Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»
8-м месяце, о душе эмбриона и ряд других. Особой сложностью для современного исследователя является несовпадение терминов «эмбрион» и «плод» с современной научной терминологией. В Древней Греции существовали следующие эмбриологические теории: энкефало-мие-логенная (Алкмеон, Гиппон, пифагорейцы), считавшая местом происхождения мужского семени головной и спинной мозг, и носящая влияние других культур, в частности, древнеегипетской и древнеперсидской; 2) пангенетическая теория (атомисты, Гиппократ), в котором источником семени как у мужчин, так и женщин являлись все органы, что, в свою очередь, объясняло и феномен сходства потомков с родителями; 3) гематогенная теория зарождения семени (Аристотель), где источником мужского семени являлась кровь. Особое место занимали взгляды Платона. Древние греки считали мозг и костный мозг близкородственными субстанциями, однако Аристотель считал мозг (enkephalos) и костный мозг (myelos) противоположными по природе и путем сложной аргументации отвергал теорию пангенезиса [1]. В Корпусе Гиппократа отмечается связь головы, репродуктивных органов и груди (молочных желез). Особое место занимал вопрос о роли женщины и «женского семени» в зачатии [2]. Спор о нем проник даже в греческую трагедию у Эсхила и Еврипида. В то время как Гиппократ и пифагорейцы признавали его наличие и роль в зачатии наравне с мужским семенем, Аристотель, стоики, неоплатоники и Гален отвергали наличие «женского семени» или говорили о его несостоятельности и отсутствии значимой роли. Античные теории в значительной степени повлияли на развитие эмбриологии Нового времени.
Выводы: 1. Взгляды Гиппократа в области эмбриологии и происхождении семени являются наиболее близкими современным биомедицинским наукам. 2. Теории, касающиеся эмбриона, занимали одно из ведущих мест в древнегреческом медико-философском дискурсе. Литература
1. Аристотель. История животных. Пер. с древнегреч. Карпова В.П. М., 1996.
2. Гиппократ. Сочинения в 3 томах. Пер. с древнегреч. Руднева В.И. М., 1936.
3. Wilberding J. Embryology // Irby G. L. (ed.) A Companion to Science, Technology, and Medicine in Ancient Greece and Rome (Blackwell Companions to the Ancient World). Oxford: Wiley Blackwell, 2016. Р.329-343.
взгляды представителей разных религиозных конфессий на применение современных репродуктивных технологий
Орехова О. С.
Научный руководитель: к.м.н., ст. преподаватель Каурова Т.В. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Орехова Ольга Сергеевна — студентка 3 курса Педиатрического факультета. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: бесплодие, вспомогательные репродуктивные технологии, религия.
Актуальность: на современном этапе к числу наиболее бурно обсуждаемых тем относятся медицинские практики, связанные с рождением человека. Бесплодие — это проблема не только каждой конкретной супружеской пары, но и современного общества в целом. Применение вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) сопряжено со многими философскими, религиозными, правовыми и моральными проблемами, большая часть из которых не имеет однозначного решения.
Цель исследования: изучить отношение представителей различных религиозных конфессий к применению новейших технологий репродукции человека.
Материалы и методы: анализ литературных и Интернет-ресурсов по данной теме.
Результаты: Русская православная церковь придерживается мнения, что человеческое вмешательство в зарождение новой жизни может стать угрозой для духовной целостности, физи-
FORCIPE
VOL. 3 SUPPLEMENT 2020
ISSN 2658-4174
Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 211
ческого здоровья личности и отношений между людьми. В социальной концепции прописана возможность использования искусственного оплодотворения жены половым клетками мужа, так как это не будет нарушать целостности брачного союза [1]. Взгляды католической церкви не отличаются от взглядов РПЦ в данном вопросе. Искусственное оплодотворение не противоречит буддийскому учению. Буддизм не налагает никаких жестких условий и правил для проведения экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Проведение программ ЭКО и ИКСИ с использованием биологического материала супружеской пары разрешается практически всеми религиозными авторитетами в иудаизме. Большая часть раввинов не видят супружеской измены в использовании женщиной спермы донора [2]. С позиции ислама, деторождение является главной целью супружества. Шариат одобряет подобные процедуры, но с некоторыми ограничениями: в оплодотворении могут принимать участие исключительно супружеские пары; супружеские пары не имеют права использовать лишние эмбрионы других супругов; после оплодотворения вне организма яйцеклетка должна быть перенесена в матку именно той женщины, чья яйцеклетка оплодотворена. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что категорического запрета на использование ВРТ ни в одной из религий нет. Сравнительный анализ показал, что самыми либеральными являются иудаизм и буддизм, а самой консервативной — христианство. Наиболее спорным, по мнению всех конфессий, является метод суррогатного материнства [2, 3].
Выводы: Данные проблемы ВРТ требуют дальнейших обсуждений с целью обмена мнениями и выработки новых убеждений в стремлении создать благоприятные медико-социальные, этические и духовные установки для продолжения жизни. Литература
1. Аксенов И. Прогресс и современное человеческое достоинство. Этические вопросы современных вспомогательных репродуктивных технологий //Православие и проблемы биоэтики. М., 2017.
2. Зорина И.М. Биоэтические и юридические проблемы вспомогательных репродуктивных технологий //Национальное здоровье. 2017. № 1-2. С. 74-86.
3. Силуянова И.В., Першин М.С. , Ляуш Л.Б., Макеева И.М. Статус эмбриона //Человек. 2007. № 2. С. 98-108.
трансгуманизм: прошлое, настоящее, будущее
Петрова Ю. А.
Научный руководитель: к.м.н., доцент Лихтшангоф А.З. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Контактная информация: Петрова Юлия Алексеевна — студентка 1 курса, педиатрический факультет. E-mail: iuliia_pietrova_01 @mail. ru
Ключевые слова: трансгуманизм; развитие; концепция; общество.
Актуальность: В эпоху информационных технологий и активной интеграции достижений науки и техники в медицину трансгуманистические идеи приобретают всё более реальный и актуальный характер. В данной работе прослежен путь формирования трансгуманизма не только как философской концепции, но и как междисциплинарной области научного знания, имеющей своё практическое проявление. В работе представлены основные вехи становления трансгуманизма во взаимосвязи с историческим развитием человека, его духовной природы и медицинского знания, начиная с глубокой древности, а также приводится краткий обзор современного состояния и перспектив развития данного направления.
Цель исследования: Цель данной исследовательской работы состоит в рассмотрении трансгуманизма в развитии и установлении идей и событий, определивших его сущность, а также в определении степени осведомленности населения о трансгуманизме, выявлении отношения общества к идеям данной философско-научной концепции.
Материалы и методы: Для изучения истории развития трансгуманизма были проанализированы соответствующие литературные материалы [1]. Для определения отношения общества
FORCIPE
ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020
elSSN 2658-4182