регрузке студентов учебной работой, неупорядоченности режима их труда и отдыха, что нередко приводит к нарушению здоровья будущих специалистов и служит причиной снижения их работоспособности.
2. К концу 6-часовой учебной работы у студентов развивается утомление, проявляющееся в изменении показателей условнорефлектор-ной деятельности, оксигемографии и вегетативной реактивности организма. В период подготовки к экзаменам и сдачи их создаются еще более неблагоприятные условия для жизненно важных систем организма.
3. Необходима разработка научно обоснованных гигиенических рекомендаций по нормированию различных видов учебной работы и рациональной организации режима дня студентов.
ЛИТЕРАТУРА
Беляев И. И. Гиг. и сан., 1966, № 6, с. 91. — Крепе Е. М. Оксигемометрия. Л., 1959. — Крыжано>вск«й В. Г. В кн.: Исследования по физиологии трудовых процессов. М., 1962, с. 192. — Попов С. Н. Оксигемометрия при задержке дыхания во врачебио-ледагогическом контроле за легкоатлетами. Автореф. диос. канд. Л., 1960.
Поступила 2/VII 1968 г.
HYGIENIC ASSESSMENT OF THE WORKING CAPACITY OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
V. P. Stonogina, S. V. Popov
The authors investigated the effect produced on students by the educational load carried out during the term and at the time of an examination session. The finding was that a considerable overwork occurred mainly asaresult of irrational arrangement of the daily regimen. The overstrained state of the students was revealed by considerable shifts in the indices of the conditional reflex activity, in the blood oxygenation and vegetative reactivity of the body. Scientifically substantiated recommendations should be elaborated in order to standardize the educational load and the daily regimen of students.
УДК 613.5:371.62:628.9
оценка освещенности класса в присутствии
учащихся
Канд. техн. наук А. А. Колмовской
Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших
учебных заведений, Москва
В соответствии с существующими нормами минимальный коэффициент естественной освещенности (КЕО) рабочих мест в классных комнатах школ принимается равным е^^ = 1,5%.
Для расчета освещенности в проектируемых помещениях применяют различные графики и номограммы; в Советском Союзе отдают предпочтение графикам А. М. Данилюка, построенным с учетом данных, определяемых чертежами плана и разреза помещения. При этом затеняющее влияние людей (в нашем случае учащихся) во внимание не принимается.
Однако для оценки режима зрительной работы важно знать фактическую освещенность рабочих мест в классах, заполненных учениками. Попытки некоторых исследователей определять освещенность классов при наличии учащихся с помощью переносного люксметра не могли дать удовлетворительных результатов по ряду причин и привели к не-
правильным выводам о качественной и количественной стороне естественного освещения классных помещений продольного, квадратного и поперечного типа.
Нами была поставлена цель провести объективное исследование освещенности класса в присутствии учащихся. В связи с этим была пересмотрена соответствующая методика работы и создана специальная аппаратура, обеспечивающая быстроту и точность эксперимента.
Основным прибором явился многоточечный люксметр, состоящий из 2 магнитоэлектрических измерителей стандартного люксметра Ю-16, низкоомных переключателей и клемм для подсоединения фотоэлементов Ф-102. Оба магнитоэлектрических измерителя, прошедшие государственную проверку, имели совершенно одинаковые рабочие характеристики. Один из измерителей предназначен для фиксации наружной освещенности. К нему присоединяются провода от фотоэлемента, установленного с помощью струбцины на крыше школы (незатененная площадка) в горизонтальном положении. Второй измеритель служит для определения внутренней освещенности; с помощью низкоомных переключателей к нему может быстро подключаться любой из фотоэлементов, установленных на партах в исследуемом классе. Одновременное снятие отсчетов по 2 измерителям значительно повышает точность работ.
Во время натурных измерений в классе устанавливалось до 20 фотоэлементов, каждый из которых сверялся с «образцовым». К паспорту прибора прилагались все тарировочные графики. Для быстрой и точной установки фотоэлементов по намеченным сечениям были изготовлены сборно-разборные рейки с гнездами для фотоэлементов, обеспечивающие строгую фиксацию последних.
В классах, предназначенных для исследований, мы предварительно выверяли соответствие расстановки парт требованиям нормали. Подготовленную, выверенную и апробированную в рекреационном помещении аппаратуру в конце урока вносили в класс.
