Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 213
и плода, а также механизма, позволявшего имитировать разные клинические ситуации в акушерской практике. Аналогичный симулятор изобрел в Великобритании Смелли. В конце того же столетия Клемент Сусини создал серию восковых фигур женщин для обучения нормальной и патологической анатомии. В XX веке с развитием химии резины и полимеров, симуляцион-ное оборудование совершило «революцию» в обучении медицинских кадров. По предложению «отца» алгоритма сердечно-легочной реанимации (СЛР) П. Сафара и его норвежского коллеги Б. Линда, изобретатель кукол А. Лаердал создал и, впоследствии, модифицировал симулятор отработки навыков СЛР «Resusci Anne» — «Оживленная Анна», включающего в себя манекен для отработки искусственного дыхания [2]. После добавления под корпус «груди» пружины для отработки полного цикла компрессий и декомпрессий грудной клетки в 1960 году, симуля-тор был рекомендован для обучения. Впоследствии манекен «оживленной Анны» стал полноростовым, а, с внедрением компьютеризации, появилась возможность качественной оценки навыка реанимации.
Технический прогресс позволил создать симуляторы высокой степени реалистичности для отработки навыков физикального обследования пациентов с различной патологией, а также мануальных навыков, как общемедицинских (венепункция, катетеризация мочевого пузыря), так и специализированных (лапароскопические, плевральной пункции).
Выводы: симуляционное обучение является неотъемлемой частью медицинского образования. Использование манекенов в медицине имеет глубокие исторические корни. С внедрением в образовательный процесс симуляторов создаются условия для безопасного освоения мануальных навыков. Литература
1. Горшков М.В. История симуляционного обучения в медицине // Специалист медицинского симуляционного обучения. М.: РОСОМЕД, 2016: 10-33.
2. Горшков М.В., Колыш А.Л. История симуляционного обучения // Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014: 6-30.
ЭССЕНЦИАЛЬНЫЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОДЫ в ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Рыжов Е. Е.
Научный руководитель: к.ф.н., доцент Станиславова И.Л. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Рыжов Егор Евгеньевич — студент 2 курса, педиатрический факультет. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: экзистенциализм, эссенциализм, сущность, существование, личность.
Актуальность: Зачастую реальное состояние человека наполняется тревогой и находится под угрозой бессмысленности. В таком состоянии индивид становится вещью и перестает быть личностью. Сторонники экзистенциализма (философия существования) сходятся в таком понимании человеческой сущности и потому противостоят гегелевскому эссенциализму (философия сущности), который также признавал отчуждение человека, но свято верил в его преодоление. Экзистенциализм представляет собой попытку вскрыть правду об истинном состоянии человеческого существования.
Цель исследования: Проанализировать переход от эссенции к экзистенции, который был осуществлен в работах представителей экзистенциализма XIX и XX веков, возникшего как протест против эссенциализма Гегеля.
Материалы и методы: Анализ философских трудов Г. Гегеля, С. Кьеркегора, М. Хайдеге-ра, Г. Марселя, К. Ясперса, материалы статьи А.Р. Бурханова «Человек и его экзистенция в философии Карла Ясперса», труды выдающегося русского мыслителя Н.А. Бердяева. [1, 2, 3]
Результаты: В ходе проведенного анализа было выявлено, что представители экзистенциализма, среди которых были и ученики Гегеля, критиковали не его философию, а эссенциалистскую
FORCIPE
ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020
eISSN 2658-4182
Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»
идею как таковую, а вместе с ней — и все существующие представления человека о нем самом. Под сомнение была поставлена сама суть человека, смысл его существования в мире. По мнению эссенциалистов — человек это заложенная, неизменная сущность, созданная творцом. Экзистенциалисты были против такого подхода эссенциалистов к пониманию человека. Они отказывались признавать наличие в человеке некой неизменной природы. Необходимости появления экзистенциализма также способствовало развитие в обществе духовного кризиса, вызванного накоплением в массах страданий и переживаний из-за Первой мировой войны. По мнению Н.А. Бердяева, человек есть «разрыв в природном мире», он — существо трагическое и двойственное. Поэтому экзистенциализм обратил свое пристальное внимание на человеческую подлинность, на его эмоции и чувства, которые определялись ситуацией и событиями, возникающими вокруг неё.
Выводы: Любые перемены, происходящие в человеке, как правило, являются причиной необходимости чего-то нового, неизведанного. Когда человек не находит ответа на возникший вопрос, он старается рассмотреть его под другим углом зрения. Переход от эссенции к экзистенции нельзя назвать резким. Также нельзя сказать, что экзистенциализм полностью вытеснил идеи о эссенции. Просто, в определенный отрезок жизни человечества, эссенциализм перестал полностью удовлетворять потребности людей в постижении собственной сущности. Ему на смену пришли более актуальные и значимые с точки зрения экзистенциализма идеи, которые пытались помочь человеку найти то, что его волновало. Литература
1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
2. Бурханов А.Р. Человек и его экзистенция в философии Карла Ясперса //Вестник НВГУ. 2014. № 1.
3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политическая литература. 1991.
ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ и ЕЁ ПРОБЛЕМЫ
Степанова Е. А.
Научный руководитель: к.ф.н., доцент Соловьёва Г.В. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Степанова Елизавета Анатольевна — студент 2 курса педиатрического факультета. E-mail: [email protected].
Ключевые слова: отношение к здоровью, культурология, социология, границы патологии и нормы.
Актуальность: Философия здоровья настолько разнопланово рассматривает объект своего исследования, что на сегодняшний день существует множество различных смыслов термина «здоровье». Из этого следует, что в философии здоровья имеется обширная проблематика, которой уделяется неоправданно малое внимание.
Цели исследования: Сформулировать и охарактеризовать основные проблемы философии здоровья.
Материалы и методы: Анализ литературы, посвящённой различным аспектам философии здоровья.
Результаты: Анализ концепций здоровья в философии и медицине показал, что понятия здоровья и болезни от античности до современности трансформировались в соответствии с базовыми изменениями культурно-ценностных установок, развитием антропологических теорий и методов научного исследования. С начала эпохи Нового времени и выделения здоровья в числе основополагающих ценностей очевидно движение от наивно-материалистического до подлинно научного и философского понимания здоровья. Выявлены проблемы, связанные с плюрализмом современных подходов к пониманию здоровья и болезни. В работе рассмотрены отдельные аспекты философии здоровья: проблемы общественного понимания здоровья (полярность мнений о необходимости вакцинации; паника в социуме, вызванная вспышкой ко-
FORCIPE
VOL. 3 SUPPLEMENT 2020
ISSN 2658-4174