >. я

И Ef

о чо

2 о

у *

я s

et <->

о о ^ о я я я я о

О а. _

S ао 5 о о Е- о

Н Н О Е-

й " о £ ° о ч"

ЧО

юю у « «я

Г- Г- ч

xxs

Ю СТ> 9Я

3 3

о.

LO

О

О я *.я

■ a

я

СГ

и а. а» я о с

О) X

О)

S. а, с

3 я

V

в* я

4

н 3 <о

я о ■в-

3

о.

я

а,

К а. С

быть рекомендовано для учебных помещений с длительным пребыванием в них учащихся.

Двустороннее освещение обеспечивает возможность получения высокого уровня освещенности и равномерного освещения, облегчает ориентацию здания, солнцезащиту и вентиляцию помещений, не ограничивая этажность здания. Кроме того, направление света с двух сторон позволяет производить большое количество необходимых перемещений учащихся в классе. Все это составляет преимущества двустороннего освещения. Недостатки его заключаются в ограничении свободы при решении плана школы и ширины здания. Поэтому двустороннее освещение рекомендуется лишь для учебных помещений с глубиной не менее 9 м. Между помещениями с двусторонним освещением в многоэтажных зданиях школ возможны только вертикальные связи. При угловом освещении добавление к основному левому свету с высотой светопроема 210 см подсвета сзади через ленту окон высотой 150 см, поднятую на 135 см от уровня пола, увеличивает освещенность большинства мест, но она отличается неравномерностью.

Использование углового освещения не ограничивает ширины корпуса и этажности здания, облегчает ориентацию его и организацию солнцезащиты; в классах же на большинстве рабочих мест КЕ0^2. Такое расположение светопроемов позволяет использовать зону около перегородки, противолежащей основному окну, для размещения шкафного оборудования, досок и пр., производить больше перемещений учащихся при активных методах обучения, чем в помещениях с односторонним освещением. К недостаткам углового освещения относятся ограничение свободы в решении плана, большая неравномерность освещения (увеличи-

вающаяся в удлиненных помещениях), возможность затенения на рабочих местах и увеличенная блесткость.

Угловое освещение целесообразно в помещениях, близких по форме к квадрату, и в тех случаях, когда двустороннее освещение приводит к неэкономичному решению здания, ограничивая его планировочные возможности .

Проверялось одностороннее освещение с верхним подсветом через фонари с куполами из акрилового стекла с условными размерами 1x1 м, расположенные рядами (1,2 или 3 ряда) с 3 фонарями в каждом и верхним светом. При окнах слева высотой 210 см и добавлении 1 ряда фонарей в наиболее удаленной от окна зоне во всех перечисленных типах классов КЕОмипим >2. При уменьшении бокового окна до 150—200 см также получена хорошая освещенность. Расчеты показывают, что наиболее равномерное освещение достигается при одном верхнем свете, но такой вариант не может быть рекомендован, поскольку у учащихся в этом случае отсутствует зрительная связь с внешним миром.

Верхнее освещение позволяет делать корпуса любой ширины, обеспечивает хорошие количественные показатели освещенности. При этом путем подбора фонарей можно получить оптимальную равномерность освещения; направление световых потоков дает возможность производить максимальное количество перемещений учащихся с сохранением комфортных условий зрительной работы без доминирующих теней с какой-либо стороны. Однако верхнее освещение возможно только в одноэтажных зданиях или в верхнем этаже. При этом требуется более сложная защита фонарей,, чем защита боковых светопроемов, от солнечной радиации, а также отсутствует сквозное проветривание.

Рекомендуется использование верхнего света с боковым подсветом школами с широким применением технических средств обучения, для которых удобны широкие корпуса, поскольку нужны наикратчайшие связи между помещениями технического центра и учебными, а последние тяготеют к квадратным и поперечным формам (что предопределено необходимыми углами рассматривания экрана телевизора, киноэкрана и пр.).

Одностороннее освещение с верхним подсветом целесообразно также для начальных классов, которые удобно размещать в одноэтажных корпусах.

Рациональные решения о выборе систем освещения, размеров и расположения светопроемов при разных параметрах учебных помещений приведены в табл. 2.

Таким образом, исследование показало, что существующее классное помещение площадью 50 м2 не отвечает требованиям современной педагогики и гигиены. В связи с этим возникла необходимость увеличения площади учебных помещений. При глубине их более 6 м одностороннее освещение непригодно и нужны иные системы его: угловое, двустороннее и одностороннее с верхним подсветом; последние имеют большие преимущества.

Поступила 18/IV 1969 г.

NATURAL LIGHTING OF CLASS-ROOMS OF NEW TYPES N. S. Pridonova

Investigation showed one-sided lighting to be unfit for large size class-rooms. Corner, double-sided and one-sided lighting with additional upper lighting is more preferable. Certain suggestions are made as to the choice of lighting systems and their arrangement in classrooms of various sizes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.