Рейки укладывали перпендикулярно светопроемам на партах, расположенных у задней стены, и на партах среднего сечения таким образом, чтобы фотоэлементы находились в середине каждого рабочего места.
Учитель продолжал вести урок, с тем чтобы учащиеся не отвлекались и занимали привычные им позы. В это время мы и производили замеры. Затем, после выхода учеников в рекреацию замеры проводили в тех же точках уже в свободном классе.
Поскольку время успокоения магнитной стрелки прибора не превышает 5 сек., каждый из 2 упомянутых циклов, состоящих из троекратных измерений освещенности в каждой точке, занимал не более 5—6 мин.
Исследованию подвергли ряд объектов, в том числе класс обычного продольного типа размером 8,8X6,2X3 м при трехрядной расстановке парт; квадратный класс размером 7,1X7,6X3 м при наличии правого подсвета в перегородке с высоты 1,3 м через рекреационное помещение глубиной 4,3 м, с четырехрядной расстановкой парт; класс, имеющий поперечное расположение, размером 6,5x8,2x3 м при подсвете справа с высоты 0,9 м через рекреационное помещение глубиной 3,8 м, с четырехрядной расстановкой парт; класс поперечного типа размером 5,8x9,5x3 м, имеющий верхний подсвет через 4 двухслойных купола из оргстекла (размер светопроема в плоскости потолка 1,25x0,85 м), с пя-тирядной расстановкой парт.
Все исследуемые классы имели слева ленточное остекление, ориентированное на юг при отсутствии существенных затенений, относительно светлую окраску стен и близкие по значению средневзвешенные коэффициенты отражения поверхностей интерьеров (рср«0,5). Измерения проводили в ноябре при отсутствии снегового покрова, в часы, близкие к полудню, при равномерной десятибалльной облачности.
Во всех случаях учащиеся были почти одинакового возраста (6—7-е классы), носили школьную форму.
Результаты измерений приведены в таблице. В классах, заполненных учащимися, освещенность рабочих мест снижается, при этом сни-
Затеняющее влияние учащихся в различных типах классов по среднему сечению
№ точки Расстояние от окна (в м) «Продольный^ класс 8,9x6,2 м «Квадратный» класс 7,1x7,6 м «Поперечные» классы
6.5x8,2 м 5,8X9,5 м
без подсвета подсвет справа с высоты 1,3 ж через рекреацию глубиной 4,5 м подсвет справа с высоты 0,9 л через рекреацию глубиной 3,8 м подсвет сверху через 4 купола, установленные в покрытии
значение КЕО а >.1 о О) i о значение КЕО \0 СО >>| и О й> значение КЕО чр 0 >>| о 0) О значение КЕО 03 Ф
без учеников (ес ) 5 X о X >> о ~ я 2 о x x о X ~ v =■ о о ^ 2 * О X ^ X X о * а. о) о x V. x x " х — = 5 и х
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0,9 1,5 2,7 3,3 4,5 5,1 6,3 6,9 8,1 8,7 8,83 6,61 3,37 2,68 1,79 1 ,78 8,35 5,61 2,98 2,34 1,17 1,06 95 85 89 87 66 60 11,41 8,24 4,40 3,32 1,85 1,51 1,05 1,07 10,02 6,19 4,00 2,50 1,33 1,13 0,79 0,72 88 75 91 75 72 75 75 67 9,24 6,32 2,72 2.13 1,28 1.14 1,01 1,11 9,11 5,67 2,53 1,73 0,91 0,87 0,80 1,01 98 90 93 81 71 76 79 91 14,03 7,61 3,81 2,87 3,10 3,51 2,84 2,43 3,17 2,61 13,87 7,12 3,77 2,70 2,98 3,42 2,75 2,42 3,05 2,60 99 94 98 94 96 97 97 99 96 100
жение тем больше, чем дальше рабочее место расположено от свето-проема.
На наиболее удаленных от светопроема партах в продольном классе освещенность снижается на 40%, а в квадратных и поперечных классах, имеющих подсвет через рекреационные помещения,— примерно на 30%. При этом уровни минимальной освещенности в продольном классе все же остаются выше, чем в квадратном и поперечном. Исключение составляет класс с верхним подсветом, где снижение освещенности не превышает 6%.
