Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 211
ческого здоровья личности и отношений между людьми. В социальной концепции прописана возможность использования искусственного оплодотворения жены половым клетками мужа, так как это не будет нарушать целостности брачного союза [1]. Взгляды католической церкви не отличаются от взглядов РПЦ в данном вопросе. Искусственное оплодотворение не противоречит буддийскому учению. Буддизм не налагает никаких жестких условий и правил для проведения экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Проведение программ ЭКО и ИКСИ с использованием биологического материала супружеской пары разрешается практически всеми религиозными авторитетами в иудаизме. Большая часть раввинов не видят супружеской измены в использовании женщиной спермы донора [2]. С позиции ислама, деторождение является главной целью супружества. Шариат одобряет подобные процедуры, но с некоторыми ограничениями: в оплодотворении могут принимать участие исключительно супружеские пары; супружеские пары не имеют права использовать лишние эмбрионы других супругов; после оплодотворения вне организма яйцеклетка должна быть перенесена в матку именно той женщины, чья яйцеклетка оплодотворена. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что категорического запрета на использование ВРТ ни в одной из религий нет. Сравнительный анализ показал, что самыми либеральными являются иудаизм и буддизм, а самой консервативной — христианство. Наиболее спорным, по мнению всех конфессий, является метод суррогатного материнства [2, 3].
Выводы: Данные проблемы ВРТ требуют дальнейших обсуждений с целью обмена мнениями и выработки новых убеждений в стремлении создать благоприятные медико-социальные, этические и духовные установки для продолжения жизни. Литература
1. Аксенов И. Прогресс и современное человеческое достоинство. Этические вопросы современных вспомогательных репродуктивных технологий //Православие и проблемы биоэтики. М., 2017.
2. Зорина И.М. Биоэтические и юридические проблемы вспомогательных репродуктивных технологий //Национальное здоровье. 2017. № 1-2. С. 74-86.
3. Силуянова И.В., Першин М.С. , Ляуш Л.Б., Макеева И.М. Статус эмбриона //Человек. 2007. № 2. С. 98-108.
трансгуманизм: прошлое, настоящее, будущее
Петрова Ю. А.
Научный руководитель: к.м.н., доцент Лихтшангоф А.З. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Петрова Юлия Алексеевна — студентка 1 курса, педиатрический факультет. E-mail: iuliia_pietrova_01 @mail. ru
Ключевые слова: трансгуманизм; развитие; концепция; общество.
Актуальность: В эпоху информационных технологий и активной интеграции достижений науки и техники в медицину трансгуманистические идеи приобретают всё более реальный и актуальный характер. В данной работе прослежен путь формирования трансгуманизма не только как философской концепции, но и как междисциплинарной области научного знания, имеющей своё практическое проявление. В работе представлены основные вехи становления трансгуманизма во взаимосвязи с историческим развитием человека, его духовной природы и медицинского знания, начиная с глубокой древности, а также приводится краткий обзор современного состояния и перспектив развития данного направления.
Цель исследования: Цель данной исследовательской работы состоит в рассмотрении трансгуманизма в развитии и установлении идей и событий, определивших его сущность, а также в определении степени осведомленности населения о трансгуманизме, выявлении отношения общества к идеям данной философско-научной концепции.
Материалы и методы: Для изучения истории развития трансгуманизма были проанализированы соответствующие литературные материалы [1]. Для определения отношения общества
FORCIPE
ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020
elSSN 2658-4182
Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»
и его отдельных групп к идеям трансгуманизма было проведено онлайн-анкетирование, в котором приняли участие респонденты разного пола, возраста, социального положения, сферы деятельности.
Результаты: Из всех респондентов лишь 10% смогли сформулировать определение трансгуманизма, отвечающее сущности данной концепции. 98% опрошенных верят в возможность достижения физического бессмертия, однако 90% из них считают, что это произойдёт не в 21 веке. 60% опрошенных верят в возможность духовного бессмертия человека путём загрузки его разума на компьютер. 15% респондентов имеют какое-то представление о крионике, но никто из опрошенных не знает о доступности населению в Российской Федерации услуг кри-онирования. 90% прошедших анкетирование готовы воспользоваться био- и нанотехнология-ми для улучшения своего тела, 100% опрошенных считают доспустимым использование данных методов, чтобы избавиться от заболеваний. Негативное отношение к данной возможности в основном связано с отсутствием необходимости, а также с недоверием к биотехнологиям и опасением за свое здоровье.
Выводы: Трансгуманизм является научно-философской концепцией, прошедшей длительную эволюцию, сопровождающую весь путь развития человека с момента появления его на Земле. На сегодняшний день исследования в этой области научного знания достигли такого уровня, когда лишь высокая ответственность и постоянное обращение к этической стороне вопроса позволят избежать негативных последствий. Отмечается крайне низкая осведомленность общества о целях и задачах трансгуманистов, а также о состоянии передовых отраслей науки (нано- и биотехнологии). Литература
Bostrom N. A history of transhumanist thought //Journal of Evolution and Technology. 2005. Т. 14, № 1.
исторические аспекты создания манекена «оживленная анна»
Пономарев Н. А., Лисовская Е. О., Бута А. А., Гостимский И. А.
Научный руководитель: к.м.н., доцент Лисовский О.В., асс. Лисица И.А. Кафедра общей медицинской практики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Лисовская Евгения Олеговна — студентка 1 курса, педиатрический факультет. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: симулятор, «Оживленная Анна», сердечно-легочная реанимация
Актуальность: современные образовательные стандарты предписывают допускать студента медицинского вуза к пациенту только после отработки необходимых навыков на манекене. Наиболее популярным для симуляционного обучения является манекен «Оживленной Анны».
Цель исследования: обзор литературы, посвященный истории развития симуляторов для обучения неотложной помощи.
Материалы и методы: Проведен анализ научных публикаций в базах PubMed, E-library.ru, СуЬег1ешпка, а также анализ литературных источников «вручную». Глубина поиска составила 7 лет, с 2012 по 2019 г. Изучена история появления симуляторов и манекенов разного уровня реалистичности. Критерии включения: статьи об истории симуляционного обучения, инструкции к манекенам.
Результаты: В трактатах Авиценны встречается описание способа обучения репозиции костных отломков при переломах, когда черепки кувшина помещаются в матерчатый мешок и обучающихся должен их собрать в сосуд. В ХУ1-ХУП веках в Европе и Азии для обучения медиков использовались манекены из дерева, кожи и костей, демонстрирующие внутренние органы человека. В ХУШ веке Французской академией хирургов утвержден симулятор — «Машина» — для отработки навыков акушерского пособия, разработанный Анжеликой дю Ку-дрэ [1]. Он состоял из манекена женщины с подробно проработанной областью малого таза
FORCIPE
VOL. 3 SUPPLEMENT 2020
ISSN 2658-4174