Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ АЛГОРИТМОВ ОБУЧЕНИЯ ИНТУБАЦИИ ТРАХЕИ В УСЛОВИЯХ СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА'

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ АЛГОРИТМОВ ОБУЧЕНИЯ ИНТУБАЦИИ ТРАХЕИ В УСЛОВИЯХ СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
ИНТУБАЦИЯ / ЛАРИНГОСКОПИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пономарев Н.А., Кривец А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ АЛГОРИТМОВ ОБУЧЕНИЯ ИНТУБАЦИИ ТРАХЕИ В УСЛОВИЯХ СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 751

ботка и ограничение операционного поля, пункция желудка под контролем эндоскопа с заведением проводника, захват проводника в желудке биопсийными щипцами и выведение через рот, фиксация петли гастростомической трубки к проводнику с последующим протягиванием трубки через рот, пищевод, стенку желудка и переднюю брюшную стенку. К выведенному наружу концу гастростомической трубки фиксировалась прижимная пластинка с заданной силой натяжения около 200 мг. В завершении проводился эндоскопический контроль стояния трубки в желудке. Таким образом, были проведены тренинги, во время которых слушатели выполняли операцию необходимое количество раз доводя навык до автоматизма.

Выводы: методика обучения ЧЭГ на манекене позволяет многократно выполнять манипуляцию в симулированных условиях до встречи с реальным больным, что снижает риск ятро-генных осложнений. Многократное повторение позволяет уверенно овладеть навыком постановки ЧЭГ. Литература

1. Евреш М.А., Багина Е.А. Методика чрескожной эндоскопической гастростомии (ЧЭГ) — новая технология обеспечения доступа для энтерального питания. М.: Интенсивная терапия. 2007. 16 (1). С. 20-22.

разработка и внедрение алгоритмов обучения интубации трахеи в условиях симуляционного центра

Пономарев Н. А., Кривец А. В.

Научный руководитель — к.м.н. доцент Лисовский Олег Валентинович Кафедра общей медицинской практики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Пономарев Николай Алексеевич — студент 2 курса Педиатрического факультета. E-mail: nikolai.al.ponomarev@gmail.com

Ключевые слова: интубация, ларингоскопия.

Актуальность: интубация трахеи в анестезиологии и реанимации применяется в повседневной практике [1]. Существующие образовательные стандарты определяют необходимость использования симуляторов и тренажеров как метод профилактики осложнений, среди которых наиболее часто встречаются повреждения резцов, трахеи и неправильное положение эндо-трахеальной трубки [2]. Методики обучения должны быть понятными и обеспечивать уверенное и безопасное освоение навыков [3].

Цель исследования: разработать и внедрить эффективную методику обучения интубации трахеи в симулированных условиях.

Материалы и методы: на кафедре общей медицинской практики СПбГПМУ проведено социологическое исследование обучающихся. В работу вошли 126 студентов шестого курса. Разработан алгоритм подготовки и контроля знаний. Интубация трахеи проводилась на манекене с высоким уровнем реалистичности. Качество выполнения навыков оценивалось по разработанным чек-листам. После выявления ошибок проводился дебрифинг и совершенствование методики.

Результаты: теоретический уровень подготовки обеспечивался сотрудниками кафедры анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии. В методику обучения внесены данные об анатомических особенностях строения гортани, технике выполнения прямой ларингоскопии и выполнения оротрахеальной интубации. Отработка навыка интубации трахеи проводилась на манекене, позволяющем наглядно определить ошибки во время выполнения. Повторные манипуляции проводились после детальной теоретической подготовки и дебрифинга ошибок первого этапа. Все студенты, выполняющие интубацию трахеи до внедрения данной методики имели базовый уровень знаний, полученный в ходе обучения. ошибки и осложнения

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

наблюдались в 84,9% наблюдений. После подведения промежуточных результатов испытуемые разделены на 3 равные группы (по 42 человека). В первой группе акцент сделан на теоретическую подготовку, включающую в себя демонстрацию наглядных анатомических моделей строения верхних дыхательных путей и основы интубации трахеи. В данной группе осложнения наблюдались в 65%. Студенты второй группы прошли предварительную подготовку с использованием видеоматериалов, демонстрирующих технику интубации трахеи в условиях операционной. Осложнения в данной группе составили 39,6%. В третьей группе проведен подробный брифинг, но при разборе использовались наглядные пособия анатомических моделей строения верхних дыхательных путей, видеоматериалы с подробным описанием техники выполнения интубации, а также мастер-класс по интубации трахеи на манекене. В данной группе процент осложнений выявлен у 19,2% студентов.

Выводы: 1. Разработанная методика обучения на симуляторах позволяет эффективно освоить навык интубации трахеи. 2. Применение адаптированного алгоритма подачи материалов повышает эффективность обучения до 80,8%. 3. Обучение на симуляторах позволяет предупредить такие ошибки интубации, как повреждение резцов, стенки трахеи и неправильное позиционирование эндотрахеальной трубки. Список литературы:

1. Богданов А.Б., Корячкин В.А. Интубация трахеи. СПб.: Санкт Петербургское медицинское издательство, 2004. 183 с.

2. Дж. Эдвард Морган-мл., Мэгид С. Михаил, Майкл Дж. Марри. Клиническая анестезиология / Изд. 4-е, испр. — Пер. с англ. — М.: БИНОМ, 2019. — 1216 с.

3. Чуев П.Н., Буднюк А.А., Басенко И.Л. Алгоритмы трудной интубации трахеи.Киев, 2007. 52 с.

анализ типичных ошибок обучающихся при оказании первой помощи

Утешева Д. В., Тимофеева К. И.

Научный руководитель: к.м.н. доцент Лисовский Олег Валентинович Кафедра общей медицинской практики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Утешева Дарья Владимировна — студентка 2 курса педиатрического факультета. E-mail: uteshevad@inbox.ru

Ключевые слова: первая помощь, сердечно-легочная реанимация (СЛР).

Актуальность: навыки оказания первой помощи пострадавшим осваиваются студентами на всех этапах обучения. Правильные и своевременные действия в экстренной ситуации позволяют предупредить возникновение осложнений и летальных исходов (по данным ВОЗ — до 50%). Для эффективной подготовки обучающихся необходимо учесть типичные ошибки и своевременно исправить подход к преподаванию навыков оказания первой помощи.

Цель исследования: оценка уровня знаний и выявление типичных ошибок в вопросах оказания первой помощи.

Материалы и методы: на кафедре общей медицинской практики для оценки теоретической подготовки проведено анкетирование обучающихся. Тесты представлены в электронной форме. Оценивались знания алгоритмов и навыков оказания первой помощи пострадавшим, среди которых акцент сделан на сердечно-легочной реанимации, принципах транспортной иммобилизации, остановки артериального кровотечения, первой помощи при ожогах и обморожениях. В исследование вошли студенты 1-3 курсов (69 человек).

Результаты: оценка навыков СЛР определяется на факультетах всех специальностей как итоговый контроль для осуществления самостоятельной деятельности. При выполнении СЛР оценка реакции зрачков на свет не проводится [1]. Однако, в 41 (59,4%) наблюдении выявлено, что опрошенные считают необходимым проверять данный признак при оценке состояния пострадавших. Другим важным критерием проведения СЛР у взрослых является соотношение компрессий грудной клетки и выполняемых вдохов. Следует соответствовать рекомендациям Европейского совета по реанима-

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.