Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ВЗГЛЯДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
418
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
БЕСПЛОДИЕ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕЛИГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ НА ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

8-м месяце, о душе эмбриона и ряд других. Особой сложностью для современного исследователя является несовпадение терминов «эмбрион» и «плод» с современной научной терминологией. В Древней Греции существовали следующие эмбриологические теории: энкефало-мие-логенная (Алкмеон, Гиппон, пифагорейцы), считавшая местом происхождения мужского семени головной и спинной мозг, и носящая влияние других культур, в частности, древнеегипетской и древнеперсидской; 2) пангенетическая теория (атомисты, Гиппократ), в котором источником семени как у мужчин, так и женщин являлись все органы, что, в свою очередь, объясняло и феномен сходства потомков с родителями; 3) гематогенная теория зарождения семени (Аристотель), где источником мужского семени являлась кровь. Особое место занимали взгляды Платона. Древние греки считали мозг и костный мозг близкородственными субстанциями, однако Аристотель считал мозг (enkephalos) и костный мозг (myelos) противоположными по природе и путем сложной аргументации отвергал теорию пангенезиса [1]. В Корпусе Гиппократа отмечается связь головы, репродуктивных органов и груди (молочных желез). Особое место занимал вопрос о роли женщины и «женского семени» в зачатии [2]. Спор о нем проник даже в греческую трагедию у Эсхила и Еврипида. В то время как Гиппократ и пифагорейцы признавали его наличие и роль в зачатии наравне с мужским семенем, Аристотель, стоики, неоплатоники и Гален отвергали наличие «женского семени» или говорили о его несостоятельности и отсутствии значимой роли. Античные теории в значительной степени повлияли на развитие эмбриологии Нового времени.

Выводы: 1. Взгляды Гиппократа в области эмбриологии и происхождении семени являются наиболее близкими современным биомедицинским наукам. 2. Теории, касающиеся эмбриона, занимали одно из ведущих мест в древнегреческом медико-философском дискурсе. Литература

1. Аристотель. История животных. Пер. с древнегреч. Карпова В.П. М., 1996.

2. Гиппократ. Сочинения в 3 томах. Пер. с древнегреч. Руднева В.И. М., 1936.

3. Wilberding J. Embryology // Irby G. L. (ed.) A Companion to Science, Technology, and Medicine in Ancient Greece and Rome (Blackwell Companions to the Ancient World). Oxford: Wiley Blackwell, 2016. Р.329-343.

взгляды представителей разных религиозных конфессий на применение современных репродуктивных технологий

Орехова О. С.

Научный руководитель: к.м.н., ст. преподаватель Каурова Т.В. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Орехова Ольга Сергеевна — студентка 3 курса Педиатрического факультета. E-mail: olyaorehova170131@gmail.com

Ключевые слова: бесплодие, вспомогательные репродуктивные технологии, религия.

Актуальность: на современном этапе к числу наиболее бурно обсуждаемых тем относятся медицинские практики, связанные с рождением человека. Бесплодие — это проблема не только каждой конкретной супружеской пары, но и современного общества в целом. Применение вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) сопряжено со многими философскими, религиозными, правовыми и моральными проблемами, большая часть из которых не имеет однозначного решения.

Цель исследования: изучить отношение представителей различных религиозных конфессий к применению новейших технологий репродукции человека.

Материалы и методы: анализ литературных и Интернет-ресурсов по данной теме.

Результаты: Русская православная церковь придерживается мнения, что человеческое вмешательство в зарождение новой жизни может стать угрозой для духовной целостности, физи-

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 211

ческого здоровья личности и отношений между людьми. В социальной концепции прописана возможность использования искусственного оплодотворения жены половым клетками мужа, так как это не будет нарушать целостности брачного союза [1]. Взгляды католической церкви не отличаются от взглядов РПЦ в данном вопросе. Искусственное оплодотворение не противоречит буддийскому учению. Буддизм не налагает никаких жестких условий и правил для проведения экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Проведение программ ЭКО и ИКСИ с использованием биологического материала супружеской пары разрешается практически всеми религиозными авторитетами в иудаизме. Большая часть раввинов не видят супружеской измены в использовании женщиной спермы донора [2]. С позиции ислама, деторождение является главной целью супружества. Шариат одобряет подобные процедуры, но с некоторыми ограничениями: в оплодотворении могут принимать участие исключительно супружеские пары; супружеские пары не имеют права использовать лишние эмбрионы других супругов; после оплодотворения вне организма яйцеклетка должна быть перенесена в матку именно той женщины, чья яйцеклетка оплодотворена. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что категорического запрета на использование ВРТ ни в одной из религий нет. Сравнительный анализ показал, что самыми либеральными являются иудаизм и буддизм, а самой консервативной — христианство. Наиболее спорным, по мнению всех конфессий, является метод суррогатного материнства [2, 3].

Выводы: Данные проблемы ВРТ требуют дальнейших обсуждений с целью обмена мнениями и выработки новых убеждений в стремлении создать благоприятные медико-социальные, этические и духовные установки для продолжения жизни. Литература

1. Аксенов И. Прогресс и современное человеческое достоинство. Этические вопросы современных вспомогательных репродуктивных технологий //Православие и проблемы биоэтики. М., 2017.

2. Зорина И.М. Биоэтические и юридические проблемы вспомогательных репродуктивных технологий //Национальное здоровье. 2017. № 1-2. С. 74-86.

3. Силуянова И.В., Першин М.С. , Ляуш Л.Б., Макеева И.М. Статус эмбриона //Человек. 2007. № 2. С. 98-108.

трансгуманизм: прошлое, настоящее, будущее

Петрова Ю. А.

Научный руководитель: к.м.н., доцент Лихтшангоф А.З. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Петрова Юлия Алексеевна — студентка 1 курса, педиатрический факультет. E-mail: iuliia_pietrova_01 @mail. ru

Ключевые слова: трансгуманизм; развитие; концепция; общество.

Актуальность: В эпоху информационных технологий и активной интеграции достижений науки и техники в медицину трансгуманистические идеи приобретают всё более реальный и актуальный характер. В данной работе прослежен путь формирования трансгуманизма не только как философской концепции, но и как междисциплинарной области научного знания, имеющей своё практическое проявление. В работе представлены основные вехи становления трансгуманизма во взаимосвязи с историческим развитием человека, его духовной природы и медицинского знания, начиная с глубокой древности, а также приводится краткий обзор современного состояния и перспектив развития данного направления.

Цель исследования: Цель данной исследовательской работы состоит в рассмотрении трансгуманизма в развитии и установлении идей и событий, определивших его сущность, а также в определении степени осведомленности населения о трансгуманизме, выявлении отношения общества к идеям данной философско-научной концепции.

Материалы и методы: Для изучения истории развития трансгуманизма были проанализированы соответствующие литературные материалы [1]. Для определения отношения общества

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.