При критической наружной освещенности 5000 лк (ниже которой включается электроосвещение) и минимальном значении КЕО, равном 1,5%, освещенность рабочих мест с учетом затеняющего влияния самих школьников в классах без подсвета и с боковым подсветом через рекреационные помещения составляет всего лишь 45—53 лк; этого явно недостаточно.
Поскольку, как известно, классы поперечного типа с гигиенических позиций неприемлемыможно перенести принцип верхнего подсвета на квадратные классы одноэтажных школ. Там в зависимости от площади подсвета можно достигнуть весьма высоких уровней освещенности.
Выводы
1. В заполненном учащимися классе уровни освещенности на 30—40% ниже, чем в отсутствии учащихся.
2. По абсолютным значениям уровни освещенности в продольном классе выше, чем в квадратном и поперечном, имеющих боковой подсвет.
3. В квадратных классах одноэтажных школ целесообразно применение верхнего подсвета, обеспечивающего высокие уровни освещенности как в свободном, так и в заполненном учащимися помещении.
Поступила 29/УШ 1968 г.
1 Гигиена и санитария, 1965, № 2, с. 45.
A. A. Kolmovskoy
The paper contains data showing the ordinary class-room lighting devoid of any additional side lighting from the recreation hall to decrease by 30 to 40 per cent in the presence of pupils in the class. Therefore the standard minimal coefficient of natural lighting eJJjj,, amounting to 1.5 per cent is definitely insufficient. The question of rising the level of the existing standard of lighting should be studied.
УДК 612.392.81.914.482.4
изменение аминокислотного состава белков мяса
при y-облучении
А. А. Фомин Кафедра гигиены Алтайского медицинского института
Известно, что радиочувствительность аминокислот зависит от многих факторов, например длины углеродной цепочки алифатических кис- I лот, наличия в молекуле аминокислоты SH-группы ароматического кольца, положения аминогруппы в молекуле кислоты и т. д. Различна чувствительность аминокислот в свободном состоянии и включенных в белковую молекулу. Тирозин белка при облучении разрушается быстрее, чем свободный, а фенилаланин, аргинин, пролин и гистидин в составе белка более устойчивы. В свободном состоянии наиболее радиолабильны фенилаланин, метионин, аргинин, серин, лизин, гистидин, изо-лейцин, валин и лейцин, а в яичном альбумине — гистидин, цистин, метионин, фениланин,треонин и тирозин.
При облучении пищевых продуктов из-за процессов дезаминирова-ния, декарбоксилирования, разрыва петидных связей и пр. может происходить изменение аминокислотного состава белков. При облучении зеленого гороха и лимских бобов дозами 3 и 10 мрад лизин и аргинин разрушаются в значительной степени (Johnson с соавторами), но в белках кукурузы и пшеницы содержание лизина и триптофана осталось постоянным—до 9,3 мрад (Metta и Johnson). При облучении яблочного сока дозами до 2,1 мрад вначале наблюдается прирост аспарагино-вой и глютаминовой кислот, затем общее количество аминокислот падает, а валин, изолейцин и аргинин исчезают полностью (Tentcheva-Malinova). При облучении мяса (Tsien « Johnson) дозами 2,8, 5,6 и 9,3 мрад наи- 4 большим изменениям подвергаются глютаминовая и аспарагиновая кислоты, серин и глицин. Г. J1. Павлова с сотрудниками не нашли изменений в аминокислотном составе мяса при облучении дозами до 0,2 мрад.
Перед нами поставлена задача изучить изменения аминокислотного состава облученного говяжьего мяса при длительных сроках хранения. Дозы облучения 0,6, 1,5 и 3 мрад. Оно производилось в закрытых герметично стеклянных банках на экспериментальном уоблучателе Всесоюзного научно-исследовательского института консервной и овощесу-шильной промышленности. В качестве контроля использовали мясо, стерилизованное теплом (115°, 60 мин.). После обработки мясо хранилось при комнатной температуре (18—25°) в темноте и исследовалось через 3, 6 и 9 месяцев после обработки.
Аминокислотный состав изучали методом хроматографии на бумаге по Т. С. Пасхиной с некоторой модификацией. Вместо элюирования '