Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ЧРЕСКОЖНОЙ ЭНДОСКОПИЧЕСКОЙ ГАСТРОСТОМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОБУЧЕНИЕ ЧРЕСКОЖНОЙ ЭНДОСКОПИЧЕСКОЙ ГАСТРОСТОМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
47
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
ЧРЕСКОЖНАЯ ЭНДОСКОПИЧЕСКАЯ ГАСТРОСТОМИЯ / МАЛОИНВАЗИВНЫЙ МЕТОД / СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПАЛЛИАТИВНЫЕ БОЛЬНЫЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никольская Т.А., Лисовская Е.О., Петрова А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ЧРЕСКОЖНОЙ ЭНДОСКОПИЧЕСКОЙ ГАСТРОСТОМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМУЛЯЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

женщина с 3 детьми была 1(6,5%), 1 женщина решила пройти курс во время беременности (6,5%). Наибольшая заболеваемость, также как и наибольшая заинтересованность родителей в оказании первой помощи, была среди родителей дошкольников 1-7 лет — 8 слушателей (67%). Матерей школьников было 4 (19%). Родители детей до 1 года пришли лишь в 3 случаях (14%), учитывая сложности пребывания ребенка грудного возраста без матери. Среди неотложных состояний, которые случались с детьми, родители отмечали: лихорадку (8), инородные тела дыхательных путей (5), стеноз гортани (3), обморок (2), пневмония (1), бронхооб-струкция (1), порок сердца (1). Кроме желания изучить перечисленные темы слушателей интересовали также оказание первой помощи при ранах, переломах, кровотечениях, судорогах, а также вопросы неотложной помощи взрослым при инсультах, инфарктах, выполнение внутримышечных инъекций.

Вывод: курс неотложной помощи детям должен включать в себя следующие темы: лихорадка, инородные тела дыхательных путей, остановка наружных кровотечений, первая помощь при переломах, ожогах, острые аллергические реакции, боль в животе, принципы сердечно-легочной реанимации. Для обеспечения обучения родителей на курсе неотложной помощи детям были разработаны методическое пособие и видеоматериалы. Литература

Всемирный доклад о профилактике детского травматизма. Всемирная организация здравоохранения, 2008. [Электронный ресурс] https: //www.who.int/mediacentre/news/releases/2008/

pr46/ru/

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 (ред. от 02.12.2019) «Об образовании в РФ» Статья 41. Охрана здоровья обучающихся [Электронный ресурс] http: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/48b9101fff215f3aeb122d86593a129a34d96d3c/

обучение чрескожной эндоскопической гастростомии с использованием симуляционных технологий

Никольская Т. А., Лисовская Е. О., Петрова А. Н

Научный руководитель: к.м.н. ассистент Гавщук Максим Владимирович Кафедра общей медицинской практики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Никольская Татьяна Александровна — студентка 6 курса, педиатрический факультет. E-mail: nikolskaya_ta@mail.ru

Ключевые слова: чрескожная эндоскопическая гастростомия; малоинвазивный метод; симуляционное обучение; паллиативные больные.

Актуальность: чрескожная эндоскопическая гастростомия (ЧЭГ) — малоинвазивный способ обеспечения питанием паллиативных больных, неспособным есть через рот [1]. Симуля-ционного обучения операции в России нет, мануальные навыки приобретаются во время операции на живом пациенте, что тормозит распространение методики.

Цель исследования: разработать методику обучения ЧЭГ с использованием симуляцион-ных технологий с минимальным риском для пациентов с последующим внедрением в практическое здравоохранение.

Материалы и методы: проведен обзор литературы, разработан и изготовлен симулятор, позволяющий выполнить все этапы операции. Для операции использован фирменный набор Freka PEG, FR 20. Для контроля необходимых тактильных ощущений натяжения при фиксации гастростомической трубки использован безмен.

Результаты: разработанный манекен имитирует верхнюю половину тела и внутренние органы, имеет съемный желудок и переднюю брюшную стенку. Симуляция проведена в эндоскопической операционной на манекене с поэтапным выполнением операции: фиброга-строскопия с выбором точки наложения гастростомы при помощи диафаноскопии, обра-

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 751

ботка и ограничение операционного поля, пункция желудка под контролем эндоскопа с заведением проводника, захват проводника в желудке биопсийными щипцами и выведение через рот, фиксация петли гастростомической трубки к проводнику с последующим протягиванием трубки через рот, пищевод, стенку желудка и переднюю брюшную стенку. К выведенному наружу концу гастростомической трубки фиксировалась прижимная пластинка с заданной силой натяжения около 200 мг. В завершении проводился эндоскопический контроль стояния трубки в желудке. Таким образом, были проведены тренинги, во время которых слушатели выполняли операцию необходимое количество раз доводя навык до автоматизма.

Выводы: методика обучения ЧЭГ на манекене позволяет многократно выполнять манипуляцию в симулированных условиях до встречи с реальным больным, что снижает риск ятро-генных осложнений. Многократное повторение позволяет уверенно овладеть навыком постановки ЧЭГ. Литература

1. Евреш М.А., Багина Е.А. Методика чрескожной эндоскопической гастростомии (ЧЭГ) — новая технология обеспечения доступа для энтерального питания. М.: Интенсивная терапия. 2007. 16 (1). С. 20-22.

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ АЛГОРИТМОВ ОБУЧЕНИЯ ИНТУБАЦИИ ТРАХЕИ В УСЛОВИЯХ СИМУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА

Пономарев Н. А., Кривец А. В.

Научный руководитель — к.м.н. доцент Лисовский Олег Валентинович Кафедра общей медицинской практики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Пономарев Николай Алексеевич — студент 2 курса Педиатрического факультета. E-mail: nikolai.al.ponomarev@gmail.com

Ключевые слова: интубация, ларингоскопия.

Актуальность: интубация трахеи в анестезиологии и реанимации применяется в повседневной практике [1]. Существующие образовательные стандарты определяют необходимость использования симуляторов и тренажеров как метод профилактики осложнений, среди которых наиболее часто встречаются повреждения резцов, трахеи и неправильное положение эндо-трахеальной трубки [2]. Методики обучения должны быть понятными и обеспечивать уверенное и безопасное освоение навыков [3].

Цель исследования: разработать и внедрить эффективную методику обучения интубации трахеи в симулированных условиях.

Материалы и методы: на кафедре общей медицинской практики СПбГПМУ проведено социологическое исследование обучающихся. В работу вошли 126 студентов шестого курса. Разработан алгоритм подготовки и контроля знаний. Интубация трахеи проводилась на манекене с высоким уровнем реалистичности. Качество выполнения навыков оценивалось по разработанным чек-листам. После выявления ошибок проводился дебрифинг и совершенствование методики.

Результаты: теоретический уровень подготовки обеспечивался сотрудниками кафедры анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии. В методику обучения внесены данные об анатомических особенностях строения гортани, технике выполнения прямой ларингоскопии и выполнения оротрахеальной интубации. Отработка навыка интубации трахеи проводилась на манекене, позволяющем наглядно определить ошибки во время выполнения. Повторные манипуляции проводились после детальной теоретической подготовки и дебрифинга ошибок первого этапа. Все студенты, выполняющие интубацию трахеи до внедрения данной методики имели базовый уровень знаний, полученный в ходе обучения. ошибки и осложнения

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.